Напоминание

"Готовим детей к письму"


Автор: Рыбак Надежда Сергеевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Медвежонок" г. Надыма"
Населённый пункт: ЯНАО
Наименование материала: Консультация "Готовим детей к письму"
Тема: "Готовим детей к письму"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Готовим ребенка к письму

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки

ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими

особенностями

5—6-летнего

ребенка,

с одной стороны, и с самим процессом

письма, с другой стороны.

Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо

развиты

мелкие

мышцы

руки,

несовершенна координация

движений,

не

закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные

анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении

букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных

ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов.

Они

не

могут

выделить

их

из

целой

буквы,

да

и конфигурацию буквы воспринимают не

полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

В работе по совершенствованию восприятия букв необходимо учитывать

особенности детского восприятия пространства. Психологи отмечают, что у детей

пяти—шести

лет

недостаточно сформирована

способность

к

оценке

пространственных

различий, от

которых

зависят

полнота

и

точно сть

восприятия

и воспроизведения

форм

букв.

Кроме

того,

дети

с

трудом

ориентируются

в

таких

необходимых

при

письме пространственных

характеристиках, как правая и левая сторона, верх—низ, ближе — дальше, под—

над, около —внутри и т. д.

Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного

напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное

обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при

письме, соблюдение

гигиенических

правил

письма;

графические

навыки:

правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера

букв и их расположения на рабочей строке и т. д.; орфографические навыки:

обозначение

звуков

соответствующими

буквами,

соблюдение

собственно

орфографических правил.

Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических,

интеллектуальных,

но

и

эмоциональных

усилий. Всякого

рода

перегрузки

и

связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются

на

овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского

организма.

П р и

о б у ч е н и и

п и с ь м у

в о з н и к а ю т противоречия

между

психофизиологическими особенностями ребенка — его быстрой утомляемостью,

быстрой сменой процессов возбуждения и торможения и др.— и дидактическими

задачами.

Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму, нами была

разработана система упражнений, позволяющая каждому ребенку постепенно, без

перегрузки,

с

максимальным

учетом его

индивидуальных

особенностей

подготовиться к этому роду деятельности. Предлагаемые упражнения малыши могут

выполнять дома под руководством взрослых, в дошкольных учреждениях и в

школе.

Для укрепления и развития руки, координации движений будут полезны

следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и

развязывание лент; плетение из ниток; завязывание узелков; перекладывание

мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструктора; всасывание пипеткой

воды из стакана; пересыпание мелких круп и т. д.

выпрямить кисть правой руки и поочередно присоединять

Можно предложить гимнастику для рук: сложить руки ладонями вместе и

вытянуть их перед собой; развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий;

постепенно и поочередно сжимать пальцы сначала левой руки, а

затем правой;

сложить ладони вместе; развести и свести пальцы;

руки вытянуть перед грудью; пальцы правой руки сжать в кулак,

разжать пальцы правой руки и одновременно сжать пальцы левой руки;

руки с разведенными пальцами положить на стол; поочередно

постукивать по опоре каждым пальцем то одной, то другой руки, то обеих рук

сразу;

ладони вместе, пальцы переплетены; выполняются силовые движения

вправо и влево;

выпрямить кисть правой руки, плотно прижать пальцы друг к

другу и медленно опускать их к ладони;

безымянный палец к мизинцу, средний к указательному и т. д.;

правую руку плотно положить на стол и постепенно сгибать то

средний, то указательный, то большой пальцы, остальные при этом должны

подниматься вверх;

сжать пальцы в кулак и вращать кистью в разные стороны;

пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их,

опускать

руку.

Для

подготовки

руки

к

письму

можно предложить

детям

работу

по

раскрашиванию рисунков (штриховку). Штриховка, как один из самых легких

видов деятельности, вводится нами в значительной мере и ради усвоения детьми

необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает

оставаться

средством

развития

согласованных

действий

зрительного

и

двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей

руки.

Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые

обеспечивают постепенность в развитии и укреплении

мелкой

мускулатуры

кисти руки,

в

отработке

координации

движений:

раскрашивание

короткими

частыми

штрихами;

раскрашивание

мелкими штрихами

с

возвратом;

центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка); штриховку

длинными параллельными отрезками. Ребенок, выполняя работу по штриховке, в

отличие

от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он

делает это свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при

письме. Поскольку штриховка не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на

основной задаче

на

выполнении

гигиенических правил письма, которые

отличаются

от

гигиенических

правил

рисования.

Коротко

их

м ож но

сформулировать так.

Посадка при письме. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью

стола.

>

Ноги всей ступней стоят на полу или на

>

подставке, голова немного наклонена влево.

Положение рук при письме. Руки пишущего должны лежать на столе

так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола и правая рука

свободно двигалась по строке, а левая — лежала на столе и снизу придерживала

рабочий лист.

Положение кисти пишущей руки.

Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к

поверхности

стола,

точками

опоры

для

кисти служат ногтевая фаланга

несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

Положение ручки. Ручка кладется на средний палец правой руки, на его

верхнюю ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку,

а указательного — легко кладется сверху (расстояние — 1,5 см от пишущего

узла)

для

управления

ручкой

при письме.

Положение тетради. Тетрадь лежит на столе с наклоном влево так, чтобы

середина

тетради

была

направлена

к середине

груди.

По

мере

заполнения

страницы левая рука передвигает тетрадь вверх, при этом середина тетради по-

прежнему направлена к середине груди ребенка.

Для детей, которые пишут левой рукой, гигиенические правила необходимо

соотносить с левой рукой как ведущей.

Методика

работы

над

каждым

гигиеническим

правилом

сводится

к

следующему:

сначала

взрослый

объясняет

правила,

например,

посадку

при

письме. Ребенок

смотрит

на

посадку

взрослого

и обстоятельно

анализирует

положение всего корпуса при работе. Затем пробует сам принять правильную

посадку, взрослый помогает ему. Следующий этап — самостоятельные пробы и

контроль за своей посадкой.

Гигиенические правила можно изучать в следующей последовательности:

посадка; положение листа тетради, рук, ручки; ведение руки по строке слева

направо.

Выполняя

различные

упражнения

по подготовке

к

письму,

ребенок

и

обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила

письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил

поможет

ребенку

в

дальнейшем

преодолеть трудности технической стороны

письма.

Работу по ознакомлению с контуром буквы следует начинать с развития у

детей

пространственных

отношений.

Задания,

направленные

на

развитие

пространственных отношений, могут быть даже в виде занимательных рисунков,

отдельные элементы которых расположены вверху, внизу, в середине листа, слева,

справа друг от друга и т. д.

Работу с рис. 1 можно организовать в виде серии вопросов и заданий:

рассмотри картинку;

перечисли героев сказки;

что нарисовано в центре?

закрась лодочку частой штриховкой, соблюдая гигиенические

правила письма;

для чего художник изобразил листок?

выше или ниже лодочки находится парус-листок?

закрась листок, соблюдая гигиенические правила письма, и выбери

соответствующий цвет карандаша;

кто из героев сказки находится в середине лодки? (Мышонок);

кто находится справа от мышонка?(Цыпленок);

кто находится слева от мышонка?(Жучок);

в какую сторону смотрит муравей?(Вправо);

что видите слева от лодочки? (Кувшинку);

закрась кувшинку, соблюдая гигиенические правила письма, выбери

соответствующий цвет карандаша.

Для данных упражнений могут быть использованы книжки-раскраски или

специально подготовленные пособия.

Знакомство с контуром буквы целесообразно начинать с контуров предметов,

известных детям.

Задания к рис. 2:

рассмотри рисунок;

какой формы солнышко?

обведи контур солнышка по точкам;

найди лучи солнышка;

лучи, которые расположены от солнышка слева, обведи по контуру

сверху вниз;

лучи, которые расположены от солнышка справа, обведи по контуру

снизу вверх.

Познакомив детей с внешним контуром предмета, можно усложнить задание

и предложить работу внутри контура предмета (рис. 3).

рассмотри рисунок;

что изображено внутри контура луны?

обведи контур «лица» луны, соблюдая гигиенические правила письма;

обведи рубашку дедушки по контуру;

закрась рубашку внутри ее контура, соблюдая гигиенические правила

письма и т. д.

После

детальной

проработки

с

детьми вышеописанных

упражнений

целесообразно приступить к знакомству с рабочей строкой и правилам работы с

ней.

Ребенок

учится

работать

в

«троке

слева направо

в

ограниченном

пространстве.

Первоначально рабочая строка должна быть достаточно широкой (2 см), а

затем строка уменьшается до 1 см, 0,5 см.

Работу можно организовать следующим образом (рис. 4)-

Дети рассматривают в рабочих строках

предметы

и

обводят

их

по

контуру в направлении, заданном стрелкой (рис. 5).

Затем работа усложняется (рис. 6).

Малыши обводят контур предмета, который располагается в строке, над

строкой, под строкой, что соответствует расположению букв и их элементов в

рабочих строках.

Постепенно упражнения становятся более сложными. Детям предлагается

самостоятельно вписать недостающий контур предмета в рабочую строку (рис. 7).

После тщательной подготовки целесообразно приступить к знакомству с

контуром букв и их элементов (рис. 8).

Дети рассматривают букву, находят ее в предметах, дорисовывают ее контур,

делят букву на элементы, вырезают элементы и собирают из них букву. После

такой работы можно предложить обвести букву, ее элементы по контуру, найти ее

в письменных текстах.

Задания

могут

быть

даны

на

отдельных

карточках

или

в

отдельных

тетрадях, имеющих небольшое количество страниц.

В период подготовки 5— 6-летних детей к письму необходим дидактический

материал,

который

учитывал

бы

наглядно-действенный

характер

мышления,

стимулировал развитие более высокого уровня наглядно-образного мышления и

формировал элементы отвлеченного мышления.

Выполнению

этих

задач

в

большой мере

способствует

альбом

с

письменными буквами и их элементами

2

. Работа по данному пособию направлена

также

на развитие зрительных и двигательных анализаторов, участвующих в

восприятии и воспроизведении букв.

Альбом на внутренней стороне обложки должен иметь специальный конверт,

где находятся элементы букв, вырезанные из плотной бумаги. Туда же помещаются

кусочки тонкой проволоки, предназначенные для моделирования букв и

их элементов. На каждую страницу альбома наклеивается письменная буква.

То, что буква должна быть наклеена, а не нарисована, имеет важное значение для

работы с ней.

Буква

как

бы

приподнимается

над страницей,

создавая

условия

для

распознавания

и

контроля

со

стороны

руки

и глаза

при

первоначальном

знакомстве

с ее формой. Возле каждой буквы желательно нарисовать стрелки,

которые показывают траекторию движения руки при письме.

Как показывает практика, предложенная методическая система подготовки

ребенка

к

письму

наиболее

полно учитывает возрастные возможности 5—6-

летних детей, способствует их развитию, обеспечивает формирование необходимых

каллиграфический умений.



В раздел образования