Автор: Карелина Ольга Раисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 148
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Организция занятий с неговорящими детьми раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование
Игровые упражнения в работе с неговорящими детьми
Упражнения по формированию речевого дыхания
1.
Упражнение «Полевые цветочки».
Дети идут по тропинке (веревочке) и собирают цветы, затем останавливаются на
«полянке». Логопед предлагает понюхать цветочки, при этом следит, чтобы дети
набрали воздух через нос и выдох через рот. Повторить 3-5 раз.
2.
Упражнение «Узнай по запаху овощ».
Логопед предлагает детям рассмотреть овощи и называет их: лук, чеснок, укроп.
Затем делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи,
запоминают запахи. Затем логопед предлагает каждому ребенку узнать по запаху
предложенный овощ. Предварительно логопед напоминает, как правильно
делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно.
3.
Упражнение «Ароматный фрукт».
Логопед приносит фрукты: апельсин, лимон, яблоко. Дети рассматривают фрукты,
нюхают, запоминают ароматы. Затем по очереди дети с закрытыми глазами узнают
фрукт по запаху. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи при длительном
вдохе. Затем дети определяют фрукты на вкус.
4.
Упражнение «Листочки».
Дети сдувают с ладошек разноцветные листочки.
Дунь-подунь, мой ветерок.
Очень жаркий день-денек.
5.
Развитие плавного, длительного выдоха: подуть на теннисный шарик в тазике с
водой; сдувать с ладони перышки, снежинки и т.д.
6.
Упражнение «Забей гол»
Из кубиков на столе построить ворота, стараться закатить в него ватный шарик.
При этом вдох глубокий, длительный.
Упражнения по формированию понимания речи
1.
Назвать (показать) предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом,
машины. Развивать собственные ощущения с использованием различных
поверхностей: сухие, мокрые, гладкие, шершавые, мягкие и т.д.
2.
Показать (назвать) предметы одежды для зимы (осени, лета) по картинкам.
3.
Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий
действий (спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит,
умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает).
Дети показывают эти действия на картинках, выполняют их по просьбе логопеда.
4.
Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки
(матрешку, сказку «Репка», пирамидку).
5.
На столе машинка, собачка, петушок.
Учить узнавать игрушки по их описанию (у него есть хвост, мягкая шерсть,
маленькие ушки; у него есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он
красный, пластмассовый, у него есть колеса).
6.
Учить понимать простые предлоги, помогающие определить местонахождение
предметов. ( Поставь кружку на стол. Убери кубики в коробку. И т.д.)
7.
Учить различать единственное и множественное число существительных.
(Покажи, где кубик, а где кубики, собака – собаки, машина - машины и т.д.)
8.
Упражнение «Чем?».
Логопед задает вопрос, ребенок находит подходящую картинку или называет.
Чем мама режет хлеб?
Чем мальчик вытер лицо?
Чем ты ешь суп?
Чем девочка расчесывает волосы? И т.д.
Упражнения по формированию слухового восприятия и фонематических процессов.
1.
Звучащие игрушки: барабан, бубен, дудочка.
Узнать звучание барабана (бубна, дудочки) среди других инструментов.
2.
В трех одинаковых коробочках – горох, пуговицы, деревянные палочки.
Определить на слух, что в каждой коробочке.
3.
Используя звукоподражания, узнать собаку (гав –гав), кота (мяу), курочку (ко-
ко-ко), мышку (пи-пи-пи) и т.д.
4.
Лови звук.
Логопед демонстрирует несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик,
барабан. Предлагает детям «поймать» звук колокольчика, хлопнув в ладоши.
5.
Ребенок стоит спиной к логопеду, который просит рассказывать (показать), что
он делает: стучит ложкой по чашке, щелкает ножницами.
6.
Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками
(летают), тихое – приседают.
7.
Игра «Подскажи словечко»
Чтение стихотворения (ребенок подсказывает последнее слово).
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку …(мячик). И т.д.
Игры и упражнения по формированию пространственного восприятия.
1.
Игра проводится после чтения сказки «Репка». Вопросы: Кто тянул репку,
назови, покажи. Какого цвета репка? После проведенной предварительной работы
дети складывают части, чтобы получилась репка. Используется разрезная картинка
репки из двух частей.
2.
Разрезные картинки из трех частей (например, образ домашнего животного –
кошки, собаки, коровы, лошади). И т.д.
3.
Выложить елку из зеленых треугольников, ориентируясь на их величину,
сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно (помощь логопеда в случае
затруднения).
4.
Из трех белых кружочков выложить снеговика сначала по образцу логопеда,
затем самостоятельно.
5.
Дети разбирают и собирают матрешку (пирамидку) из 3-5 предметов.
Расставляют матрешек по величине, начиная с самой большой матрешки, а затем с
самой маленькой. Где прячутся матрешки?
Приемы стимуляции появления первых слов
1.
Игра «Насекомые»
По сигналу взрослого «Муха полетела» ребенок, имитируя полет мухи,
одновременно произносит звук «З». По сигналу взрослого «Жук полетел» ребенок,
изображая полет жука, произносит звук «Ж». По сигналу взрослого «Прилетели»
ребенок останавливается.
2.
Игра «Паравозик».
По сигналу взрослого «Поехали» ребенок, изображая движение поезда, произносит
звук «У» или «Ту-ту».
3.
Игра «Кораблик».
Взрослый предлагает ребенку наперегонки погонять «кораблики», изготовленные
из разноцветной бумаги. Дуть на кораблики нужно произнося длительно звук «Ф».
4.
Игра «Разверни».
Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в ткани (бумагу)
разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к
произнесению: «Опа!», «Вот!», «Вот так!» или названий предметов.
5.
Игра «Птички».
Логопед: Прилетели птички и зачирикали (пальчики складываются в одну точку,
создавая клюв птички). Покормим птичек: голубей (гули-гули), уток (ути - ути),
цыплят (цып – цып). Прилетели птички, клюют зернышки. Все склевали? И
полетели. Полетели, полетели, на головку сели, на щечки сели, на лобик, на
бровки, на подбородок, на коленочки, на поясочек, на спинку, на животик, на
ладошку. Покормим птичек: голубей (гули-гули), уток (ути - ути), цыплят (цып –
цып).
6.
Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки».
Взрослый предлагает ребенку изготовить крупные бусы для бабы, а мелкие для
мамы; помогает нанизывать крупные бусинки на шнурок, а мелкие – на нитку.
Ребенку задаются вопросы, стимулируя его к сопряженному или самостоятельному
ответу: «Что мы делаем?» - «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» - «Баба». «Кто
наденет мелкие бусы?» - «Мама». «Кто подарит бусы?» - «Я».
В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т. е. с детьми,
у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что
значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Для полноценного развития речи
необходимы: врожденная языковая способность, первично сохранный интеллект, стимулы из
внешней среды, мотивация к речи, полноценность функционирования проводящих путей
между отдельными анализаторами по которым передаётся информация. В головном мозге
существуют речевые зоны: задние отделы нижней лобной извилины; височные извилины;
нижняя теменная область; а также зона, расположенная на стыке теменной, височной
и затылочной областей левого, доминантного по речи полушария (В. М. Шкловский,
Т. Г. Визель). Без связи между речевыми областями мозга речь развиваться не будет. [2] Кого
же можно назвать неговорящим, безречевым ребенком? Группа безречевых детей
неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, с временной
задержкой речевого развития, ранним детским, интеллектуальной недостаточностью,
детским церебральным параличом, нарушением слуха. Однако, для всех этих детей
характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых
представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности,
несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи,
недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности. Таким образом, на
начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи её будут сходными, не
зависимо от этиопатогенеза и механизмов речевого нарушения. На современном этапе
развития специального образования актуальной является разработка образовательных
программ и педагогических технологий, обеспечивающих всестороннее развитие детей
с нарушениями в развитии. [3]
Основными целями логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах
являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности
одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребёнка
способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу —
примитивного). [4] Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает
коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные
психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка.
Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми на начальном этапе:
1. Стимуляция речевой и психической активности.
2. Развитие эмоционального общения со взрослым. Экспрессия педагога на каждом
из этапов занятия с безречевым ребёнком способствует развитию подражательности
и эмоционально настраивает детей на речевосприятие и речепроизводство. 3
.
Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого,
сверстников и речевому подражанию — эхолалии.
4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности:
разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных
навыков. 5. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой
деятельности. 6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона
(номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное
общение. 7. Формирование первоначальных навыков грамматического
(морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.
8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.
Для
реализации
задач
логопедической
работы
с безречевыми
детьми
происходит
в процессе
использования
следующих
средств:
-
Игр
и упражнений, активизирующих все высшие психические функции; -
Игр и упражнений, регулирующих мышечный тонус детей, позволяющих
корректировать
поведение
детей,
воздействовать
на
эмоционально-
личностную сферу; - Самостоятельной игровой деятельности; -
Игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех уровнях (от
мотивационно-побудительного до исполнительного); - Особым образом
организованной коррекционно-развивающей среды; - Организованным
семейным
воспитанием
детей.
Использование
психосоматической
гимнастики
и ритмики
в логопедической
работе
с неговорящими
детьми.
Большинство
неговорящих
детей
имеют
особенности
эмоционально-
личностной сферы: чрезмерную утомляемость, сочетающуюся с повышенной
возбудимостью;
непоседливость,
вспыльчивость,
замкнутость,
склонность
к неврозам.
Одним
из
методов
коррекционной
работы
с целью
психофизической разрядки является психосоматическая гимнастика, которая
о п о с р е д о в а н н о
с п о с о б с т ву е т
р еч е в о м у
р а з в и т и ю
р е б ё н к а .
Психогимнастические
упражнения
способствуют
развитию
психических
функций
(внимания,
памяти,
воображения),
нормализации
мышечного
тонуса. Чередование мышечного расслабления и напряжения в упражнениях
влияет на нормализацию процессов корковой нейродинамики.
Групповая игра «Часы» Задачи: стимуляция звуковых жестов «бом-бом», «тик-так»;
чередование мышечного расслабления и напряжения; накопление пассивного словаря. Ход
игры. Взрослый, покачиваясь из стороны в сторону, произносит: «бом-бом: вот как бьют
волшебные часы. Сейчас давайте превратимся в большие волшебные часы. Дети стараются
повторить. Взрослый: «А теперь покажем, как ходят стрелки волшебных часов: тик-так, тик-
так». Руки детей, согнутые в локтях, движутся попеременно в разные стороны. Основная цель —
частое воспроизведение звукового жеста детьми. Упражнение «Звуки и движения» Задачи:
активизация речевого подражания, формирование умения выстраивать ритмический ряд на
основе координации движений и фонации. Ход упражнения. Взрослый демонстрирует ребёнку
движения руками, побуждая к совместным действиям и произнесению. Руки в стороны- «А»,
приставление ладоней к углам рта — «У», ноги в стороны — «И», руки «в замок» над головой —
«О». Игра «Мыльные пузыри». Задачи: формирование артикуляционных навыков,
преодоление явлений артикуляционной апраксии. Ход игры. Ребёнок лопает мыльные пузыри,
пускаемые над столом, сопровождая действие произнесением звуков: «б», «п». На
физическом уровне речь — это разновидность движения, и осуществляется по тем же
законам, что и любое другое движение. При несоблюдении этих законов речевое движение,
как и всякое иное, нарушается. Движения совершаются не какой-то одной частью тела,
а всегда — почти всем телом. В произношении участвуют не только мышцы органов речи, но
и другие мышцы тела. В речи участвуют мышцы груди, плечевого пояса, шеи. С их помощью
повышается и понижается, усиливается и ослабляется голос, возникают различные способы
резонирования. В речи участвуют мимические мышцы лица, и наконец,- органы артикуляции,
которые завершают общую работу. Попробуйте застыть неподвижно и говорить одним ртом
(скорее всего, вы при этом утратите способность связно мыслить). [8] Помочь ребёнку
заговорить может игра с маленьким мячом, умещающимся в ладошку. Перекладывая мяч, из
одной ладони в другую при этом проговаривая сначала звуки М-----А и др. Затем слоги ВО —
ДА, СО-ВА и др. К числу инновационных технологий можно отнести и приёмы танцевальной
терапии. Например, в упражнении «Огонь-лёд». Задачи: развитие слухового внимания,
активизация слов. Ход упражнения. По команде взрослого: «Огонь!»- стоящие в кругу дети
начинают двигаться всеми частями тела. По команде: «Лёд!» — дети застывают в позе,
в которой их застала команда. Арттерапевтические технологии в работе с безречевыми
детьми. Арттерапия — совокупность методик, построенных на применении различных видов
искусства в своеобразной символической форме. Одним из направлений арттерапии является
куклотерапия. Перчаточные куклы помогают вызывать положительные эмоции или постепенно
ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке логопеда помогает преодолению
коммуникативных зажимов, речевого негативизма, стимулирует речевую активность
неговорящего ребёнка. Целесообразно включать в коррекционно- развивающие занятия
с детьми упражнения, основанные на изобразительной деятельности ребёнка, которая
занимает в жизни ребёнка второе место после игровой.(М. В. Водинская, М. С. Шапиро, 2006)
Упражнение «Волшебные нитки» Задачи: активизация лексикона по выбранной теме,
формирование подражания, воображения, развитие мелкой моторики. Ход упражнения.
Взрослый показывает ребёнку шерстяные нити разных цветов, предлагая выложить контуры
нитью на шероховатой поверхности. Упражнение ребёнок может выполнять совместно
с взрослым или самостоятельно. Сенсомоторное воспитание в коррекционно-логопедической
работе с безречевыми детьми. Сенсорными считаются игры, которые помогают детям
получать чувственные ощущения. Сенсорный опыт, приобретённый при специально
организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует её
спонтанному формированию. Сенсорное воспитание — основа лексической работы
и личностного развития; включения максимального количества сохранных анализаторов
способствует появлению слова в активной речи. [7] Для развития тактильной
чувствительности «Разные животные» Взрослый касается различных частей тела ребёнка
игрушками: мягкой кошкой, колючим ежом, мокрым китом. Ребёнок отгадывает, кто к нему
прикоснулся. Кинестетическое восприятие «Сухой бассейн» Взрослый демонстрирует ребёнку
игрушки. «Игрушки решили поиграть с тобой в прятки, найди их». Ребёнок, опуская руку в
«бассейн», пытается на ощупь угадать игрушку и назвать её. Зрительное восприятие «Цвета»
Ребёнку выдаётся набор цветных прямоугольников и картинок. Ребёнок раскладывает
картинки, соотнося их по цвету. Слуховое восприятие «Шумящие коробочки» Взрослый
предлагает по звуку угадать, чем заполнены коробочки: кофе, монеты, камни, бобы и т. д.
«Покричи в банку» Взрослый продуцирует в стеклянные банки гласные звуки, стимулируя
ребёнка к повторению этого
действия. Варианты: пузырьки и бутылочки
с горлышками разного диаметра. Активизация
речевой
активности, речевого
подражания, приёмы стимуляции появления первых слов
Игра «Выжимаем губки» Проводится с целью сформировать навык речевого
подражания, стимулировать звукоподражания «кап-кап». Взрослый ставит на
стол две тарелки в одной вода, а в другой нет. Раскладывает губки разных
цветов и опускает губку в воду, выжимает в пустую тарелку, произнося при
этом «кап-кап».
Игра «Сделаем бусы для мамы и
бабушки» Взрослый предлагает ребёнку
изготовить крупные бусы для бабы, мелкие для мамы. Ребёнку задаются
вопросы,
стимулируя
его
к сопряжённому
или
самостоятельному
ответу:
«Что мы делаем?» — «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» — «Баба». «Кто
наденет мелкие бусы?» — «Мама». «Кто подарит бусы?» — «Я».
Игра «Волшебный шкафчик» Для игры понадобиться маленький шкафчик
с большим количеством ящиков. На глазах ребёнка взрослый прячет в один
из ящиков маленькую игрушку или предмет. Ребёнку предлагается
вспомнить, в какой ящик спрятан предмет, достать его и назвать.
Ещё несколько лет назад велись споры о целесообразности внедрения информационных
технологий в коррекционно- образовательный процесс. В настоящее время этот вопрос решён
однозначно положительно. Информационные технологии вносят новые игровые моменты
в процесс коррекции речевых нарушений, позволяют многократно дублировать необходимый
тип упражнений и речевой материал, не подавляя тем самым интерес ребёнка к занятиям.
Компьютерные ресурсы позволяют: использовать различный стимульный материал; работать
на разных уровнях сложности, одновременно с логопедической работой осуществлять
коррекцию восприятия, внимания, памяти, мышления ребёнка. Особенности игровой
деятельности неговорящих детей должны учитываться при выборе компьютерных игр для них.
В игре дети с речевыми нарушениями требуют частой смены раздражителей, их игровая
деятельность складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова
взрослого и обязательном руководстве ею. Неговорящим детям легче выполнить задание,
если оно предлагается наглядном, невербальном плане. При использовании компьютерных
программ в работе с неговорящими детьми необходимо подкреплять словесную инструкцию
наглядным примером выполнения задания, предусматривать повтор инструкции. В рамках
компьютерной программы ребёнок учится самостоятельно осуществлять свою деятельность,
развивая способность принимать решения, доводить начатое дело до конца. Использование
компьютерных технологий в логопедической работе позволяет незаметно для ребёнка
дошкольного возраста осуществить переход от игровой деятельности к учебной. [10]
Технология формирования лексической стороны речи у неговорящих детей. При
формировании лексикона у неговорящих детей следует учитывать следующие принципы:
- Словарь ребёнка развивается параллельно с развитием мыслительных операций, на их
основе. - Многократное повторение нового слова. Как показали
исследования Г. М. Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового
слова, прежде чем у ребёнка закрепится самостоятельное употребление этого слова. -
Формирование лексического строя происходит на каждом занятии и в свободной
деятельности. Расширение и обогащение словарного запаса происходит за счёт усвоения
знаменательных частей речи: существительных, глаголов, прилагательных, наречий.
Лексический материал охватывает наиболее важные и близкие ребёнку этого возраста темы.
Для актуализации словаря в арсенале педагогов и родителей должна быть самая
разнообразная наглядность: картинки, фотографии, муляжи. Для развития лексической
стороны речи традиционно используются: показ и называние картинок, игры «Чудесный
мешочек» или «Рыболов» вызовут у ребёнка интерес и мотивацию к произнесению слова. Для
игры понадобятся вырезанные из картона рыбки, на обратной их стороне закреплены
скрепками картинки и конечно же «игрушечная» удочка. Ребёнку предлагается поймать рыбку
и назвать, что ему попалось. Формирование предпосылок развития слоговой структуры слов.
Основной формой работы по формированию слоговой структуры слова является
сопряжённое, отражённое или самостоятельное называние предметных картинок. Интересны
упражнения для неговорящих детей с использованием двигательных опор. 1.
Называние картинок с одновременным сдавливанием пальцев прищепкой 2.
Проговаривание слов по слогам с одновременным выкладыванием дорожек (используются
различные материалы: мозаика, камешки, макароны, счётные палочки и др.) 3.
Произнесение слов по слогам с одновременным нанизыванием бусин на верёвочку.
4. Игра «Пальчики здороваются». Произнесение слогов на соприкосновение
пальцев.
Основная цель логопедического воздействия на первоначальном
(подготовительном) этапе работы с неговорящими детьми – вызвать на основе
подражания активную речь ребенка в форме любых звуковых проявлений.
Задачи этапа:
Увеличение объема произвольного слухового и зрительного внимания.
Преодоление речевого негативизма и других проявлений
психопатологической симптоматики.
Повышение речевой активности, обучение навыкам коммуникации со
сверстниками и логопедом любыми доступными вербальными и невербальными
средствами. Допустимым является любое фонетическое наполнение слов, близкое к
норме или отдаленное от нее.
Развитие пассивного словаря.
Формирование базовых предпосылок слоговой структуры слова:
совершенствование общей моторики, мелкой моторики, зрительно-моторной
координации, артикуляционной моторики, чувства темпа и ритма.
Формирование звукопроизносительных навыков: развитие фонационного
дыхания; силы, высоты, тембра голоса; интонации, мелодики.