Автор: Лубинова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ№25 "Золотой ключик"
Населённый пункт: город Дубна Московская область
Наименование материала: конспект Организованной образовательной деятельности по обучению детей средней группы элементам грамоты
Тема: "Буратино в гостях у детей"
Раздел: дошкольное образование
«Буратино в гостях у детей»
конспект организованной образовательной деятельности (средняя группа)
Цель: закрепление пройденного материала
Программное содержание:
Способствовать развитию слухового внимания.
Закреплять умение делить слова на слоги.
Способствовать
развитию
выразительности
речи
детей,
побуждая
их
пользоваться
логическими паузами, ударением, передавать своё отношение к тексту.
Развивать активную речь, отвечать на поставленные вопросы.
Закреплять умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание,
наглядно-образное и логическое мышление.
Закреплять умение работать со схемой слова.
Развитие графических навыков.
Развитие
основных
движений
(упражнения
для
рук,
ног,
туловища)
и
мелкой
моторики
(упражнения для пальцев и кистей рук).
Формировать самоконтроль и самооценку ребенка.
Предварительная работа:
чтение сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»
просмотр м/ф «Золотой ключик или Приключения Буратино» (Союзмультфильм, 1959 г.)
рассматривание книжных изданий сказки разных годов и разных изданий
раскраска картинок по теме сказки
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал:
игрушка Буратино
два мольберта с комплектами магнитов, один комплект на большой рабочей доске
круги-серединки к ромашкам синего и зелёного цветов; жёлтого цвета
Раздаточный материал:
карточки с заданием «Раздели правильно» на каждого ребёнка
пеналы с цветными карандашами
отдельные белые лепестки к ромашкам с наклеенными контурными картинками предметов, названия
которых начинаются на твёрдый и мягкий согласные звуки (лук, санки, коза, банки, зонт, мышка,
бант, стрекоза, рак, лопата, лампа, платье, лист, мишка, лейка, лиса, мяч, кит, белка, весы, бинокль,
диван, нитки) по количеству детей
картинки с изображением золотого ключика (8 шт.)
сюрпризный момент по количеству детей (шоколадные медальки в мешочке)
Ход образовательной деятельности:
I часть. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас особенный день, ваши родители могут посмотреть, как вы занимаетесь, и
чему уже научились (воспитатель с детьми организуют круг на ковре)
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорим мы все «Привет!»
Улыбаемся в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Все стоите по местам, никому не тесно?
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
II часть. Введение в игровую ситуацию, постановка цели
Посмотрите-ка, ребятки,
Кто-то здесь играет в прятки…
Есть у нас один дружок –
Озорной паренёк,
Непоседа и проказник.
В полосатом колпачке,
С жёлтым ключиком в руке,
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это? …
(Буратино)
- Ребята, у нас в гостях Буратино! Напомните, пожалуйста, из какой сказки пришёл Буратино?
(«Золотой ключик или Приключения Буратино»)
- Буратино, ты почему грустный? (Буратино «рассказывает» воспитателю свою историю)
- Послушайте, ребята, что мне рассказал Буратино. Мальвина учит Буратино разным наукам. И на
этот раз Мальвина задала Буратино задания. Но Буратино не смог с ними справиться и пришёл в
детский сад к ребятам за помощью. Вот почему Буратино грустный.
- Ребята, поможем Буратино сделать задания Мальвины? (поможем)
III часть. Д/и «Необычные цветы»
- Итак, первое задание. У Мальвины на поляне растут необыкновенные цветы - ромашки, лепестки
которых украшают картинки разных предметов. У одних ромашек – синяя сердцевина, у других –
зелёная сердцевина. Синий цвет означает, что на лепестках этого цветка названия всех предметов
начинаются на твёрдый согласный звук, а зелёный цвет сердцевины означает, что названия предметов
на
лепестках
должны
начинаться
на
мягкий
согласный
звук.
И
вот
Мальвина
собирала
необыкновенные ромашки на поляне, когда, вдруг, налетел сильный ветер и вырвал у неё из рук два
цветка. Цветы упали на землю и рассыпали все свои лепестки. Девочка с голубыми волосами очень
расстроилась.
Она
предложила
Буратино
помочь
составить
ромашки
-
прикрепить
лепестки
к
подходящим сердцевинам. Но, Буратино запутался и не справился с заданием. Ребята, помогите
Буратино! Выберите по одному лепестку, рассмотрите на своём лепестке предмет, определите первый
звук в слове, обозначающем предмет, и прикрепите лепесток к подходящей сердцевинке (на одном
мольберте
круг
синего
цвета,
на
втором
-
зелёного
цвета;
дети
прикрепляют
лепестки
с
изображением предмета, первый звук в названии которого – твёрдый согласный, к синему кругу, а
лепестки с изображением предмета, первый звук в названии которого – мягкий согласный, к
зелёному кругу)
- Буратино, давай-ка проверим, правильно ли ребята справились с заданием (воспитатель с игрушкой
Буратино на руках проверяет выполнение задания, исправляет ошибки с помощью детей)
- Ребята, назовите предметы, в названии которых первый звук - твёрдый согласный (лук, лопата,
лампа…)
- А теперь, назовите предметы, в названии которых первый звук – мягкий согласный (лейка, лиса,
кит…)
- Молодцы, ребята!
Д/и «Увеличь слово»
- Ребята, кто-нибудь из вас заметил, что не все лепестки похожи друг на друга? Чем отличаются
лепестки? (на некоторых лепестках есть зелёная полоска)
- Ульяна, Аня, Фёдор, пожалуйста, снимите с ромашек лепестки с зелёной полосой и прикрепите их
на большую доску (названные дети выполняют просьбу воспитателя)
- Ребята, посмотрите на лепестки – назовите предметы, нарисованные на них (лист, лук, рак, бант,
мяч, зонт, кит)
- Что общего между предметами, изображёнными на картинках? (один слог в названии каждого
предмета)
- Назовите эти предметы так, чтобы в их названии стало два слога (листок, лучок, рачок, бантик,
мячик, зонтик, китёнок)
- Ещё одно задание Мальвины мы помогли выполнить Буратино!
III
часть.
Физкультминутка
«Буратино» (дети
2
раза
выполняют
движения
по
тексту
стихотворения)
- Выходите из-за столов к нам, Буратино предлагает сделать свою любимую зарядку.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
IV часть. «Отгадай загадки»
- Ребята, а теперь Буратино хочет узнать, каких героев из сказки «О золотом ключике или
Приключения Буратино» вы знаете. Для этого вы должны отгадать загадки и найти потерявшегося
героя из другой сказки (за отгаданную загадку Буратино даёт «золотой ключик»)
Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил? (папа Карло)
Он ходит с длинной бородой,
Он очень жадный, хитрый, злой,
Но все ж не испугает нас
Разбойник этот… (Карабас).
Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда. (Мальвина)
У Мальвины — верный друг.
Если кто обидит вдруг,
Защитит подругу он,
Храбрый пудель … (Артемон)
Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор …. (Айболит)
Он пел под гитару,
Тоски не тая: «Пропала Мальвина —
Невеста моя...»
(Пьеро)
Ключик бережно хранила,
Триста лет жила…(Тортила)
V часть. Д/и «Раздели правильно» (работа за столами)
- Очень хорошо, героев из сказки «О золотом ключике или Приключения Буратино» вы знаете. Перед
вами на полоске бумаги нарисованы три героя из сказки «Приключения Буратино» и под каждым из
них - прямоугольник. Разделите каждый прямоугольник на столько частей, сколько слогов в имени
сказочного героя над ним.
-Назовите имена сказочных героев слева-направо (Мальвина, Пьеро, Буратино)
-На сколько частей разделили прямоугольник под Мальвиной? Почему? (на три, потому что в слове
«Мальвина» три слога)
-На сколько частей разделили прямоугольник под Пьеро? Почему? (на две, потому что в слове
«Пьеро» два слога)
-На сколько частей разделили прямоугольник под Буратино? Почему? (на три, потому что в слове
«Буратино» три слога)
-Назовите самое короткое слово (Пьеро)
-Назовите самое длинное слово (Буратино)
VI часть. Заключение.
- Вот, Буратино, ребята помогли тебе сделать задания Мальвины. Как твоё настроение?
- Ребята, вспомните, что вы делали для Буратино (маленькие слова превращали в большие слова,
находили твёрдые и мягкие согласные звуки в начале слов, находили похожие слова, делили слова на
слоги, делили прямоугольники на части, отгадывали загадки, находили заблудившегося сказочного
героя)
- Буратино, говорит вам «спасибо» за помощь, оставляет вам небольшой сюрприз и прощается: «До
свидания, ребята!»
- Молодцы, ребята! Что же за сюрприз нам оставил Буратино? (воспитатель с детьми находит в
мешочке золотые монеты на каждого ребёнка; дети угощаются шоколадом; моют руки; садятся
за столы и раскрашивают картинки на лепестках ромашки)