Автор: Глебова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад №58"
Населённый пункт: Республика Мордовия, город Саранск
Наименование материала: консультация
Тема: Организация прогулки детей дошкольного возраста в современных условия реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Организация прогулки детей дошкольного возраста в современных
условия реализации ФГОС ДО
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением
открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и
важно
не
дать
этому
стремлению
угаснуть,
способствовать
его
дальнейшему
развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на
прогулке,
тем
успешнее
будет
идти
развитие
детей,
лучше
реализуются
потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее
близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со
взрослыми
и
сверстниками,
экспериментирование,
наблюдение,
детский
труд
занимают в ходе прогулки особое место. У детей вырабатывается двигательные
умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. На
прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и
эстетического
воспитания.
С
введением
ФГОС
ДО
большое
значение
уделяется
совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не
только
в
рамках
непосредственно
образовательной
деятельности,
но
и
при
проведении
режимных
моментов,
одним
из
которых
является
прогулка.
Таким
образом,
правильно
организованные
и
продуманные
прогулки
помогают
осуществлять задачи всестороннего развития детей.
На сегодняшний день целью прогулки является укрепление здоровья детей;
развитие их физических и умственных способностей.
Прогулка предполагает такие задачи как:
– оптимизация двигательной активности детей;
– закаливающее воздействие на организм;
– способствование развитию наблюдательности
и познавательных способностей
детей;
– знакомство детей с родным краем, его достопримечательностями, трудом взрослых;
– развитие самостоятельности.
При организации прогулок в нашей группе интегрировано реализуются задачи
всех
образовательных
областей.
Во
время
прогулок
обеспечиваем
непрерывное,
всестороннее
развитие
дошкольников
с
учетом
их
интересов,
способностей;
показываем ребенку мир во всем его многообразии, объединяем познавательную,
эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
При
организации
прогулки
разумно
чередуем
совместную
деятельность
с
воспитателем и самостоятельную деятельность детей. Так же чередуем специально
организованные
образовательные
ситуации
со
свободной
игрой
и
практической
деятельностью
по
выбору
детей,
физические
и
умственные
нагрузки,
активную
деятельность и отдых
Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 10 до
20
минут
и
осуществляется
на
фоне
самостоятельной
деятельности
детей.
Самостоятельная игровая деятельность детей от 15 до 25 минут.
В нашей группе мы организуем разные виды прогулок - это:
– прогулка-наблюдение;
– прогулка - задача;
– прогулка-поход (для ориентирования на местности);
– прогулка- поиск (найти лекарственные травы, природный материла);
– прогулка-фантазия (сделать рисунок, придумать сказку, составить букет из листьев
цветов);
–
прогулка-показ
(познакомить
с
достопримечательностями,
с
различными
предметами, объектами и их свойствами, редкими деревьями, кустарниками);
– прогулка-практикум (закрепление различных знаний - ПДД, безопасность);
–
комбинированная
прогулка
(1
раз
в
неделю),
с
играми,
занятиями,
трудом,
экскурсией.
Прогулка состоит из:
– наблюдение, рассматривание;
– трудовая деятельность;
– подвижные игры;
– индивидуальная работа с детьми;
– самостоятельная деятельность детей.
Наблюдение – основной метод обучения. Поэтому оно должно быть ярким и
интересным.
Наблюдаем
за
живой
природой:
растение
и
животные;
неживой
природой:
сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи).
Используем
как кратковременные
наблюдения
,которые
используются
для
формирования
свойств
и
качеств
предмета
или
явлений,
так
и длительные. Они
организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о
сезонных изменениях в природе.
Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать определенную
последовательность. А именно, устанавливается фактический объект, формируются
связи между частями объекта, затем идет накопление представлений у детей об
объекте,
проводятся
сопоставления,
делаются
выводы
и
устанавливаются
связи
между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке.
Важно,
чтобы
для
каждого
ребенка
задания
были
посильными,
интересными
и
разнообразными, а по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте
и 15-20 минут в старшем возрасте.
Приучая
детей
к
труду,
мы
используем
как
коллективный
труд,
так
и
индивидуальные поручения.
Индивидуальные
трудовые
поручения
применяются
во
всех
возрастных
группах детского сада. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые
навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда
формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия,
сообща планировать работу.
В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять
разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству
работы; показ и объяснение всего задания.
Ведущее место на прогулке мы отводим играм, преимущественно подвижным.
В
них
развиваются
основные
движения,
снимается
умственное
напряжение
от
занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена
в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они
идут
гулять
после
музыкального
или
физкультурного
занятия,
то
игру
можно
провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные
дни мы начинаем прогулку с игр большей подвижности,связанных с бегом, метанием,
прыжками.
Веселые
и
увлекательные
игры
помогают
детям
лучше
переносить
холодную погоду «Ловишки», «Воробушки и кот», «У медведя во бору» и т.д. В
сырую,
дождливую
погоду
(особенно
осенью
и
весной)
следует
организовать
малоподвижные
игры,
которые
не
требуют
большого
пространства.
Игры
с
прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии проводим также в теплые
весенние,
летние
дни
и
ранней
осенью.
Например,
«С
кочки
на
кочку»,
«По
ровненькой дорожке», «Прокати мяч в ворота» и т.д.
Каждый месяц разучиваем 2-3 п/игры (повтор в течение месяца и закрепление
3-4 раза в год).
Сейчас у нас дети среднего дошкольного возраста. Учим их играть в подвижные
игры. Сначала знакомим с правилами, если есть, разучиваем текст. Перед игрой
распределяем роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может
справиться с этой задачей).
Дети с удовольствием включаются в процесс игры. Затем сами организовывают
подвижные игры по желанию.
Во
время
подвижных
игр
расширяется
двигательный
опыт
детей;
совершенствуются навыки в основных движениях; развиваются физические качества;
формируются
самостоятельность
и
активность;
вырабатываются
положительные
взаимоотношения со сверстниками.
Индивидуальная работа на прогулке тщательно нами планируется. Это может
быть закрепление, каких-либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с
одним
или
несколькими
отстающими
детьми,
отработка
звукопроизношения,
заучивание
стихов,
беседа.
Важно,
чтобы
ребенок,
с
которым
ведется
индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные
задания.
Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления,
полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о
труде взрослых. Происходит это и в процессе сюжетно-ролевых игр.
Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели
при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят
далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который
удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать
больше.