Автор: Тишина Надежда Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №17 СП "Детский сад "Центр раннего детства"
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Игры и игрушки как средство интеллектуально-познавательного развития детей"
Раздел: дошкольное образование
«Игры и игрушки как средство интеллектуально-познавательного
развития детей»
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств
предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает
природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И
конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе,
воспринимает
все
это.
Но
если
усвоение
происходит
стихийно,
без
разумного
педагогического
руководства
взрослых,
оно
нередко
оказывается
поверхностным,
неполноценным.
А
ведь
ощущения
и
восприятие
поддаются
развитию,
совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило
создать
систему
дидактических
игр по сенсорному воспитанию, направленных на
совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается
с
игровой.
С
одной
стороны,
дидактическая
игра
–
одна
из
форм
обучающего
воздействия взрослого
на
ребенка,
а
с
другой
–
игра
является основным видом
самостоятельной
деятельности
детей. В
дошкольной
педагогике дидактические
и г р ы с
давних
пор
считались
основным
средством
с е н с о р н о го
воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием
показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего
возраста
при
условии,
что проводить
их
следует
не
от
случая
к
случаю,
а
в
определенной
системе,
в
тесной
связи
с
общим
ходом
сенсорного
обучения
и
воспитания младших дошкольников.
Дидактическая
игра
-
явление
сложное,
но
в
ней
отчётливо
обнаруживается
структура.
Одним из
элементов
игры
является дидактическая
задача,
которая
определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.
Вторым
элементом
является содержание.
Успешность
игры
–
в
ее
результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа
знаний и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила.
Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют
поведение
детей. Четвертый
элемент
-
игровые
действия,
поступки,
которые
совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют
интерес
к
дидактической
игре. Пятый
элемент
дидактической
игры
–
результат.
Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной
деятельности, взаимоотношений.
Дидактическая
игра
лишь
отчасти
отвечает
требованиям
полной
системности
знаний:
иногда
это
-
«взрыв
удивления»
детей
от
восприятия
чего-то
нового,
неизведанного; иногда игра - «поиск и открытие», и всегда игра - радость, путь детей к
мечте.
Наполненность
обучения
эмоционально-познавательным
содержанием
-
особенность дидактической игры.
Дидактические
игры
по
сенсорному
воспитанию
могут
рационализировать
работу воспитателя, так и дадут ему возможность проследить процесс сенсорного
развития,
позволят
оценить
эффективность
применяемых
средств
сенсорного
воспитания и в случае необходимости привлечь новые.
В нашем опыте сенсорного воспитания младших дошкольников использовались
следующие виды дидактических игр:
1. Игры для сенсорного развития:
• Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика» и
т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
• Форма:
«Какой
это
формы»,
«Круг,
квадрат»,
«Волшебная
коробочка»,
«Заштопай
штанишки»
и
т.
п. В этих играх дети учатся различать, группировать
предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них
отверстия.
• Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в
вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по
цвету.
2. Игры
с
предметами:
«Сложи
матрешку»,
«Сложи
пирамидку»,
«Построй
башенку»
и
т.
п. Действуя
с
предметами,
он
познает
их
качества
и
свойства,
знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед
ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата –
собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр - способствовать закреплению
качеств предметов (величина, форма, цвет).
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, каждая
игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика.
Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и
расширить его кругозор.
Таким
образом,
можно
с
уверенностью
утверждать,
что
ведущей
формой
сенсорного
воспитания
являются
дидактические
игры.
Только
при
определенной
системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших
дошкольников.