Напоминание

Создание условий для мотивации познавательной деятельности учащихся через внедрение в преподавание биологии игровых педтехнологий


Автор: Гущина Ирина Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБПОУ ВО " Муромский промышленно-гуманитарный колледж"
Населённый пункт: г.Меленки Владимирской области
Наименование материала: Обобщение опыта работы учителя биологии Гущиной Ирины Викторовны
Тема: Создание условий для мотивации познавательной деятельности учащихся через внедрение в преподавание биологии игровых педтехнологий
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы

учителя биологии

учителя биологии

МБОУ « Даниловская

МБОУ « Даниловская

средняя

средняя

общеобразовательная

общеобразовательная

школа»

школа»

Гущиной Ирины

Гущиной Ирины

Викторовны

Викторовны

« Создание условий для

« Создание условий для

мотивации

мотивации

познавательной

познавательной

деятельности учащихся

деятельности учащихся

через внедрение в

через внедрение в

преподавание биологии

преподавание биологии

игровых педтехнологий

игровых педтехнологий

»

»

Условия возникновения и становления опыта

Условия возникновения и становления опыта

Сельская школа: в школе 73 учащихся,11 классов

Сельская школа: в школе 73 учащихся,11 классов

различной наполняемости, с разным уровнем

различной наполняемости, с разным уровнем

обучаемости и интересом к предмету.

обучаемости и интересом к предмету.

Целью воспитательного процесса педагогический

Целью воспитательного процесса педагогический

коллектив школы ставит создание необходимых

коллектив школы ставит создание необходимых

условий для саморазвития, самореализации личности

условий для саморазвития, самореализации личности

каждого ученика. Мой опыт работы в школе

каждого ученика. Мой опыт работы в школе

доказывает, что глубокие , прочные и , главное,

доказывает, что глубокие , прочные и , главное,

осознанные знания могут получить все школьники,

осознанные знания могут получить все школьники,

если у них развит стойкий познавательный интерес

если у них развит стойкий познавательный интерес

, создаются благоприятные и эффективные условия

, создаются благоприятные и эффективные условия

для развития познавательной активности детей,

для развития познавательной активности детей,

повышения их интеллектуального и творческого

повышения их интеллектуального и творческого

потенциала.

потенциала.

Задача, конечно, не слишком простая:

Задача, конечно, не слишком простая:

Играя учить и учиться, играя.

Играя учить и учиться, играя.

Но если с учёбой сложить развлеченье,

Но если с учёбой сложить развлеченье,

То праздником станет любое ученье!

То праздником станет любое ученье!

Актуальность и перспективность опыта,

Актуальность и перспективность опыта,

практическая значимость

практическая значимость

На современных школьников обрушивается огромный поток

На современных школьников обрушивается огромный поток

информации. Не умея быстро сконцентрировать свое внимание,

информации. Не умея быстро сконцентрировать свое внимание,

запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок не может

запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок не может

ориентироваться в безбрежном информационном море.

ориентироваться в безбрежном информационном море.

В своей работе я стараюсь разумно сочетать и использовать

В своей работе я стараюсь разумно сочетать и использовать

сильные стороны традиционных и активных форм обучения.

сильные стороны традиционных и активных форм обучения.

Активные формы обучения отнесены к классу образовательных

Активные формы обучения отнесены к классу образовательных

технологий, обозначенных как « технологии модернизации

технологий, обозначенных как « технологии модернизации

традиционного обучения на основе активизации и

традиционного обучения на основе активизации и

интенсификации деятельности учащихся». Одной из форм

интенсификации деятельности учащихся». Одной из форм

являются игровые технологии.

являются игровые технологии.

Игровые технологии, я считаю, являются одной из уникальных

Игровые технологии, я считаю, являются одной из уникальных

форм обучения, которая позволяет сделать интересным и

форм обучения, которая позволяет сделать интересным и

увлекательным не только работу учащихся на творческо –

увлекательным не только работу учащихся на творческо –

поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предмета

поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предмета

биологии.

биологии.

Противоречия:

Противоречия:

между сложившимися малоэффективными формами и

между сложившимися малоэффективными формами и

методами проведения стандартных уроков и

методами проведения стандартных уроков и

необходимостью использования форм и методов

необходимостью использования форм и методов

работы, способствующими повышению активной

работы, способствующими повышению активной

мыслительной деятельности учащихся на уроках;

мыслительной деятельности учащихся на уроках;

между полученными теоретическими знаниями и

между полученными теоретическими знаниями и

неумением применять их на практике;

неумением применять их на практике;

между сложностью материала и недостаточным

между сложностью материала и недостаточным

количеством часов, отведённых для его закрепления;

количеством часов, отведённых для его закрепления;

между различным темпом усвоения учащимися

между различным темпом усвоения учащимися

трудных тем программы;

трудных тем программы;

между стремлением личности к самоутверждению и

между стремлением личности к самоутверждению и

обязательными требованиями учебных программ.

обязательными требованиями учебных программ.

Ведущая педагогическая

Ведущая педагогическая

идея

идея

Ведущей педагогической идеей опыта

Ведущей педагогической идеей опыта

является учение без принуждения,

является учение без принуждения,

основанная на достижении успеха, на

основанная на достижении успеха, на

переживании радости познания, на

переживании радости познания, на

подлинном интересе, развитие

подлинном интересе, развитие

личности ребёнка, его творческих

личности ребёнка, его творческих

способностей, интереса к учению,

способностей, интереса к учению,

формирование желания и умения

формирование желания и умения

учиться.

учиться.

Теоретическая база опыта.

Теоретическая база опыта.

В основе опыта лежит

В основе опыта лежит

« Теория развития познавательного интереса»

« Теория развития познавательного интереса»

( Г.И.Щукина)

( Г.И.Щукина)

«Теория активизации учебной деятельности

«Теория активизации учебной деятельности

школьников» (Т.И. Шамова и А.К. Маркова) ,

школьников» (Т.И. Шамова и А.К. Маркова) ,

элементы технологии интенсификации обучения на

элементы технологии интенсификации обучения на

основе схемных и знаковых моделей учебного

основе схемных и знаковых моделей учебного

материала ( В.Ф. Шаталов),

материала ( В.Ф. Шаталов),

элементы технологии развивающих игр ( Б.П.

элементы технологии развивающих игр ( Б.П.

Никитин) ,

Никитин) ,

теория английского психолога Г.Айзенка,

теория английского психолога Г.Айзенка,

опыт работы многих учителей Российской

опыт работы многих учителей Российской

Федерации.

Федерации.

Новизна опыта :

Новизна опыта :

в комбинации элементов известных

в комбинации элементов известных

методик,

методик,

в рационализации, усовершенствовании

в рационализации, усовершенствовании

отдельных сторон педагогического

отдельных сторон педагогического

труда

труда

Технология опыта

Технология опыта

Основной целью

Основной целью

является формирование заинтересованности учащихся в

является формирование заинтересованности учащихся в

получении новых, закреплении полученных ранее знаний, саморазвитии,

получении новых, закреплении полученных ранее знаний, саморазвитии,

чтобы каждый ученик чувствовал себя полноценным участником учебного

чтобы каждый ученик чувствовал себя полноценным участником учебного

процесса.

процесса.

Основные

Основные

задачи

задачи

:

:

Провести теоретический анализ философской, психологической и

Провести теоретический анализ философской, психологической и

педагогической литературы с целью выявления сущности игры.

педагогической литературы с целью выявления сущности игры.

Выявить педагогические и методические основы конструирования и

Выявить педагогические и методические основы конструирования и

использования игровых технологий;

использования игровых технологий;

Раскрыть особенности использования игр и игровых ситуаций на разных этапах

Раскрыть особенности использования игр и игровых ситуаций на разных этапах

изучения различного по характеру материала;

изучения различного по характеру материала;

Помочь ученику увидеть основную проблему познавательного задания и

Помочь ученику увидеть основную проблему познавательного задания и

наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения, побудить его к

наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения, побудить его к

активной поисковой деятельности;

активной поисковой деятельности;

Указать направление и границы поиска наиболее рациональных путей выхода из

Указать направление и границы поиска наиболее рациональных путей выхода из

проблемной ситуации.

проблемной ситуации.

Исследовать отношение детей к различного вида играм на уроках биологии;

Исследовать отношение детей к различного вида играм на уроках биологии;

Определить место игр и игровых ситуаций в системе других видов

Определить место игр и игровых ситуаций в системе других видов

деятельности на уроке.

деятельности на уроке.

Игра – творчество и труд одновременно. Игра и

Игра – творчество и труд одновременно. Игра и

работа неразделимы: работа и учение не теряют

работа неразделимы: работа и учение не теряют

элементов игры и могут приобретать характер игры.

элементов игры и могут приобретать характер игры.

Игры открывают практически неограниченные

Игры открывают практически неограниченные

возможности для проявления активности

возможности для проявления активности

обучающихся, создают уникальные условия для

обучающихся, создают уникальные условия для

личностного проявления. Игру можно использовать

личностного проявления. Игру можно использовать

на различных этапах урока и во внеурочной

на различных этапах урока и во внеурочной

деятельности обучающихся.

деятельности обучающихся.

Создаются благоприятные и эффективные

Создаются благоприятные и эффективные

условия для развития познавательной активности

условия для развития познавательной активности

детей, повышения их интеллектуального и

детей, повышения их интеллектуального и

творческого потенциала, расширения кругозора, в

творческого потенциала, расширения кругозора, в

приобретении учащимися знаний в процессе

приобретении учащимися знаний в процессе

активной мыслительной деятельности в условиях

активной мыслительной деятельности в условиях

проблемной ситуации.

проблемной ситуации.

Интерес – один из инструментов, побуждающих

Интерес – один из инструментов, побуждающих

учащихся к более глубокому познанию предмета,

учащихся к более глубокому познанию предмета,

развивающий их способности.

развивающий их способности.

Возникновение интереса к биологии у значительного числа

Возникновение интереса к биологии у значительного числа

учащихся зависит в большей степени от методики ее

учащихся зависит в большей степени от методики ее

преподавания, от того, насколько умело будет построена

преподавания, от того, насколько умело будет построена

учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках

учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках

каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать

каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать

это как отправную точку для возникновения и развития

это как отправную точку для возникновения и развития

любознательности, глубокого познавательного интереса. Это

любознательности, глубокого познавательного интереса. Это

особенно важно в подростковом возрасте, когда еще

особенно важно в подростковом возрасте, когда еще

формируются, а иногда и только определяются постоянные

формируются, а иногда и только определяются постоянные

интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в

интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в

этот период нужно стремиться раскрыть притягательные

этот период нужно стремиться раскрыть притягательные

стороны биологии.

стороны биологии.

Чтобы не быть голословной, я поделюсь некоторыми идеями и

Чтобы не быть голословной, я поделюсь некоторыми идеями и

находками, которые я применяю на практике, используя свой

находками, которые я применяю на практике, используя свой

педагогический опыт.

педагогический опыт.

Большое внимание уделяю началу урока: считаю, что

Большое внимание уделяю началу урока: считаю, что

интересное начало урока позволяет с первых минут создать

интересное начало урока позволяет с первых минут создать

необходимые условия для успешной работы учащихся.

необходимые условия для успешной работы учащихся.

Виды игр

Игры –

упражнения.

Игры-

поиск.

Игры –

соревнование

.

Сюжетно

-

ролевые

игры.

Познавательные

игры –

путешествия.

Использование игр на разных

Использование игр на разных

этапах урока.

этапах урока.

1. Для обобщения

1. Для обобщения

«Что? Где? Когда?»

«Что? Где? Когда?»

Ассорти (разноуровневые задания)

Ассорти (разноуровневые задания)

«Крестики-нолики»

«Крестики-нолики»

«Своя игра»

«Своя игра»

Игра-путешествие

Игра-путешествие

2. Для изучения нового материала

2. Для изучения нового материала

Найди ошибки

Найди ошибки

«Древо познания»

«Древо познания»

Виртуальные экскурсии

Виртуальные экскурсии

3.

3.

Для закрепления знаний

Для закрепления знаний

Продолжи рассказ

Продолжи рассказ

Комбинированное лото

Комбинированное лото

Кроссворды, чайнворды

Кроссворды, чайнворды

История биологии в датах, лицах

История биологии в датах, лицах

Контроль учителя:

Разноуровневые тесты,

Карточки

Контрольные работы

биологические диктанты

Тематические зачёты и уроки зачёты

Взаимоконтроль

( проверка работы

друг у друга)

Самоконтроль

( заполняют листы

самоконтроля,

карточки с

управленческими

функциями)

Различные формы

Различные формы

контроля знаний

контроля знаний

учащихся.

учащихся.

Формы внеклассной работы

Формы внеклассной работы

Биологические олимпиады

Биологические олимпиады

Недели биологии и экологии

Недели биологии и экологии

Часы Биологи

Часы Биологи

Биологические ролевые игры:

Биологические ролевые игры:

« Счастливый случай »;

« Счастливый случай »;

« Звёздный час » ;

« Звёздный час » ;

КВН

КВН

Экологический кружок

Экологический кружок

Факультативы и элективные курсы.

Факультативы и элективные курсы.

Источники получения

Источники получения

передового педагогического

передового педагогического

опыта:

опыта:

курсы

повышения

квалификации

посещение районных

семинаров учителей

биологии

участие в

заседаниях МО

учителей биологии

периодические

издания

по предмету

Интернет

ресурсы

Результативность опыта

Результативность опыта

В результате проводимых занятий в рамках опыта

В результате проводимых занятий в рамках опыта

сформировалась положительная мотивация изучения предмета

сформировалась положительная мотивация изучения предмета

у большинства учащихся, серия проведённых занятий

у большинства учащихся, серия проведённых занятий

благоприятно сказалась на уровне развития познавательного

благоприятно сказалась на уровне развития познавательного

интереса, смягчила трудности в привыкании к новым условиям

интереса, смягчила трудности в привыкании к новым условиям

обучения у школьников 5 класса ( более 80% учащихся

обучения у школьников 5 класса ( более 80% учащихся

высказали повышенный интерес к биологии, в результате

высказали повышенный интерес к биологии, в результате

анкетирования, 100% испытывали психологический комфорт

анкетирования, 100% испытывали психологический комфорт

при изучении этого предмета ).

при изучении этого предмета ).

Наблюдается рост мотивации к изучению биологии почти во

Наблюдается рост мотивации к изучению биологии почти во

всех классах. Это объясняется тем, что в педагогической

всех классах. Это объясняется тем, что в педагогической

практике используются современные образовательные

практике используются современные образовательные

технологии, создаются условия для самореализации

технологии, создаются условия для самореализации

школьников.

школьников.

Качество обученности

В течение трёх лет наблюдается рост качества знаний,

В течение трёх лет наблюдается рост качества знаний,

базовый уровень усвоен всеми учащимися.

базовый уровень усвоен всеми учащимися.

В 2016 году ученица Вайгант Ксения

В 2016 году ученица Вайгант Ксения

заняла

заняла

I

I

место в районном конкурсе

место в районном конкурсе

В 2010 году ученица 11 класса Баранова

В 2010 году ученица 11 класса Баранова

Мария заняла 3 место в областном

Мария заняла 3 место в областном

конкурсе «Подрост», за что награждена

конкурсе «Подрост», за что награждена

дипломом.

дипломом.

Каждый год учащиеся выбирают

Каждый год учащиеся выбирают

биологию на итоговую аттестацию (ГИА

биологию на итоговую аттестацию (ГИА

и ЕГЭ)

и ЕГЭ)

Адресная направленность

Адресная направленность

Опыт может представлять интерес, как

Опыт может представлять интерес, как

для учителей биологии, так и для

для учителей биологии, так и для

учителей других учебных предметов.

учителей других учебных предметов.



В раздел образования