Напоминание

Пейзажная лирика в стихотворениях поэтов 19 века


Автор: Гарчева Ирина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ №36"
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Пейзажная лирика в стихотворениях поэтов 19 века
Раздел: среднее образование





Назад




Гарчева И.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ №36

г.Норильск

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 5-ом классе на тему «Пейзажная лирика в стихотворениях поэтов 19 века»

Тип урока:

урок контроля и оценки знаний учащихся.

Авторы УМК: В.Я. Коровина, П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина

Цели урока:

ознакомить учащихся с пейзажной лирикой и живописью 19 века; показать красоту картин природы, созданных с помощью поэтического слова, их

созвучие с миром живописи; продолжить работу над изобразительно-выразительными средствами языка;

пополнять словарный запас учеников; воспитывать

культуру общения; любовь к жизни и к природе, развивать эстетический вкус.

Планируемые образовательные результаты: Личностные: познавательный интерес способность к самооценке на основе критериев успешности учебной

деятельности. Метапредметные: создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи

и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с

разными источниками информации; межпредметная связь с русский языком и музыкой.

Предметные: создание условия для знакомства с очередным

стихотворением, картиной, научить выявлять смысл стихотворения, сопоставлять различные понятия, приемы анализа литературного произведения.

Оборудование:

репродукции картин И.И.Шишкина «Зима», «Рожь», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», К.Е.Маяковского «Дети, бегущие от грозы», К.Коровиной

«Зимой».

Образовательные ресурсы: прослушивание аудиозаписи стихотворений, слайды для мультимедийной презентации, звуки живой природы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Теоретическое обоснование

1.Организационный

момент.

(2 мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие

необходимых принадлежностей.

(1 слайд с музыкальным сопровождением)

-

Сегодня

мы

продолжим

разговор

о

пейзажной

лирике.

Вы,

наверное,

уже

обратили

внимание

на

необычное оформление кабинета: он напоминает вам

галерею

художественного

музея

вы

видите

репродукции картин известных художников.

Самопроверка.

Дети слушают учителя и

музыку Вивальди «Времена

года».

Воспитание дисциплины,

культуры учебного труда.

Цель: организация внимания.

Быстрое включение учащихся в

деловой ритм.

Положительный

эмоциональный

настрой

детей

на

серьёзную,

вдумчивую работу в доброже-

лательной обстановке. Мотивация

на рабочий ритм.

2. Актуализация

знаний.

(7 мин.)

- Посмотрите внимательно, есть ли среди них знакомые

вам? Кто их автор? Как они называются?

- Какова тематика этих картин? Что их объединяет?

-

Прочитайте

эпиграф

к

сегодняшнему

уроку.

Как

вы

понимаете слова Леонардо да Винчи? О чем пойдет речь

Д е т и

р а с с м а т р и в а ю т

выставку.

Цель: Обеспечение стимулирова

-ния и мотивации, актуализация

опорных знаний и умений.

Создание проблемной ситуации

активизирует детей на восприятие

3.Тема и цель урока.

Мотивация: для

чего?

(2 мин.)

на нашем уроке?

(2 слайд с музыкальным сопровождением)

- Прежде чем мы отправимся на экскурсию по нашей

галерее (ее проведут известные «поэты» и «художники»),

я предлагаю вам небольшую литературную разминку.

-

Подберите

необходимые

п р и л а г ат е л ь н ы е ,

пропущенные

в

тексте.

Укажите

изобразительно-

выразительные средства.

Рассвет

Вот – полосой…

Уж обозначился восток;

Туда тепло и ароматы

Помчал со степи ветерок;

Бледнеют тверди…,

На горизонте – все черней

Фигуры, словно…,

В степи пасущихся коней… А.Н.Майков

- Давайте попробуем сформулировать тему урока.

(3 слайд)

- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

- Для чего вам это нужно?

- Итак, что нужно знать и уметь по теме урока?

(4 слайд)

Знать:

содержание стихотворений И.Никитина «Первый

гром прогремел», Ф.И.Тютчева «Еще в полях

белеет снег, «Весенняя гроза», А.А.Фета «Зреет

рожь над жаркой нивой», И.Никитина «Встреча

зимы»

правила выразительного чтения.

Уметь:

Слушают

учителя

и

отвечают на вопросы.

Зеленоватый, голубые,

вырезные

Дети слушают.

Отвечают на вопросы.

Самоосмысление.

Научиться выразительно

читать, находить в

стихотворении красивые

слова.

нового

материала,

развивает

творческое мышление.

М е т о д

с т и м у л и р о в а н и я

и

мотивации.

Операционный

компонент

УД

(развитие

операций

логического

мышления:

анализа,

сравнения,

синтеза, обобщения).

Регулирующий

компонент

УД

( р а з в и т и е

с а м о о ц е н к и

и

с а м о к о н т р о л я

н а

о с н о в е

взаимооценки

и

взаимоконтроля,

развитие итогового самоконтроля.

Красивая мелодия развивает

эстетический вкус.

Межпредметная связь приобщает

к искусству.

Стихотворная

форма

создаёт

благоприятный

фон,

а

так

же

несёт заряд занимательности.

Готовность учащихся к активной

учебно-познавательной

деятель-

ности на основе опорных знаний.

Словесный

и

наглядный

методы

обучения.

ИКТ

активизирует

внимание

у ч а щ и х с я ,

у с и л и в а е т

и х

м о т и в а ц и ю ,

р а з в и в а е т

п о з н а в ат е л ь н ы е

п р о ц е с с ы ,

м ы ш л е н и е ,

в н и м а н и е ,

воображение.

Цель:

Обеспечение

мотивации.

Организовать и направить к цели

учебно-позновательную

деятель-

ность учащихся.

Межпредметная связь.

выразительно читать стихотворение;

отвечать на вопросы;

рисовать словесные картины;

работать самостоятельно и в группах.

Чтобы уметь красиво и

правильно говорить самим

и, чтобы приятно было

слушать другим.

Мотивационный компонент УД.

Р а з в и т и е

п о з н а в а т е л ь н о й

мотивации

через

эмоционально-

социальную мотивацию.

Постановка

перед

учащимися

проблемной ситуации.

Операционный компонент УД.

4. Усвоение новых

знаний и способов

действий.

(15 мин.)

5.1 Погружение в урок.

(5 слайд)

-

Вспомните

весну,

когда

цветут

сады

и

ярко

светит

весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас

своей

чистотой.

Оно

голубое

голубое,

воздух

прозрачен, чист, влажен. И вдруг в эту радостную картину

врывается первый весенний гром.

5.2 Визуализация. Первичное чтение учителем.

-

Стихотворения

«Весенняя

гроза»,

«Первый

гром

прогремел. Яркий блеск в синеве», «Весна, весна! Как

воздух чист!»

мне очень понравились своей красотой.

Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое.

-

Сейчас

я

буду

читать

стихотворения,

а

вы

закройте

глазки, можете лечь на парту и постарайтесь представить

себе картины, описанные авторами в стихотворениях.

(Учитель читает стихотворения под музыку)

5.3 Обмен впечатлениями.

Работа с репродукциями картин о весне.

- Скажите, какие из картин изображают то же время,

что и в стихотворениях, те же приметы весны, то же

Дети слушают.

Самоосмысление.

Дети слушают учителя и

музыку П.И. Чайковского:

«Симфония №2».

Самоосмысление.

Цель:

Обеспечение

восприятия

о с м ы с л е н и я

и

п е р в и ч н о г о

запоминания

знаний

и

способов

действий.

Мотивационный компонент УД:

с о з д а т ь

с о о т в е т с т в у ю щ у ю

эмоциональную атмосферу.

Принцип целенаправленности.

Обеспечить

эмоциональность

восприятия, интерес к изучаемому

произведению.

Снятие

мышечного

напряжения,

утомления.

Эмоциона льно е

в о с п р и я т и е

художественного произведения.

состояние человека? Поделитесь своими мыслями.

- Подпишите строчками из стихотворений картины о

весне. Объясните свой выбор.

-

Какое

настроение

хотели

передать

нам

авторы?

Выберите. Обоснуйте свой выбор.

(6 слайд)

ликующее

восторженное

шутливое

печальное

весёлое

праздничное

радостное

спокойное

грустное

мечтательное

- Какие чувства возникли в вашем сердце?

(7 слайд)

изумление

спокойствие

радость

сожаление

восторг

печаль

ликование

грусть

- Что отражают лирические стихи?

- Какие картины возникли в вашем воображении после

прочтения стихотворений?

Дети делятся мыслями.

Р а д о с т н о е ,

л и к у ю щ е е ,

весёлое,

восторженное

т.к.

начинается

весна,

природа

просыпается и это всё радует

поэта.

Самоосмысление.

Радость,

изумление,

восторг,

ликование.

Самоосмысление.

Лирические

стихи

отражают

не

событие,

а

душевное

переживание

поэт а,

е го

настроение.

Дети

рисуют

с л о в е с н ы е

картины.

Активные

действия

учащихся,

максимальное

использование

самостоятельности

в

добывании

знаний

и

овладении

способами

действий.

Операционный компонент УД:

развитие

логического

мышления

(анализа,

сравнения,

синтеза,

обобщения);

умение

д е л ат ь

выводы и заключения.

Операционный

компонент

УД

(развитие логического мышления,

у м е н и е

д е л а т ь

в ы в о д ы

и

заключения).

Учить детей представлять в своём

воображении картины природы.

Р а з в и т и е

ко м м у н и к а т и в н о й

культуры

учащихся,

умение

слушать друг друга.

П р и н ц и п

в н и м а т е л ь н о г о

- Какие краски вы бы использовали, чтобы передать на

картине это настроение?

- Нарисуйте словесно последнюю строфу, попытайтесь

передать состояние природы в этот момент.

5.4 Самостоятельное чтение стихотворения.

- Открываем учебники на странице 145

- Вспомним правила выразительного чтения.

(8 слайд)

читайте медленно. Помните: ни один художник не

рисует картину со скоростью машины;

после каждой строчки надо делать короткую паузу,

независимо от того, есть ли в конце строки знак

препинания;

постарайтесь

прочитать

так,

чтобы

передать

настроение автора и одновременно выразить свои

чувства.

- Читаем в полголоса стихотворения о зиме.

5.5 Обмен впечатлениями.

Работа с репродукциями картин о зиме.

-Скажите,

какие

стихотворения

созвучны

картинам

И.И.Шишкина

«Зима»,

И.Э.Грабаря

«Февральская

лазурь»?

«Подпишите»

эти

картины

строками

из

стихотворений.

5.6 Физкультминутка. (9 слайд)

5.7 Чтение стихотворений в слух.

- Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с

паузами.

Я р ко - з е л е н у ю ,

с в е т л о -

зелёную,

голубую,

жёлтую,

светло-коричневую.

Дети слушают.

Дети читают самостоятельно

Д е т и

в ы п о л н я ю т

физкультминутку совместно с

учителем.

Самоутверждение.

Читают 1-2 ученика.

Учащиеся

высказывают

свои

мнения, пожелания, советы.

отношения к тексту.

Ф о р м и р о в а н и е

н а в ы к а

самостоятельного чтения.

Самостоятельная

деятельность

учащихся,

выполняет

важную

в о с п и т ат е л ь н у ю

ф у н к ц и ю :

приучает учащихся к сам. работе

без учителя, выполнению заданий

без побуждения и контроля и идет

отработка способа действия

( с о в е р ш е н с т в у е т с я

н а в ы к

выразительного чтения0.

Снятие

мышечного

напряжения,

переутомления,

поднятие

эмоционального тонуса.

Регулирующего компонента УД:

Р а з в и т и е

с а м о ко н т р о л я

и

самооценки,

взаимоконтроля

и

взаимооценки.

5. Закрепление

знаний и способов

действий.

(7 мин.)

5.8 Анализ лирического стихотворения Ф.И.Тютчева

«Весенняя гроза».

- Как вы считаете, с какой целью

автор написал это

стихотворение?

- Выберете ответы.

(10 слайд)

чтобы сообщить о том, что пришла весна;

чтобы передать свою радость;

чтобы привлечь внимание к красоте природы.

5.9 Работа над литературоведческими понятиями.

(11 слайд)

- Какие приемы в стихотворении использует поэт?

-

Какие

слова

помогли

поэту

создать

яркую

картину

сияющего денька?

- Зачем Тютчев использует эпитеты?

- Придумайте свои эпитеты к слову гроза.

- Ребята, гроза - это центральный или второстепенный

образ в стихотворении?

- Докажите.

- Прочитайте строчки к этой иллюстрации.

(12 слайд)

- Вся картина природы, созданная поэтом, представляется

как

живая,

благодаря

обилию

верно

подобранных

глаголов:

люблю,

резвяся,

играя,

грохочет,

гремят,

Самоосмысление.

Эпитеты

Эпитеты

делают

нашу

речь

б о л е е

я р к о й ,

т о ч н о й ,

красочной, выразительной.

Дети выбирают ответы.

Дети решают проблему.

Название и иллюстрация.

Цель:

Обеспечение

усвоения

н о в ы х

з н а н и й

и

с п о с о б о в

действий.

Глубокое

понимание

текст а

чере з

п р а к т и ч е с к у ю

деятельность.

Постановка проблем, активизация

познавательной

деятельно сти

учащихся.

Операционный

и

регулирующий

к о м п о н е н т

УД

( р а з в и т и е

логического

мышления,

развитие

контроля и самоконтроля,

обратная связь).

Расширение кругозора.

Обогащение словарного запаса.

Развитие зрительно - слухового

восприятия.

Выработка

умений

оперировать

ранее полученными знаниями.

Формируется

умение

анализи-

ровать поэтический текст, умение

в и де т ь

обра з н ы е

я з ы ко в ы е

с р е д с т в а

х у д о ж е с т в е н н о й

выразительности.

Создание проблемной ситуации:

углубить

восприятие

произве-

дения,

освоение

идеи

произве-

дения.

Операционный компонент УД:

развитие

логического

мышления

(анализ,

синтез,

с р а в н е н и е ,

обобщение),

умение

д е л ат ь

выводы и заключения.

брызнул, лети, повисли, золотит

6. Обобщение

изученного

материала.

(7 мин).

6.0. Коллективное чтение стихотворения. Работа над

выразительностью.

-

Как

будем

читать

это

стихотворение:

быстро

или

медленно неторопливо?

- Какие строчки, по вашему мнению, можно читать чуть

быстрее?

-Давайте попробуем прочитать вместе.

6.1. Дифференцированное задание.

(Детям

раздаются

карточки

с

вопросами

по

уровням

сложности. Они сами выбирают уровень сложности.)

(Вопросы прилагаются)

-Что

главное

в

стихотворении:

действие,

событие,

природа, поступок? (2 уровень)

-Можете

ли

вы

определить

характер

музыки,

которая

могла бы сопровождать это стихотворение? (3 уровень)

- Прочитайте понравившиеся строки. (1 уровень)

-С каким чувством надо читать стихотворение?

(2 уровень)

Совместное хоровое чтение.

Самоутверждение.

Учащиеся высказывают свои

мнения, пожелания, советы.

Работают самостоятельно,

опираются на знания по теме.

Природа.

Лирическая песня.

Дети читают.

Радости, восторга.

Красота природы.

Форма работы - беседа.

Цель: Обеспечить более глубокое

ц е л о с т н о е

в о с п р и я т и е

произведения.

Операционный компонент УД.

Умение сделать логические

выводы.

Принцип целостности.

Организация

самостоятельной

р а б о т ы

ш к о л ь н и к о в ,

ф о рм и р о в а н и е

у

у ч а щ и х с я

навыков самообразования

П р и н ц и п

в н и м а т е л ь н о г о

отношения к тексту.

Выявление

качества

и

уровня

овладения знаниями и способами

д е й с т в и й ,

о б е с п еч е н и е

и х

коррекции.

Самостоятельное

выполнение

заданий,

требующих

применения

знаний.

Формируются

навыки

самообразования.

Дифференциация

по

степени

сложности

даёт

возможность

отработать

учащимся

разных

г р у п п

р а з л и ч н ы е

в и д ы

самоконтроля,

самооценки

на

о с н о в е

в з а и м о ко н т р о л я

и

взаимооценки

регулирующий

компонент УД.

7. Домашнее задание.

(1 мин.)

8. Подведение

итогов.

(2 мин.)

9. Рефлексия.

(2 мин.)

(13 слайд)

(Дети выбирают)

Выучить наизусть стихотворения (по выбору);

Нарисовать картины, которые возникли в вашем

воображении;

Написать

сочинение-миниатюру

на

тему

«Весна

пришла».

Какие

задания

вам

показались

на иб ол е е

интересными?

Для чего нужна такая работа со стихотворением?

Пригодятся

ли

вам

знания

этого

урока

в

дальнейшей жизни?

Дети выбирают, записывают в

дневник.

Самоосмысление.

Ответы детей.

Цель:

Обеспечение

понимания

цели,

содержания

и

способов

выполнения

домашнего

задания.

Проверка

с о о т в е т с т ву ю щ и х

записей.

Дифференцированный

подход

к

домашнему

заданию.

Принцип

учёта потребности ребёнка.

Цель:

Дать

анализ

и

оценку

успешности

достижения

цели

и

н а м е т и т ь

п е р с п е к т и в у

последующей работы.

Операционный компонент УД.

С о з д а ю

с и т у а ц и ю

у с п е х а .

Подведение

итогов

помогает

учащимся

глубже

осознать

своё

продвижение

вперёд,

осмыслить

свои достижения и проблемы.



В раздел образования