Напоминание

"Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"


Автор: Кукарекина Елена Михайловна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад " Сказка" г. Вуктыл
Населённый пункт: Республика Коми г.Вуктыл
Наименование материала: Семейная гостиная
Тема: "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Раздел: дошкольное образование





Назад




День заботливых родителей по теме: «Развитие речи

детей в условиях семьи и детского сада»

Подготовила воспитатель I ср.гр. Кукарекина Е.М. 2018г.

Цель: Научить родителей правильно строить речевое общение с

ребенком, дать возможность родителям поделиться друг с другом

опытом и мыслями о том, как каждому удаётся воспитывать

своего ребёнка, сотрудничая с ним.

Краткое описание наглядной информации

1. В группе плакаты с крылатыми выражениями:

2. Памятки для родителей: «Заучиваем стихи с малышами», «Играем всей

семьей», «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со

скороговорками»,«Методические рекомендации логопеда родителям,

имеющих детей с речевыми нарушениями» и др.

3. Карточки со скороговорками.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Добрый вечер уважаемые родители!

Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на

вашу

поддержку

и

помощь,

на

взаимопонимание.

Надеемся,

что

наше

сотрудничество будет успешным.

Сегодня

нам

предстоит

разговор

о

развитии

одного

из

важнейших

познавательных процессов человека – речи.

Воспитатель: Для

того

чтобы

заниматься

развитием

речи

дошкольников

самостоятельно,

совсем

необязательно

превращать

занятия

в

школьные

уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию

речи

у

детей,

которые

легко

использовать

по

дороге

в

детский

сад,

на

прогулке или перед сном ребенка.

Развитие

речи

дошкольников

в

игре

это

ещё

и

дополнительная

эмоциональная

связь

между

вами

и

вашим ребенком,

это

радость

от

общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Сейчас мы с вами поиграем в эти игры:

"Цепочка слов"

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов

существительных

и

прилагательных

объединённых

каким-либо

признаком.

То

есть

ребенок

с

вашей

помощью

составляет

своеобразную

цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью

вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Воспитатель: Кошка, бывает какая?

Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная...

Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?

Родитель: Радуга, платье, телевизор...

Воспитатель: Каким еще может быть платье?

Родитель: Шелковым, новым, прямым...

Воспитатель: Что еще может быть прямым?

Родитель: Линия, дорога, взгляд... и т.д.

"Найди по цвету"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде

и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного

цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род,

число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой

форме прилагательного. Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш.

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет

слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я

бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно,

а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

«Рисуем стихи»

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это

система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание,

сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях

объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание

структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:

– развитие связной и диалогической речи у детей;

– развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с

помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по

мнемотаблице;

– обучение детей правильному звукопроизношению;

– развитие у детей умственной активности, сообразительности,

наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

– развитие у детей психических процессов: мышления, внимания,

воображения, памяти…;

Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Надо нарисовать зайца под

дождем

по

стихотворению

А.Л.

Барто

«Зайка».

Сначала

стихи

читает

взрослый,

а

ребенок

рисует,

затем

ребенок

читает

текст,

а

взрослый

дорисовывает детали к изображению.

«Пальцы – дружная семья»

Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев

рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки,

называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.

Пальцы – дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)

Вот большой!

А это – средний.

Безымянный и последний –

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)

Будем их соединять

И движенья выполнять…

(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)

«Развиваем речь с помощью скороговорок».

Воспитатель: Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более

совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной,

четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная

цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат

ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не

«съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

(

Итак, проделывайте все пошагово:

1.

Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая

на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте

внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень

важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого

из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно,

как говорится.

2.

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и

может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном

режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь

губы, язык и зубы.

3.

Третий

шаг

чтение

скороговорки

шепотом.

Очень

важно,

чтобы

именно

шепотом,

а,

не

шипя

или

тихо,

ребенок

четко

и

понятно

мог

произнести всю фразу.

4.

Теперь

произносите

текст

вслух,

но

медленно.

Слитно,

всю

фразу

целиком, без ошибок, но не торопясь.

5.

Поиграйте

с

интонацией

произношения:

у т в е р д и т е л ь н о ,

вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно,

напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских

способностей.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и

без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

(Родители выполняют задание)

Воспитатель: Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи

с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении

нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным

ответам.

Воспитатель: А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо

или плохо? В чём причина?

(Высказывания родителей)

Ведущий: Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь,

но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?

(Высказывания родителей)

Воспитатель: Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой

моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря

на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в

процессе наблюдений за природой.

Воспитатель: Как

часто

Вы

бываете

на

природе,

чем

занимаетесь

с

ребёнком?

(Высказывания родителей)

Воспитатель: Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о

том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в

какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты,

почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время

подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть

вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает.

Загадать

загадку

и

найти

отгадку.

Поискать

приметы

времени

года,

познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать

стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С

какого дерева литок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т.д.

Воспитатель: Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего

малыша. Может ли ребёнок их повторить?

(Предложить родителям высказаться.)

Воспитатель: Общаясь

с

ребёнком,

учите

его

рассказывать

о

любимых

игрушках,

о

членах

семьи,

об

отдыхе

в

выходной

день,

об

интересных

событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в

природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем

больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Воспитатель: А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи

дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка

была хорошо развита речь, я должен (должна)…

Воспитатель: Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за

участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень

хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами,

чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!

Приложение №1

Памятка «Заучиваем стихи с малышами»

Ребенку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем

каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.

Для

успешного

заучивания

с

детьми

стихов,

потешек

предлагаем

воспользоваться нашими советами.

Занимайтесь с ребенком только тогда, когда он здоров и спокоен.

Сначала прочитайте два-три стихотворения.

Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте

его три-четыре раза.

Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и

пальцев.

Повторите все движения вместе с ребенком.

Хвалите

малыша,

даже

если

у

него

получается

лишь

одно

два

движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками

и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.

Координация

движений

со

словами

совершенствует

артикуляционный

аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.

Скороговорки.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Осип охрип, Архип осип.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека — в рeкe рак,

Сунул Грека руку в pеку,

Рак за руку Гpеку цап.

А Клара у Карла украла кларнет.

Памятка «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со

скороговорками»

Использовать

на

первых

порах

название

«чистоговорка»

и

«выговариволочка», поскольку по причине ограниченных произносительных

возможностей

дошкольники,

особенно

имеющие

нарушения

речи,

часто

затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует

само название «скороговорка».

В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит

дефектно.Это обязательное условие!

Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя

более трудные.

Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.

Чтобы

облегчить

запоминание

и

выразительное

произнесение

скороговорки,

следует

определить

ее

смысл,

придумать

простые

и

конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное

повторение текста.



В раздел образования