Напоминание

"Формирование ключевых компетенций"


Автор: Нигаметзянова Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Харатиргенская НШ-Д/С
Населённый пункт: Харатирген Боханский район Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование ключевых компетенций"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей

дошкольного и младшего школьного возраста « Харатиргенская начальная школа –

детский сад

669334, Россия, Иркутская область, Боханский район, д.Харатирген, ул.Ленина, 49

e-mail:eremeeva.faina@mail

«Формирование ключевых компетенций

обучающихся в рамках реализации ФГОС.»

Работу выполнил: учитель начальных классов

И.М Нигаметзянова.

Главная задача современной системы образования – создание условий

для

качественного

обучения.

В

«Концепции

модернизации

российского

образования » зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная

школа

должна

формировать

целостную

систему

универсальных

знаний,

учений,

навыков,

а

также

опыт

самостоятельной

деятельности

и

личной

ответственности

обучающихся,

то

есть

ключевые

компетенции,

определяющие современное качество образования».

Повышение

качества

образования

является

одной

из

актуальных

проблем

для

образовательных

систем

большинства

стран

мирового

сообщества,

в

том

числе

и

России.

Решение

этой

проблемы

связано

с

изменением содержания образования, оптимизацией способов и технологий

организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и

результата

образования.

Компетентностный

подход

в

этом

отношении

и

является одним из направлений трансформации

оценки образовательных

результатов, формирует новые цели в образовании детей.

Под

понятием

"компетентностный

подход"

имеют

в

виду

направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых

(базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Формирование

компетентностей

обучающихся

обусловлено

реализацией

не

только

обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий

обучения. Компетентностный подход в образовании предполагает, что смысл

образования

заключается

не

в

увеличении

объёма

информированности

в

различных предметных областях, а в развитии у обучающихся способности

самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности

на основе использования социального опыта, элементом которого является и

социальный опыт обучающихся.

2

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных

друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим

меняется, точнее, по – иному определяется система методов обучения. В основе

отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих

компетенций и функций, которые они выполняют в образовании. Рассмотрим

основания для отбора и конструирования методов обучения в компетентностном

подходе.

Для

этого

определим

понятие

компетенций

и

компетентностей,

обозначим их структуру, функции.

Авторы толкового словаря под редакцией Д.И.Ушакова впервые пытались

доказать

отличия

между

понятиями

«компетентность»

и

«компетенция»:

«компетентность

осведомленность,

авторитетность;

компетенция

-

крут

вопросов,

явлений,

в

которых

данное

лицо

обладает

авторитетностью,

познанием, опытом, кругом полномочий».

По

словам

доктора

педагогических

наук

А.В.

Хуторского

необходимо

различать

понятия

«компетентность»

и

«компетенция» .

С л о в о

«компетентность» означает знание правил, законов, гипотез – т.е. прописных

истин, а слово «компетенция» означает, не только знание этих правил и законов,

но и их применение в повседневной жизни, со своим личным пониманием,

отношением. Задача каждого думающего педагога, не только обучить ребёнка, но

и

создать

такие

условия,

чтобы

каждый

обучающийся

овладел

именно

компетенциями.

В

контексте

этой

концепции

изменяются

требования

к

ученику

общеобразовательной

школы:

приоритетом

становится

« образованность»

человека, а не его «обученность». Новые ФГОС второго поколения содержат в

своей

основе

системно

деятельностный

подход,

при

этом

формирование

универсальных

учебных

действий

у

обучающихся

прямо

соотносится

с

формированием ключевых компетенций.

3

Главная задача современной системы образования – создание условий для

качественного

обучения.

Исследования

показывают,

качество

усвоения

материала

напрямую

зависит

от

способа

получения

информации

и

степени

активности обучащихся. При обучении обучающийся усваивает:

- 10 % прочитанного

- 20 % услышанного

-30 % увиденного

-90 % того, что он сделал сам.

Важный фактор успешного урока – структурированность, чёткость изложения

материала,

выделение

главного.

В

то

же

время

урок

должен

быть

эмоциональным,

увлекательным,

мотивированным.

Урок

это

творчество!

Педагогическое мастерство учителя как раз и заключается в том, чтобы каждого

обучающегося сделать творцом современного урока. Вначале увлечь, а потом

научить.

Компетенция

не

сводится

только

к

знаниям

и

только

к

умениям.

Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и его

применением. К компетенциям можно отнести следующие: «уметь извлекать

пользу

из

опыта»,

«уметь

решать

проблемы»,

«раскрывать

взаимосвязь

прошлых и настоящих событий», «уметь находить новые решения». В то же

время, указаний на данные умения еще не достаточно для того чтобы целостно

представить

весь

комплекс

знаний,

умений,

способов

деятельности

и

опыта

обучающегося в отношении его компетенций.

Компетентность предполагает наличие минимального опыта применения

компетенции. Об этом важно не забывать при формулировании проверяемых

4

требований к подготовке обучающегося, а так же при проектировании

учебного процесса.

Если

руководствоваться

теорией

о

ключевых

компетенциях

доктора

педагогических

наук

А.В.

Хуторского,

то

главными

компетенциями,

которые

учитель

должен

сформировать

в

начальной

школе,

являются

учебно-

познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.

Учебно-познавательные компетенции;

1.

ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;

2.

организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей

учебно-познавательной деятельности;

3.

задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений,

обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой

проблеме;

4.

ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия

наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;

5.

выступать устно и письменно о результатах своего исследования;

6.

иметь опыт восприятия картины мира.

Информационные компетенции:

1.

владеть

навыками

работы

с

различными

источниками

информации:

книгами, учебниками, справочниками, Интернет;

2. самостоятельно

искать,

извлекать,

систематизировать,

анализировать

и

отбирать

необходимую

информацию,

организовывать,

преобразовывать,

сохранять и предавать ее;

3. ориентироваться

в

информационных

потоках,

уметь

выделять

в

них

Главное н необходимое;

5

уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по канал

С МИ ; о вл а д е т ь

н а в ы ка ми

и с п ол ь зо ва н и я

и н ф о р м а ц и о н н ы х

устройств;применять

для

решения

учебных

задач

информационные

и

телекоммуникационные технологии; аудио и видеозапись, электронную

почту, Интернет.

Коммуникативные компетенции:

1.

уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо,

поздравление;

2.

уметь представить свой класс, школу, страну, использовать для этого

знания иностранного языка;

3.

владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с

устным

сообщением,

уметь

задать

вопрос,

корректно

вести

учебный

диалог;

4.

владеть

знаниями

и

опытом

выполнения

типичных

социальных

ролей:

семьянина,

гражданина;

уметь

действовать

в

каждодневных

ситуациях

семейно-бытовые сферы;

5.

определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе,

государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в

собственной деятельности; владеть эффективными способами организации

свободного времени;

6.

действовать

в

сфере

трудовых

отношений

с

личной

и

общественной

пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

6

Социальные компетенции:

1.

владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей:

семьянина,

гражданина;

уметь

действовать

в

каждодневных

ситуациях

семейно-бытовые сферы;

2.

определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе,

государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в

собственной деятельности; владеть эффективными способами организации

свободного времени;

3. иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и

других странах;

4. действовать

в

сфере

трудовых

отношений

с

личной

и

общественной

пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

5. владеть элементами художественно – творческих компетенции читателя,

слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.

Для

формирования

ключевых

компетенций

необходимы

современные

технологии

организации

учебно-воспитательного

процесса:

технология

проблемного

и

проектного

обучения;

развития

критического

мышления;

обучения в глобальном информационном сообществе.

Исследовательская

деятельность,

проектная

деятельность

на

уроке

и

внеурочное

время,

участие

во

внеклассных

мероприятиях,

интеллектуальных

конкурсах,

олимпиадах,

проектах,

концертах

все

это

способствует

формированию ключевых компетенций.

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в

образовании

невозможны

без

кардинальных

изменений

профессионального

сознания

учителя.

Появилось

множество

новых

знаний,

понятий,

которые

необходимы современному учителю.

7

Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он

обучает!

В

заключении

советы,

которыми

необходимо

руководствоваться

при

формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования:

1. главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы

формируете;

2. помогайте обучающимся овладеть наиболее продуктивными методами

учебно-познавательной деятельности, учите их учиться;

3. необходимо часто использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить

причинно:

понимание

причинно-следственных

связей

являет ся

обязательным условием развивающего обучения;

4. помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на

практике;

5. приучайте обучающихся думать и действовать самостоятельно;

6.

творческое

мышление

развивайте

всесторонним

анализом

проблем;

познавательные задачи решайте несколькими способами, чаше практикуйте

творческие задачи;

7.

в

процессе

обучения

обязательно

учитывайте

индивидуальные

особенности каждого обучающегося, объединяйте в дифференцированные

подгруппы обучающихся с одинаковым уровнем знаний;

8. поощряйте исследовательскую работу обучающихся;

9. учите так, чтобы обучающийся понимал, что знание является для него

жизненной необходимостью;

8

10. объясняйте обучающимся, что каждый человек найдет свое место в

жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных

планов.

Конечно,

эти

советы

только

небольшая

часть

педагогической

мудрости,

общего

педагогического

опыта

многих

поколений.

Но

помнить

о

них,

наследовать

им,

руководствоваться

ими

-

это

условие,

которое

способно

облегчить учителю достижение наиважнейшей цели - формирование и развитие

личности.

9



В раздел образования