Напоминание

"СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Авторы: Титова Вера Павловна, Гурбанова Александра Николаевна
Должность: воспитатель, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 214
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Титова В.П., Гурбанова А.Н.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В

настоящее

время

в

России

идет

становление

новой

системы

образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное

про странство.

Этот

проце сс

сопровождается

су ще с тве н н ы ми

инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-

воспитательного процесса как в школе, так и в дошкольных образовательных

учреждениях.

Обучению

грамоте

сегодня

придается

огромное

значение,

так

как

изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том,

что дети, поступившие в первый класс, были хорошо подготовлены, т.е. в

первую очередь имели бы развитый фонематический слух, хорошую устную

речь,

правильно

поставленные

первоначальные

навыки

в

составлении

и

анализе предложений, в делении слов на слоги, чтении.

Уже умеющие

читать дети легче

вписываются в процесс обучения, им комфортнее на

первой ступени образования.

Известно, что ребенок начинает практически

пользоваться родным

языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью

которых

осуществляется

его

речь.

С

началом

обучения

грамоте

он

приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит их предложений.

Звуки при письме обозначаются буквами. С психологической точки зрения

начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового

отношения к речи. Поэтому в период обучения грамоте большое значение

отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом

потоке отдельные слова, звуки в слове. По данным исследований педагогов-

психологов М.М. Алексеевой, Л.А.Венгера, Т.А. Цукерман, П.С. Жедека и

др., дети постепенно запоминают изображения букв, соединяя каждое их них

с определенным звуком, учатся соединять их в слова и соотносить слова и

предложения письменной речи

с соответствующими словами и фразами

устной речи.

Для

успешного

выполнения

поставленных

задач

необходим

качественно новый подход к обучению грамоте детей, а также изменение

мышления воспитателей и родителей дошкольников. Исходя из этого, на

основе

анализа

психолого-педагогической

литературы

были

разработаны

методические

рекомендации

по

подготовке

дошкольников

к

обучению

чтению. Игры,

представленные в работе, дают возможность педагогам и

родителям

учить

детей

достаточно

сложным

формам

умственной

деятельности,

формируя

у

них

операции

сравнения,

соотнесения

между

собой различных параметров языковой действительности. Важно при этом

учитывать возрастные особенности детей, порядок изучения звуков и слогов

давать

в

соответствии

с

научной

фонетикой

и

в

последовательности,

обусловленной степенью их трудности.

В возрасте от трех до пяти лет у детей наблюдается повышенная

чувствительность

к

звуковой

стороне

речи,

«языковая

одаренность».

В

дальнейшем такая восприимчивость к речи теряется, очень важно вовремя

направить ее в нужное русло, развить в речевую способность. Нужно не

забывать основные правила:

обучение должно проходить в игровой форме; разнообразные

игры

не

только

помогут

приобрести

основные

навыки

чтения,

но

и

способствуют развитию начала критического и творческого мышления, учат

делать логические умозаключения;

необходимо

создать

у

детей

мотив

обучения,

они

должны

понимать,

что

результат игры зависит

от их действий, а это, в свою

очередь, делает процесс осмысленным;

выполнение

заданий

должно

сопровождается

практическими

действиями, что помогает дольше удерживать внимание детей.

На этом этапе работы можно использовать

игры: «Услышь звук»,

«Давай придумаем слова со звуком», «Цепочка слов». Постепенно игровой

процесс усложняется: вначале дети придумывают слова, глядя на предметы,

а затем – по воспоминаниям, с опорой на воображение.

Успешно пройдя эти подготовительные ступени, можно переходить к

звуковому анализу слова. На данном этапе можно использовать следующие

игры: «Придумай разные слова по схеме», «Придумай слово», «Угадай слово

по

схеме».

При

изучении

гласных

звуков

и

букв

эффективен

прием

«пропевания» звуков – игра «На каком этаже живет звук».

Проведя

работу

по

формированию

у

детей

навыка

слушания,

осмысления, различения звуков речи, можно перейти к знакомству с буквами,

а затем и обучению чтению. Чтобы избежать трудностей в обучении, важно

выработать

алгоритм

совместной

работы

с

родителями,

соблюдать

определенные правила:

Начинать знакомить детей с буквами только при их желании.

Опираться на несколько органов чувств и использовать в работе

слух, зрение, проговаривание, движение.

Стараться связывать звук, букву с определенным предметом.

В комнате ребенка может быть развешено несколько картинок,

название которых начинается с изучаемой буквы.

Ребенку легче запомнить букву и воспроизвести потом ее образ,

если

сначала

он

обведет

ее

пальчиком,

нарисует

в

воздухе,

покажет

ее

пальчиками, выложит из палочек, мозаики, нарисует прутиком на снегу или

песке и только потом найдет нужную букву в кассе букв и напишет на листе

бумаги карандашом.

Не

торопиться

в

освоении

азбуки.

При

знакомстве

с

буквами

соблюдать

определенную

последовательность:

начинать

с

первой

буквы

алфавита, рассказать, в каких словах она живет; затем познакомить еще с

несколькими

гласными

и

согласными,

наиболее

часто

встречающиеся

в

русском языке, простыми по начертанию и отличающимися графическим

образом друг от друга.

Изучение первых нескольких букв позволит составить много слов,

научиться их читать и освоить прием слияния звуков-букв в слоги.

Не следует вводить буквы, если соответствующие звуки ребенок

неправильно произносит.

Превращать знакомство с буквами в игру, в сказку, использовать

забавные стихи, загадки.

Постоянно неназойливо проверять, как запомнил ребенок буквы.

Предлагаемые

нами

методические

рекомендации

по

обучению

дошкольников звуковому анализу, а в дальнейшем и чтению, позволят

педагогам

повысить

мотивацию

детей,

профессионально-практическую

направленность

игр,

а,

следовательно,

добиться

более

гарантированных

результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.

Таким

образом,

период

обучения

грамоте

представляет

собой

чрезвычайно ответственный, стартовый этап в подготовке дошкольников к

школьной жизни, призванный способствовать их дальнейшему успешному

школьному обучению.

Литература:

1.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и

обучения родному языку дошкольников.- М. :Изд. центр «Академия», 1997.-

400 с.

2.

Мельникова И.И. Развитие речи. Дети 7-10 лет.- Ярославль:

Академия развития, 2002.- 144с.

3.

Новоторцева Н. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду

и дома.- Ярославль: Академия развития, 1998 – 130 с.

4.

Шумаева Д. Как хорошо уметь читать! – СПб, Акцидент, 1998-

78с.



В раздел образования