Авторы: Титова Вера Павловна, Гурбанова Александра Николаевна
Должность: воспитатель, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 214
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование
Титова В.П., Гурбанова А.Н.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В
настоящее
время
в
России
идет
становление
новой
системы
образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное
про странство.
Этот
проце сс
сопровождается
су ще с тве н н ы ми
инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-
воспитательного процесса как в школе, так и в дошкольных образовательных
учреждениях.
Обучению
грамоте
сегодня
придается
огромное
значение,
так
как
изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том,
что дети, поступившие в первый класс, были хорошо подготовлены, т.е. в
первую очередь имели бы развитый фонематический слух, хорошую устную
речь,
правильно
поставленные
первоначальные
навыки
в
составлении
и
анализе предложений, в делении слов на слоги, чтении.
Уже умеющие
читать дети легче
вписываются в процесс обучения, им комфортнее на
первой ступени образования.
Известно, что ребенок начинает практически
пользоваться родным
языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью
которых
осуществляется
его
речь.
С
началом
обучения
грамоте
он
приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит их предложений.
Звуки при письме обозначаются буквами. С психологической точки зрения
начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового
отношения к речи. Поэтому в период обучения грамоте большое значение
отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом
потоке отдельные слова, звуки в слове. По данным исследований педагогов-
психологов М.М. Алексеевой, Л.А.Венгера, Т.А. Цукерман, П.С. Жедека и
др., дети постепенно запоминают изображения букв, соединяя каждое их них
с определенным звуком, учатся соединять их в слова и соотносить слова и
предложения письменной речи
с соответствующими словами и фразами
устной речи.
Для
успешного
выполнения
поставленных
задач
необходим
качественно новый подход к обучению грамоте детей, а также изменение
мышления воспитателей и родителей дошкольников. Исходя из этого, на
основе
анализа
психолого-педагогической
литературы
были
разработаны
методические
рекомендации
по
подготовке
дошкольников
к
обучению
чтению. Игры,
представленные в работе, дают возможность педагогам и
родителям
учить
детей
достаточно
сложным
формам
умственной
деятельности,
формируя
у
них
операции
сравнения,
соотнесения
между
собой различных параметров языковой действительности. Важно при этом
учитывать возрастные особенности детей, порядок изучения звуков и слогов
давать
в
соответствии
с
научной
фонетикой
и
в
последовательности,
обусловленной степенью их трудности.
В возрасте от трех до пяти лет у детей наблюдается повышенная
чувствительность
к
звуковой
стороне
речи,
«языковая
одаренность».
В
дальнейшем такая восприимчивость к речи теряется, очень важно вовремя
направить ее в нужное русло, развить в речевую способность. Нужно не
забывать основные правила:
обучение должно проходить в игровой форме; разнообразные
игры
не
только
помогут
приобрести
основные
навыки
чтения,
но
и
способствуют развитию начала критического и творческого мышления, учат
делать логические умозаключения;
необходимо
создать
у
детей
мотив
обучения,
они
должны
понимать,
что
результат игры зависит
от их действий, а это, в свою
очередь, делает процесс осмысленным;
выполнение
заданий
должно
сопровождается
практическими
действиями, что помогает дольше удерживать внимание детей.
На этом этапе работы можно использовать
игры: «Услышь звук»,
«Давай придумаем слова со звуком», «Цепочка слов». Постепенно игровой
процесс усложняется: вначале дети придумывают слова, глядя на предметы,
а затем – по воспоминаниям, с опорой на воображение.
Успешно пройдя эти подготовительные ступени, можно переходить к
звуковому анализу слова. На данном этапе можно использовать следующие
игры: «Придумай разные слова по схеме», «Придумай слово», «Угадай слово
по
схеме».
При
изучении
гласных
звуков
и
букв
эффективен
прием
«пропевания» звуков – игра «На каком этаже живет звук».
Проведя
работу
по
формированию
у
детей
навыка
слушания,
осмысления, различения звуков речи, можно перейти к знакомству с буквами,
а затем и обучению чтению. Чтобы избежать трудностей в обучении, важно
выработать
алгоритм
совместной
работы
с
родителями,
соблюдать
определенные правила:
Начинать знакомить детей с буквами только при их желании.
Опираться на несколько органов чувств и использовать в работе
слух, зрение, проговаривание, движение.
Стараться связывать звук, букву с определенным предметом.
В комнате ребенка может быть развешено несколько картинок,
название которых начинается с изучаемой буквы.
Ребенку легче запомнить букву и воспроизвести потом ее образ,
если
сначала
он
обведет
ее
пальчиком,
нарисует
в
воздухе,
покажет
ее
пальчиками, выложит из палочек, мозаики, нарисует прутиком на снегу или
песке и только потом найдет нужную букву в кассе букв и напишет на листе
бумаги карандашом.
Не
торопиться
в
освоении
азбуки.
При
знакомстве
с
буквами
соблюдать
определенную
последовательность:
начинать
с
первой
буквы
алфавита, рассказать, в каких словах она живет; затем познакомить еще с
несколькими
гласными
и
согласными,
наиболее
часто
встречающиеся
в
русском языке, простыми по начертанию и отличающимися графическим
образом друг от друга.
Изучение первых нескольких букв позволит составить много слов,
научиться их читать и освоить прием слияния звуков-букв в слоги.
Не следует вводить буквы, если соответствующие звуки ребенок
неправильно произносит.
Превращать знакомство с буквами в игру, в сказку, использовать
забавные стихи, загадки.
Постоянно неназойливо проверять, как запомнил ребенок буквы.
Предлагаемые
нами
методические
рекомендации
по
обучению
дошкольников звуковому анализу, а в дальнейшем и чтению, позволят
педагогам
повысить
мотивацию
детей,
профессионально-практическую
направленность
игр,
а,
следовательно,
добиться
более
гарантированных
результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.
Таким
образом,
период
обучения
грамоте
представляет
собой
чрезвычайно ответственный, стартовый этап в подготовке дошкольников к
школьной жизни, призванный способствовать их дальнейшему успешному
школьному обучению.
Литература:
1.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и
обучения родному языку дошкольников.- М. :Изд. центр «Академия», 1997.-
400 с.
2.
Мельникова И.И. Развитие речи. Дети 7-10 лет.- Ярославль:
Академия развития, 2002.- 144с.
3.
Новоторцева Н. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду
и дома.- Ярославль: Академия развития, 1998 – 130 с.
4.
Шумаева Д. Как хорошо уметь читать! – СПб, Акцидент, 1998-
78с.