Напоминание

"Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС"


Автор: Вотинова Алена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ЧОУ "Гимназия имени М. И. Пинаевой"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Урок - проект по литературе в 10 классе на тему "Суд над Обломовым: безвольный человек или человек с "золотым" сердцем?"
Тема: "Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС"
Раздел: полное образование





Назад




Тема проекта: «Образ Обломова в романе И.А.

Тема проекта: «Образ Обломова в романе И.А.

Гончарова «Обломов»

Гончарова «Обломов»

Тема проекта: «Образ Обломова в романе И.А.

Тема проекта: «Образ Обломова в романе И.А.

Гончарова «Обломов»

Гончарова «Обломов»

Творческое название проекта

Творческое название проекта

: «Суд над Обломовым»

: «Суд над Обломовым»

Руководитель проекта

Руководитель проекта

: Вотинова А. В., учитель русского

: Вотинова А. В., учитель русского

языка и литературы

языка и литературы

Участники проекта

Участники проекта

: учащиеся 10 класса

: учащиеся 10 класса

ЧОУ «Гимназия имени М. И. Пинаевой»

ЧОУ «Гимназия имени М. И. Пинаевой»

2017

2017

Основополагающий вопрос:

Обломов – инертный человек или человек

с «золотым сердцем»?

Типология проекта - ролево - игровой

Категория учащихся - 10-е классы.

Предметная область - литература,

критика, социология, театральное

искусство.

Длительность проекта -3 недели.

Этапы и сроки проведения проекта

Наш проект рассчитан на 9 уроков. Для его проведения мы провели

следующую работу:

Внимательно прочитали и проанализировали роман И.А. Гончарова

«Обломов», 1-4 уроки.

Познакомились с выдержками из статей Н.А. Добролюбова «Что такое

обломовщина?», А.В. Дружинина «Обломов». Роман И.А. Гончарова», Д.И.

Писарева «Обломов», 5 урок.

Распределили роли по желанию для участия в проекте, 6 урок.

Стали собирать необходимый материал и готовить на его основе речь для

выступления на заключительном уроке защиты проекта, уроке – суде, 7 урок.

Провели суд над Обломовым, 8-9 уроки.

Роли участников проекта и темы для

самостоятельных исследований:

«Судья»

«Судья»

- ведет судебное заседание. Исследует роман, анализирует

- ведет судебное заседание. Исследует роман, анализирует

статьи о романе, знает все факты «за» и «против» Обломова.

статьи о романе, знает все факты «за» и «против» Обломова.

«Обвиняемый Обломов»

«Обвиняемый Обломов»

- исследует тему «Отчего я такой?», готовит

- исследует тему «Отчего я такой?», готовит

письмо в свою защиту.

письмо в свою защиту.

«Прокурор»

«Прокурор»

- исследует вопрос «Обломов – инертный человек»,готовит

- исследует вопрос «Обломов – инертный человек»,готовит

обвинительную речь.

обвинительную речь.

«Адвокат»

«Адвокат»

- исследует вопрос «Хорошо ли будет на земле без доброго

- исследует вопрос «Хорошо ли будет на земле без доброго

чудака Обломова?», готовит речь в защиту Обломова.

чудака Обломова?», готовит речь в защиту Обломова.

«Свидетели обвинения»

«Свидетели обвинения»

- исследуют вопрос «Если бы Обломов не был

- исследуют вопрос «Если бы Обломов не был

лентяем, то кем бы он был?», подбирают факты для обвинения

лентяем, то кем бы он был?», подбирают факты для обвинения

Обломова.

Обломова.

«Свидетели защиты»

«Свидетели защиты»

- исследуют вопрос «Золотое сердце Обломова»,

- исследуют вопрос «Золотое сердце Обломова»,

подбирают факты для его защиты.

подбирают факты для его защиты.

«Молодое поколение»

«Молодое поколение»

- исследуют вопрос «Обломов в 21 веке»,

- исследуют вопрос «Обломов в 21 веке»,

проводят опрос ровесников, готовят речь, основанную на собственном

проводят опрос ровесников, готовят речь, основанную на собственном

мнении и мнении опрошенных.

мнении и мнении опрошенных.

Выводы прокурора

Обломов - инертный человек.

Совершенная инертность происходит от

его апатии ко всему, что делается на

свете.

Причина же апатии заключается

отчасти в его внешнем положении,

отчасти же в образе его умственного и

нравственного развития.

С малых лет он привыкает быть

байбаком, благодаря тому, что у него и

подать и сделать есть кому.

Но привычка получать удовлетворение

своих желаний не от собственных

усилий, а от других, - развила в нем

апатическую неподвижность и повергла

его в жалкое состояние нравственного

рабства.

Выводы адвоката

Илья Ильич - человек породистый:

Илья Ильич - человек породистый:

он красив и чистоплотен, у него

он красив и чистоплотен, у него

мягкие манеры и немножко тягучая

мягкие манеры и немножко тягучая

речь. Он умен, но не цепким,

речь. Он умен, но не цепким,

хищным, практическим умом, а

хищным, практическим умом, а

скорее тонким, мысль его склонна к

скорее тонким, мысль его склонна к

расплывчатости. Хитрости в нем нет,

расплывчатости. Хитрости в нем нет,

нет и расчетливости, если он

нет и расчетливости, если он

начинает хитрить, у него это выходит

начинает хитрить, у него это выходит

неловко. Лгать он не умеет или лжет

неловко. Лгать он не умеет или лжет

наивно.

наивно.

В нем нет ни жадности, ни

В нем нет ни жадности, ни

распутства, ни жестокости, с

распутства, ни жестокости, с

сердцем более нежным, чем

сердцем более нежным, чем

страстным, он получил от ряда

страстным, он получил от ряда

рабовладельческих поколений

рабовладельческих поколений

здоровую, чистую и спокойно

здоровую, чистую и спокойно

текущую кровь – источник

текущую кровь – источник

душевного целомудрия.

душевного целомудрия.

Выводы обвиняемого Обломова

Я из богатого дворянского рода.

Родился в Обломовке, рос на лоне

прекрасной природы, окруженный

любовью и заботой. В нашем краю

нет ни морей, ни гор – только

равнины и то в замкнутом

пространстве. В детстве мне не

позволяли даже одеваться самому.

Труд считался наказанием. Следили

лишь затем, чтобы я хорошо поел и

не перетрудился на обучении у

Штольца. Я верил в Илью Муромца,

лежавшего на печи и побеждавшего

без труда, волшебным способом.

Даже и сейчас мне порой грустно,

зачем сказка не жизнь, а жизнь не

сказка.

Я думаю, что во всем виновата

среда, в которой я рос, и

родительское воспитание. Но совсем

пропащим человеком я себя не

считаю.

Выводы свидетелей обвинения

Судьбинский: Я считаю, что человек не

приносящий пользу государству, как

Обломов, не достоин называться

настоящим гражданином.

Волков: Я считаю жизнь Обломова

неинтересной, никому не нужной. И в этом

виноват он сам.

Пенкин: Обломов всегда спорил со мной о

пользе писательского труда, но больше

ничего не делал. Он мог бы и сам что –

нибудь написать, если бы захотел, но ему

это неинтересно.

Н.А. Добролюбов: по внешнему своему

положению - он барин; у него есть Захар и

ещё триста Захаров. И вот у него уже

готово понятие, что сидеть сложа руки

почетнее, нежели суетиться с работою.

Выводы свидетелей защиты

Ольга Ильинская: я смогла

заставить Обломова встать с дивана,

я восхищалась его нежностью и

голубиной кротостью, его добротой,

но мне не удалось до конца

исправить Илью. Я считаю это моя

вина, а не его.

Штольц: я знаю Илью с детства.

Он всегда был медлительным,

апатичным, но это не убавляет у

него мягкости и доброты.

Агафья Пшеницына: Я любила

Обломова таким, какой он был. Не

пыталась его изменить или избавить

от каких-то недостатков. Да я и не

видела в нем недостатков. Для меня

он был идеалом.

Приговор

Выводы по основному вопросу:

Проанализировав все собранные материалы,

выслушав доводы участников суда «за» и

«против» мы вынесли обвинительный

приговор главному герою романа И.А.

Гончарова «Обломов». Но, учитывая его

безграничную доброту, которой порой так не

хватает каждому, чистосердечное признание

в своей безвольности и инертности, желание

исправиться, приговор решили считать

условным.

Результаты проекта

В результате работы над

проектом мы провели:

1.Суд над Обломовым

2.Создали папку «Протокол

Заседания суда» с необходимыми

материалами и конспектами

речей всех участников проекта.



В раздел образования