Напоминание

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ В ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.


Автор: Глибанова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 221
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ В ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ В ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ

ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Глибанова Е.В.

МБДОУ ЦРР – детский сад №221 г. Ульяновска

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов

отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла

так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и

катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной

и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из

условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

В

нашем

дошкольном

учреждении

оборудован

«Зимний

сад»

«Кактусенок»,

где

распологаются

разные

комнатные

растения

и

домашние

животные.

Ежедневно

в

экологическом

уголке

проводится

совместоно

образовательная

деятельность

с

детьми

по

эколого-краеведческому

направлению, а так же экскурсии для детей разных возрастов по фото-галерее

картин

«Край

родной

навек

любимый»(где

представлены

фото-пейзажи

Ульяновской области),а так же по выставке «Зерновые культуры Ульяновской

области».

Экологическое

воспитание

детей

дошкольного

возраста,

в

нашем

дошкольном учреждении, предполагает:

воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

формирование

системы

экологических

знаний

и

представлений

(интеллектуальное развитие)

развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту

природы, восхититься ею, проявление желания сохранить ее)

участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями

и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как

нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему

миру

природы

должны

лежать

гуманные

чувства,

т.е.

осознание

ценности

любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Краеведческое

воспитание -

это

новое

направление

экологического

образования, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В

основе

общения

дошкольника

с

природой

лежит

отношение

старшего

к

младшему

(появляется

потребность

ласкать,

заботиться

о

растениях

и

животных).

Процесс

взаимодействия

ребенка

с

растительным

и

животным

миром противоречив. Экологическое отношение к нему может появиться у

ребенка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с

незнанием

правил

взаимодействия

с

объектами

природы.

Поэтому

важно

формировать

у

детей

дошкольного

возраста

представление

о

природе

и

позитивные формы, а так же способы взаимодействия с ней. Осознанное и

правильное

отношение

вырабатывается

при

условии

тесного

контакта

и

различных

форм

взаимодействия

ребенка

с

растениями

и

животными,

имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.

Основным направлением в эколого-краеведческой работе МБДОУ является

формирование

экологической

культуры

дошкольников,

знакомство

с

растительным и животным миром Ульяновской области.

Критериями

сформированности

осознанного

и

активного

гуманного

отношения к природе нами были выделены следующие:

понимание

необходимости

бережного

и

заботливого

отношения

к

природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении

для человека;

освоение норм поведения и соблюдении их в практической деятельности

и в быту;

проявление

активного

отношения

к

объектам

природы

(действенной

заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение к природе в образовательной деятельности,

необходимо

исходить

из

следующего:

главное,

чтобы

ребенок

понял,

что

человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о

человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку,

следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас

Дом, безнравственны.

Принципы содержания эколого-краеведческого обучения в ДОУ:

1. Принцип гуманизации - достигается за счет введения краеведческого

материала, который используется для углубленного изучения природы нашего

края,

позволяет

сделать

основные

сведения

ярче,

ближе

и

интереснее,

способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию

интереса и уважения к своему краю.

2. Принцип демократичности - достигается не только тем, что дошкольное

образовательное учреждение определяет вариант

реализации, но и тем, что

воспитатель

самостоятельно

избирает

пути

достижения

планируемого

результата деятельности.

3.

Принцип

научности

предполагает

достаточный

уровень

доступной

информации с учетом возрастных особенностей дошкольников.

4.

Принцип

непрерывности

вытекает

из

постепенности

и

этапности

формирования эколого-краеведческой ответственности личности.

5. Принцип практической направленности - реализуется за счет введения

практических занятий, экскурсий, целевых прогулок, творческих заданий.

6.

Краеведческий

принцип

-

является

ведущим

в

отборе

содержания

эколого-краеведческого

обучения.

Он

обязывает

воспитателя

при

изучении

природы широко использовать экологическую программу, проводить экскурсии

в

природу,

в

краеведческий

музей.

Все

это

обеспечивает

накопление

чувственного опыта дошкольников.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая

возрастные

о собенно сти

дошкольников,

к

которым

о т н о с я т с я

впечатлительность

и

эмоциональная

отзывчивость,

через

сострадание,

сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого

существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою

собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное

отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех,

кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду

(разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.).

Активная позиция ребенка в образовательной деятельности, как правило,

способствует

овладению

умениями

и

навыками

по

уходу

за

комнатными

растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. Кроме того,

умение сопереживать, сочувствовать, постепенно вырабатывает эмоциональное

табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Нам

очень

важно

показать

детям,

что

по

отношению

к

природе

они

занимают

позиции

более

сильной

стороны

и

поэтому

должны

ей

покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь

замечать

действия

других

людей,

сверстников

и

взрослых,

давать

им

соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей

противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое

отношение

детей

к

природе

объясняется

отсутствием

у

них

необходимых

знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит у нас

в образовательной деятельности

в неразрывном единстве с формированием

системы доступных дошкольникам экологических знаний, которые включают:

представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых

живых

существах,

об

их

потребностях

и

способах

удовлетворения

этих

потребностей;

понимание

взаимосвязи

между

живыми

существами

и

средой

их

обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом

сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят,

исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и

в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут

существовать одновременно.

Разумеется,

одних

знаний

недостаточно

для

формирования

у

детей

гуманного

отношения

к

природе

и

любви

к

родному

краю

необходимо

включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать

условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А

создание

и

поддержание

положительного

эмоционального

состояния

детей

(радость

от

выполненной

работы,

удостоенной

похвалы

воспитателя,

расцветший

цветок,

выздоровевший

щенок…)

способствует

дальнейшему

развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и

при

формировании

у

детей

осознания

эстетической

ценности

объектов

природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание

эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического

воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Наша задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию

того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и

каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Литература:

1.

Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф. Виноградова

- М. : Просвещение , 1993. - 128 с.

2.

Детский

сад

-

эталон

экологической

культуры

/

Вестник

экологического образования в России. – 2004. - №2. - С.

3.

Евтушенко

С.,

Веселова

Л.

Воспитание

большого

гражданина

России. / Дошкольное воспитание 2007- №6, с.118-121.

4.

Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному

краю / Дошкольное воспитание 2006 -№2, с.3-8.

5.

Николаева

С.

Н.

Экологическое

воспитание

дошкольников

/Педагогика. – 2007. - №5. - С. 22-27.

6.

Новикова

Г.

Дошкольный

возраст

:

этико-экологиче ское

воспитание /Дошкольное воспитание. – 2005. - № 7. - С. 87-89.



В раздел образования