Напоминание

"Фитнес для детей"


Автор: Иванцова Юлия Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 92
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности по физическому направлению
Тема: "Фитнес для детей"
Раздел: начальное образование





Назад




Программа внеурочной деятельности

по физическому направлению

«Фитнес для детей»

для обучающихся 1-4 классов

Срок реализации программы 4 года

1

СОДЕРЖАНИЕ

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ………………………………4

2. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…………………………………………..4

3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………...……5

4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………….……..14

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………………..19

6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………………………………...33

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….............................36

8. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ………………………………………………35

2

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «Фитнес для

детей» по физическому направлению устанавливает требования к внеурочной

деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении «СОШ №

97».

Рабочая программа относится к числу организационных документов

МОУ «СОШ №97» и является обязательной к применению.

2. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по трудовому

направлению «Физическое воспитание» разработана в соответствии с:

Законом РФ «Об образовании»;

Приказом

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в

действие

федерального

государственного

образовательного

стандарта начального общего образования»;

Приказом

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

от

26.10.2010

года

1241,

зарегистрированным

Минюстом

России

04.02.2011

года

19707

«О

внесении

изменений

в

федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего

образования,

утвержденный

приказом

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации от 06.10.2009 года № 373»;

Концепцией

федеральных

государственных

образовательных

стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования;

под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение,

2008;

Основной

образовательной

программой

начального

общего

образования МОУ «СОШ №97»

утверждена программа «Школа

2100»).

3

3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной

из

важнейших

задач

школы

в

соответствии

с

задачами,

выдвинутыми в Федеральном государственном образовательном стандарте

последнего

поколения,

является

сохранение

и

укрепление

здоровья

школьников. Здоровье – главная ценность человеческой жизни, от состояния

здоровья нынешних поколений, особенно детей и подростков,

зависит не

только благосостояние

общества, но и

генетический фонд государства,

состояние здоровья будущих поколений.

Здоровый ребенок активен, счастлив, ему легко и интересно учиться,

он находится в гармонии с самим собой и с миром. Но по данным Минздрава

РФ,

сегодня

каждый

пятый

школьник

имеет

хроническую

патологию,

у

половины

школьников

отмечаются

функциональные

отклонения.

Специальные

исследования

показали,

что

наряду

с

экологическими,

социальными

и

наследственными

факторами

формированию

этих

заболеваний

способствует

большое

психоэмоциональное

напряжение,

связанное с условиями жизни и обучения. Во многом этому способствует

интенсификация

учебного

процесса

в

образовательных

учреждениях,

дефицит

свободного

времени,

недостаточное

внимание

к

гигиеническим

требованиям

процесса

обучения,

психологический

дискомфорт

детей

в

условиях

авторитарного

стиля

педагогического

общения,

отсутствие

у

учащихся навыков здорового образа жизни.

Таким

образом,

наблюдающееся

в

последние

годы

значительное

ухудшение

здоровья

населения

России,

особенно

детей,

стало

общегосударственной

проблемой.

И

начинать

работу

с

детьми

в

этом

направлении необходимо уже в начальной школе, формируя у них культуру

здоровья.

Необходима

такая

организация

образовательного

процесса,

которая

обеспечила

бы

формирование

ценностного

отношения

к

здоровью

и

здоровому образу жизни. Здоровый

образ

жизни

- это

укрепление

4

здоровья,

осуществление

закаливания,

повышение

физической

культуры,

стремление к физическому и нравственному самосовершенствованию.

В

настоящее

время

актуален

поиск

новых

форм

двигательной

активности, среди которых особое место принадлежит фитнесу. Фитнес – это

здоровый образ жизни в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Возможность

заниматься

фитнесом

не

только

взрослым,

но

и

детям,

появилась сравнительно недавно, это достаточно новый вид деятельности для

ребенка,

который

не

только

способствует

оздоровлению

детей,

гармоническому

развитию

движений,

телосложения, но

и

доставляет

им

положительные эмоции. Занятия фитнесом формируют культуру движений

детей,

обогащают

их

двигательный

опыт

физическими

упражнениями

с

общеразвивающей и корригирующей направленностью.

Программа внеурочной

деятельности

по

физическому

направлению

«Фитнес

для

детей» (далее – Программа) — это комплексная программа

формирования

их

знаний,

установок,

личностных

ориентиров

и

норм

поведения,

обеспечивающих

сохранение

и

укрепление

физического

и

психологического

здоровья

как

одного

из

ценностных

составляющих,

способствующих

познавательному

и

эмоциональному

развитию

ребенка,

достижению планируемых результатов освоения основной образовательной

программы начального общего образования.

Основным

содержанием

программы

внеурочной

деятельности

по

физическому направлению «Фитнес для детей» являются базовые ценности:

жизнь,

здоровье

физическое

и

стремление

к

здоровому

образу

жизни,

здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально--

психологическое.

Программа

внеурочной

деятельности

по

физическому

направлению

«Фитнес

для

детей» (далее

Программа),

является

модифицированной.

Программа

составлена

на

основе

«Примерной

основной

образовательной

программы образовательного учреждения. Начальная школа» (сост. Е. С.

Савинов), авторских программ («Ритмика», авт Л. В. Турлова; «Ритмика и

5

танец», авт. Н. Н. Казанина) с учетом возрастных особенностей детей и

требований

Федерального

образовательного

стандарта

начального

общего

образования.

Актуальность Программы определена тем, что одной из приоритетных

целей физического воспитания младших школьников является воспитание

формирование

ценностного

отношения

к

здоровью

и

здоровому

образу

жизни.

Новизна

Программы

состоит

в

развитии

осознания

обучающимися

ценности

человеческой

жизни,

в

формировании

умений

противостоять

в

пределах

своих

возможностей

действиям

и

влияниям,

представляющим

угрозу

для

жизни,

физического

и

нравственного

здоровья,

духовной

безопасности

личности,

пробуждает

интерес

к

фитнесу,

раскрывает

физический потенциал, формирует навыки здорового образа жизни.

Цель Программы: формирование ценностного отношения к здоровью

и здоровому образу жизни, разностороннее физическое и духовное развитие

детей.

Задачи Программы:

образовательные:

формирование знаний

санитарно-гигиенических

правил,

соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

обучение

навыкам

и

умениям

физкультурно-оздоровительной

деятельности,

самостоятельной

организации

заня тий

физическими упражнениями под музыку;

воспитательные:

воспитание интереса к физической культуре и спорту, стремления

к физическому совершенствованию;

воспитание

осознания

значения физической культуры и спорта

для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

воспитание

привычки

соблюдения правил

личной

гигиены

и

санитарии;

6

развивающие:

обучение двигательным действиям, направленным на укрепление

здоровья, развитие основных физических качеств и повышение

функциональных возможностей организма;

развитие

основных

физических

качеств,

координационных

ориентационно-пространственных, ритмических способностей;

формирование

культуры

движений,

обогащение

двигательного

опыта

физическими

упражнениями

общеразвивающей

и

корригирующей направленности;

обучение умениям физкультурно-оздоровительной деятельности,

само стоятельной

организации

занятий

фи з и ч е с к и ми

упражнениями под музыку.

Программа основывается на принципах:

принцип единства гуманизации и демократизации образования,

обеспечивающий каждому ребёнку право на свободу, счастье,

развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе;

принцип

природосообразности

учитывающий

возрастные

и

индивидуальные

особенности,

задатки,

возможно сти

обучающихся при включении их в различные виды деятельности;

принцип

развития

и

творчества

развивающий

творческие

способности

детей,

выражающийся

в

образовательной

деятельности с доминирующими творческими началами.

Программа предназначена для обучающихся начальной школы с 1 по 4

класс, рассчитана на 135 часов, из них – 33 часа на первый год обучения и по

34 часа на второй, третий и четвёртый годы обучения. Курс предполагает как

равномерное распределение этих часов по неделям, так и неравномерное их

распределение с возможностью организовывать занятия крупными блоками.

В

результате

реализации

Программы

у

обучающихся

будут

с ф о р м и р о в а н ы лич но стные,

регуля тивные,

п о з н а в а т е л ь н ы е и

коммуникативные универсальные учебные действия.

7

В

сфере

личностных

универсальных

учебных

действий

у

выпускника будут сформированы:

готовность

и

способность

обучающихся

к

физическому

саморазвитию;

сформированность

установки

на

безопасный,

здоровый

образ

жизни.

понимание

значения

занятий

физической

культурой

для

укрепления

здоровья,

физического

развития

и

физической

подготовленности.

Выпускник получит возможность для формирования:

знаний о здоровом образе жизни;

знаний

основных

моральных

норм

на

занятиях

фитнесом

и

ориентации на их выполнение;

установок на сохранение своего здоровья.

В

сфере

регулятивных

универсальных

учебных

действий

выпускник

научится:

принимать и сохранять цели и задачи деятельности;

саморегуляции как способность к мобилизации сил и энергии, к

волевому усилию и к преодолению препятствий;

преодолевать трудности;

оценивать правильность выполнения действия.

Выпускник получит возможность научиться:

организовывать

и

проводить

игры

на

переменах,

утреннюю

зарядку с музыкальным сопровождением;

проявлять волевые усилия в спортивной деятельности.

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения

упражнений,

заданий

учителя

и

вносить

коррективы

в

исполнение по ходу реализации и после.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускник

научится:

8

развивать познавательный интерес к здоровому образу жизни и

любознательность в области спорта;

раскрывать

на

примерах

положительное

влияние

занятий

фитнесом на физическое, личностное и социальное развитие;

соблюдению правил поведения и безопасности во время занятий.

Выпускник получит возможность научиться

:

осознанно использовать знания, полученные на занятиях фитнесом

при

планировании

и

соблюдении

режима

дня,

выполнении

физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;

составлять

комплексы

оздоровительных

и

общеразвивающих

упражнений;

организовывать места занятий фитнесом.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускник

научится:

полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и

условиями занятий;

задавать

вопросы,

необходимые

для

выполнения

заданий

творческого

характера

в

составлении

комплексов

упражнений

индивидуально и в сотрудничестве с партнером;

оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с

учителем, так и со сверстниками.

Выпускник получит возможность научиться:

проявлять

инициативу

в

творческом

сотрудничестве

при

составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;

учитывать разные мнения и координировать различные позиции в

сотрудничестве;

управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его

действий

.

Требования к знаниям и умениям

К концу первого года обучения, обучающиеся должны знать:

9

влияние фитнеса на организм;

назначение спортивного зала и правила поведения в нем;

правила безопасности на занятиях фитнесом;

средства музыкальной выразительности.

К концу первого года обучения, обучающиеся должны уметь:

ориентироваться

в

зале,

выполнять

строевые,

общеразвивающие

упражнения,

простейшие

танцы

и

упражнения

специальной

направленности;

правильно

и

согласованно

выполнять

упражнения

и

танцы

под

музыку;

выполнять комплексы упражнений своего года обучения;

иметь

определенный

«запас»

общеразвивающих

и

танцевальных

упражнений.

К концу второго года обучения, обучающиеся должны знать:

основные виды аэробики и их влияние на развитие физических

качеств;

правила безопасности на занятиях физическими упражнениями с

предметами;

правила безопасности на гимнастических снарядах (гимнастическая

стенка, скамейка);

правила поддержания правильной осанки.

К концу второго года обучения, обучающиеся должны уметь:

выполнять ритмичные и бальные танцы под музыку самостоятельно;

выполнять комплексы упражнений своего года обучения;

выполнять упражнения на осанку самостоятельно;

выполнять индивидуально домашние задания и знать их значение.

К концу третьего года обучения, обучающиеся должны знать:

составляющие здорового образа жизни;

назначение

и

направленность

фитнес-упражнений

для

оздоровления;

10

упражнения на развитие ловкости, гибкости, силы,

выносливости;

основные стили танцевальной аэробики.

К концу третьего года обучения, обучающиеся должны уметь:

хорошо ориентироваться в зале при различных построениях,

передвижениях, перестроениях, музыкальных и подвижных

играх, эстафетах;

в ы п о л н я т ь

о б щ е р а з в и в а ю щ и е

у п р а ж н е н и я

о б щ е й

направленности;

выполнять комплексы упражнений своего года обучения;

самостоятельно

выполнять

комплексы

упражнений

для

формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия.

К концу четвёртого года обучения, обучающиеся должны знать:

релаксационные упражнения на снятие мышечной утомляемости;

питьевой режим до и после занятий;

виды спортивной и художественной гимнастики;

необходимый

уровень

достижений

для

укрепления

своего

физического развития.

К концу четвёртого года обучения, обучающиеся должны уметь:

Знать правила дыхания и уметь применять их при выполнении специальных

упражнений.

владеть основами хореографии, танцевальными упражнениями,

уметь импровизировать упражнения под музыку;

само стоятельно

выполнять

упражнения

на

р а з в и т и е

двигательных

способностей

(мышечная

сила,

гибкость,

выносливость)

выполнять комплексы упражнений своего года обучения;

определить уровень нагрузки во время занятия;

выполнять индивидуальные домашние задания.

11

Уровни освоения программы:

Первый уровень – приобретение знаний о здоровом образе жизни, о

значение занятий фитнесом в сохранении и укреплении здоровья.

Второй

уровень

результатов

получение

опыта

переживания

и

позитивного отношения к здоровью, физической активности.

Третий

уровень

получение

школьником

опыта

самостоятельных

занятий физической культурой и спортом за пределами школы, в открытой

общественной среде.

Программа

внеурочной

деятельности

по

физическому

направлению

«Фитнес для детей» способствует формированию у обучающихся следующих

качеств личности:

трудолюбие, умение преодолевать трудности;

самообладание;

выдержку и настойчивость в достижении цели;

позитивную самооценку.

Формы учёта знаний, умений.

В

процессе

оценки

достижения

планируемых

результатов

будут

использованы

методы

и

формы,

взаимно

дополняющие

друг

друга

(викторины,

игра-испытание,

состязания,

наблюдения,

самоанализ

и

самооценка).

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:

словесные:

инструктирование

(точное

объяснение

при

постановке

заданий);

указания

и

команды

(служат

способами

о п е р ат и в н о го

у п р а в л е н и я

д е й с т в и я м и

у ч а щ и х с я ) ;

сопроводительные

пояснения

и

замечания

(лаконичные

комментарии непосредственно во время выполнения упражнений

или в интервалах между ними);

наглядные методы: показ упражнений, просмотр видеофильмов,

слайдов;

игровой метод;

12

соревновательный метод.

Программа предусматривает использование активных форм обучения:

игровые занятия, занятия-конкурсы, видеоуроки.

В ходе прохождения Программы обучающиеся посещают 135 занятий.

Основные

виды

работ,

предусмотренные

при

изучении

курса:

упражнения:

ориентационные,

ритмические,

гимнастические;

игры:

подвижные, сенсорные, народные, танцевальные, имитационные; хороводы,

сказочная аэробика, акробатика.

Изучение

курса

завершается

проведением

викторины,

конкурса,

тематического праздника.

4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Что такое фитнес? Вводное занятие

1

1

-

2.

Оздоровительная аэробика

4

1

3

2.1.

Что такое аэробика.

2

1

1

2.2.

Первые шаги в аэробике

1

-

1

2.3.

Сказочная аэробика

1

-

1

3.

Партерная гимнастика

4

1

3

3.1.

Что такое партерная гимнастика

2

1

1

3.2.

Ориентация

в

пространстве.

Сила,

выносливость,

гибкость:

как

мы

их

развиваем

1

-

1

3.3.

Выполняем упражнения в партере

1

-

1

4

Танцевальная азбука

7

4

3

4.1.

Что

такое

танец.

Какие

танцы

мы

знаем.

1

1

-

4.2.

Знакомство с балетом (видеоурок).

1

1

-

4.4.

Русский народный танец

2

1

1

4.5.

Танцы разных народов.

3

1

2

5.

Р и т м и ч е с к а я

г и м н а с т и к а

с

предметами и акробатика

5

2

3

5.1.

Гимнастика

оздоровительная

и

спортивная

2

1

1

5.2.

Акробатика.

2

1

1

13

5.6.

Элементы акробатики

1

-

1

6.

Игры

12

1

11

6.1.

Какие бывают игры? Правила в игре

1

1

-

6.2.

И г р ы

н а

р а з в и т и е

с е н с о р н о й

чувствительности.

1

-

1

6.3.

Имитируем движения

2

-

2

6.4.

Играем, бегая

2

-

2

6.5.

Будь внимательным!

1

-

1

6.6.

Учимся расслабляться в игре.

1

-

1

6.7.

Играем, танцуя

3

-

3

7.

Заключительное занятие. «Чему мы

н ау ч и л и с ь » :

п о к а з а т е л ь н ы е

выступления

1

-

1

ИТОГО

33

10

23

2 год обучения

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Оздоровительная

аэробика

и

партерная гимнастика

11

2

9

2.1.

Виды

аэробики.

Шаги

б а з о во й

аэробики

4

1

3

2.2.

Партерная гимнастика. Ориентация в

пространстве.

3

-

3

2.3.

Фанк-аэробика,

аэробика

в

стиле

«латино».

Дыхание

и

способы

его

восстановления

4

1

3

3.

Танцевальная азбука

6

1

5

3.1.

Балет как высшее искусство танца

1

1

-

3.2.

Пордебра.

2

-

2

3.3.

Русский народный танец.

1

-

1

3.4.

Танцы разных народов.

2

-

2

4

Р и т м и ч е с к а я

г и м н а с т и к а

с

предметами и акробатика

11

1

10

4.1.

Гимнастика

и

ее

виды.

Техника

бе зопасно сти

при

в ы п ол н е н и и

упражнений

с

мячом,

скакалкой,

1

1

-

14

обручем,

гимнастической

палкой

и

фитболом

4.2.

Гимнастические упражнения

10

-

10

5.

Игры

5

1

4

5.1.

Чему учимся, играя. Дружба и игра

1

1

-

5.2.

Русские народные игры

1

-

1

5.3.

Имитационные игры

1

-

1

5.5.

Танцевальные игры

2

-

2

ИТОГО

34

6

28

3 год обучения

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Оздоровительная

аэробика

и

партерная гимнастика

11

2

9

2.1.

Танцевальная аэробика и ее стили.

8

2

6

2.2.

Партерная гимнастика.

3

-

3

3.

Танцевальная азбука

8

4

4

3.1

История русского танца.

1

1

-

3.2.

Позиции классического танца

3

1

2

3.3.

«Вальс»: история танца

2

1

1

3.4.

Стиль «хип-хоп».

2

1

1

4.

Ритмическая гимнастика с

предметами и акробатика

9

1

8

4.1

История гимнастики. Групповые виды

гимнастики

1

1

4.2.

Гимнастические упражнения

8

-

8

5.

Игры

5

1

4

5.1.

Какие виды игр мы знаем

1

1

5.2.

Организация

игр

на

перемене

и

во

дворе

.

2

1

5.3.

Имитационные, танцевальные игры

1

-

1

6.

Заключительное

занятие.

Конкурс

«Минута славы»

1

-

1

ИТОГО

34

9

25

4 год обучения

15

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Оздоровительная

аэробика

и

партерная гимнастика

8

3

5

16

2.1.

Комплексы

аэробики

и

способы

их

составления

1

1

-

2.2.

Составление комплексов аэробики

2

2

-

2.3.

Выполнение комплексов аэробики

5

-

5

3.

Танцевальная азбука

8

2

6

3.1.

Современный вальс

2

1

1

3.2.

Золушка на балу: танцуем вальс

1

1

3.3.

Характеры в русском танце

3

1

2

3.4.

Повторение танцев разных народов

2

2

4.

Ритмическая гимнастика с

предметами и акробатика

10

2

8

4.1

Мастера различных видов гимнастики

1

1

-

4.2.

С а м о с т оя т е л ь н о е

с о с т а в л е н и е

к о м п л е к с а

г и м н а с т и ч е с к и х

упражнений

1

1

-

4.2.

Гимнастические упражнения

8

-

8

5.

Игры

5

1

4

5.1.

Организация игр с первоклассниками.

С чего начать

1

1

-

5.2.

Повторение разученных ранее игр

2

-

2

5.3.

Проведение совместных игр с детьми

первого года обучения

2

-

2

6.

Итоговые занятия

2

1

1

6.1.

Чему мы научились

1

1

-

6.2.

Заключительное занятие-праздник.

1

-

1

ИТОГО

34

10

24

17

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание

программы

включает

оздоровительную

аэробику

и

партерная

гимнастику,

обучение

основам

хореографии,

ритмическую

гимнастику с предметами, акробатику, игры: ритмические, имитационные,

танцевальные и др.

1 год обучения:

Раздел 1.

Теория.

Что такое фитнес? Вводное занятие: общие правила техники безопасности на

занятиях фитнесом и в спортивном зале. Определение структуры занятия:

поклон, разминка, основная часть, партер, игра, релаксация. (1 час)

Раздел 2. Оздоровительная аэробика (4 часа).

2.1. Что такое аэробика (2 часа).

Теория.

Ознакомление детей с понятием аэробики, ее значения для здоровья,

хорошего

настроения,

красоты

тела.

Просмотр

видеокадров

занятий

аэробикой.

Практическая часть.

Игра «Делаем правильно»; подвижные игры с элементами аэробики.

2.2. Первые шаги в аэробике. (1 час)

Практическая часть.

Обучение основным шагам базовой аэробики: марш, приставной шаг,

открытый

шаг,

вперед-назад,

захлест,

скрестный

шаг,

шоссе,

мамбо.

Подвижные игры с элементами аэробики.

2.3. Сказочная аэробика (1 час)

Практическая часть.

Повторение

основных

шагов

базовой

аэробики.

Игры-

имитации

движений героев сказки «Волк и семеро козлят»: козлят, волка, мамы-козы.

Подвижные игры с элементами аэробики. Упражнения на релаксацию.

Раздел 3. Партерная гимнастика (4 часа)

18

3.1. Что такое партерная гимнастика (2 часа)

Теория.

Ознакомление детей с понятием партерной гимнастики - упражнениями

на полу с использованием гимнастических ковриков, гимнастических матов

или

татами,

раскрытие

значения

таких

упражнений

для

развития

силы,

выносливости. Просмотр видеокадров. Обсуждение.

Практическая часть.

Обучение

наклонам,

отжиманиям,

упражнениям

на

развитие

мышц

брюшного

пресса,

спины,

ног,

растяжку:

«елочка»,

«паровоз»,

«лебедь»,

«лодочка», «змея», «кошечка», «пиноккио». Упражнения на гимнастических

матах

в

движении:

«котята»,

«обезьянки»,

«партизаны»,

«каракатица».

Подвижные игры. Релаксация.

3.2. Ориентация в пространстве. Сила, выносливость, гибкость: как мы их

развиваем (1 час).

Практическая часть.

Повторение

упражнений

партерной

гимнастики.

Выполнение

под

музыку

ориентационных

упражнений:

вправо-влево,

вперед-назад,

вниз-

вверх,

в

круг,

из

круга,

по

кругу. Общеразвивающие

упражнения

с

предметами под музыку: с гимнастической палкой; с мешочками; с обручем.

Подвижные игры. Упражнения на расслабление. Свободное раскачивание рук

при поворотах туловища. Полное расслабление в положении лежа.

3.3. Выполняем упражнения в партере (1 час)

Практическая часть.

Повторение

под

музыку

упражнений

партерной

гимнастики,

разучивание

новых: «солнышко»,

«чемоданчик»,

«бабочка»,

«гармошка»,

«велосипед».

Подвижные игры. Упражнения на расслабление. Посегментное расслабление

из стойки руки вверх до положения лёжа на спине. Свободное раскачивание

рук вперед- назад.

Раздел 4. Танцевальная азбука (7 час.)

4.1. Что такое танец. Какие танцы мы знаем (1 час).

19

Теория.

Беседа

о

танце

как

виде

искусства.

Просмотр

видеокадров.

Обсуждение. Викторина «Что я узнал о мире танца?»

4.2. Знакомство с балетом (видеоурок) (1 час)

Теория.

Беседа об искусстве балета. Просмотр фрагментов из балетов П.И.

Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик». Обсуждение.

4.3. Русский народный танец (2 час).

Теория.

Беседа

об

истории

русского

народного

танца.

Рассматривание

старинных русских костюмов. Просмотр видеокадров.

Практическая часть.

Разучивание русского танца «Хоровод»

4.4. Танцы разных народов (3)

Теория. Беседа об украинских, молдавских, грузинских, латиноамериканских

танцах. Просмотр видеокадров. Обсуждение.

Практическая часть.

Разучивание танцев:

«

Лезгинка», «Макарена», «Летка-енька».

Раздел 5. Ритмическая гимнастика с предметами и акробатика (5 час.)

5.1. Гимнастика оздоровительная и спортивная (2 час.)

Теория.

Рассказ о гимнастике как виде спорта. Знакомство с выдающимися

российскими

гимнастами.

Отличия

оздоровительной

и

спортивной

гимнастики.

Просмотр

фрагментов

выступления

выдающихся

гимнастов.

Обсуждение.

Практическая часть.

Общеразвивающие упражнения без предметов под музыку по типу

ритмической гимнастики

с

включением

танцевальных

элементов

и

корригирующей

гимнастики. Общеразвивающие

упражнения

на

гимнастической стенки и на гимнастической скамейке

.

Подвижные игры.

Упражнения на расслабление.

20

5.2. Акробатика (2 час.).

Теория.

Беседа о том, что такое акробатика. Техника безопасности на занятиях

акробатикой.

Практическая часть.

Прыжки через вращающуюся длинную скакалку. Узкий, широкий и

узкий

хваты

гимнастической

палки,

комплекс

упражнений

с

палкой,

направленный

на

профилактику

плоскостопия,

партерная

гимнастика

с

палкой.

Прыжки

через

скакалку

различными

способами:

на

двух

ногах,

поочередно.

Комплекс

общеразвивающих

упражнений

со

скакалкой.

Вращение

обруча

на

поясе,

руке.

Комплекс

упражнений

с

обручем.

Упражнения с мячом в бросках, ловле и перепрыгивании мяча. Комплекс

общеразвивающих упражнений с обручем. Упражнения на расслабление.

5.3. Элементы акробатики

Практическая часть.

Обучение стойке на лопатках, мосту, перекатам на спину, упражнениям

в

лазании

и

перелезании

(на

матах,

скамейках

)

,

прыжкам

на

фитболе.

Упражнения на расслабление.

Раздел 6. Игры (12 час.)

6.1. Какие бывают игры? Правила в игре. (1 час.)

Теория.

Ознакомление

обучающихся

с

разными

видами

игр:

ролевыми,

подвижными, спортивными. Беседа о правилах в игре. Обсуждение.

6.2. Игры на развитие сенсорной чувствительности ( 1 час)

Практическая часть.

Игры

«Водяной»,

«Шина»,

«Море

волнуется»,

«День-ночь».

Танцевальные игры: «Лавата», «Буги-вуги», «Эльбрус красавец», «Лесная

дискотека», «Медвежата и зайчата». «Ручеек» в различных вариациях.

6.3. Имитируем движения (2 час.)

Практическая часть.

21

Общеразвивающие упражнения без предметов под музыку для всех

групп мышц. Комбинированные упражнения: в стойках, седах и положении

лежа.

Приседы,

полуприседы. Наблюдение

за

характерными

позами

животных, людей, сказочных персонажей.

Имитационные игры: «Зоопарк»,

«Стадион», «Морозко», «Угадай-ка» и др.

6.4. Играем, бегая (2 час.).

Практическая часть.

Общеразвивающие упражнения.

Игры

«Салки»,

«Картошка»,

«Белые

медведи»,

«Горелки»,

«Третий

лишний»,

«Два

мороза»,

«Гуси-гуси»,

«Выручай-ка» в различных вариациях. Упражнения на расслабление.

6.5. Будь внимательным! (1 час)

Практическая часть.

Общеразвивающие упражнения у гимнастической стенки под музыку с

лазанием и перелезанием, с подтягиванием. Подвижные игры на внимание:

Тише

едешь

дальше

будешь»,

«Ковбои-индейцы»,

«Елки-палки»,

« М и г а л к и » ,

« З е р ка л о » ,

« С а н т и к и - ф а н т и к и » .

Уп р а ж н е н и я

н а

расслабление. Свободное раскачивание рук при поворотах туловища. Полное

расслабление в положении лёжа.

6.6. Учимся расслабляться (1 час)

Практическая часть.

Упражнения

на

полу

с

использованием

гимнастических

ковриков,

гимнастических матов. Игры на расслабление: «Водяной», «Шина», «Море

волнуется»,

«День-ночь». Элементы

самомассажа:

поглаживание

и

растирание отдельных частей тела в образной и игровой форме - «Петухи

запели»

6.7. Играем, танцуя (3 час)

Практическая часть.

Прослушивание

музыки

разных

стилей.

Импровизированные

движения. Танцевальные игры: «Лавата», «Буги-вуги», «Эльбрус красавец»,

22

«Лесная

дискотека»,

«Медвежата

и

зайчата».

«Ручеек»

в

различных

вариациях

Заключительное занятие. «Чему мы научились»: показательные выступления

с

групповыми

и

индивидуальными

акробатическими

упражнениями,

танцевальные игры.

2 год обучения:

Раздел 1. Вводное занятие (1 час).

Теория.

Беседа о том, чему научились в прошлом году, где использовали летом

те умения, которым научился на занятиях. Обсуждение на тему «Здоровье и

его составляющие», повторение правил техники безопасности на занятиях

фитнесом.

Раздел 2. Оздоровительная аэробика и партерная гимнастика (11 час.)

2.1. Виды аэробики. Шаги базовой аэробики (4 час.)

Теория.

Повторение значения аэробики для здоровья, хорошего настроения,

красоты

тела.

Беседа

о

видах

аэробики. Дыхание

и

способы

его

восстановления. Как измерить пульс.

Практическая часть.

Общеразвивающие упражнения без предметов под музыку по типу

зарядки с включением упражнений коррегирующей гимнастики. Развитие

двигательных

способностей

(мышечной

силы,

гибкости,

выносливости).

Повторение

изученного

в

прошлом

году.

Вводится

изменение

геометрии

шагов базовой аэробики: по квадрату, диагонали, с продвижением вперед-

назад. Подвижные игры. Упражнения на восстановление дыхания.

2.2. Партерная гимнастика. Ориентация в пространстве (3 час.)

Практическая часть.

Общеразвивающие упражнения. Упражнения партерной гимнастики

на гимнастических матах в движении: «ладошки-башмачки», «балетница»,

«берёзка»

и

д р . Упражнения

на

дыхание. Тренировка

различных

типов

23

дыхания (на

примерах

общеразвивающих

упражнений.) Музыкально

-

подвижные

игры: «

Музыкальные

змейки»,

«Лошадки»

(игра

танец),

«Эстафета

под

музыку»,

«Пятнашки

под

музыку».

Упражнения

на

восстановление дыхания.

2.3. Фанк-аэробика, аэробика в стиле «латино» (4 час.).

Теория.

Беседа

о

происхождении

фанк-аэробики.

Просмотр

видеокадров.

Обсуждение.

Какое

значение

имеет

в

аэробике

дыхание

и

как

его

восстановить.

Практическая часть.

Упражнения на дыхание. Тренировка

различных

типов

дыхания (на

примерах общеразвивающих упражнений.) Разучивание комплекса аэробики

в

стиле

«фанк»

и

в

стиле

«латино».

Подвижные

игры.

Упражнения

на

восстановление

дыхания.

Свободное

раскачивание

рук

при

поворотах

туловища. Полное расслабление в положении лежа.

Раздел 3. Танцевальная азбука (6 час.)

3.1. Балет как высшее искусство танца (1 час)

Теория.

Беседа

о

балете.

Галина

Уланова,

Майя

Плисецкая

выдающиеся

балерины. Просмотр видеокадров. Обсуждение.

3.2. Пордебра. (2 час)

Теория.

Новые оздоравливающие направления танцев

.

Пордебра

как соединение

хореографии, йоги, пилатеса, стретчинга и элементов фитнес-тренировки.

Практическая часть.

Разучивание элементов пордебра в

классическом стиле. Релаксация.

3.3. Русский народный танец. (1)

Практическая часть.

Разучивание

элементов

русского

танца:

«притоп»,

«моталочка»,

«ковырялочка», «присядка», «верчение».

24

3.4. Танцы разных народов (2 час.)

Практическая часть.

Разучивание элементов танцев разных народов: стиль кантри, танцы

народов Севера. Подвижные игры с элементами танцев.

Раздел 4. Ритмическая гимнастика с предметами и акробатика (11 час.)

4.1. Гимнастика и ее виды.

Теория.

Виды гимнастики. Соревнования по гимнастике. Техника безопасности

при выполнении упражнений с мячом, скакалкой, обручем, гимнастической

палкой и фитболом.

4.2.Гимнастические упражнения (10 час.)

Практическая часть.

Комплекс упражнений с гимнастической палкой в парах. Прыжки через

скакалку на одной ноге, скрестно (на месте и в движении). Вращение двух и

более обручей, прыжки через обруч и в обруч. Элементы акробатики: мост,

кувырок,

упражнения

в

лазании

на

гимнастической

стенке.

Комплекс

упражнений с мячом в парах. Эстафеты с фитболом.

Раздел 5. Игры (5 час.)

5.1. Чему учимся, играя. Дружба и игра (1 час.)

Теория.

Беседа о том, в какие игры любят больше всего играть дети. Как вести

себя в игре? Почему так важно соблюдать правила? Какие правила в играх на

занятиях фитнесом?

5.2. Русские народные игры (1 час)

Практическая часть.

Разучивание

игр «Чехарда»,

«У

медведя

во

бору»,

«Охотник,

лис,

куры», «Салки».

5.3. Имитационные игры

Практическая часть.

25

Р а з у ч и в а н и е

и г р «Легкоатлеты»,

«Гимнасты»,

«Лыжники»,

«Единоборства», «Мы не скажем, а покажем».

5.4. Танцевальные игры

Практическая часть.

Разучивание игр:

«Хоровод», «Веревочка», «Паровозик». Выступление

перед родителями.

3 год обучения:

Раздел 1. Вводное занятие (1 час).

Теория.

Общие правила техники безопасности на занятиях. Здоровый образ

жизни

и

его

составляющие.

Определение

режима

и

работы

занятий;

Диагностика и самодиагностика.

Раздел 2. Оздоровительная аэробика и партерная гимнастика (11 час.)

2.1. Танцевальная аэробика и ее стили (8час.).

Теория.

Танцевальная аэробика как способ самовыразиться, найти друзей, как

вид фитнеса. Основные движения танцевальной аэробики. Стили фламенко,

латино,

фанк.

Оздоровительный

и

тренировочный

эффекты

тренировки

.

Просмотр видеокадров, слайдов.

Практическая часть.

Повторение изученного в прошлом году. Добавляются танцевальные

элементы

(присед,

выпад,

наклон

и

др.)

в

стилях

«латино»

и

«фанк».

Упражнения на восстановление дыхания.

2.2. Партерная гимнастика (3 час.).

Практическая часть.

Общеразвивающие упражнения. Упражнения партерной гимнастики

«крокодил»,

«падение

с

вылетом».

Музыкально

- подвижные

игры.

Релаксация.

Раздел 3. Танцевальная азбука (8 час.)

3.1. История русского танца

26

Теория.

Беседа о русском народном танце, его истории. Слушание музыки.

Музыкальная викторина.

3.2. Позиции классического танца (3 час.)

Теория.

Классический

танец

-

основа

хореографии.

История

классического

танца. Основные позиции классического танца: первая – пятая.

Практическая часть.

Повторение изученного в прошлом году. Обучение: пятая позиция ног

тренаж классический, вальсовый шаг в парах.

3.3.

«Вальс»: история танца (2 час.).

Теория

Как возник и менялся вальс. Венский вальс. Композиторы, писавшие

музыку в стиле вальса. Слушание «Вальса цветов» П.И. Чайковского, вальсов

Шопена. Обсуждение.

Практическая часть.

Разучивание вальса. Музыкальная игра «Красная Шапочка и Серый

Волк».

3.4. Стиль «хип-хоп» (2 час.).

Теория

История возникновения стиля. Импровизация как основа стиля «хип-

хоп».

Традиционная

одежда

для

танца.

Просмотр

фрагмента

из

художественного фильма «Дикий стиль».

Практическая часть.

Общеразвивающие упражнения б е з предметов под

музыку.

Сочетание основных движений прямыми и согнутыми руками. Стойка на

прямых и согнутых ногах в сочетание с другими движениями.

Импровизации

в

стиле

«хип-хоп». Упражнения

на

дыхание.

Упражнения

Дыхательной

гимнастики с речитативом и стихами: «Гуси шипят», «Ёжик». Образные

упражнения «Сдувать с ладони травинки».

27

Раздел 4. Ритмическая гимнастика с предметами и акробатика (9 час.)

4.1. История гимнастики. Групповые виды гимнастики (1 час)

Теория.

Что мы знаем о гимнастике. Спортивная и художественная гимнастика.

Оздоровительная

гимнастика.

Просмотр

видеокадров

соревнований

по

художественной гимнастике. Викторина.

4.2.Гимнастические упражнения (8 час.)

Практическая часть.

Общеразвивающие упражнения б е з предметов под

музыку.

Сочетание основных движений прямыми и согнутыми руками. Стойка на

прямых и согнутых ногах в сочетание с другими движениями. Комплекс

упражнений с гимнастической палкой, включающий развороты, вращения,

подбрасывания

и

ловлю

палки,

развивающие

координацию

движений.

Прыжки через скакалку в парах, тройках. Подбрасывание и ловля обруча.

Упражнения

с

мячом

в

парах,

тройках.

Элементы

акробатики:

колесо,

кувырок назад, комбинации из 3–5 элементов. Комплекс упражнений для

укрепления мышц спины и брюшного пресса на фитболе.

Раздел 5. Игры (5 час.)

5.1. Какие виды игр мы знаем (1 час.)

Теория.

Беседа об играх, с которыми познакомились на занятиях фитнесом.

Самостоятельная работа: придумать свою игру, включив в нее элементы

фитнеса.

5.2. Организация игр на перемене и во дворе

.

(1 час)

Практическая часть.

Презентация составленных детьми игр.

5.3. Имитационные, танцевальные игры

Практическая часть.

Повторение различных видов игр.

6. Заключительное занятие. Конкурс «Минута славы»

28

Практическая часть.

Каждый

ученик

(или

группа

учеников)

подготовил

самостоятельно

упражнение, которое, по его мнению, наиболее удачно освоил. Жюри из

оценивает

выступления

детей.

Номинации:

«Юные

акробаты»,

«Лучший

исполнитель народного танца», «Лучший танцор в стиле латино», «Лучший

импровизатор», «Самый ловкий» и т.п., так, чтобы каждый ребенок был

отмечен.

4 год обучения:

Раздел 1. Вводное занятие (1 час).

Теория.

Выбор

средств

и

методов

оздоровления.

Питание

и

физическая

нагрузка.

Питьевой

режим

до

и

после

занятий.

Самодиагностика.

Экспресс-тесты на развитие силы, быстроты, выносливости, координации,

равновесия.

Раздел 2. Оздоровительная аэробика и партерная гимнастика (8 час.)

2.1. Комплексы аэробики и способы их составления (1 час)

Теория.

Как

составить

комплекс

упражнений

для

аэробики,

что

нужно

учитывать.

С

каких

упражнений

начинается

занятие.

Почему

нужны

общеразвивающие упражнений. Чем заканчивается упражнение.

2.2. Составление комплексов аэробики (2 час)

Теория.

Работа над составлением комплексов аэробики в микрогруппах, парах,

индивидуально. Обсуждение.

2.3. Выполнение комплексов аэробики (5 час.)

Практическая часть.

Общеразвивающие упражнения. Усложнение координации движений.

В

упражнения

добавляются

волны,

развороты,

силовые

элементы:

отжимания,

упражнения

с

использованием

отягощений.

В

партерной

гимнастике

упражнения

типа

«крокодил»,

«раненый

крокодил»,

29

«уголок».

Сказочная

аэробика

включает

имитацию

движений

в

стиле

«робот», «кукла». Музыкально - подвижные игры. Релаксация.

Раздел 3. Танцевальная азбука (8 час.)

3.1. «Вальс» в современности (2 час.)

Теория.

Беседа

о

современном

вальсе. Медленный вальс (вальс-бостон или

английский вальс), аргентинский вальс, фигурный вальс. Слушание музыки.

Просмотр фрагментов из фильмов. Музыкальная викторина.

Практическая часть.

Повторение изученного в прошлом году. Обучение различным видам

вальса.

3.4. Золушка на балу: танцуем вальс (1 час)

Практическая часть.

Костюмированный балл. Занятие – праздник.

3.5. Характеры в русском танце (3 час.)

Теория.

Особенности

характерных

русских

танцев.

Особенности

пластики.

Пантомима в сюжетных русских танцах.

Практическая часть.

Разучивание танцев «Московская кадриль», «Перепляс».

3.4. Повторение танцев разных народов

Практическая часть.

Повторение элементов

танцев разных народов: стиль кантри, танцы

народов

Севера.

Современный

танец

«Тектоник».

Подвижные

игры

с

элементами танцев.

Раздел 4. Ритмическая гимнастика с предметами и акробатика (10 час.)

4.1. Мастера различных видов гимнастики (1 час)

Теория.

30

Беседа о советских и российских гимнастах: Ирине Чащиной, Ляйсан

Утяшевой, Ирине Кабаевой, Алексее Немове. Просмотр видеокадров с их

выступлениями. Викторина.

4.2. Самостоятельное составление комплекса гимнастических упражнений (1

час)

Теория.

Работа над составлением комплексов гимнастических упражнений в

микрогруппах, парах, индивидуально. Обсуждение.

4.3. Гимнастические упражнения (8 час.)

Практическая часть.

Общеразвивающие упражнения б е з предметов под

музыку.

Выполнение

гимнастических

упражнений

с

палкой,

скакалкой,

мячом,

обручем.

Упражнения

с

мячом,

включающие

элементы

акробатики:

переворот,

перекаты,

кувырок.

Комплекс

упражнений

на

фитболе.

Подвижные игры. Релаксация.

Раздел 5. Игры (5 час.)

5.1. Организация игр с первоклассниками. С чего начать (1 час.)

Теория.

Беседа об играх, с которыми можно познакомить первоклассников.

Обсуждение.

5.2. Повторение разученных ранее игр

(2 час)

Практическая часть.

Имитационные,

танцевальные,

сенсорные,

расслабляющие

игры.

Подвижные игры на развитие внимания.

5.3. Проведение совместных игр с детьми первого года обучения (2 час.)

Практическая часть.

Имитационные игры: «Все звезды»,«Я иду в поход». Беговые игры:

«Эстафета».

Игры

на

развитие

внимания

и

сенсорной

чувствительности

«Вертушка», «Партизаны», «Компас».

6. Итоговые занятия (2 час.)

31

6.1.Чему мы научились (1час)

Теория

Обобщение изученного на занятиях. Викторина.

6.2. «Здоровье, грация, красота». Заключительное занятие-праздник (1 час).

Практическая часть.

Выступления детей, викторины, конкурсы, игры.

6.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основные

методы

организации

учебно-воспитательного

процесса:

словесные, наглядные методы, игровой, соревновательный.

Программа предусматривает использование активных форм обучения:

игровые занятия, занятия-конкурсы, видеоуроки, коллективное творчество.

Основные виды работ, предусмотренные при изучении курса: тренировочные

упражнения,

игры,

работа

в

группах,

работа

в

команде,

индивидуальная

работа, викторины, конкурсы, слушание музыки.

Диагностика

проводится

с

помощью

наблюдений

за

результатами

обучающихся

в

процессе

занятий,

в

викторинах,

показательных

выступлениях.

Формы подведения итогов реализации программы.

В

ходе

реализации

данной

Программы

на

теоретических

занятиях

обучающиеся приобретают знания, умения и навыки, которые закрепляют на

практических

занятиях.

Эти

знания

выявляются

в

процессе

тренировок,

практических занятий.

Изучение

курса

завершается

проведением

заключительного

занятия,

включающего в себя обобщение изученного в форме викторины, а также в

ходе занятия–праздника «Здоровье, грация, красота».

Успешность реализации в значительной степени зависит от кадрового и

материально-технического оснащения.

Кадровое обеспечение: педагоги гимназии.

32

Материальное оснащение: занятия учебных групп проводятся в спортивном

зале, учреждениях дополнительного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1.

Асмолова, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в

начальной школе [Текст] / А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. –

221 с.

2.

Бабенкова, Е. А. Как помочь детям стать здоровыми [Текст] / Е. А.

Бабенкова. – М. : Астрель, 2006. – 208 с.

3.

Долгорукова, О. Фитнес-аэробика

[Текст]

/О. Долгорукова // Обруч:

образование, ребенок, ученик. - 2005. - № 6. - С. 38-42.

4.

Калинкин,

Л.А.

Использование

новых

и

традиционных

активно-

оздоровительных

технологий

для

оздоровления

учащихся

общеобразовательных

учреждений

[Текст]

/Л.А.

Калинкин.

М.:

Академия, 2003. – 116с.

5.

Колесникова, С. В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы

[Текст] / С. В. Колесникова. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 157с.

6.

Кузина И. Степ-аэробика - не просто мода [Текст] /И. Кузина // Обруч:

образование, ребенок, ученик. - 2005. - № 1. - С. 40-42.

7.

Лисицкая, Т.С. Методика организации и проведения занятий фитнесом

в школе [Текст] / Т.С. Лисицкая // Спорт в школе. – 2009.- №17.- С. 38-

48.

8.

Одинцова,

И.

Б.

Аэробика,

шейпинг,

стретчинг,

калланетика:

современные

методики.

Рекомендации

специалиста [Текст] /

И.

Б.

Одинцова. – М. : Эксмо, 2003. – 160 с.

9.

Сайкина, Е.Г. Программа по фитбол-аэробике для детей дошкольного и

младшего школьного возраста «Танцы на мячах» [Текст]/ Е.Г. Сайкина,

С.В. Кузьмина. - СПб. : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена,

2006. - 31 с.

33

10.Смирнова,

Л.

А.

Общеразвивающие

упражнения

с

предметами

для

младших школьников [Текст]/ Л. А. Смирнова. – М. : ВЛАДОС, 2003. –

320 с.

11.Турлова, Л. В. Программа по дисциплине «Ритмика» [Текст]/ Л. В.

Турлова. –Троицкое, 2008. – 12 с.

12.Фирилёва, Ж.Е. Танцевально-игровая гимнастика для детей [Текст]/

Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина. - СПб.: Детство-пресс, 2006. - 352 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1

.

Гордон, Д. Звезды спорта [Текст] / Д. Гордон. – Харьков: Фолио, 2003. –

398с

.

2. Залесский, М. З. Как стать сильным [Текст] / М. З. Залесский. – М.:

РОСМЭН, 2000. – 126 с.

3. Золотарёв, Ю. Г. Надежный путь к здоровью [Текст] / Ю. Г. Золотарёв. -

СПб.: ДИЛЯ, 2002. - 352 с.

4. Качур, Е. Если хочешь быть здоров [Текст]/Е. Качур. - Манн, Иванов и

Фербер, 2013. – 222 с.

5.Лисицкая, Т.С. Ритмическая гимнастика [Текст] /Т.С. Лисицкая. – М.:

ФиС, 1999.- 96 с.

6. Мальцев, А. И. Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика

для школьников [Текст] / А. И. Мальцев. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2005.

– 283 с.

7. Шапиро, Ф.Б. Веселый класс [Текст] / Ф.Б. Шапиро. — М. : Аст-Пресс,

1996.- 16 с.

34

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

1 РАЗРАБОТАНО

Должность

Ф.И.О.

Подпись

Дата

Учитель начальных

классов

Учитель начальных

классов

2 СОГЛАСОВАНО

Должность

Ф.И.О.

Подпись

Дата

Зам. директора по

УВР

Зам. директора по ВР

Учитель начальных

классов

35



В раздел образования