Автор: Тутукова Елизавета Леонидовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ "Травниковская СОШ"
Населённый пункт: Село Травники, Чебаркульского района, Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: "Домашние практические работы по химии"
Раздел: среднее образование
Домашние практические работы по химии.
Из опыта работы учителя химии МОУ «Травниковская СОШ»
Тутуковой Елизаветы Леонидовны.
Требования ФГОС нового поколения сводятся к тому, чтобы воспитать в школе людей, у
меющих анализировать, обобщать, делать выводы, то есть, думать и всю жизнь учиться н
овому. Для этого нужно формировать такие качества личности, как способность к твор
ческому мышлению и самостоятельность в приобретении и применении знаний на прак
тике, понимание необходимости тщательно обдумывать решения и чётко планировать д
ействия. Передо мной, как перед учителем, стоит сложная задача, потому что большинс
тво ребят в будущем не планируют связывать свою жизнь с химией.
Я стараюсь привить учащимся интерес к химии, т.к. далеко не все школьники понимаю
т, зачем им нужен этот предмет, как он связан с окружающим миром. Из-за малого коли
чества часов возникает большая информационная нагрузка, которая не способствует раз
витию интереса и познавательной активности. Причем, для того, чтобы вызвать этот по
знавательный интерес – самый эффективный вариант – это эксперименты и опыты. Им х
очется посмотреть, потрогать, попробовать - это вызывает бурю эмоций и восторг, но, к
ак я уже обращала внимание выше, у нас нет достаточного количества часов. Решению э
тих проблем могут способствовать домашние практические работы, которые включают р
азличные виды деятельности: наблюдение, описание веществ, выделение существенны
х признаков, умение анализировать и делать выводы. Это способствует расширению кр
угозора, повышает уровень мотивации учебной деятельности, позволяет учащимся поня
ть, насколько может быть увлекательна и необходима химия в жизни. Я начинаю учить
ребят делать домашние практические работы с 8 класса. Вначале они делают только по
одному опыту и оформляют работу в виде буклета. Взрослея, повышается сложность
эксперимента, ребята выполняют уже несколько опытов и оформляют отчёт в виде
презентации, стендов. Я размещаю их работы на педагогических сайтах в интернете.
Учащиеся
получают
свидетельства
о
публикации,
вручают
их
на
общешкольной
линейке.
Это
повышает
их
самооценку,
стимулирует
их
к
дальнейшей
работе
по
п р е д м е т у,
п р и в л е к а е т
д р у г и х
р е б я т
к
т а к о м у
в и д у
р а б о т ы .
При составлении практической части работы важно правильно выбрать опыты, учитыва
я технику безопасного эксперимента (домашней лабораторной и практической работ),
причём,
нельзя
забывать,
что
это
химические
опыты,
поэтому
составляю
инструктивные карточки для учеников и их родителей. Данную работу начинаю в
классе. Провожу инструктаж по технике безопасности для ребёнка и его родителей.
Прослушав его, они расписываются в специальном журнале.
Карточка - инструкция
1.Помните,
опыты
должны
быть
безопасны
(не
проводите
опыты
с
ядовитыми
и
взрывоопасными веществами), как для людей, находящихся в этой квартире, так и для
животных.
2.Подробно
изучите
описание
опыта.
Никогда
не
меняйте
последовательность
проведения, пропорции, не осуществляйте замену реактивов – это может привести к не
предсказуемым последствиям.
3.Определите цель и задачи работы,
4.Укажите оборудование и реактивы,
5.Составьте подробный план выполнения работы,
6.Составьте отчёт по работе: подробно опишите ход работы, наблюдения и сделайте
вывод.
7.Используйте посуду, в которой не хранятся продукты питания. На банки, контейнеры,
коробочки наклейте этикетки. Не нужно надеяться на свою память, она нас может
подвести.
8.После выполнения эксперимента приведите рабочее место в порядок, не откладывая,
вымойте посуду и протрите стол.
К работе приступайте только после того, как учитель проконсультирует вас по пунктам
2-6.
Уважаемые родители!
Помогите своим детям! Верьте в них. Подбадривайте и у них всё получится!
Источники информации:
Гурова А.В., Рыбникова О.В. Домашние практические работы по химии
Из
опыта
работы
учителя
биологии
Прокиной
Татьяны
Н иколаев ны .
Социальная сеть работников образования
Домашние практические работы (Из опыта работы учителя химии СОШ г. Орла Сафро
новой И.Н.)