Автор: Скворцова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ СМР "Детский сад №5 "Берёзка"
Населённый пункт: город Сокол Вологодской области
Наименование материала: Образовательная деятельность по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Путешествие в страну математики"
Раздел: дошкольное образование
Образовательная область "Познавательное развитие"
Конспект
образовательной деятельности
в старшей группе
компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Тема «Путешествие в страну математики»
Составитель: Скворцова С.А.
Воспитатель БДОУ СМР
"Детский сад комбинированного вида №5 "Берёзка"
Цель.
Развитие
у
детей
ориентировки
на
плоскости
листа
и
в
пространстве.
Задачи: 1.Продолжать
формировать навыки
количественного
счёта
в
пределах 10,порядкового счёта в пределах 5.
2. Формировать умение устанавливать связь между числом и количеством
предметов.
3. Развивать умение быстро отвечать на вопрос в игре «Да-нетка».
4.Развивать мелкую моторику рук детей. Развивать связную речь, умение
грамматически правильно строить предложения при ответе на вопрос.
5.
Воспитывать
чувство
отзывчивости,
желание
выполнять
просьбу
взрослого.
Материалы и оборудование: наборное полотно, мольберт, набор цифр от 1
до 9, карточки с изображением предметов ( виды транспорта) от 1 до 9,
конверты
разного
цвета
в
количестве
5
штук,
таблицы,
наборы
геометрических фигур, карты – схемы движений , медали по количеству
детей, наличие картинок на наборное полотно с изображением транспорта,
2 карточки красного и зелёного цветов, семена арбуза, схема «Парусник»,
кукла царица Математика, коробка .
Интеграция
областей: социально – коммуникативное
развитие, речевое
развитие, художественно – эстетическое развитие.
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент. Дети стоят около воспитателя.
- Ребята, сегодня нас с вами пригласила в гости царица Математика в свою
страну.
Вы хотите отправиться в страну математики? Ответ детей.
- Чтобы попасть туда, нужно правильно выполнить задание, которое
приготовила для вас царица Математика.
Предварительно педагог предлагает вспомнить изучаемую тему недели.
Воспитатель
раздаёт
детям
карточки с
изображением
транспорта. У
каждого ребёнка на карточке изображено разное количество предметов.
Детям
предлагается
по
очереди
сосчитать количество
предметов,
изображенных на карточках и пройти на места. А на столах находятся
карточки с изображением цифр. Ребёнок должен соотнести количество
предметов на карточке с цифрой и сесть на нужное место.
Педагог сообщает о том, что все дети выполнили задание правильно и
поэтому оказались в стране Математики.
2.Появляется
царица
Математика.
Здоровается
с
детьми,
дети
её
приветствуют.
Педагог сообщает о том, что детей ждут математические испытания.
-Ребята, царица спрашивает вас: «Хотите ли вы стать юными математиками
и получить почётный значок «Юный математик». Ответы детей.
-Но, чтобы получить такое звание - нужно выполнить несколько заданий.
Вы готовы к испытаниям? Ответы детей.
3.Воспитатель показывает детям волшебную коробку.
- Давайте откроем коробку. (Достаёт конверты).
- Что это? Ответы детей.
-Давайте посчитаем сколько конвертов.
Счёт конвертов хором. Педагог помещает конверты по порядку на
наборное полотно.
4.Воспитатель предлагает
узнать, какое
задание
находится
в
первом
конверте.
Читает задание: Сосчитайте и узнайте чего больше или меньше.
На
наборном
полотне
хаотично расположены
предметы (самолёты
и
автомобили )
в равном количестве. Задание может быть выполнено 2 способами, двумя
детьми.
(приём наложения и счёт предметов).
Обобщение: самолётов и автомобилей поровну, по 6 (по 8 и т.п.) Решили это
задание двумя способами: счёт предметов и приём наложения предметов.
5. Педагог предлагает детям встать в круг. Воспитатель открывает 2
конверт.
Читает задание: игра «Да – нетка».
Дети отвечают поочерёдно.
Вопросы о геометрических фигурах:
У квадрата нет углов? - нет.
Прямоугольник имеет три стороны? -нет.
Яблоко похоже на круг?- да.
У треугольника есть стороны? -да.
У прямоугольника четыре стороны? -да.
Кабачок похож на овал? - да.
Солнце похоже на квадрат? -нет.
Колесо похоже на круг? -да.
Кузов бывает прямоугольным? -да.
Морковь похожа на треугольник? -да.
У квадрата все стороны равны? -да.
Обобщение: - Вы справились и с этим заданием, доказали, что знаете всё
о геометрических фигурах.
6. Физминутка. Педагог открывает третий конверт.
Читает задание: вы немножко отдохните и движенья повторите.
Детям предлагается перейти на свободное пространство(ковёр).
Воспитатель читает стих С. Михалкого «Светофор».
- Для чего нужен светофор? Ответы детей.
Описание
задания: на зелёный
сигнал
светофора (зелёная
карточка)-
спокойный
бег
врассыпную,
на
красный
сигнал
светофора
(красная
карточка)- дети останавливаются и повторяют движение, изображенное на
карточке - схеме.
Обобщение:
- Вы справились и
с этим заданием, соблюдали
правила
дорожного движения, выполняли движения по схеме правильно. Молодцы.
7. Детям предлагается открыть четвёртый конверт.
Задание. Помогите, пожалуйста, расселить
геометрические
фигуры
по
квартирам.
Детям
раздаются
таблицы
и
наборы
геометрических
фигур (Дети
работают в парах).
Перед выполнением задания предлагается вспомнить о том, где находятся
подъезды, этажи.
Задания:
Заселите,
пожалуйста,
первый
этаж,
затем
второй,
третий,
четвёртый.
Вопросы: - Назовите фигуру, которая живёт во втором подъезде на втором
этаже. Ответы детей.
- Назовите фигуру, которая живёт в четвёртом подъезде на первом этаже.
Ответы детей. И т.д.
Обобщение: - Вы помогли расселить геометрические фигуры по квартирам
и теперь они знают свой адрес. Молодцы.
8. Детям предлагается узнать, какое задание в последнем, пятом, конверте.
Задание: Сосчитайте конверты по порядку и ответьте на вопросы.
Вначале предлагается одному ребёнку сосчитать конверты по порядку.
Затем - вопросы.
Вопросы: 1) Который по счёту жёлтый конверт? Ребёнок отвечает.
Уточнение направление счёта.
2)На котором месте синий конверт? Ребёнок отвечает полным
ответом, уточняя направление счёта.
3)Который по счёту красный конверт? Ребёнок отвечает.
И т.д.
Обобщение: - Вы правильно определяли порядковый номер конвертов. И
при счёте в противоположном направлении порядковый номер может
изменяться.
Первый может первым, а может быть и последним и наоборот.
9. Воспитатель сообщает, что все конверты открыты, задания выполнены.
Предлагает детям вспомнить, какие задания выполняли, подвести итоги:
1)Счёт транспорта и нахождение соответствующей цифры.
2)Установление равенства. Узнали, что самолётов и автомобилей поровну, по
6, по 8.
3)Вспомнили особенности геометрических фигур.
4)Помогли геометрическим фигурам найти свои квартиры.
5)Закрепили знание о том, что порядковый номер может изменяться о того,
в каком направлении считать.
- А почему вы справились со всеми испытаниями? Предположения детей.
Детям предлагается оценить свою работу. При положительной оценке дети
показывают красный круг, в др. случае – синий (круги - на подносах на
рабочем
месте). Царица
Математика
награждает
вас
значком «Юный
математик». Дети благодарят царицу.
Отправляются обратно в детский сад.
10.Педагог сообщает детям, что царица Математика узнала, что дети любят
выкладывать из семян различные предметы. Дети выкладывают из семян
«Парусник» по образцу (при условии, если достаточно времени) и дарят
свои работы царице.