Автор: Сорока Наталья Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Щетиновская СОШ"
Населённый пункт: с. Щетиновка, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "ЦЕННОСТИ БЕЛГОРОДЧИНЫ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Раздел: среднее образование
«ЦЕННОСТИ БЕЛГОРОДЧИНЫ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Сорока Наталья Васильевна,
учитель русского языка и литературы
Проблема
духовно-нравственного
воспитания
учащихся
–
одна
из
сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой.
Особо важна в процессе формирования личности своевременная закладка
духовно-нравственных
основ
(справедливости,
милосердия,
честности,
искренности,
великодушия,
доброты,
уважения
к
истории,
культуре,
традициям, национальному достоинству).
На сегодняшний день необходимо организовать обучение и воспитание
учащихся
на уроках русского языка и литературы таким образом, чтобы
школьники с изучением предметов приобщались к ценностям отечественной
культуры. Возрождение духовной культуры народа – эта проблема в наши
дни весьма актуальна.
Знакомство
с
историей,
природой,
культурой
малой
родины
–
Белгородчины – на основе краеведческого материала является воспитание у
школьников «чувства Родины», его духовно-нравственного воспитания.
Применимы
такие
формы
работы,
как
исследования,
поисковая
и
творческие работы.
На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим
разбором,
над
правописанием
суффиксов
и
приставок,
над
усвоением
орфограмм и пунктограмм, обращать нужно внимание учащихся на значение
слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или
иного
текста.
На
уроках
русского
языка
хорошо
использовать
тексты
произведений
белгородских
писателей
и
поэтов,
в
которых
авторы
прославляют святое Белогорье, знакомят с историей родного края, описывают
встречи со знаменитыми людьми, а также воспевают величественную красоту
природы.
При
изучении
темы
«Знаки
препинания
в
простом
предложении,
осложнённом
однородными
членами»
пятиклассникам
нужно
предлажить
заранее прочитать, а на уроке поработать с предложениями из текста Евгения
Фёдоровича Дубравного «Ежонок Гришка»:
«Они
принесли
ежонка,
пустили
на
пол
и
стали
наблюдать.
Анюта
сделала ему в уголке домик, вымостила его тряпочками, нарвала на дворе
травы и посыпала внутри домика».
Задания:
- Какие чувства у вас вызвал рассказ Е.Ф .Дубравного «Ежонок Гришка»?
- Почему погибает ежонок? Как мы должны поступать в той ситуации, если
нам повстречается лесной зверёк?
- Разберите предложение по членам предложения и запишите его схему. В
каких случаях мы ставим знаки препинания?
При изучении раздела «Лексикология и фразеология» по русскому языку
нужно
предложить
учащимся
текст
стихотворения
Игоря
Андреевича
Чернухина
«Так
вот
оно
какое,
Порубежье!...»,
с
которым
школьники
работают, находят устаревшие, нейтральные и стилистически окрашенные
слова, определяют, какие слова являются исконно-русские и заимствованные.
Примерные вопросы и задания:
-
Почему
можно
утверждать,
что
в
стихотворении
идет
речь
о
земле
Белгородской? Какие слова указывают на это?
-
Найдите
в
тексте
устаревшие
слова.
Для
чего
автор
использует
устаревшие слова?
При изучении темы «Антонимы» можно предложить учащимся поработать
с
текстом
стихотворения
Владимира
Ефимовича
Молчанова
«Край
богатырский»
Над рекой Донцом небо синее,
Колосится рожь на полях степных.
Связан древний край мой с Россиею
Счастьем светлых дней, горем дней иных.
Ты рождал, мой край, добрых молодцев
В добрый час рождал и в недобрый час
Тех, кто Русь спасал от половцев,
2
Кто Европу всю от фашизма спас.
В богатырский край с юга. Севера,
Будто стаи птиц, мы спешим всегда,
Ведь дороже нам злата-серебра
Хлеб родных полей и в земле руда.
Над рекой Донцом зорька алая,
По леса поют соловьи с душой.
Это родина наша малая,
Без которой нет
Родины большой…
Учащимся предлагается следующие задания:
- Докажите, что это стихотворение посвящено Белгородчине. Подтвердите
ответ словами из стихотворения.
-
Какие
исторические
события
позволяют
нашему
краю
называться
богатырским?
- Найдите в тексте антонимы, сколько рядов антонимов находится в тексте?
-
Являются
ли
выражения «малая
(р,Р)одина
–
большая
(р,Р)одина»
антонимами? Объясните их написание.
- Подберите к прилагательным синонимы.
Для изучения тем «Имя прилагательное», «Глагол», «Причастие» можно
взять отрывки из произведений Бориса Ивановича Осыкова, автора книг о
нашем крае: «Белогорье, синие дали», «Вдали, за Северским Донцом», «Здесь
рождались «Синие дали», «Озарённый первым салютом».
Перед
написанием
сочинения
на
тему
«Чудный
собор»
в
8
классе
предшествует подготовительная работа (можно организовать экскурсию в
один из храмов Белгородчины, учащиеся наблюдают, делают снимки, готовят
сообщение о храме).
Предлагается
учащимся
поисково-краеведческая
работа
по
теме
«Диалектизмы», параллельно изучают традиции, обряды села. Работу они
выполняют с удовольствием, опрашивают жителей села, своих бабушек и
3
дедушек, гордятся тем, что это они «нашли» материал, ведь это история их
края.
И трудно не согласиться с мнением М.С .Жирова, который в своей книге
«Народная художественная культура Белгородчины» пишет: «Возрождение
России начинается с русской провинции, с дорогих и милых сердцу уголков,
где живёт историческая память и плодоносят те корни, которые дают нам,
ныне
живущим,
силы
и
разум
вспомнить,
собрать
в
самую
сердцевину
обычной
жизни
ощущение
её
цельности
и
полноты,
миропонимания
и
особого «лада» внутреннего мира людей старшего поколения».
Для того, чтобы получить положительный результат в изучении русского
языка как науки необходимо приобщить школьников к творчеству, чтобы
ученик
не
оставался
равнодушным,
тогда
и
воспитательная
цель
будет
достигнута.
Литература
1. Дубравный Е. Ф. «Анютины встречи». – Белгород, 1991
2 .Дубравин Е. Ф. «Неслучайные встречи»
3. Жиров М. С. Народная художественная культура Белгородчины.-
4. Молчанов В. Е. «Родство». – Воронеж, 1984
5. Осыков Б. И.. «Белогорье, синие дали». – Москва, 1984.
6.Чернухин И. А. «Трава под снегом». – Воронеж, 1990
4