Напоминание

ПОСТАНОВКА И РАБОТА ПРАВОЙ РУКИ ПРИ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИИ НА ДОМРЕ


Автор: Порубова Ирина Андреевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ СПО ЯНАО "Ямальский многопрофильный колледж"
Населённый пункт: город Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПОСТАНОВКА И РАБОТА ПРАВОЙ РУКИ ПРИ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИИ НА ДОМРЕ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПОСТАНОВКА И РАБОТА ПРАВОЙ РУКИ ПРИ

ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИИ НА ДОМРЕ

Методические рекомендации

г. Салехард 2018

От правой руки зависит создание музыкального звука, а так же

техническая свобода исполнителя. Поэтому постановка правой руки должна

быть не закрепощенной и статичной, а гибкой. В зависимости от решаемых в

том или ином произведении художественных задач, вопросов звуковедения,

тембра,

образности

и

так

далее,

исполнитель

приспосабливает

игровой

аппарат и изменяет постановку рук для воплощения задуманного.

Прежде чем переходить к постановке правой руки, необходимо выполнить

цикл

подготовительных

упражнений,

задача

которых

подготовить

руки

к

положению на инструменте.

«Градусник». Упражнение для отработки удара вниз. Пальцы правой руки

собираются, как для удержания медиатора. Делаем свободное движение, как

будто встряхиваем градусник. Ученик должен почувствовать тяжесть кисти и

точку в конце броска. Правую руку можно ронять на колено, обязательно

фиксируя внимание на тяжести кисти.

«Который

час».

Упражнение

для

правильного

подъема,

округления

и

освобождения кисти. Нужно поднять правую руку, как будто смотрим на

часы. Кисть должна свисать, а запястье оставаться свободным.

«Привет». Упражнение для отработки кистевых движений. Нужно поднять

руку и помахать кистью в разные стороны, как будто приветствуя кого-то.

Внимание нужно направить на свободное и ровное движение кисти. Затем это

движение нужно сделать на столе, собрав пальцы правой руки, как будто

держим медиатор. Потом это движение нужно перенести на картон, который

прижат к груди. Далее это же движение выполняем на панцире домры (без

медиатора).

Шитенков И.И. в своей работе «Специфика звукоизвлечения на домре»

пишет: «При постановке правой руки для большей наглядности, особенно с

начинающими учениками, нужно проделать следующее. Поставить на стол

вертикально

согнутую

в

локте

правую

руку,

опустить

кисть,

расслабив

пальцы, собрать все пальцы в кулак (при этом кисть несколько выпрямится).

Зафиксировав

это

положение,

разгибаем

руку

в

локте

до

тех

пор,

пока

пальцы, согнутые в кулак (ладонью вниз), не приблизятся к столу. Теперь

разгибаем

четыре

пальца

до

того

момента,

когда

первая

фаланга

указательного пальца сравняется с первой фалангой большого пальца, и

ногти всех четырёх пальцев будут касаться стола. Это расположение пальцев,

а

также

величина

изгиба

кисти

и

будут

исходными

для

правой

руки.

(Индивидуальные особенности в строении руки могут вызвать коррективы

величины угла изгиба кисти.)».

При постановке правой руки не нужно спешить. С самого начала можно

играть pizz. большим пальцем, т.е. не использовать медиатор.

Н.

Т.

Лысенко

в

работе

«Методика

обучения

игре

на

домре»

пишет:

«Начиная с рizziсаtо, ученик должен осваивать один из важнейших моментов

постановки правой руки для игры медиатором, а именно - положение правой

руки и кисти. Главное же при этом заключается в том, что рizziсаtо большим

пальцем гарантирует извлечение качественного звука уже с первых уроков.

Очень важно, что впоследствии, пользуясь медиатором, ученик, сравнивая

качество

щипкового

звука

со

звуком

медиатора,

сможет

включиться

в

слуховой самоконтроль качества звучания».

Включение медиатора в работу должно происходить вне инструмента.

На середину третьей (ногтевой) фаланги указательного пальца накладывается

перпендикулярно медиатор, кончик которого выпускается не более чем на 3-4

мм. Медиатор прижимается второй (ногтевой) фалангой большого пальца.

Кисть

правой

руки

должна

иметь

округлую

форму.

Некоторые

педагоги

сравнивают кисть правой руки с куполом, шариком и т.д.

Ногти должны быть выстроены в одну линию, мизинчик немного приподнят

и выдвинут. Это необходимо для его скольжения по панцирю инструмента.

Педагог должен проследить, чтобы ученик не напрягался при удержании

медиатора.

Первые движения руки на инструменте и ощущения ученик запомнит

надолго.

Важно,

чтобы

медиатор

проходил

струну

легко

и

свободно,

не

застревая на ней. Первые движения производятся кистью от себя и к себе.

Движения

должны

быть

естественными,

без

участия

предплечья.

Лучше

начинать освоение движений правой руки со струны «ля».

Между звуками должны быть паузы, длящиеся столько, сколько нужно,

чтобы успеть сбросить напряжение с руки. В дальнейшем такие паузы будут

короче. Это необходимо для того, чтобы научиться давать отдых руке во

время игры.

Нужно следить, чтобы звучание инструмента было нежным, мягким,

певучим.

Сначала можно отдельно поработать над движениями вниз, затем над

движениями вверх и соединить их. При работе над этими движениями можно

одновременно изучать и приёмы игры, и виды туше (бросок, толчок, нажим).

Кисть правой руки должна опираться на ноготь мизинца. Мизинец не должен

отрываться от панциря инструмента.

В мышцах рук не должно быть напряжения. Для выработки свободных

игровых движений Н.Ф.Олейников в разработке «О правой руке домриста»

предлагает цикл упражнений. Он рекомендует сначала на столе, а потом на

панцире инструмента выполнять полукруговые движения. Полезно такжк

вращать кисть в воздухе, описывая цифры 3, 6, 9, 0. Эти упражнения нужно

выполнять с медиатором, заниматься регулярно по 5-7 минут.

Извлечение звуков медиатором.

Медиатор — (от латинского mediator, что в переводе на русский означает

посредник) служит для извлечения звука. Это твердая пластинка из панциря

морской

черепахи,

целлулоида,

кожи

или

пластмассы.

Лучшим

является

медиатор из целлулоида либо черепаховый. Качество медиатора зависит не

только от того, из какого материала он изготовлен, но и от его размеров,

формы,

заточки

и

полировки.

Величина

медиатора

должна

быть

индивидуальной:

длина

3см,

ширина

1,5-3

см,

толщина

до

1,5

мм.

Наибольшая

толщина

медиатора

там,

где

он

зажимается

пальцами,

наименьшая в рабочей части.

Для определения величины медиатора следует учитывать, что его рабочая

часть выступает от пальца к (струне) не меньше чем на 5-7 мм, а широкая –

должна

выходить

за

третью

ногтевую

фалангу

указательного

пальца

не

касаясь его. Ширина медиатора покрывает тыловую часть ногтевой фаланги

большого пальца, медиатор не врезается в палец, слегка выступает наружу.

Конец медиатора не должен быть сильно заострен, т.к. это делает звучание

резким. Излишне же закругленный рабочий конец медиатора проводит к

«шипению», потере звука и затрудняет движение.

Для постановки медиатора необходимо подогнуть пальцы так, чтобы

третья

(ногтевая)

фаланга

указательного

пальца

подошла

под

вторую

(ногтевую) фалангу большого пальца и сомкнулась с ней таким образом,

чтобы их края не выступали друг за друга и находились на одном уровне.

Плоскость медиатора располагается под прямым углом к ногтю указательного

пальца,

сбоку

от

него.

Медиатор

прижимается

слегка

согнутой

второй

(ногтевой) фалангой большого пальца.

Все пальцы обязательно должны касаться друг друга. В этом случае

равномерно

распределяется

давление

на

медиатор

между

большим

и

остальными пальцами. При усилении динамики звучания нажим большого

пальца на медиатор довольно большой, и один указательный палец с трудом

противостоит ему. Тесно соприкасаясь и подкрепляя друг друга, все пальцы

без особого мышечного напряжения создают очень крепкую опору большому

пальцу.

Кроме

того,

используя

скользящую

опору

мизинца

на

панцирь,

создается противодействующая сила, которая передается на все пальцы и

также противостоит давлению большого пальца на медиатор. Это помогает

снять часть напряжения кисти.

Пластика правой руки

Для каждого вида инструмента существует свой комплекс характерных

специфических игровых движений музыканта, называемый исполнительской

пластикой,

целенаправленные

занятия

которой

дают

более

стабильные

результаты педагогической работы в классе и ускоряют процесс овладения

инструментом.

В традиционной методике закрепилось определенное отношение к

развитию техники правой руки домриста. Вот ее основные моменты:

- кисть в центре внимания;

- предплечью отводится вспомогательная роль;

- функция плеча полностью игнорируется;

- движение корпуса никак не оговариваются и во внимание не принимаются.

Говоря о технике правой руки, следует иметь ввиду художественную

технику,

обеспечивающую

владение

всеми

оттенками

выразительных

средств: динамика, артикуляции, тембровых красок, агогики. Важно указать

на связь между конечным результатом звуковым (штрихом) и избираемым для

его

достижения

игровым

движением

исполнителя(

приемом

игры).

Обучающийся

должен

усваивать

и

закреплять

двигательный

навык

неотделимо от определенных художественно – выразительных намерений.

Таким образом, художественная и исполнительская пластика находится в

прямой зависимости друг от друга.

Учитывая что домра – щипковый инструмент, исполнитель может

использовать, в зависимости от художественных задач, три вида контакта со

струной :

1.

Нормальный – возникает при равномерном движении руки.

2.

Укороченный – за счет ускорения движения руки в момент касания

струны.

3.

Удлиненный - достигается за счет скольжения руки по струне.

В соответствии с этим различаются по характеру и виды атаки звука

(туше).

Следует сосредоточить внимание на освоении трех основных приемов,

обеспечивающих

эквивалент

соответственно

трем

видам

атаки

звука:мягкой , твердой и подчеркнутой. Такими приемами являются: удар

– нажим, удар- толчок, удар бросок.

Мягкая атака звука – скольжение медиатора по струне при малом

замахе или со струны. Принимает участие вся рука.

Твердая атака – к перечисленным выше условиям добавляются более

энергичное продвижение плеча и разворот предплечья.

Подчеркнутая – при более резком движении в момент контакта со

струной в перпендикулярном направлении к ней.

Пластика игровых движений определяется художественным образом.

Она всегда музыкальна. Невозможно хорошо проинтонировать фразу, не

оформив

ее

пластически.

Любая

музыкальная

интонация

требует

определенной пластики движений. Если рука «не дышит», не связывает, не

пропевает мотив — значит, будет формальное озвучивание нотного текста,

а

не

музыка.

Здесь

очень

важны

традиции.

Скажем,

у

пианистов

«генетически»

заложено,

что

без

гибкого

взаимодействия

всех

частей

руки, когда энергия волной передается от плеча к кончикам пальцев,

невозможно достичь хорошего звука и нужного туше. Это традиция и

вековая школа. С помощью пластики исполнитель «разговаривает» со

слушателем.

Заключение

В

методической

работе

рассматривается

актуальный

вопрос

в

методики по постановке и работе правой руки. Обучающиеся чаще всего не

уделяют особого внимания данной проблеме и в дальнейшем сталкиваются

со сложными и виртуозными приемами игры.

Особое внимание обращено на особенности положения медиатора и форму

кисти.

Учитывая индивидуальные возможности каждого учащегося, педагог

должен умело и бережно развивать его природные данные. Также важно

учитывать физиологические, анатомические особенности.

Список литературы

1.

Бурнатова,

Т.В.

Вопросы

методики

обучения

игре

на

домре:

учеб.

пособие / Т. В. Бурнатова. – Челябинск, 2007. -109 с.

2.

Чунин В.С. Аппликатура начального этапа обучения домриста. - М.,

1988.

3.

Янкелевич Ю. Педагогическое наследие. - М., 1983. Александров, А.

Школа игры на трехструнной домре /А. Александров. – Москва: 1990.

4.

Чунин В.С. Русская домра проводник в мире музыки избранные труды

москва – М., 2011.



В раздел образования