Напоминание

Этапы инновационного образовательного процесса. Что представляет собой педагогическая технология?


Автор: Контуш Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №65"
Населённый пункт: п.г.т. Уптар г.Магадан
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: Этапы инновационного образовательного процесса. Что представляет собой педагогическая технология?
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов

Этапы инновационного образовательного процесса.

Что представляет собой педагогическая технология?

На

практике

можно

выделить

следующие

пути

внесения

нового

в

образовательный процесс ДОУ: развитие своего опыта; использование опыта,

созданного другими; изучение научных разработок; метод пробы и ошибок;

сам эксперимент.

Идея от самого своего зарождения до своего воплощения на практике

проходит через несколько этапов: обоснованное предложение о способах

решения образовательно-воспитательной задачи; развернутое использование

методики; практическая реализация; полное освоение.

На

данном

этапе

процесс

не

заканчивается.

Развитие

новшеств

происходит

постоянно,

пока

не

найдется

более

простой

и

эффективный

подход к решению проблемы. Для укоренения новых форм и методов работы

требуется подготовка воспитателей к работе в новых условиях, методическое

и технологическое обеспечение.

Применение

новых

технологий

в

разных

ситуациях

напрямую

подчиняется уровню педагогической работы в ДОУ. Для этого необходимо

адаптировать новшество к определенным условиям. Больших усилий требует

введение новшеств, касающихся отношений между людьми, а также системы

руководства

наукой

и

образованием.

У

идей

с

незначительными

обновлениями шансов быстро и эффективно внедриться в педагогический

процесс

намного

больше.

Следует

также

сказать,

что

успех

введения

инноваций зависит напрямую от проверенного опыта.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических

установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,

способов,

приемов

обучения,

воспитательных

средств;

она

е сть

организационно-методический

инструментарий

педагогического

процесса.

При этом под объектом педагогической технологии понимается структура и

логика конструирования педагогического процесса, способы его организации

по

реализации

педагогических

целей

в

соответствии

с

теми

или

иными

принципами и условиями.

Педагогическая

технология

-

это

описание

процесса

достижения

планируемых результатов обучения. В моем понимании технология - это

цепочка

действий

и

операций,

ориентированных

на

результат,

а

педагогическая технология - это системный метод создания, применения и

определения

всего

процесса

преподавания

и

усвоения

знаний

с

учетом

технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей

задачей оптимизацию форм образования.

К современным образовательным технологиям, используемым в нашем

ДОУ, относятся:

1.

Технологии

проектной

деятельности.

Их

цель

-

развитие

и

обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в

сферу

межличностного

взаимодействия.

Организованная

по

ней

жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников,

проникнуть во внутренний мир ребенка.

В нашем ДОУ используются следующие учебные проекты:

-

«игровые»

-

детские

занятия,

участие

в

групповой

деятельности

(игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

- «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с

окружающей природой и общественной жизнью;

- «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать

свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной

(картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

- «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного

продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

2 .

Те х н о л о г и я

и с с л е д о в ат е л ь с ко й

д е я т е л ь н о с т и .

Ц е л ь

исследовательской

деятельности

в

детском

саду

-

сформировать

у

дошкольников

основные

ключевые

компетенции,

способность

к

исследовательскому типу мышления.

Надо

отметить,

что

применение

проектных

технологий

не

может

существовать

без

использования

ТРИЗ-технологии

(технологии

решения

изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим

проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно

решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально - исследовательской

деятельности,

применяемые

в

нашем

ДОУ:

эвристические

беседы,

постановка

и

решение

вопросов

проблемного

характера,

наблюдения,

моделирование

(создание

моделей

об

изменениях

в

неживой

природе),

опыты, фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой

деятельности,

«погружение»

в

краски,

звуки,

запахи

и

образы

природы,

подражание

голосам

и

звукам

природы,

использование

художественного

слова.

3. Технология «ТРИЗ»

Целью

использования

данной

технологии

в

детском

саду

является

развитие,

с

одной

стороны,

таких

качеств

мышления,

как

гибкость,

подвижность,

системность,

диалектичность;

с

другой

-

поисковой

активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Технология ТРИЗ успешно применяется и на прогулках с детьми. Это

приемы,

активизирующие

детскую

фантазию:

оживление,

динамизация,

изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия

объектов. (Например: О чем спорит ветер с солнцем? Давайте оживим ветер:

Кто его мама? Кто его друзья?).

Дадим

характеристику

методов

и

приемов

тризовской

технологии.

Термин «фокальный» используется для объекта, находящегося в фокусе, в

центре внимания. Метод фокальных объектов позволяет ставить следующие

задачи:

1. Придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный

вид реального объекта.

2. Познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные

знания, рассматривая предмет с необычной стороны.

3. Составить рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя

найденные определения.

4. Проанализировать художественное произведение или картину.

Например, занятие «Ознакомление с кошкой» в средней группе.

Воспитатель: Учился в школе волшебников лентяй. Он баловался на

занятиях, не слушал, что объяснял учитель. Как-то раз ему предложили

домашнее задание - сделать сказочную необычную кошку. А как сделать - он

не слышал. Пришел домой и стал думать: из чего сделать кошку? Взял свою

любимую тарелку (показывает детям фарфоровую тарелку), положил ее в

кастрюлю с мотором и думает: что бы еще туда положить? Как вы думаете

(обращается к детям), что можно еще положить в кастрюлю?

Дети называют любой предмет (или несколько предметов) и подбирают

к нему определения.

Воспитатель: Закрыл лентяй крышку, включил мотор. Все

перемешалось в кастрюле. Выключил мотор, открыл крышку и видит совсем

обыкновенных кошек, но они… Как вы думаете, какие они?

Объединяя определения придуманных предметов со словом «кошка»,

дети называют, какими свойствами должна обладать эта «реальная кошка».

Например, фарфоровая кошка, статуэтка, игрушка.

Воспитатель:

Долго

лентяй

любовался

на

своих

кошек.

Но

вдруг

вспомнил, что нужно сделать необычных кошек. Снова закрыл он крышку

своей кастрюли, включил мотор и произнес волшебные слова. Открывает

кастрюлю, а там… Как вы думаете, какие кошки в этот раз были в кастрюле?

Дети

придумывают

сказочных

кошек,

называют

их

качества,

отталкиваясь от полученных словосочетаний.



В раздел образования