Напоминание

"ЦЕННОСТИ БЕЛГОРОДЧИНЫ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"


Автор: Сорока Наталья Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Щетиновская СОШ"
Населённый пункт: с. Щетиновка, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "ЦЕННОСТИ БЕЛГОРОДЧИНЫ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Раздел: среднее образование





Назад




«ЦЕННОСТИ БЕЛГОРОДЧИНЫ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Сорока Наталья Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Проблема

духовно-нравственного

воспитания

учащихся

одна

из

сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой.

Особо важна в процессе формирования личности своевременная закладка

духовно-нравственных

основ

(справедливости,

милосердия,

честности,

искренности,

великодушия,

доброты,

уважения

к

истории,

культуре,

традициям, национальному достоинству).

На сегодняшний день необходимо организовать обучение и воспитание

учащихся

на уроках русского языка и литературы таким образом, чтобы

школьники с изучением предметов приобщались к ценностям отечественной

культуры. Возрождение духовной культуры народа – эта проблема в наши

дни весьма актуальна.

Знакомство

с

историей,

природой,

культурой

малой

родины

Белгородчины – на основе краеведческого материала является воспитание у

школьников «чувства Родины», его духовно-нравственного воспитания.

Применимы

такие

формы

работы,

как

исследования,

поисковая

и

творческие работы.

На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим

разбором,

над

правописанием

суффиксов

и

приставок,

над

усвоением

орфограмм и пунктограмм, обращать нужно внимание учащихся на значение

слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или

иного

текста.

На

уроках

русского

языка

хорошо

использовать

тексты

произведений

белгородских

писателей

и

поэтов,

в

которых

авторы

прославляют святое Белогорье, знакомят с историей родного края, описывают

встречи со знаменитыми людьми, а также воспевают величественную красоту

природы.

При

изучении

темы

«Знаки

препинания

в

простом

предложении,

осложнённом

однородными

членами»

пятиклассникам

нужно

предлажить

заранее прочитать, а на уроке поработать с предложениями из текста Евгения

Фёдоровича Дубравного «Ежонок Гришка»:

«Они

принесли

ежонка,

пустили

на

пол

и

стали

наблюдать.

Анюта

сделала ему в уголке домик, вымостила его тряпочками, нарвала на дворе

травы и посыпала внутри домика».

Задания:

- Какие чувства у вас вызвал рассказ Е.Ф .Дубравного «Ежонок Гришка»?

- Почему погибает ежонок? Как мы должны поступать в той ситуации, если

нам повстречается лесной зверёк?

- Разберите предложение по членам предложения и запишите его схему. В

каких случаях мы ставим знаки препинания?

При изучении раздела «Лексикология и фразеология» по русскому языку

нужно

предложить

учащимся

текст

стихотворения

Игоря

Андреевича

Чернухина

«Так

вот

оно

какое,

Порубежье!...»,

с

которым

школьники

работают, находят устаревшие, нейтральные и стилистически окрашенные

слова, определяют, какие слова являются исконно-русские и заимствованные.

Примерные вопросы и задания:

-

Почему

можно

утверждать,

что

в

стихотворении

идет

речь

о

земле

Белгородской? Какие слова указывают на это?

-

Найдите

в

тексте

устаревшие

слова.

Для

чего

автор

использует

устаревшие слова?

При изучении темы «Антонимы» можно предложить учащимся поработать

с

текстом

стихотворения

Владимира

Ефимовича

Молчанова

«Край

богатырский»

Над рекой Донцом небо синее,

Колосится рожь на полях степных.

Связан древний край мой с Россиею

Счастьем светлых дней, горем дней иных.

Ты рождал, мой край, добрых молодцев

В добрый час рождал и в недобрый час

Тех, кто Русь спасал от половцев,

2

Кто Европу всю от фашизма спас.

В богатырский край с юга. Севера,

Будто стаи птиц, мы спешим всегда,

Ведь дороже нам злата-серебра

Хлеб родных полей и в земле руда.

Над рекой Донцом зорька алая,

По леса поют соловьи с душой.

Это родина наша малая,

Без которой нет

Родины большой…

Учащимся предлагается следующие задания:

- Докажите, что это стихотворение посвящено Белгородчине. Подтвердите

ответ словами из стихотворения.

-

Какие

исторические

события

позволяют

нашему

краю

называться

богатырским?

- Найдите в тексте антонимы, сколько рядов антонимов находится в тексте?

-

Являются

ли

выражения «малая

(р,Р)одина

большая

(р,Р)одина»

антонимами? Объясните их написание.

- Подберите к прилагательным синонимы.

Для изучения тем «Имя прилагательное», «Глагол», «Причастие» можно

взять отрывки из произведений Бориса Ивановича Осыкова, автора книг о

нашем крае: «Белогорье, синие дали», «Вдали, за Северским Донцом», «Здесь

рождались «Синие дали», «Озарённый первым салютом».

Перед

написанием

сочинения

на

тему

«Чудный

собор»

в

8

классе

предшествует подготовительная работа (можно организовать экскурсию в

один из храмов Белгородчины, учащиеся наблюдают, делают снимки, готовят

сообщение о храме).

Предлагается

учащимся

поисково-краеведческая

работа

по

теме

«Диалектизмы», параллельно изучают традиции, обряды села. Работу они

выполняют с удовольствием, опрашивают жителей села, своих бабушек и

3

дедушек, гордятся тем, что это они «нашли» материал, ведь это история их

края.

И трудно не согласиться с мнением М.С .Жирова, который в своей книге

«Народная художественная культура Белгородчины» пишет: «Возрождение

России начинается с русской провинции, с дорогих и милых сердцу уголков,

где живёт историческая память и плодоносят те корни, которые дают нам,

ныне

живущим,

силы

и

разум

вспомнить,

собрать

в

самую

сердцевину

обычной

жизни

ощущение

её

цельности

и

полноты,

миропонимания

и

особого «лада» внутреннего мира людей старшего поколения».

Для того, чтобы получить положительный результат в изучении русского

языка как науки необходимо приобщить школьников к творчеству, чтобы

ученик

не

оставался

равнодушным,

тогда

и

воспитательная

цель

будет

достигнута.

Литература

1. Дубравный Е. Ф. «Анютины встречи». – Белгород, 1991

2 .Дубравин Е. Ф. «Неслучайные встречи»

3. Жиров М. С. Народная художественная культура Белгородчины.-

4. Молчанов В. Е. «Родство». – Воронеж, 1984

5. Осыков Б. И.. «Белогорье, синие дали». – Москва, 1984.

6.Чернухин И. А. «Трава под снегом». – Воронеж, 1990

4



В раздел образования