Автор: Уточкина Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 62"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Волшебница зима"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по рисованию «Волшебница зима»
Старшая группа
Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования; формирование
умения воспринимать и передавать образ зимы средствами художественной
выразительности; обобщить знания о зиме.
Задачи:
Образовательные:
1.
Познакомить с приемом – отпечаток (оттиск) капустным листом и
рисованием ватной палочкой.
2.
Учить прижимать капустный лист к бумаге и наносить оттиск на
бумагу.
3.
Расширять словарный запас детей: пейзаж, чародейка, серебристый,
заснеженные, сказочные.
Развивающие:
1.
Формировать у детей правильное представление о зиме: зима –
волшебница, зима – художница;
2.
Развивать мыслительные способности детей, воображение, фантазию;
продолжать работу над культурой речевого обращения;
3.
Развивать художественное восприятие зимней картины, содержания и
средств выразительности живописи, цветосочетания зимней природы,
вызывающие соответствующие им настроения;
4.
Развивать эмоциональные чувства при восприятии музыкальных
произведений
Воспитательные:
1.
Воспитывать чувство восхищения красотой зимнего пейзажа, обратить
внимание на своеобразие облика зимы;
2.
Воспитывать у детей отношение к слову, как к эффективному средству
общения;
3.
Углубить знания детей о взаимосвязи человека и природы.
Техника: Рисование отпечаток (оттиск) капустным листом и рисование ватной
палочкой.
Материалы : запись со сказкой, гуашь белая, коричневая, салфетки, листы
тонированной бумаги голубого цвета, листы китайской капусты, ватные
палочки. Музыка П. И. Чайковского «Январь»
Звучит музыка П. И Чайковского «Январь»
Воспитатель: Ребята подойдите, пожалуйста.
Давайте вместе встанем в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: А вам интересно, как появилась зима?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам присесть на стульчики и послушать
сказку (включается запись сказки).
Сказка "Как появилась Зима"
Эта история произошла в те времена, когда Зимы на нашей планете ещё не
было. Тогда нашей планетой правили три принцессы – Весна, Лето и Осень.
Но эта история не про них.
В одном городке жила девушка с восхитительным даром. Когда она плакала,
её
слёзы
превращались
в
хрусталь,
когда
смеялась
–
из
её
глаз
летели
снежинки. И вот однажды принцесса Осень решила прогуляться в лесу. Когда
девушка об этом узнала, она решила задать принцессе несколько вопросов о
своём даре.
И вот она встретилась с принцессой Осенью и рассказала свою историю.
Принцесса Осень не поверила девушке и попросила показать ей, что та умеет.
Когда девушка сосредоточилась, с неба посыпались снежинки, всё замёрзло,
деревья
стали
белоснежными.
Принцесса
Осень
смотрела
на
это
всё
с
восторгом. Когда девушка закончила колдовать, принцесса сказала, чтобы она
никому не говорила о том, что виделась с ней.
И вот принцесса Осень пришла к ней домой со своими сёстрами Весной и
Лето. Они сообщили девушке, что берут её в принцессы. А девушку ту звали
Зима.
Вот
в
честь
её
и
назвали
эту
пору
года.
И
даже
невозможно
представить, как бы мы жили без этой превосходной поры года
Воспитатель: Ребята вам понравилась эта сказка?
Дети: Да!
Воспитатель: И мне очень понравилась!
-А вам нравится зима? (Да)
-Чем она вам нравится?
-Или почему?
Дети: зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах, на коньках, на
санках.
Воспитатель: А какая зима?
Дети: белая, пушистая, серебристая, холодная, ветреная, снежная, красивая,
студеная, морозная, сказочная, веселая. суровая
3.
Рассматривание картины.
Воспитатель: Во все времена многие композиторы, поэты, художники,
восхищались красотой зимы и воспевали ее в музыке, стихах, в красках.
Я вам предлагаю полюбоваться на картину Игоря Эммануиловича Грабарь
«Февральская лазурь», художник рассказывает о зиме с помощью красок.
А из чего нам понятно, что это зима?
Что изобразил художник?
Какого цвета краски использовал художник?
Какие мысли и желания возникают у вас, когда вы глядите на эту картину?
Воспитатель: Ребята, на этой картине мы видим зимний пейзаж.
Зима сказочная, волшебная, хорошее настроение, радость, веселье, восторг
и т. д.).
Хочется отправиться в этот сказочный и загадочный лес!
А сейчас, ребята, мы с вами немного разомнемся!
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам стать художниками, и попробовать
передать в своих картинах настроение зимы! Но сначала давайте разомнемся.
Но мы будем необычные художники, а волшебные.
Проходите за столы.
У вас на столах лежат листочки пекинской капусты.
Сегодня я покажу вам, как можно нарисовать зимний пейзаж с помощью этих
листьев. Посмотрите, на что похож лист? (на дерево). Да, действительно, вот
ствол, а это ветви и листья.
Нужно взять кисточку, обмакнуть ее в белую краску и нанести на лист
капусты. Потом прижать лист капусты намазанной белой стороной к
зимнему узору.
Поднимаем лист, и что же у нас с вами получается.
Ватной палочкой мы нарисуем ствол, ветки и падающий снег.
Воспитатель: Но сначала нам нужно подготовить наши пальчики
Пальчиковая гимнастика «Снежинка»
Стою и снежинки в ладошку ловлю
Ритмичные удары пальцами левой
руки по ладони правой
Я зиму, и снег, и снежинки люблю,
Ритмичные удары пальцами правой
руки по ладони правой
Но где же снежинки?
Сжать пальцы в кулак
В ладошке вода
Разжать кулак
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Сжать кулаки, разжать
Растаяли хрупкие льдинки – лучи…
Мелкие потряхивания кистями
Как видно ладошки мои горячи
Потереть ладони друг об друга
Воспитатель: Молодцы ребята, подготовили пальчики.
А сейчас приступим к работе!
(Педагог вместе с детьми выполняет работу (заснеженное дерево)
Самостоятельная работа детей.
Педагог помогает детям.
Анализ работ
Ребята, давайте все посмотрим на свои работы. Ребята, посмотрите, какие у
вас получились замечательные картины. Вам они нравятся? Я предлагаю
разместить ваши работы «в картинной галерее». Ведь мы с вами художники.
Посмотрите на картины и скажите, какая вам нравится больше всего? У нас с
вами настоящий «Зимний лес»! Деревья заснеженные, волшебные. У вас у
всех получились настоящие зимние пейзажи. Зима заглянет к нам в гости,
увидит ваши картины и поймет, что она великолепная, сказочная и
волшебная. И что вы её очень любите и всегда ждете.
Итак, ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? Каким
способом мы рисовали деревья? С помощью чего мы изобразили падающий
снег?