Автор: Кукарекина Елена Михайловна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад " Сказка" г. Вуктыл
Населённый пункт: Республика Коми г.Вуктыл
Наименование материала: Семейная гостиная
Тема: "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Раздел: дошкольное образование
День заботливых родителей по теме: «Развитие речи
детей в условиях семьи и детского сада»
Подготовила воспитатель I ср.гр. Кукарекина Е.М. 2018г.
Цель: Научить родителей правильно строить речевое общение с
ребенком, дать возможность родителям поделиться друг с другом
опытом и мыслями о том, как каждому удаётся воспитывать
своего ребёнка, сотрудничая с ним.
Краткое описание наглядной информации
1. В группе плакаты с крылатыми выражениями:
2. Памятки для родителей: «Заучиваем стихи с малышами», «Играем всей
семьей», «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со
скороговорками»,«Методические рекомендации логопеда родителям,
имеющих детей с речевыми нарушениями» и др.
3. Карточки со скороговорками.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Добрый вечер уважаемые родители!
Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на
вашу
поддержку
и
помощь,
на
взаимопонимание.
Надеемся,
что
наше
сотрудничество будет успешным.
Сегодня
нам
предстоит
разговор
о
развитии
одного
из
важнейших
познавательных процессов человека – речи.
Воспитатель: Для
того
чтобы
заниматься
развитием
речи
дошкольников
самостоятельно,
совсем
необязательно
превращать
занятия
в
школьные
уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию
речи
у
детей,
которые
легко
использовать
по
дороге
в
детский
сад,
на
прогулке или перед сном ребенка.
Развитие
речи
дошкольников
в
игре
—
это
ещё
и
дополнительная
эмоциональная
связь
между
вами
и
вашим ребенком,
это
радость
от
общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Сейчас мы с вами поиграем в эти игры:
"Цепочка слов"
Цель: обогащение словаря прилагательных.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов
—
существительных
и
прилагательных
—
объединённых
каким-либо
признаком.
То
есть
ребенок
с
вашей
помощью
составляет
своеобразную
цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью
вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:
Воспитатель: Кошка, бывает какая?
Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная...
Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?
Родитель: Радуга, платье, телевизор...
Воспитатель: Каким еще может быть платье?
Родитель: Шелковым, новым, прямым...
Воспитатель: Что еще может быть прямым?
Родитель: Линия, дорога, взгляд... и т.д.
"Найди по цвету"
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде
и числе.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного
цвета.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род,
число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой
форме прилагательного. Например:
Красное - яблоко, кресло, платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
Синий - василек, баклажан, карандаш.
"Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет
слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я
бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно,
а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
«Рисуем стихи»
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это
система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание,
сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях
объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание
структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:
– развитие связной и диалогической речи у детей;
– развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с
помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по
мнемотаблице;
– обучение детей правильному звукопроизношению;
– развитие у детей умственной активности, сообразительности,
наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
– развитие у детей психических процессов: мышления, внимания,
воображения, памяти…;
Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Надо нарисовать зайца под
дождем
по
стихотворению
А.Л.
Барто
«Зайка».
Сначала
стихи
читает
взрослый,
а
ребенок
рисует,
затем
ребенок
читает
текст,
а
взрослый
дорисовывает детали к изображению.
«Пальцы – дружная семья»
Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев
рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки,
называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.
Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)
Вот большой!
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять…
(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)
«Развиваем речь с помощью скороговорок».
Воспитатель: Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более
совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной,
четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная
цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат
ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не
«съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
(
Итак, проделывайте все пошагово:
1.
Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая
на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте
внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень
важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого
из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно,
как говорится.
2.
После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и
может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном
режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь
губы, язык и зубы.
3.
Третий
шаг
–
чтение
скороговорки
шепотом.
Очень
важно,
чтобы
именно
шепотом,
а,
не
шипя
или
тихо,
ребенок
четко
и
понятно
мог
произнести всю фразу.
4.
Теперь
произносите
текст
вслух,
но
медленно.
Слитно,
всю
фразу
целиком, без ошибок, но не торопясь.
5.
Поиграйте
с
интонацией
произношения:
у т в е р д и т е л ь н о ,
вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно,
напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских
способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и
без ошибок произносите всю скороговорку целиком.
(Родители выполняют задание)
Воспитатель: Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи
с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении
нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным
ответам.
Воспитатель: А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо
или плохо? В чём причина?
(Высказывания родителей)
Ведущий: Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь,
но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?
(Высказывания родителей)
Воспитатель: Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой
моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря
на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в
процессе наблюдений за природой.
Воспитатель: Как
часто
Вы
бываете
на
природе,
чем
занимаетесь
с
ребёнком?
(Высказывания родителей)
Воспитатель: Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о
том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в
какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты,
почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время
подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть
вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает.
Загадать
загадку
и
найти
отгадку.
Поискать
приметы
времени
года,
познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать
стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С
какого дерева литок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т.д.
Воспитатель: Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего
малыша. Может ли ребёнок их повторить?
(Предложить родителям высказаться.)
Воспитатель: Общаясь
с
ребёнком,
учите
его
рассказывать
о
любимых
игрушках,
о
членах
семьи,
об
отдыхе
в
выходной
день,
об
интересных
событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в
природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем
больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.
Воспитатель: А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи
дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка
была хорошо развита речь, я должен (должна)…
Воспитатель: Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за
участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень
хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами,
чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!
Приложение №1
Памятка «Заучиваем стихи с малышами»
Ребенку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем
каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.
Для
успешного
заучивания
с
детьми
стихов,
потешек
предлагаем
воспользоваться нашими советами.
Занимайтесь с ребенком только тогда, когда он здоров и спокоен.
Сначала прочитайте два-три стихотворения.
Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте
его три-четыре раза.
Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и
пальцев.
Повторите все движения вместе с ребенком.
Хвалите
малыша,
даже
если
у
него
получается
лишь
одно
–
два
движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками
и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.
Координация
движений
со
словами
совершенствует
артикуляционный
аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.
Скороговорки.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Осип охрип, Архип осип.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в рeкe рак,
Сунул Грека руку в pеку,
Рак за руку Гpеку цап.
А Клара у Карла украла кларнет.
Памятка «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со
скороговорками»
Использовать
на
первых
порах
название
«чистоговорка»
и
«выговариволочка», поскольку по причине ограниченных произносительных
возможностей
дошкольники,
особенно
имеющие
нарушения
речи,
часто
затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует
само название «скороговорка».
В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит
дефектно.Это обязательное условие!
Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя
более трудные.
Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.
Чтобы
облегчить
запоминание
и
выразительное
произнесение
скороговорки,
следует
определить
ее
смысл,
придумать
простые
и
конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное
повторение текста.