Автор: Нигаметзянова Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Харатиргенская НШ-Д/С
Населённый пункт: Харатирген Боханский район Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование ключевых компетенций"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей
дошкольного и младшего школьного возраста « Харатиргенская начальная школа –
детский сад
669334, Россия, Иркутская область, Боханский район, д.Харатирген, ул.Ленина, 49
e-mail:eremeeva.faina@mail
«Формирование ключевых компетенций
обучающихся в рамках реализации ФГОС.»
Работу выполнил: учитель начальных классов
И.М Нигаметзянова.
Главная задача современной системы образования – создание условий
для
качественного
обучения.
В
«Концепции
модернизации
российского
образования » зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная
школа
должна
формировать
целостную
систему
универсальных
знаний,
учений,
навыков,
а
также
опыт
самостоятельной
деятельности
и
личной
ответственности
обучающихся,
то
есть
ключевые
компетенции,
определяющие современное качество образования».
Повышение
качества
образования
является
одной
из
актуальных
проблем
для
образовательных
систем
большинства
стран
мирового
сообщества,
в
том
числе
и
России.
Решение
этой
проблемы
связано
с
изменением содержания образования, оптимизацией способов и технологий
организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и
результата
образования.
Компетентностный
подход
в
этом
отношении
и
является одним из направлений трансформации
оценки образовательных
результатов, формирует новые цели в образовании детей.
Под
понятием
"компетентностный
подход"
имеют
в
виду
направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых
(базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Формирование
компетентностей
обучающихся
обусловлено
реализацией
не
только
обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий
обучения. Компетентностный подход в образовании предполагает, что смысл
образования
заключается
не
в
увеличении
объёма
информированности
в
различных предметных областях, а в развитии у обучающихся способности
самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности
на основе использования социального опыта, элементом которого является и
социальный опыт обучающихся.
2
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных
друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим
меняется, точнее, по – иному определяется система методов обучения. В основе
отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих
компетенций и функций, которые они выполняют в образовании. Рассмотрим
основания для отбора и конструирования методов обучения в компетентностном
подходе.
Для
этого
определим
понятие
компетенций
и
компетентностей,
обозначим их структуру, функции.
Авторы толкового словаря под редакцией Д.И.Ушакова впервые пытались
доказать
отличия
между
понятиями
«компетентность»
и
«компетенция»:
«компетентность
—
осведомленность,
авторитетность;
компетенция
-
крут
вопросов,
явлений,
в
которых
данное
лицо
обладает
авторитетностью,
познанием, опытом, кругом полномочий».
По
словам
доктора
педагогических
наук
А.В.
Хуторского
необходимо
различать
понятия
«компетентность»
и
«компетенция» .
С л о в о
«компетентность» означает знание правил, законов, гипотез – т.е. прописных
истин, а слово «компетенция» означает, не только знание этих правил и законов,
но и их применение в повседневной жизни, со своим личным пониманием,
отношением. Задача каждого думающего педагога, не только обучить ребёнка, но
и
создать
такие
условия,
чтобы
каждый
обучающийся
овладел
именно
компетенциями.
В
контексте
этой
концепции
изменяются
требования
к
ученику
общеобразовательной
школы:
приоритетом
становится
« образованность»
человека, а не его «обученность». Новые ФГОС второго поколения содержат в
своей
основе
системно
–
деятельностный
подход,
при
этом
формирование
универсальных
учебных
действий
у
обучающихся
прямо
соотносится
с
формированием ключевых компетенций.
3
Главная задача современной системы образования – создание условий для
качественного
обучения.
Исследования
показывают,
качество
усвоения
материала
напрямую
зависит
от
способа
получения
информации
и
степени
активности обучащихся. При обучении обучающийся усваивает:
- 10 % прочитанного
- 20 % услышанного
-30 % увиденного
-90 % того, что он сделал сам.
Важный фактор успешного урока – структурированность, чёткость изложения
материала,
выделение
главного.
В
то
же
время
урок
должен
быть
эмоциональным,
увлекательным,
мотивированным.
Урок
–
это
творчество!
Педагогическое мастерство учителя как раз и заключается в том, чтобы каждого
обучающегося сделать творцом современного урока. Вначале увлечь, а потом
научить.
Компетенция
не
сводится
только
к
знаниям
и
только
к
умениям.
Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и его
применением. К компетенциям можно отнести следующие: «уметь извлекать
пользу
из
опыта»,
«уметь
решать
проблемы»,
«раскрывать
взаимосвязь
прошлых и настоящих событий», «уметь находить новые решения». В то же
время, указаний на данные умения еще не достаточно для того чтобы целостно
представить
весь
комплекс
знаний,
умений,
способов
деятельности
и
опыта
обучающегося в отношении его компетенций.
Компетентность предполагает наличие минимального опыта применения
компетенции. Об этом важно не забывать при формулировании проверяемых
4
требований к подготовке обучающегося, а так же при проектировании
учебного процесса.
Если
руководствоваться
теорией
о
ключевых
компетенциях
доктора
педагогических
наук
А.В.
Хуторского,
то
главными
компетенциями,
которые
учитель
должен
сформировать
в
начальной
школе,
являются
учебно-
познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.
Учебно-познавательные компетенции;
1.
ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
2.
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей
учебно-познавательной деятельности;
3.
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений,
обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой
проблеме;
4.
ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия
наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
5.
выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
6.
иметь опыт восприятия картины мира.
Информационные компетенции:
1.
владеть
навыками
работы
с
различными
источниками
информации:
книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
2. самостоятельно
искать,
извлекать,
систематизировать,
анализировать
и
отбирать
необходимую
информацию,
организовывать,
преобразовывать,
сохранять и предавать ее;
3. ориентироваться
в
информационных
потоках,
уметь
выделять
в
них
Главное н необходимое;
5
уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по канал
С МИ ; о вл а д е т ь
н а в ы ка ми
и с п ол ь зо ва н и я
и н ф о р м а ц и о н н ы х
устройств;применять
для
решения
учебных
задач
информационные
и
телекоммуникационные технологии; аудио и видеозапись, электронную
почту, Интернет.
Коммуникативные компетенции:
1.
уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо,
поздравление;
2.
уметь представить свой класс, школу, страну, использовать для этого
знания иностранного языка;
3.
владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с
устным
сообщением,
уметь
задать
вопрос,
корректно
вести
учебный
диалог;
4.
владеть
знаниями
и
опытом
выполнения
типичных
социальных
ролей:
семьянина,
гражданина;
уметь
действовать
в
каждодневных
ситуациях
семейно-бытовые сферы;
5.
определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе,
государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в
собственной деятельности; владеть эффективными способами организации
свободного времени;
6.
действовать
в
сфере
трудовых
отношений
с
личной
и
общественной
пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
6
Социальные компетенции:
1.
владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей:
семьянина,
гражданина;
уметь
действовать
в
каждодневных
ситуациях
семейно-бытовые сферы;
2.
определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе,
государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в
собственной деятельности; владеть эффективными способами организации
свободного времени;
3. иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и
других странах;
4. действовать
в
сфере
трудовых
отношений
с
личной
и
общественной
пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
5. владеть элементами художественно – творческих компетенции читателя,
слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.
Для
формирования
ключевых
компетенций
необходимы
современные
технологии
организации
учебно-воспитательного
процесса:
технология
проблемного
и
проектного
обучения;
развития
критического
мышления;
обучения в глобальном информационном сообществе.
Исследовательская
деятельность,
проектная
деятельность
на
уроке
и
внеурочное
время,
участие
во
внеклассных
мероприятиях,
интеллектуальных
конкурсах,
олимпиадах,
проектах,
концертах
–
все
это
способствует
формированию ключевых компетенций.
Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в
образовании
невозможны
без
кардинальных
изменений
профессионального
сознания
учителя.
Появилось
множество
новых
знаний,
понятий,
которые
необходимы современному учителю.
7
Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он
обучает!
В
заключении
советы,
которыми
необходимо
руководствоваться
при
формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования:
1. главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы
формируете;
2. помогайте обучающимся овладеть наиболее продуктивными методами
учебно-познавательной деятельности, учите их учиться;
3. необходимо часто использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить
причинно:
понимание
причинно-следственных
связей
являет ся
обязательным условием развивающего обучения;
4. помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на
практике;
5. приучайте обучающихся думать и действовать самостоятельно;
6.
творческое
мышление
развивайте
всесторонним
анализом
проблем;
познавательные задачи решайте несколькими способами, чаше практикуйте
творческие задачи;
7.
в
процессе
обучения
обязательно
учитывайте
индивидуальные
особенности каждого обучающегося, объединяйте в дифференцированные
подгруппы обучающихся с одинаковым уровнем знаний;
8. поощряйте исследовательскую работу обучающихся;
9. учите так, чтобы обучающийся понимал, что знание является для него
жизненной необходимостью;
8
10. объясняйте обучающимся, что каждый человек найдет свое место в
жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных
планов.
Конечно,
эти
советы
только
небольшая
часть
педагогической
мудрости,
общего
педагогического
опыта
многих
поколений.
Но
помнить
о
них,
наследовать
им,
руководствоваться
ими
-
это
условие,
которое
способно
облегчить учителю достижение наиважнейшей цели - формирование и развитие
личности.
9