Напоминание

Основные подходы к коррекции мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Середина Алена Юльевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №304
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: Основные подходы к коррекции мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основные подходы к коррекции мелкой моторики у детей старшего

дошкольного возраста

Для разработки модели системы коррекционно-педагогической работы

по

коррекции

мелкой

моторики

у

детей

с

фонетико-фонематическим

недоразвитием мы ознакомились с различными методиками развития мелких

мышц пальцев и кистей рук Е.Н. Потаповой, О.С. Бот, Л.В. Грабаровской,

Т.И. Бабенко, Л.Ф. Трохимчук и др.

О.С. Бот отмечает, что в системе коррекционно-воспитательной работы

в

дошкольных

учреждениях

для

детей

с

нарушениями

речи

необходимо

уделять больше внимания формированию тонких движений пальцев рук, так

как

они

оказывают

благотворное

влияние

на

развитие

речи

и

других

психиче ских

проце ссов.

Также

целенаправленная

работ а

п о

совершенствованию движений пальцев весьма полезна для подготовки руки к

письму.

Особенно

велика

ее

роль,

указывает

О.С.

Бот,

в

группах

для

дошкольников с общим недоразвитием речи, где основной контингент детей

страдает дизартрией, у этих детей наблюдаются выраженные отклонения в

р а з в и т и и

д в и ж е н и й

п а л ь ц е в

р у к

д в и ж е н и я

н е т о ч н ы е ,

нескоординированные, затруднены изолированные движений пальцами.

О.С. Бот предлагает использовать для формирования тонких движений

пальцев рук игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-

потешек,

и

упражнений

без

речевого

сопровождения,

направленные

на

выработку изолированных движений, развитие точности движений пальцев.

Данные игры и упражнения целесообразно включать в занятия логопеда и

воспитателя, также они могут проводиться в часы, отведенные для игр, и во

время прогулок.

Л.В.

Лопатина

предлагает

строить

систему

коррекционно-

педагогической

работы

по

развитию

мелкой

моторики

и

детей

с

минимальными

дизартрическими

расстройствами

на

основе

следующих

положений:

1.

уровневой

организации

движений

(Н.А.

Бернштейн),

которая

позволяет разложить сложный двигательный акт на составные компоненты и

выявить

состояние

церебральных

уровней,

их

роль

в

регулировании

движений и действий;

2.

взаимосвязи между тонкой дифференцированной моторикой рук

и

артикуляторной

моторикой

(М.М.

Кольцова,

Е.М.

Мастюкова,

М.В.

Ипполитова);

3.

сложного

взаимодействия

кинестетической

и

кинетической

основы движений;

4.

положения о роли кинестезий в управлении движениями.

С учетом данных положений Л.В. Лопатина предлагает осуществлять

работу по развитию ручной моторики по двум направлениям:

Формирование кинестетической основы движения

Основными задачами этого направления являются:

-

организация

двигательных

импульсов,

направляемых

к

определенным группам мышц, и уточнение состава двигательного акта;

-

развитие

кинестетического

анализа

и

синтеза,

кинестетических

афферентаций ручных движений.

В

процессе

формирования

кинестетической

основы

движений

руки

кистям

и

пальцам

рук

придаются

различные

позиции,

которые

ребенок

воспроизводит с закрытыми глазами (или за экраном), при этом постоянно

привлекается внимание детей к возникающим кинестетическим ощущениям.

Первоначально это упражнения основываются на образах движения, которые

затем исключаются.

Формирование кинетической основы движения

Основными

задачами

второго

направления

коррекционной

работы

являются:

-

объединение, обобщение последовательных импульсов в единый,

организованный

во

времени

двигательный

стереотип,

превращение

отдельных навыков в плавные, серийно организованные;

-

развитие статической и динамической координации движений.

В

процессе

формирования

кинетической

основы

движений

руки

проводятся

упражнения,

направленные

на

развитие

системы

движений,

состоящей из «основных» и «фоновых» компонентов (по А.Н. Бернштейну),

или

серии

однотипных

движений,

составляющих

единый

двигательный

навык.

Развитие динамической координации движений руки осуществляется в

процессе

выполнения

как

последовательно,

так

и

одновременно

организованных движений.

И.Ф. Марковская и Е.А. Екжанова для развития тонкой моторики рук

рекомендуют использовать комплекс упражнений из трех составляющих:

1.

пальцевой

гимнастики.

Пальцевая

гимнастика

проводится

в

течение

3–5

минут

в

начале

занятия

либо

его

середине

в

форме

физкультминутки.

Пальцевая

гимнастики

проводится

на

разных

уровнях

сложности:

по

подражанию,

по

речевой

инструкции.

Сначала

словесная

инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию.

Затем степень их самостоятельности увеличивается – показ устраняется и

остается только словесная инструкция;

2.

работы

в

тетрадях

отработки

элементарных

графических

навыков:

дорисовывание

недостающих

деталей

у

различных

предметов,

обводка

лекал,

заштриховка

и

раскрашивание

контурных

изображений,

картинок в альбомах для раскрашивания и т.п.;

3.

упражнений

для

пальцев

и

кистей

рук

с

использованием

различных предметов: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование

ботинок, шнуровка на специальных рамках, нанизывание колец на тесьму,

сортировка монет, перебор крупы и т.д.

В.В.

Цвынтарный

предлагает

начинать

тренировку

пальцев

рук

в

возрасте 6–7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика,

каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в

течение

2–3

минут.

С

десятимесячного

возраста

проводят

активные

упражнения

для

пальцев

рук,

вовлекая

в

движение

больше

пальцев

с

хорошей,

достаточной

амплитудой:

конструирование

из

кубиков,

сбор

различных пирамидок, перекладывание из одной кучки в другую карандашей,

пуговиц, катание пальчиками деревянных шариков различного диаметра и т.п.

В

полуторагодовалом

возрасте

детям

даются

более

сложные

задания:

застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка; игры с

пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек.

У детей дошкольного возраста В.В. Цвынтарный предлагает развивать

мелкую моторику рук посредством двух блоков заданий.

Первый

блок

заданий

предполагает

выполнение

фигурок

разнообразных предметов, животных, птиц с помощью пальцев рук.

Второй блок заданий – составление различных фигурок из счетных

палочек.

Л.В. Грабовская для развития мелких мышц кисти, ручной умелости

предлагает использовать различные виды трудовой деятельности (вязание,

аппликацию, вышивку, различные поделки из бумаги).

Т. И. Бабенко предлагает развивать точность и ловкость движений

пальцев

рук

в

процессе

изготовления

игрушек-оригами.

Т.И.

Бабенко

отмечает,

что

развитие

ручной

умелости

посредством

выполнения

разнообразных практических дел, создания поделок с помощью различных

инструментов

способствует

развитию

таких

качеств,

как

точность

произвольных

движений

руки,

глазомер,

аккуратность,

внимание,

сосредоточенность. Эти работы также способствуют развитию воображения,

конструктивного мышления.

Н.Н.

Гусарова

предлагает

использовать

для

коррекции

мелкой

моторики занятия изонитью. Изонить – техника, напоминающая вышивание.

Она

заключается

в

создании

художественного

образа

путем

пересечения

цветных нитей на картоне. Занятия изонитью способствуют развитию мелкой

моторики пальцев рук, что не только оказывает благоприятное воздействие на

развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в

центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

В работе Л.Ф. Трохимчук, О.И. Шкварина, Т.И. Бабенко «Физиолого –

педагогическая

коррекция

моторики

кисти

ведущей

руки

ребенка»

рекомендуются

следующие

виды

деятельности

для

развития

мелкой

моторики кисти:

тренировка мускулатуры кисти рук с использованием наборов

пористых губок;

нанизывание колец различной величины на стержень;

перематывание цветных клубочков ниток;

деревянные игрушки (собрать пирамидку, матрешку, сложить из

кубиков поезд, стульчик, домик и т.п.);

мозаика по возрастающей сложности;

нанизывание бус, бисера, пуговиц и т.д.

Таким

образом,

проанализировав

разнообразные

системы

коррекционно-логопедической работы по формированию мелкой моторики,

мы

видим,

что

они

представляют

собой

разнообразные

упражнения

пальцевой гимнастики, каллиграфические упражнения. Также для коррекции

мелкой

моторики

используется

разнообразная

предметно-практическая

деятельность.



В раздел образования