Напоминание

"Игры и игрушки как средство интеллектуально-познавательного развития детей"


Автор: Тишина Надежда Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №17 СП "Детский сад "Центр раннего детства"
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Игры и игрушки как средство интеллектуально-познавательного развития детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игры и игрушки как средство интеллектуально-познавательного

развития детей»

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств

предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает

природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И

конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе,

воспринимает

все

это.

Но

если

усвоение

происходит

стихийно,

без

разумного

педагогического

руководства

взрослых,

оно

нередко

оказывается

поверхностным,

неполноценным.

А

ведь

ощущения

и

восприятие

поддаются

развитию,

совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило

создать

систему

дидактических

игр по сенсорному воспитанию, направленных на

совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается

с

игровой.

С

одной

стороны,

дидактическая

игра

одна

из

форм

обучающего

воздействия взрослого

на

ребенка,

а

с

другой

игра

является основным видом

самостоятельной

деятельности

детей. В

дошкольной

педагогике дидактические

и г р ы с

давних

пор

считались

основным

средством

с е н с о р н о го

воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием

показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего

возраста

при

условии,

что проводить

их

следует

не

от

случая

к

случаю,

а

в

определенной

системе,

в

тесной

связи

с

общим

ходом

сенсорного

обучения

и

воспитания младших дошкольников.

Дидактическая

игра

-

явление

сложное,

но

в

ней

отчётливо

обнаруживается

структура.

Одним из

элементов

игры

является дидактическая

задача,

которая

определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.

Вторым

элементом

является содержание.

Успешность

игры

в

ее

результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа

знаний и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила.

Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют

поведение

детей. Четвертый

элемент

-

игровые

действия,

поступки,

которые

совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют

интерес

к

дидактической

игре. Пятый

элемент

дидактической

игры

результат.

Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной

деятельности, взаимоотношений.

Дидактическая

игра

лишь

отчасти

отвечает

требованиям

полной

системности

знаний:

иногда

это

-

«взрыв

удивления»

детей

от

восприятия

чего-то

нового,

неизведанного; иногда игра - «поиск и открытие», и всегда игра - радость, путь детей к

мечте.

Наполненность

обучения

эмоционально-познавательным

содержанием

-

особенность дидактической игры.

Дидактические

игры

по

сенсорному

воспитанию

могут

рационализировать

работу воспитателя, так и дадут ему возможность проследить процесс сенсорного

развития,

позволят

оценить

эффективность

применяемых

средств

сенсорного

воспитания и в случае необходимости привлечь новые.

В нашем опыте сенсорного воспитания младших дошкольников использовались

следующие виды дидактических игр:

1. Игры для сенсорного развития:

Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика» и

т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

Форма:

«Какой

это

формы»,

«Круг,

квадрат»,

«Волшебная

коробочка»,

«Заштопай

штанишки»

и

т.

п. В этих играх дети учатся различать, группировать

предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них

отверстия.

Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в

вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по

цвету.

2. Игры

с

предметами:

«Сложи

матрешку»,

«Сложи

пирамидку»,

«Построй

башенку»

и

т.

п. Действуя

с

предметами,

он

познает

их

качества

и

свойства,

знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед

ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата –

собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр - способствовать закреплению

качеств предметов (величина, форма, цвет).

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, каждая

игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика.

Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и

расширить его кругозор.

Таким

образом,

можно

с

уверенностью

утверждать,

что

ведущей

формой

сенсорного

воспитания

являются

дидактические

игры.

Только

при

определенной

системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших

дошкольников.



В раздел образования