Напоминание

"Из опыта работы по формированию личностных и метапредметных результатов образования учащихся"


Автор: Савиных Виктория Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОАУ ДО "Дом детского творчества "Вдохновение"
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Из опыта работы по формированию личностных и метапредметных результатов образования учащихся"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Из опыта работы по формированию личностных и метапредметных

результатов образования учащихся

Федеральный государственный образовательный стандарт общего

образования (ФГОС) предлагает обеспечивать, проверять и оценивать личностные

и метапредметные образовательные результаты обучающихся каждому учителю,

начиная с начальной школы.

Педагоги дополнительного образования не работают по ФГОС. Но

учащийся учреждения дополнительного образования – это тот же человек,

который приходит сюда из школы. Естественно, педагоги дополнительного

образования должны обеспечивать единство образовательного пространства

взрослеющего человека.

Также

педагоги

должны отвечать

на

вызовы

времени

и

потребность

цивилизации в качественно новом человеке. По словам Джона Дьюи, если мы

учим сегодня так, как учили вчера, мы крадём у наших детей завтра.

Независимо от того хотим мы или нет, пришло время людей с гибким

мышлением и мультинавыками. И наша задача – помочь ребёнку соответствовать

требованиям жизни.

Формирование метапредметных результатов образования - довольно

дискуссионный вопрос, потому что существуют разные подходы к этой проблеме.

Конечно, всем известен подход, связанный с понятием «универсальные

учебные действия». Именно он нормативно закреплён в ФГОС. Так, в качестве

личностных и метапредметных результатов освоения учащимися основной

образовательной программы соответствующего уровня общего образования

выступают универсальные учебные действия. Одним из самых важных и

непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является

обеспечение преемственности в освоении обучающимися универсальных учебных

действий. Для этого ФГОС предусматривает наличие в каждой школе на каждой

ступени программы формирования УУД.

Концепция

развития

универсальных

учебных

действий

разработана

на

основе

системно-деятельностного

подхода

группой

авторов

под

руководством

Александра

Григорьевича

Асмолова. Основой для разработки понятия служит

деятельностный

подход,

базирующийся

на

положениях

научной

школы

Л.С. Выгот ского,

А.Н. Ле о н т ь е ва ,

Д . Б . Эл ь ко н и н а ,

П . Я . Гальперина,

В.В. Давыдова.

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает

умение

учиться,

т.

е.

способность

самостоятельно

успешно

усваивать

новые

знания и умения.

Но

здесь

я

хочу

остановиться

на

общеизвестных

фактах

и

немного

поразмыслить. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение

обучающимися

всех

компонентов

учебной

деятельности,

которые

включают:

познавательные

и

учебные

мотивы,

учебную

цель,

учебную

задачу,

учебные

действия и операции. Овладение детьми универсальными учебными действиями

происходит в контексте разных учебных предметов.

Но

в

дополнительном

образовании

присутствуют

и

другие

виды

деятельности: творческая, трудовая, игровая, общение.

И

поэтому

педагоги

дополнительного

образования,

могут

и

должны

смотреть на личностные и метапредметные результаты несколько шире. И это

очень хорошо!

Ведь если «сидеть» только в учебном пространстве – значит, по словам

«эльконинцев», везти всех в автобусе: много говорить, даже условно делать, но

"не

практиковать

в

мире",

если

только

тренировать,

то

это

как

развивать

скорочтение – навык есть, но осмыслен ли. А вот пространство дополнительного

образования должно работать – для рождения, удержания и присвоения смыслов

мира

и

продуктивного

действования

в

мире

(инициативы,

ответственности,

самостоятельности).

Я поделюсь опытом работы, которая начала осуществляться летом 2016

года. Прошло немного времени, но можно подвести некоторые итоги и наметить

перспективы.

С чего всё началось? С осознания необходимости написать Программу

развития ДДТ «Вдохновение», чтобы четко понимать основные ориентиры

движения всего педагогического коллектива. При этом хотелось учесть

требования Концепции развития дополнительного образования, Стратегии

развития воспитания, не упустить трудовые функции внедряемого

Профстандарта, а также ориентироваться на Внутреннюю систему оценки

качества образования (ВСОКО).

С учетом этого, мы пошли достаточно простым путём, определив

приоритетными направлениями программы развития: повышение качества

содержания, повышение качества условий и повышение качества результатов.

Каждое направление было наполнено содержанием.

Для нас было важным, чтобы каждый работник (педагог дополнительного

образования, педагог-организатор, педагог-психолог, методист) понимали, к чему

мы идём, чего хотим достичь.

Поэтому проблема результатов образования, на наш взгляд, является

центральной, так как, чётко сформулировав задачи и в соответствии с ними

конкретные результаты, легче выбирать путь их достижения.

Летом же 2016 года, изучив нормативные документы, а также опираясь на

накопленный педагогический опыт, мы разработали инвариантную часть

образовательной программы, касающуюся личностных и метапредметных

результатов. Мы посчитали нужным и важным остановиться на следующих

задачах и результатах нашей деятельности (табл. 1)

Таблица 1

Планируемые результаты образовательной деятельности

Воспитательные задачи

Личностные результаты

С п о с о б с т в о в а т ь

формированию

нравственных норм и ценностей в поведении

и сознании.

Готовность к социальному взаимодействию на основе

нравственных и правовых норм.

Воспитывать

российскую

гражданскую

идентичность.

Осознание российской идентичности в поликультурном

социуме.

Развивать

рефлексивную

деятельность

учащихся.

Наличие рефлексивных способностей.

Формировать

готовность

и

способность

у ч а щ и х с я

к

с а м о р а з в и т и ю

и

самоопределению

на

основе

мотивации

к

познанию, творчеству, труду и спорту.

Способность к саморазвитию и личностному и

профессиональному самоопределению.

Формировать

культуру

здорового

и

безопасного образа жизни.

Владение культурой здорового образа жизни.

Развивающие задачи

Метапредметные результаты

Формировать

умения

планировать

и

регулировать свою деятельность.

Умение планировать и регулировать свою деятельность.

С о д е й с т в о в а т ь

ф о р м и р о в а н и ю

самонаблюдения

и

самооценки

в

процессе

познавательной,

творческой

и

спортивной

деятельности.

Осуществление самонаблюдения и самооценки в

процессе деятельности.

Формировать и развивать компетентность в

области работы с информацией.

Владение методами поиска, переработки, хранения и

передачи информации.

Создавать пространство личностного роста в

плоскости

коммуникативных

действий

со

взрослыми и детьми разного возраста.

Умение выстраивать коммуникацию.

Также мы учли возрастные особенности учащихся. Мы разработали

показатели проявления данных результатов для учащихся младшего школьного,

подросткового и юношеского возрастов.

На основе всего этого мы разработали инвариантную часть мониторинга

метапредметных и личностных результатов образования.

Таким образом, результатом первого этапа работы явилось то, что мы

сформулировали единые для всех воспитательные и развивающие задачи, описали

личностные и метапредметные результаты образования в целом и

конкретизировали по возрастам, разработали механизм отслеживания результатов

через педагогическое наблюдение.

Следующим шагом нашей работы было знакомство педагогического

коллектива с этими наработками. Осуществилось это на стартовом

педагогическом совете в начале сентября 2016 года.

Далее в течение двух месяцев велась кропотливая работа по корректировке

всех дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Вносились все эти изменения.

В октябре 2016 года мы провели входящую диагностику нового

мониторинга. Здесь тоже была проведена достаточно кропотливая работа. Каждый

педагог оценивал учащихся своих групп. Результаты обрабатывались и

интерпретировались.

Следующий этап нашей работы появился по результатам первого замера.

Перед нами встала проблема эффективности достижения личностных и

метапредметных результатов. То есть, какими приёмами нам достигать желаемых

результатов. Решением этой проблемы для нас явилось создание творческой

лаборатории педагогов дополнительного образования «Формирование

личностных и метапредметных результатов образования учащихся на учебных

занятиях». Здесь я хочу подчеркнуть, что мы взяли только учебные занятия, то

есть не включили воспитатльные практики. Мы сделали это осознанно, понимая,

что нам не справиться с этим одновременно.

Так, мы написали программу лаборатории и составили план работы.

Цель деятельности лаборатории: повышение уровня профессиональной

готовности педагогов Дома творчества «Вдохновение» к достижению личностных

и метапредметных результатов образования учащихся на занятии.

Что конкретно мы делали?

На содержательном уровне: знакомились с новыми теоретическими

понятиями – разбирались, что такое личностные и метапредметные результаты

образования, как они соотносятся с универсальными учебными действиями,

каковы пути их достижения. Разбирались, какие можно использовать методы и

приёмы на разных этапах учебного занятия. Перекладывали на личный опыт

каждого педагога.

На организационном уровне были осуществлены следующие действия.

В ноябре - декабре 2016 года были проведены лекции для всех педагогов

дополнительного образования, чтобы весь педагогический коллектив говорил

одним педагогическим языком и мыслил одинаковыми педагогическими

категориями.

В январе - феврале 2017 года уже в каждом структурном подразделении

были проведены встречи с методистами (4 методиста Информационно-

методического центра были закреплены за определёнными структурными

подразделениями), на которых уже детально, с учетом специфики деятельности,

разбирались приёмы достижения личностных и метапредметных результатов.

Здесь уже это были не лекции, а рефлексивные обсуждения.

В марте - апреле 2017 года в каждом структурном подразделении каждый

педагог дополнительного образования показывал одно занятие, в котором он

демонстрировал приёмы достижения какого-либо результата. На занятии в

обязательном порядке присутствовал курирующий методист и коллеги.

Методисты разработали лист анализа занятия. В конце занятия происходило

обсуждение не с целью контроля, а с целью осознания.

Здесь я хочу отметить следующее. Нами было принято управленческое

решение: не проводить в 2016-2017 учебном году тематический контроль. Сначала

надо разобраться, научить, а уже потом контролировать.

В конце апреля мы с методистами проанализировали просмотренные

учебные занятия, определили самые интересные и эффективные приёмы

достижения личностных и метапредметных результатов.

Следующим этапом работы стал педагогический фестиваль. На нем были

представлены педагогические приемы достижения личностных и метапредметных

результатов образования. Фестиваль проводился на итоговом педагогическом

совете в мае 2017.

В 2017-2018 учебном году работа творческой лаборатории продолжается.

Отличие заключается в том, что мы включили в работу педагогов-организаторов и

расширили содержание, охватив воспитательные практики.

В прошлом учебном году приемы достижения личностных и

метапредметных результатов выявлялись и осознавались из опыта работы

педагогов. В настоящее время педагоги знакомятся с инновационными

технологиями педагогических практик, перекладывают на свой опыт в контексте

достижения планируемых образовательных результатов.

Убеждена, что данная работа окажет влияние на профессиональное

сознание педагогов, и, как следствие, на повышение эффективности достижения

личностных и метапредметных результатов образования.

И в заключение, следует заметить, что любой опыт - не руководство к

действию, а одна из возможностей обогатить свою деятельность новыми

практиками. Нужно принять, что для вдумчивых профессионалов любой

описанный кем-то опыт – старт для работы своей методической лаборатории, где

есть возможность сделать «почти всё» из «практически ничего». В данном случае

перенос полученных извне идей и материалов происходит всегда под собственные

стратегические цели, под «своего» учащегося, под «свои» ресурсы и, наконец, под

«свою» культуру организации.

Библиография

1.

Николаева

А.Д.,

Маркова

О.И.

Метапредметные

компетенции

как

педагогическая категория. // Современные проблемы науки и образования. – 2015.

– № 4.

2.

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие

для вузов.- М.: Академия,2000.-181с.

3.

Харрис Б. Когда дети управляют нами. /Пер. с англ. – М.: АСТ: АСТ

МОСКВА: Транзиткнига, 2006. – 283,[5] с.

4.

Хуторской А.В. Метапредметное содержание общего образования и

его отражение в новых образовательных стандартах [Электронный ресурс] //

А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 27.11.2012 г.



В раздел образования