Автор: Захарова Айталина Иннокентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - Детский сад №86 "Колокольчик"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: Настольная игра
Тема: "Настольные игры на развитие мелкой моторики"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для педагогов
«Настольные игры на развитие мелкой моторики»
Добрый день уважаемые педагоги!
Цель: Заинтересовать и побудить творческих людей к изготовлению настольных игр.
Задачи:
- Вызвать интерес к игре;
- Познакомить с технологией изготовления;
- Повышение профессионального уровня и обмена передовым опытом участников,
расширения кругозора;
- Развивать творческую инициативу, фантазию, воображение.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
- понимание его участниками сути работы педагога-мастера;
- практическое освоение участниками мастер-класса навыков в изготовления
настольных игр;
- активизация познавательной деятельности участников мастер-класса.
Технические средства:
компьютер, проектор, экран, фотоаппарат.
Ход мастер-класса.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Почему так важно уделять внимание развитию мелкой моторики у детей дошкольного
возраста?
В
первую
очередь
потому,
что
совершенствование
движений
пальцев
рук
способствует развитию речи у детей. Кроме того, в процессе игр и упражнений на
развитие мелкой моторики, у детей улучшается память, внимание, слуховое и зрительное
восприятие,
воспитывается
усидчивость.
Нарушение
мелкой
моторики
может
стать
причиной школьных проблем на уроках письма, рисования и труда.
Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и
родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный
потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама
жизнь.
Любая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий
продукт, или нет каких-либо достижений. В личном плане самообразования педагога
обязательно должен быть список результатов, которые могут быть достигнуты за
определённый срок. Нам педагогам дано право на самостоятельный выбор, творчество при
создании развивающей среды в группе, чтобы она была неповторима и индивидуальна.
Результатами моего педагогического творчества, в этом направлении, стало создание
настольных игр на развитие мелкой моторики, которое сегодня я и представляю Вашему
вниманию.
Настольные игры я сделала из фетра. Наши дети вдохновляют нас на творчество,
придумывая и изобретая что-то новое. Всегда во все времена ценились вещи сделанные
своими руками. Сейчас игрушки и поделки из фетра пользуются большой популярностью
среди педагогов, мам и их малышей. Почему я выбрала именно фетр , для изготовления
данной игры? Наверное, потому, что с этими материалами легко работать. Он отличается
мягкостью, теплотой, что тоже немаловажно для тактильного восприятия детей.
Использование фетра в изготовлении различного рода поделок и пособий имеет много
плюсов. Фетр имеет широкую цветовую гамму, разный размер (продается в листах и
рулонах), разную толщину, не имеет лицевой и изнаночной стороны, легко пришивается и
приклеивается и его не нужно подшивать и подгибать, т.к. края его не осыпаются.
Любая игрушка должна быть красивой, безопасной, полезной и развивающей. Данные игры
полностью отвечают этим требованиям. Причем сделанные своими руками игрушки-
приятнее и интереснее для детей, т.к. позволяют реализовать разнообразные идеи,
использовать большее количество развивающих элементов, которые собраны в одной игре.
Ценность данной игры заключается в том, что оно может использоваться в НОД, в
самостоятельной деятельности детей, а так же может дать родителям идеи для творческого
участия в образовательном процессе ДО и в семье.
Игра - обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющий решать
задачи развития ребенка. Пособие может быть использовано для детей разных возрастов,
позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, подходит для работы
с детьми ОВЗ. Вариации упражнений не имеют предела. Пособие постоянно может
пополнятся новыми элементами и страницами.
2017 год объявлен годом экологии и я в основном сделала игры связанные с
природой. Игра в занимательной форме помогает раскрыть явления природы, даёт
возможность стать в будущим членом интересного общества верных друзей (различных
животных, растений), научиться понимать их потребности и взаимоотношения с
окружающей средой. Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через
данное игры, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к
природе, интерес к её познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту
природы в разных её формах и проявлениях, выражать своё эмоциональное отношение к
ней.
В процессе игры у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать
природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей
и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной
жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать
важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Итак из чего же состоит это настольная игра. Ее основой является обычная офисная
папка. Я обклеела разными фетрами, все буквы сделаны из фетра, аппликации
купленные в магазине, обычные термонаклейки для одежды. Также я использовала клей
карандаш, термоклей и картон. Фетры я приклеивала вот этим клеем, они очень хорошо
клеются, моделируются, снимаются, поправляются, если что не ровно пошло. Все это
очень удобно и просто исправить и все игры положила и храню в папке.
1.
Игра «Ваза со цветочками», здесь дети учатся расстегивать
петельки, это игра в основном для девочек, все петельки
отстегиваются, воспитатель отстёгивает, а ребенок застегивает
обратно. Почему я сделала по отдельному, чтобы воспитатель мог
взять и каждому ребенку раздать игры , чтобы ребенок занимался,
играл. И чтобы не валялись, я придумала вот такую папку.
2.
Игра «Шарики», вот эти шарики сделаны из фетра, они на
кнопочках, перед тем как дать ребенку эту игру, мы отстегиваем все
шарики, отстегиваем вот эти циферки и таким видом мы даем
ребенку и шаблончики. и ребенок должен прицепить каждые шарики
к микки маус. Шарики на ниточках. и теперь ребенок должен
правильно посчитать и каждому прицепить определенную цифру. У
этого тир шарика , значит цифра 3 и т. д. И воспитатель проверяет
правильно ли сделал ребенок.
3.
Игра «Девочки идут на праздник» здесь пуговки, все шарики
отстегиваются и ребенок должен их застегнуть. Что здесь еще
можно отметить, у каждого шарика свой цвет. Мы застегиваем
зелененький на зелененькую пуговицу ит.п. Ребенок исправился с
заданием. Может ребенок поставить шарики не правильно, а
воспитатель должен исправить.
4.
Игра «Часы» здесь все цифры съемные, они на липучках.Ребенок
должен, как на циферблате, прицепить на липучки все цифры. Они
разных цветов, можно спросить где зеленый цвет, где желтый, где
розовый. Также здесь звоночки на липучках, ребеночек потом
пристегивает, и ножки на липучках. Воспитатель может сказать
“Покажи мне, пожалуйста, ровно 12 часов” – вот ребенок стрелочки
перекрутил, там 5 минут, 12:05, вот пожалуйста, и любое время. Вот,
оно крутится, все стрелочки крутятся. Так как у меня были
приклеены сюда, приделаны стрелочки, и мне надо было загородить
крепления для стрелок.
5.
Игра “Деревня” – у нас есть домик, корова, утки, курица и
солнышко. Все это отстегивается. Они могут убежать в домик –
домик на молнии. Можно убрать солнышко – наступила ночь.
Наступило утро, солнышко появилось – все животные выходят
гулять. Вот куда пойдет курочка – она пойдет клевать зернышки.
Зернышки сделаны из бисера, их можно потрогать, посчитать,
помассировать пальчики. Далее у нас уточка – уточка в пруд пошла
купаться. Корова пошла пастись на луг, кушать травку. Вот такая
аппликация. Опять же наступает ночь, все прячутся в домик,
замочек открывается-закрывается. Наступает утро, все опять
выходят гулять.
6.
Следующая игра – “Божья коровка”. Она сидит на таком листочке,
вокруг нее бабочки – бабочки могут летать куда угодно, меняться
местами – они на кнопочках. У этой божьей коровки снимаются ее
черные точечки, которые на крылышках – мы их все снимаем, детки
учатся застегивать-расстегивать пуговки. Открываем крылышки и
видим здесь другие пуговки и сюда застегиваем – они черные, их
плохо видно, но надеюсь вам все видно. Вот такие крылышки.
Потом мы обратно отстегиваем и застегиваем божью коровку. Их
можно посчитать – сколько у божьей коровки точечек на
крылышках.
7.
Следующая аппликация – “Собачка”. Эта для девочек, чтобы они
учились плести косички, надевать резиночки. Можно волосики ей
разлохматить, потом обратно заплести в косичку, завязать
резиночкой, можно сделать хвостик. Вот здесь для собачки имеются
запасные резиночки – их можно снять и прицепить дальше. Еще у
собачки есть бусы, на кнопочке еще бриллиант такой – девочки
могут менять. Все на кнопочках, на пуговках - вот такая собачка.
8.
Игра с прищепками. Здесь надо убрать вещи и дать задания
развесит. Дети учатся развесит вещи с помощью маленьких
прищепок. Цветочки и листья на кнопочках и пчела на прищепке.
9.
Игра «Радуга», здесь солнце весит на пуговичках, отстегивается.
Объясняем ребенку когда радуга появляется, что такое радуга. Это
капельки, перемешать все капельки и дать ребенку задание поставит
на свой цвет радуги. Развивается логическое мышление. грибочки и
цветы тоже на липучках, пчелы сидят на цветочке, они на
прищепках.
10.Игра «Животные» здесь приклеены голова животных, у детей
спросить какие животные есть и что они едят. Некоторые еда на
петельке и на липучках. Дети должны найти и правильно положить
еду. Например собачке кости, зайчику морковку и т.п.
Результат использования настольных игр:
- У детей повысилась мотивация к самостоятельной и экспериментальной
деятельности;
- Благодаря игр создан положительный эмоциональный фон у воспитанников;
- Активизированы когнитивные процессы (мышления, внимания, восприятия,
памяти);
- Игра способствовало развитию усидчивости, мелкой моторики,
пространственных представлений; запоминанию цифр, развитию речи. Дети
начали придумывать сказки и рифмы к словам, определять звуки в словах.
-Познакомились и стали применять правила бережного отношения к природе и
всему живому;
- Научились фантазировать, придумывать сюжет игры;
- Благодаря этой игры у ребят проявляется уверенность в своих силах.
Опыт работы свидетельствует: многое можно сделать своими руками.
Если только захотеть! Когда видишь в глазах детей радость, благодарность, то
получаешь такой заряд положительных эмоций, что просто не можешь
остановить полет творчества и продолжаешь радовать своих детей все новыми
и новыми сюрпризами.
Совсем скоро будут готовы новые игры.
Вам, уважаемые коллеги, я желаю творческого вдохновения и новых
интересных идей! Спасибо за внимание!