Автор: Спиридонова Александра Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №44 "Дюймовочка"
Населённый пункт: город Канск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Создание условий для проявления речевой инициативы посредством игры "Зайчик на пальчик"
Раздел: дошкольное образование
Создание условий для проявления речевой инициативы
посредством игры «Зайчик на пальчик»
К
четырем
годам
у
детей
формируется
потребность
высказываться
самостоятельно.
Они
говорят
с
целью
что-то
сообщить,
объяснить,
попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и
объяснения на треть состоят из сложных предложений.
Четвертый
год
является
периодом
интенсивного
усвоения
звуков,
наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск,
замена, уподобление и смягчение звуков. Правильное произношение звуков у
ребенка
легко
нарушается
при
утомлении,
болезни,
общении
с
плохо
говорящими
маленькими
детьми.
Дефекты
произношения
затрудняют
усвоение грамматического строя речи, препятствуют общению ребенка со
сверстниками, поскольку его высказывания малопонятны окружающим. Этот
период
считается
самым
благоприятным
для
пополнения
пассивного
и
активного словаря.
Есть дети, которые в детском саду не разговаривают, обращаются к
окружающим лишь по необходимости, что обусловлено их индивидуальными
особенностями (стеснительностью).
На занятиях такие дети, как правило,
тоже молчат. Поэтому, строя работу по развитию речи с такими детьми,
необходимо создавать у них мотивацию к речевой активности.
Стоит отметить, что ребенок с подобной чертой все же избирательно
вступает в общение с взрослыми или детьми, которым он доверяет. Но такое
общение не всегда вербальное, например, мальчишки-друзья ходят за руки,
вместе играют, т.е. «не вместе, а рядом» (в силу возрастных особенностей),
поэтому разговаривать друг с другом не нужно и не обязательно, они просто
комфортно чувствуют себя рядом друг с другом.
В индивидуальной работе со стеснительным ребенком по развитию
речи следует использовать сюрпризные моменты, проблемные и игровые
ситуации, фольклорные
произведения. Сюрпризные моменты, проблемные
ситуации
затрагивают
детей
эмоционально,
следовательно
появляется
интерес и мотивация к предлагаемой ему игровой деятельности.
Игра-ситуация
с
использованием
фольклорных
произведений
легко
воспринимаются
детьми
благодаря
их
мягкому
юмору,
ненавязчивому
дидактизму
и
знакомым
жизненным
ситуациям.
Через
устное
народное
творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его
красоту.
Педагог, создавая игровую ситуацию, воплощает ее в контексте какого-
либо сюжета, образа, что способствует ее целостному восприятию. Игровой
характер
побуждает
ребенка
принять
воображаемую
ситуацию,
что
предупреждает возникновение утомления, учит детей игровым действиям.
Взрослый
сам
должен
действовать
увлеченно
и
весело,
заражая
своим
настроением.
Через игрушки дети познают окружающий мир и себя. В старину на
Руси делали игрушки своими руками. Игрушка также была оберегом, ребенок
мог шептать ему о своих бедах, пока родителей не было рядом.
Для
изготовления
игрушки
зайчика
нужны:
ткань
(ситец
или
лен)
размером (6×20) см, кусочек ваты или синтепона, нитка примерно 50 см.
Ткань сложить пополам по длинной стороне. Для ушек заложить угол
ткани на сгибе внутрь, присобрать получившийся уголок, обвязать ниткой
(нитку можно не отрывать). Сформировать голову – заложить небольшой
шарик
синтепона
в
складку
под
ушками,
обвязать
нитками.
Положить
зайчика мордочкой вниз. Оставшийся край закрутить в плотную трубочку на
1/3 длины (это лапки). Лапки приложить со стороны спины к голове и
обвязать крест-накрест. «Зайчик на пальчик» готов.
Варианты игры с зайчиком:
«Пять»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятался опять.
«Поймай-ка»
Скачет зайка маленький
Около заваленки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.
(В конце фразы малыш должен поймать зайку).
«Прятки»
Раз, два, три, четыре, пять, (потрясти)
Вышел зайчик поскакать, (вверх-вниз)
Огляделся, (вращать игрушку)
Посмотрел наверх и вниз. (наклонить вперед-назад)
Пробежался, (бежит)
Забоялся, (спрятался за спину)
Где ты, зайчик, отзовись! (показать)
Ребенок с интересом рассматривает новую игрушку, с готовностью
соглашается сделать такую же, потому что «скучно зайчику одному без
друга». Взрослый, создавая игрушку совместно с ребенком, вызывает доверие
к себе, т.к. ребенок чувствует свою значимость. Доверие – то необходимое
условие, чтобы ребенок стал без стеснения вступать в диалог.
Индивидуальную работу по развитию речи со стеснительными детьми
только
тогда
можно
считать
результативной,
когда
ребенок,
обретя
уверенность в общении с взрослым, не боится отвечать на непосредственно-
образовательной деятельности и свободно вступать в игры с другими детьми.
Подобные занятия способствую развитию речи и развитию игры ребенка, а
также способствует его социализации.