Автор: Салова Алла Юрьевна
Должность: учитель музыки,изо, мх
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Торжок Тверской области
Наименование материала: статья
Тема: "Семейные ценности в рамках современного образовательного процесса".
Раздел: полное образование
Семейные ценности в современном образовательном процессе.
Современный период в российской истории и образовании — время смены
ценностных ориентиров. В
данный период нарушается духовное единство
общества,
меняются
жизненные
приоритеты
молодежи,
происходит
разрушение
ценностей
старшего
поколения,
а
также
деформация
традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию
Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и
объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор
развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество
лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи,
когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране
хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным
культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей
отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой
для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей
повседневной
жизни,
фундаментом
для
экономических
и
политических
отношений».
Образованию
отводится
ключевая
роль
в
духовно-нравственной
консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и
внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении
уровня
доверия
человека
к
жизни
в
России,
к
согражданам,
обществу,
государству, настоящему и будущему своей страны.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но
и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к
школе как единственному социальному институту, через который проходят
все
граждане
России,
является
индикатором
ценностного
и
морально-
нравственного состояния общества и государства.
Новая
российская
общеобразовательная
школа
должна
стать
важнейшим
фактором,
обеспечивающим
социокультурную
модернизацию
российского
общества.На это граправлено изучение нового предмета «Основы духовно-
нравственной культуры народов России»
В соответствии с ФГОС основного общего образования изучение предметной
области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" должно
обеспечить:
-
воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию;
-
воспитание
веротерпимости,
уважительного
отношения
к
религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых
в
культурных
традициях
народов
России,
готовность
на
их
основе
к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве;
-
формирование
представлений
об
основах
светской
этики,
культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества,
в
становлении
гражданского
общества
и
российской
государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека,
семьи и общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий
и гражданского общества в становлении российской государственности.
Главной
особенностью
курса
«Основы
духовно-нравственных
культур
народов России» является представление культурообразующего содержания
духовно-нравственного
воспитания.
Индивидуальная
культура
человека
связывается
не
только
с
принадлежностью
к
определенному
этносу
и
конфессии,
а
с
пониманием
величия
накопленного
человечеством
культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью
предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на
протяжении истории разных народов.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания
личности
гражданина
России
является
ключевой
задачей
современной
государственной
политики
Российской
Федерации.
Законопослушность,
правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество
труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от
принятия
гражданином
России
общенациональных
и
общечеловеческих
ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Содержание
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
определяется
в
соответствии
с
базовыми
национальными
ценностями,
которыми являются такие понятия как •Отечество •Человек •Семья •Культура
и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того,
какие
ценности
общество
разделяет,
как
организована
их
передача
от
поколения к поколению.
Во все времена ядром русской культуры были православные устои и
традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия -
одна из причин нравственного опустошения личности. И, чтобы вернуться к
истокам развития духовно-нравственного воспитания, необходимы духовно
здоровая
семья
и
школа.
Образовательные
стандарты
нового
поколения
обозначают
один
из
приоритетов
образования
в
современной
школе
–
создание
в
образовательных
организациях
условий
для
становления
личности,
формирования
ее
мировоззрения
на
основе
традиционных
духовно-нравственных
ценностей.
Стандарты
как
механизм
управления
развитием образовательной системы российской школы создаются на основе
сотрудничества
общества,
государства,
личности.
Один
из
ключевых
элементов содержания сотрудничества – это задание школе найти способы
передачи
базовых
духовно-нравственных
ценностей
новым
поколениям
с
помощь. Реконструкции духовно-нравственных норм и ценностей • Жизнь
человека
•
Семья
•
Образцы
нравственности
в
поступках
предков
и
современников • Любовь и верность Родине.
Базовые
национальные
ценности
—
основные
моральные
ценности,
приоритетные
нравственные
установки,
существующие
в
культурных,
с емейных,
социа льно-историче ских,
религиозных
т р а д и ц и я х
многонационального
народа
Российской
Федерации,
передаваемые
от
поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в
современных условиях;
духовно-нравственное
развитие
личности —
осуществляемое
в
процессе
социализации
последовательное
расширение
и
укрепление
ценностно-
смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать
и
сознательно
выстраивать
на
основе
традиционных
моральных
норм
и
нравственных
идеалов
отношение
к
себе,
другим
людям,
обществу,
государству, Отечеству, миру в целом;
духовно-нравственное
воспитание
личности
гражданина
России —
педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся
базовых
национальных
ценностей,
имеющих
иерархическую
структуру
и
сложную
организацию.
Носителями
этих
ценностей
являют ся
многонациональный
народ
Российской
Федерации,
государство,
семья,
культурно-территориальные
сообщества,
традиционные
российские
религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского
православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового
поколения
предполагают,
разработку
программы
духовно-нравственного
воспитания и в рамках программы курса «Основы духовно-нравственных
культур народов России» одним из ключевых моментов являются уроки и
внеурочная
деятельность
духовно-нравственной
направленно сти,
ориентированной
на
формирование
личностных
ценностей.
Ценности
личности
формируются
в
семье,
неформальных
сообществах,
трудовых,
армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства,
отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-
нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего
образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной
жизни.,
а
самой
доступной
и
общепонятной
является
базовая
ценность-
семья.
Семья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в основе
любого общества. Независимо от культурных особенностей, дети рождались,
традиции старшего поколения, становясь полноправными представителями
своего народа.
Указом
Президента
Российской
Федерации
от
1
июня
2012
года761
«О
национальной
стратегии
действий
в
интересах
детей
на
2012
-2017
годы»объявлен
безусловный
приоритет
семьи
и
семейных
ценностей,
предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны
стать
активными
участниками
в
реализации
этих
важнейших
задач,
направленных
на
возрождение
и всемерное
укрепление
социального
института
семьи,
семейных
ценностей
и
традиций
как
основы
основ
российского общества и государства.
Почти
вся
наша
жизнь
строится
на
основе
семьи.
С
рождения
до
подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько
лет мы женимся и создаём нашу собственную семью. В семье мы переживаем
наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь
создаёт наш характер. Не важно - какая у нас позиция в обществе, какой
уровень образования, богатства или известности -семья это то место, где
создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для
нашего развития. Создание семьи — великий подвиг. Родить, дать новую
жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, свободы, веры,
совести, ответственности — задача не из простых и невыполнима вне любви
и вне семьи.
В семье закладываются такие общечеловеческие ценности как чувство
патриотизма, любви и уважения к близкому, щедрости, ответственности за
свои
поступки.
Семья
является
непреходящей
ценностью
для
развития
каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании
новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Важнейшая
социальная
функция
семьи
–
воспитание
и
развитие
детей,
социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи
включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической
деятельности
родителей,
направленной
на
формирование
у
детей
определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда,
образ жизни семь в целом.
Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и
более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда
она основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно
понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как
однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов
родителей и детей. Семья является хранителем традиционной русской
культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений,
разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих
родства». Поэтому семья – это первооснова родины.
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями.
Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника,
формировать
гражданскую
идентичность,
осознание
своей
принадлежности
к
народу,
национальности,
российской
общности;
воспитывать
уважение
к
представителям
разных
национальностей
и
вероисповеданий.
Исходя
из
этого,
главной
особенностью
этого
курса
является
представление
культурообразующего
содержания
духовно-
нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает
все
грани общекультурного,
этического,
религиозного
содержания,
ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной
части общества. Речь идет о формировании у школьников представлений о
вкладе разных религий в
становление
культуры
общества,
о
роли
различных
конфессий
в
воспитании
у подрастающего
поколения
нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается
не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с
пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия,
гордостью перед
умом,
честностью,
порядочностью
предшествующих
поколений,
с
принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении
истории разных народов. А историю своего народа легче и доступнее изучать
на примере семейных ценностей, традиций своей семьи..
Перечень основных семейных ценностей, без сомнения, для каждой
семьи будет уникальным и будет содержать бесконечное количество пунктов
и
подпунктов. Каждый
из
нас
должен
иметь
четкое
представления
о
тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для
создания
крепкой
и
дружной
семьи.
Знание
моральных
и
нравственных
устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности
к каждому члену семьи.
Чувство значимости и необходимости. Важно, чтобы каждый член семьи
знал, что его любят, ценят и в нем нуждаются. Даже будучи сплоченной
семьей, посвящая свои свободные минуты своим близким, каждому члену
семьи должно быть выделено пространство и предоставлена свобода для
своей деятельности. Семья — это то место, где можно собираться вместе без
оcобых случаев, праздников и проводить вместе время, это безопасное место,
в
которое
можно
вернуться,
когда
что-то
не
получилось,
вас
примут
выслушают, поддержат, посоветуют как выйти из тупика.
Гибкость в решении семейных проблем — путь к счастью и ощущению
комфорта. В
каждой
семье
устанавливается
свой
порядок,
режим
дня,
структура, правила. Но слишком много порядка и правил может привести к
ухудшению отношений и появлению обид.
Уважение. Важно привить членам семьи чувство уважения друг к другу.
Единственный способ, чтобы сохранить уважение в семье — показать как
уважать
себя
на
личном
примере.
Между
уважением
и
чувством
страха
существует очень тонкая грань. Уважать другого — значит принимать его
чувства, мысли, потребности, предпочтения. Уважение, как ценность семьи,
распространяется из дома в школу, на работу и другие общесвенные места,
где человек сталкивается с людьми.
Честность образует
глубокую
связь
между
членами
семьи. Поощряйте
честность,
практикуя
понимание,
уважение
любых
поступков,
которые
совершают ваши близкие. Если вы будете сердиться на то, что произошло,
вероятнее
всего,
в
следующй
раз
от
вас
скроют
информацию
в
целях
избежания неуважения к своей личности.
Необходимо
научиться
прощать людей,
которые
обидели
вас. Все
делают
ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды. От обидчика
вам стоит получить ответы на все волнующие вас вопросы и сделать выбор
— принять, простить, отпустить и идти дальше.
Учитесь
быть
щедрыми на
внимание,
любовь,
время,
общение,
даже
на
некоторые ваши материальные владения. Щедрость — давание, не думая о
том, что вы получите взамен.
Общение — отдельное искусство. Передача информации, чувств — важный
элемент становления семейных отношений. Когда люди чувствуют, что легко
и открыто могут выражать свои мечты, надежды, страхи, успехи, неудачи, то
это
способствует
только
укреплению
брачных
уз.
Отсутствие
общения
приводит к тому, что малые вопросы перерастают в более крупные, которые
заканчиваются ссорами, избеганием, разводом.
Ответственность. Все
мы
хотим
казаться
для
других
ответственными
людьми.
Некоторые
из
нас
более
ответственные,
другие
—
менее
ответственные. Чувство ответственности не требует много подталкиваний,
чтобы выполнить работу вовремя и правильно.
Традиции — это то, что делает семью уникальной, они сплачивают всех
членов семьи. Взрослые выступают примером для своих детей. Они передают
им свои навыки решения проблем, совместной работы, общения и др. Хотя
семейные
отношения
основаны
на
сильных
кровных
связях,
все
же
в
большой семье с течением времени чувства близости ослабевают, поэтому
необходимо дополнительно прилагать усилия и уделять время для сохранения
крепких семейных уз. Время от времени вы должны напоминать себе о
важности семьи в вашей жизни.
Семейные традиции — принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи
и
взгляды,
которые
передаются
из
поколения
в
поколение.
В
семье
закладываются такие общечеловеческие ценности как чувство патриотизма,
любви и уважения к близкому, щедрости, ответственности за свои поступки.
Семейная ценность - в первую очередь дом, в том его понимании, когда он
полон родных и любимых людей, где можно найти успокоение и поддержку,
где тебя все любят и заботятся о тебе. именно отчий дом - уклад жизни в нем,
его духовная и материальная атмосфера, неповторимый облик - составляют
для ребенка огромную нравственную ценность. Отчий дом является видимым
показателем духовно-нравственного состояния семьи и может стать либо
счастливой страной детства, либо местом, где только питаются и ночуют. Это
тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье,
а
вырастая,
создаем
свою
собственную.
Так
устроен
человек
и
такова
жизнь....
Привитие
ребенку
любви
к
семье
и
ее
основополагающим
элементам
является непосредственным делом родителей. "…То, что выйдет из человека
в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим
детством…" (И.А. Ильин).
Поэтому так важна связь поколений в семье; знание традиций своего народа,
формирующих вкусы детей, помогающих сделать осознанный выбор между
вечными
и
временными
(мнимыми)
ценностями,
выбор
жизненных
приоритетов.
Семейная
ценность
–
это
то,
что
отличает
одну
семью
от
другой, служит весомым достоянием для ее потомков, предметом гордости и
уважения
к
старшим
поколениям.
В
нашем
представлении,
семейные
ценности - это не только семейные праздники, не только помощь в выборе
профессии членами семьи, не только традиционные увлечения, это гораздо
большее.
Прежде
всего
-
это
внутренняя
культура
семьи:
великодушие,
снисходительность, уступчивость, доброжелательность, то есть все то, без
чего не может существовать семья.
Заключение.
Ранее в школах этой теме уделялось очень мало времени. Но, в последнее
время, учитывая, что постоянно возрастает негативный фон в обществе,
который оказывает непосредственное влияние на не сформированное детское
сознание, в образовательных учреждениях начали вводиться уроки семьи и ее
ценностей. Это большой шаг вперед по правильному развитию самосознания
ребенка и в понимании им своего места в этом мире. Как говорилось ранее,
из-за информационного дефицита и из-за навязываемых обществом новых
ценностей денег и статуса, дети отодвинули самые дорогие и необходимые
составляющие
своей
нормальной
жизни
на
второй
план.
А
это
грозит
настоящей
катастрофой
полноценному
человеческому
обществу....
По
глубокому
убеждению
К.Д.Ушинского
истинно
воспитанным
человек
может стать в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где
есть
преемственность
между
прошлым,
настоящим
и
будущим.
Но
приобщить ребенка к семейным ценностям с помощью принудительных мер
невозможно, так как не произойдет осознание всей значимости семейных
ценностей, духовного сближения с ними.
Семья, как общественная ступень в жизни человека, с раннего возраста
формирует
сознание,
волю,
чувства
детей.
Поэтому
семейные
ценности
нужно воспитывать именно с раннего возраста через рассказы о прошлом
семьи,
ее
истории,
отраженной
и
запечатленной
в
бережно
хранимом
семейном
архиве.
Для
этого
необходимо
создать
для
ребенка
в
семье
доброжелательную обстановку, так как только преобладание положительных
эмоций над отрицательными создает то, что можно назвать семейным очагом,
который собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными
узами, он согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Ощущение ребёнком
счастья в семье - это тоже непревзойдённая семейная ценность, которую
нужно сохранять и поддерживать. Недаром замечательный отечественный
педагог А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте
счастливы.
Разорвитесь
на
части,
используйте
все
свои
таланты,
ваши
способности,
привлеките
ваших
друзей,
знакомых,
но
будьте
счастливы
настоящим человеческим счастьем!».
Салова А.Ю.