Напоминание

Роль использования дидактических игр по формированию элементарных математических представлений


Автор: Черепанова Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Светлячок" р.п.Каргаполье
Населённый пункт: р.п.Каргаполье, Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль использования дидактических игр по формированию элементарных математических представлений
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Без

игры

нет,

и

не

может

быть

полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через

которое

в

духовный

мир

ребёнка

в ы лива е т с я

жив ит е льны й

п о т о к

представлений, понятий.

Игра

-

это

искра,

зажигающая

огонёк

пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От

того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к

школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта

играет

математика. Ее

изучение

способствует

развитию

памяти,

речи,

воображения,

эмоций;

формирует

настойчивость,

терпение,

творческий

потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку

ощущение

уверенности

в

своих

силах,

основанное

на

том,

что

мир

упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Игра

и

учеба

две

разные

деятельности,

между

ними

имеются

качественные

различия.

Значит,

задача

педагога –

сделать

плавным,

адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую

роль в этом играют развивающие и дидактические игры.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без

активной

работы

мысли.

В

ходе

игр

и

упражнений

с

занимательным

математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения

самостоятельно.

Игры математического содержания рассматриваются как одно из средств,

обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по

формированию элементарных математических представлений.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе

очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление,

воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания,

умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

На занятиях и в повседневной жизни

в течении дня

воспитатели

должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

Организуя

игры

вне

занятий

воспитатели

закрепляют,

углубляют

и

расширяют математические представления детей, а главное одновременно

решают обучающие и игровые задачи.

Дидактические игры по формированию математических представлений

условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном

порядке. Используя сказочный сюжет, детей знакомят с образованием всех

чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов.

Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на

верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не

возникало

ошибочное

представление

о

том,

что

большее

число

всегда

находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.

Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?",

"Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети

учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами

свои действия.

Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?",

"Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки

не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с

целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени) служит

для знакомства детей с днями недели, месяцами. Объясняется, что каждый

день недели имеет свое название. Детям рассказывается о том, что в названии

дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник - первый

день после окончания недели, вторник- второй день, среда - середина недели,

четверг - четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются

игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности.

Дети с удовольствием играют в игры: "Живая неделя", "Назови скорее", "Дни

недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев"-

которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название

месяцев, их последовательность.

В

третью

группу

входят

игры

на

ориентирование

в

пространстве.

Пространственные

представления

детей

постоянно

расширяются

и

закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является

научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных

ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи

дидактических

игр

и

упражнений

дети

овладевают

умением

определять

словом

положение

того

или

иного

предмета

по

отношению

к

другому.

Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы - пирамида и т.д.

Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину,

справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на

занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше,

используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя.

Существует

множество

игр,

упражнений,

способствующих

развитию

пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи

про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате"

и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять

слова для обозначения положения предметов.

Четвертая группа: Игры и упражнения с геометрическими фигурами и их

моделями (блоками) являются основными методами ознакомления детей с

формой предметов.

Для

детей

младшего

и

среднего

дошкольного

возрастов

в

основном

используется три группы дидактических игр и упражнений:

на

усвоение

особенностей

геометрических

фигур.

Например,

«Назови

геометрическую фигуру», «Домино фигур», «Угадай, что это?», «Чудесный

мешочек»;

сопоставление формы предметов с геометрическими образцами. Например,

«Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке», «Геометрическое

лото», «Найди то, что я тебе покажу», «Магазин», «Поручения»;

анализ

сложной

формы:

«Выкладывание

орнамента»,

«Из

каких

фигур

состоит

предмет»,

«Разрезанные

картинки»,

«Склеим

чайник»,

«Составь

целое из частей», «Изменилось ли?».

В старшей и подготовительной к школе группе можно провести игры и

упражнения со следующим содержанием:

ознакомление с разновидностями геометрических фигур;

овладение

последовательным

обследованием

формы

предметов

с

применением системы геометрических образцов (найди такой же узор, найди

по описанию, кто больше увидит, у кого такая же игрушка, найди на ощупь);

аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание ее из элементов

(«Мы составляем петрушку», «Мастер с молотком», «Выложи из цветной

мозаики», «Придумай сам» и др.);

Особый интерес у детей вызывают игры и упражнения на создание

предметов сложной формы из знакомых геометрических фигур: объемных и

плоскостных. Например, игра «Фигуры из цветной мозаики».

Пятая группа: В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться

элементы

логического

мышления,

т.е.

формируется

умение

рассуждать,

делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и

упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей,

так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию

нестандартного

мышления

у

детей.

Это

такие

игры

как

"Найди

нестандартную фигуру, чем отличаются?". Они направлены на тренировку

мышления при выполнении действий.

Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и

упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях

играющих. Задачи в стихах (например: Под кустом у реки жили майские

жуки. Дочка, сын, отец и мать. Кто их может сосчитать?), загадки-шутки

(например: У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок.

Сколько у бабушки внуков?) применяю при обучении решению

арифметических задач, действий над числами, формировании временных

представлений.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно

убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал,

правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы

Широкое

использование

специальных

обучающих

игр

важно

для

пробуждения у детей дошкольников возраста интереса к математическим

знаниям,

совершенствования

познавательной

деятельности,

общего

умственного развития.

Задачи-шутки для детей:

Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.)

Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник?

(Положить ее на угол стола.)

Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть.)

На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая,

ее? (Переложить крайнюю.)

Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в

угол стола.)

Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось

в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.)

Логические концовки.

Если два больше одного, то один... (меньше двух).

Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа ... (вышел позже

Саши).

Если река глубже ручейка, то ручеек ... (мельче реки).

Если правая рука справа, то левая ... (слева).

Если стол выше стула, то стул ... (ниже стола).

Загадки занимательные.

Загадки имеют большое значение при развитии мышления, воображения

дошкольников. При знакомстве с числами можно предлагать детям

разгадывать такие загадки, в которых упоминаются те или иные

числительные.

12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.)

Пять мальчиков, пять чуланчиков, разошлись мальчики в темные чуланчики.

(Пальцы в перчатке.)

Чтоб не мерзнуть пять ребят в печке вязаной сидят. (Рукавица.)

Четыре ноги, а ходить не может. (стол)

Пять братцев в одном домике живут. (Варежка.)

Что становится легче, когда его надувают? (Шарик.)

На четырех ногах стою, ходить вовсе не могу. (Стол.)

Имеет четыре зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что

это? (Вилка.)

Задачи в стихотворной форме.

Ежик по лесу шел на обед грибы нашел: два под березой, один у осины.

Сколько их будет в плетеной корзине?

Подарил утятам ежик восемь кожаных сапожек Кто ответит из ребят, сколько

было всех утят?

Стихи-шутки:

Плачет Ира, не унять, очень грустно Ире: стульев было ровно пять, а теперь

четыре. Начал младший брат считать: «Раз, два, три, четыре, пять.» «Не

реви!»,- сказал малыш, - «Ведь на пятом ты сидишь!»

Для закрепления навыков обратного счета также можно использовать

считалки.

Например:

Девять, восемь, семь, шесть, Пять, четыре, три, два, один, В прятки мы

играть хотим. Надо только нам узнать, Кто из нас пойдет искать.

Формированию элементарных математических представлений могут помочь

пословицы и поговорки. Помогут пословицы и при изучении временных

представлений.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один отрежь.



В раздел образования