Автор: Герасимова Лариса Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Кротовская средняя школа
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экологическое воспитание младшего школьника"
Раздел: начальное образование
ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова»
Кафедра педагогических технологий
Дошкольного и начального образования
Итоговая аттестационная работа
Экологическое воспитание
младшего школьника
работу выполнила
слушатель курсов группы Н-2
учитель начальных классов
Кротовской средней школы
Герасимова Лариса Геннадьевна
Ульяновск – 2018
Содержание
Стр.
Введение……………………………………………………………………..2 – 4
Глава 1. Теоретические основы экологического
воспитания младшего школьника……………………………………...5 – 18
1.1. Анализ проблемы экологического воспитания учащихся в
педагогической теории и практике………………………………………….5 – 9
1.2. Понятие об экологическом воспитании младших школьников. …....9 – 11
1.3. Роль экологического воспитания учащихся в педагогическом процессе
начальной школы…………………………………………………………..11 – 14
1.4. Методические рекомендации по совершенствованию экологического
воспитания младших школьников…………………………………….......14 – 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по экологическому
воспитанию младшего школьника………………………………….19 – 24
2.1. Констатирующий эксперимент. …………………………………..19 – 21
2.2. Формирующий эксперимент………………………………………21 – 22
2.3. Контрольный эксперимент (Результаты исследования
и их анализ)…………………………………………………..................22 – 24
Заключение………………………………………………………………25 – 26
Список литературы……………………………………………………..27
Приложение………………………………………………………………28 – 42
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Экологическое воспитание младших школьников остаётся на первом
месте среди вопросов мирового масштаба. Проблема сожительства общества
и природы в последнее время выходит на первый план. Для ее решения
следует сформировать хорошие отношения к природе уже в детском возрасте.
Учителя и родители должны осознавать важность обучения детей, начиная с
младших классов. Чем раньше будет проводиться экологическое воспитание
школьников, тем больше будет масштаб педагогического результата. Для
достижения
необходимой
цели
необходимо
действовать
в
совокупности.
Таким образом, сочетая знания учителя и родителей, школьники младших
классов должны сформировать особенное отношение к природе, поэтому
именно в этом возрасте стоит начинать проводить просветительную работу с
целью
формирования
правильного
мышления
по
отношению
к
природе.
Практически
все
предметы,
которые
изучаются
в
начальных
классах,
призывают вносить вклад в формирование экологической ответственности
ребят.
Еще
известный
педагог
В.
А.
Сухомлинский
вкладывал
большое
значение в отношение к природе именно в детском возрасте. Он считал, что
окружающая
среда
оказывает
непосредственное
влияние
на
моральное
развитие детей. Она считается частью фундамента детского восприятия мира.
Он часто утверждал, что природа не проводит воспитательные работы, но в
тоже время оказывает непосредственное влияние на взаимодействие с ней.
[10,c 231]
Внимание ученых-педагогов к проблемам экологического воспитания в
последние
годы
возросло.
В
концептуальных
работах
Зверева
И.Д.,
Суравегиной И.Т., Захлебного А.Н., посвященных проблемам экологического
образования
школьников,
содержатся
важные
выводы
о
возможностях
экологического воспитания детей в процессе обучения.
Таким
образом,
актуальность
исследования,
её
практическая
и
теоретическая
значимость
обусловили
выбор
темы
исследования:
«Экологическое воспитание в начальной школе».
Объект исследования. Процесс воспитания в начальной школе.
Предмет
исследования. Методы
экологического
воспитания
в
начальной
школе.
Цель
исследования:
теоретически
обосновать
понятие
экологическое
воспитание в начальной школе, выявить эффективные методы экологического
воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
-
проанализировать
проблемы
экологического
воспитания
учащихся
в
педагогической теории и практике
-раскрыть понятие об экологическом воспитании младших школьников
-определить роль
экологического
воспитания
учащихся
в
педагогическом
процессе начальной школы
Методы
исследования. Теоретические
методы:
теоретический
анализ
научно-методической
литературы;
обобщение
и
систематизация
теоретических аспектов исследования.
Структура выпускной работы. Итоговая аттестационная работа состоит из
введения, трёх разделов,
выводов, списка использованных источников и
приложения. Общий объём курсовой работы 55 страниц, основного текста 43
страниц
ГЛАВА 1.
ТЕОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1
Анализ
проблемы
экологического
воспитания
учащихся
в
педагогической теории и практике.
Глобальные
проблемы
современности,
несущие
угрозу
жизни
и
человеческой
цивилизации,
вызвали
необходимость
экологического
образования,
призванного
реализовать
идеи
становящегося
экологически
информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия
общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей
культуры
человечества,
и
как
следствие,
-
к
формированию
теории
и
практики экологического образования.
Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов
и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.
Экологическое
воспитание
-
это
специальный,
целенаправленный,
организованный,
систематичный,
последовательный,
планомерный
педагогический
процесс
формирования
системы
экологических
знаний,
умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивает
становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как
к универсальной ценности [8, c. 36].
В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания
продолжается.
Ряд
исследователей,
отмечает,
что
нередко
экологическое
воспитание
осуществляется
не
комплексно,
а
односторонне,
без
использования всех возможностей [9, с. 22].
Сущность
экологического
воспитания
делится
два
типа:
первый
-
экологическое
сознание,
второй
-
экологическое
поведение,
в
данном
исследовании рассмотрено только формирование экологического сознания. А
экологическое
поведение
формируется
с
годами
и
не
столько
на
уроке,
сколько во внеклассной работе и неурочной деятельности.
Ретроспективный
анализ
экологического
воспитания
сочетается
с
изучением современной педагогической практики, с опытной апробацией
разнообразных форм экологического воспитания, данными опроса экспертов,
что
позволяет
не
только
оценить
состояние,
но
и
выявить
объективные
тенденции развития экологического воспитания школьников:
-
целенаправленно
координируется
деятельность
школ,
организаций
по
охране, рациональному использованию и изучению окружающей среды;
-
классно-урочные
сочетаются
с
внеурочной
деятельностью
учащихся
в
природной среде;
-
наряду
с
развитием
традиционных
используются
новые
формы
экологического образования и воспитания: кинолектории по охране природы,
ролевые и ситуационные игры, общешкольные советы по охране природы,
экологические практикумы;
-
в
экологическом
воспитании
и
образовании
учащихся
возникает
значительность средств массовой информации (печати, радио, телевидение,
интернет), этот процесс становится педагогически уравновешенным.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и
склонностей
школьников
были
разработаны
различные
формы
экологического воспитания. Их можно классифицировать на а) массовые, б)
групповые, в) индивидуальные.
К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и
озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные
компании
и
праздники;
конференции;
экологические
фестивали,
ролевые
игры, работы на пришкольном участке.
К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы;
факультативы
по
охране
природы
и
основам
экологии;
кинолектории;
экскурсии;
туристические
походы
по
изучению
природы;
экологический
практикум.
Индивидуальные
формы
предполагают
деятельность
учащихся
по
подготовке докладов, бесед, лекций, проектов, мультимедийных презентаций,
наблюдений
за
животными
и
растениями;
изготовление
поделок,
фотографирование, рисование, лепка.
Основными
критериями
эффективности
массовых
форм
является
широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина
и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических
наблюдений, накопления материала [15, c. 22]
Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания
является,
прежде
всего,
стабильность
состава
клуба,
кружка,
секции,
достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и
методика
занятий;
важен
при
этом
и
успех
коллектива,
общественное
признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к
делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет
всех членов сохранять верность ему долгие годы.
Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания
свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических
дисциплин
и
охране
природы,
а
также
целенаправленное
использование
знаний и умений природоохранной деятельности.
Определены
также
условия
развития
взаимосвязи
школы,
семьи
и
общественности,
направленные
на
достижение
целей
экологического
воспитания.
Для успеха необходимо выполнение следующих условий:
- планирование всех звеньев системы на основе планов совместной работы,
которая
обеспечивает
правильную
расстановку
сил,
последовательность,
ритмичность и устойчивость компонентов всех звеньев со школой и между
собой
-
организация
деятельности
всех
звеньев
общей
системы
управления
экологическим
воспитанием,
создание
предпосылок
для
их
правильного
функционирования
- регулярная и заранее подготовленная информация о деятельности каждого
звена и обмен информацией между ними
-
контроль,
выявление
недостатков
и
слабых
сторон
в
работе,
внесение
корректив в ее программу
- изучение эффективности работы каждого звена, подведение общих итогов,
анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.
Необходимо
усиление
экологического
воспитания
младших
школьников.
Усиление
экологического
воспитания
–
важное
требование
реформы школы. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений
современной экологии, приобрело законодательный характер. Оно основано
на нескольких принципах, которые широко известны:
1 . Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое
цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях
очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз.
Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее
всего нежелательные для человека.
2 . Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое
значение для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в
будущем.
Изменяются
обстоятельства,
и
животное,
к
которому
сейчас
относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и
нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень
много в будущем рискуем потерять.
3 . Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной,
только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать,
будут устойчивы и долговечны [21, c.31].
Наконец,
другая
сторона
дела
–
красота.
Человек
едва
ли
будет
счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы
обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений.
Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание школьников,
сам
учитель,
без
сомнения,
должен
отказаться
от
ряда
традиционных
установок.
Очень
важно,
чтобы
учитель
постоянно
искал
новые,
эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя
свои знания о природе.
Школа
как
центральная
система
экологического
воспитания
школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для
расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного
Таким образом, проблема экологического воспитания вызывала интерес
многих ученых, которые, несмотря на разницу в своих позициях, сходятся во
мнении,
что
ребенок
должен
овладеть
не
только
теоретическими,
но
и
практическими знаниями, с чем мы полностью согласны и осветим в своей
работе.
1.2. Понятие об экологическом воспитании младших школьников.
Экологическое
образование
и
экологическое
воспитание
-
понятие,
которые иногда путают. Некоторые думают, что чем больше человек знает о
природе, тем осознанней будет её защищать. Владение знаниями о предмете
не всегда определяет отношение к нему. Школа должна позаботиться также о
своевременном
воспитании
у
детей
готовности
к
экологической
деятельности.
Экологическое
образование
-
это
лишь
получение
человеком
экологических
знаний.
Гораздо
важнее,
на
наш
взгляд,
является
экологическое воспитание, которое представляет собой усвоение человеком
особой экологической морали, этики отношения природы и человека. При
этом экологическая мораль и экологическая этика по своей сути глубоко
гуманистические [4, c.26].
В
процессе
экологического
воспитания
формируется
определенная
система
экологических
ценностей,
которые
будут
определять
бережливое
отношение человека к природе, будут побуждать ее к решению проблемы
глобального экологического кризиса. Оно, во-первых, предусматривает не
только
передачу
знаний,
но
и
формирование
убеждений,
готовности
личности, к конкретным действиям, во-вторых, включает у себя знание и
умение
осуществлять
рядом
с
охраной
природы
также
и
рациональное
природопользование.
Экологическое
воспитание
-
это
специальный,
целенаправленный,
организованный,
систематичный,
последовательный,
планомерный
педагогический
процесс
формирования
системы
экологических
знаний,
умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивает
становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как
к универсальной ценности [8, c. 36].
Таким
образом, целью
экологического
воспитания
является
«формирование
ответственного
отношения
к
окружающей
среде,
которое
строится на базе экологического сознания» [7, 125].
Наиболее действенным средством экологического воспитания является
разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная,
творческая,
игровая).
Особую
роль
играет
природоохранительная
деятельность школьников. Виды ее многообразны:
- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных,
попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для
птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие
в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу);
- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов,
расчистка леса от сушняка);
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами,
родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка
радиопередач);
- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор
природного
материала,
изготовление
панно,
поделок
из
природного
материала).
Таким
образом,
экологическое
воспитание
-
это
систематическая
педагогическая деятельность, направленная на развитие у человека культуры,
взаимодействия
с
природой.
Этот
термин
понимается
и
ка к
целенаправленный, организованный процесс формирования у школьников
системы
научных
знаний,
взглядов,
убеждений,
обеспечивающих
формирование ответственного отношения к окружающей среде во всех видах
деятельности учащихся.
1.3
Роль
экологического
воспитания
учащихся
в
педагогическом
процессе начальной школы.
Начальная
школа
является
важным
местом
в
системе
подготовки
молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному
отношению к природным ресурсам. Его можно рассматривать как начальную
ступень
обогащения
человека
знаниями
о
природном
и
социальном
окружении,
знакомства
его
с
целостной
картиной
мира
и
формирование
научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.
В педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания
младших школьников признавалась живая природа. Общаясь с ней, изучая ее
объекты
и
явления,
дети
младшего
школьного
возраста
постепенно
постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие
растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека,
ценность
ее
познания,
испытывают
нравственно-эстетические
чувства
и
переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении
природных богатств.
Основу
для
становления
и
развития
ответственного
отношения
к
природе,
формирование
экологической
культуры
младших
школьников
составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут
некоторую
информацию
о
жизни
природы,
о
взаимодействии
человека
(общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание
предметов
гуманитарно-эстетического
цикла
(язык,
литературное
чтение,
музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-
гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию
его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному
поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства также, как и
реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков,
ароматов
служит
важным
средством
познания
окружающего
мира,
источником
знаний
о
природном
окружении
и
нравственно-эстетических
чувств.
Уроки
технологии
способствуют
расширению
знаний
учащихся
о
практическом
значении
природных
материалов
в
жизни
человека,
разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и
общества,
содействуют
формированию
умений
и
навыков
грамотного
общения
с
объектами
природы,
экономного
использования
природных
ресурсов.
На уроках окружающего мира
младшие школьники изучают охрану
природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию
конкретных знаний о живой природе.
В курсе изучения окружающего мира можно выделить три уровня изучения
природы:
1
уровень:
объекты
природы
рассматриваются
в
них
отдельными,
без
акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без
которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.
2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание
акцентируется
на
том,
например,
чем
питаются
те
или
иные
животные,
строятся соответствующие цепи питания и т. п.
3 уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы,
а процессы. Иначе говоря, третий уровень – это как раз тот уровень, когда
знание экологических связей помогает объяснить явление детям.
Целевые
установки
учебных
предметов
начальной
школы
обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания
младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На
основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и
понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в
начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из
разных
предметов,
младшие
школьники
подводятся
к
мысли
(идее),
что
природа – среда и необходимое условие жизни человека. В природе человек
отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явлений, занимается
спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления
продуктов питания, одежды и т. д.
Важнейшая
идея,
заложенная
в
содержание
экологического
образования и воспитания в младшей школе – идея целостности природы.
Знания
о
связях
в
природе
важны
как
для
формирования
правильного
миропонимания,
так
и
для
воспитания
ответственного
отношения
к
сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с
другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности
живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе,
влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание
всех уроков природоведения и является побудительным средством для того,
чтобы
младшие
школьники
осознали
необходимость
учета
и
сохранения
природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.
Таким
образом,
роль
экологического
воспитания
учащихся
в
педагогическом
процессе
начальной
школы
весьма
велика.
Ведь
экологическое воспитание в значительной мере связано с познавательной
деятельностью младших школьников, потому что именно в этом возрасте
проявляется стремление к познанию себя и мира, что окружает, потребность
в самостоятельности принятия решений.
1.4. Методические рекомендации по совершенствованию экологического
воспитания младших школьников.
Н а
п е р в ы х
э т а п а х
н а и б о л е е
ц е л е с о о б р а з н ы
м е т о д ы ,
которые
анализируют
и
корректируют
сложившиеся
у
школьников
экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя
их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе
беседы
с
помощью
фактов,
цифр,
суждений
вызывает
эмоциональные
реакции
учащихся,
стремится
сформировать
у
них
личное
отношение
к
проблеме.
На
этапе
формирования
экологической
проблемы
особую
роль
приобретают
методы,
стимулирующие
самостоятельную
деятельность
учащихся.
Задания
и
задачи
направлены
на
выявление
противоречий
во
взаимодействии
общества
и
природы,
на
формирование
проблемы
и
рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета.
Стимулируют учебную деятельность экологические дискуссии, способствуя
проявлению
личного
отношения
учащихся
к
проблемам,
знакомству
с
реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их
решения.
На
этапе
теоретического
обоснования
способов
гармонического
воздействия общества и природы учитель должен обращаться к рассказу,
который позволяет представить научные основы охраны природы в широких
и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального,
локального
уровней.
Познавательная
деятельность
стимулирует
моделирование
экологических
ситуаций
нравственного
выбора,
которые
обобщают
опыт
принятия
решений,
формируют
ценностные
ориентации,
развивают
интересы
и
потребности
школьников.
Активизируется
потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими
средствами
(рисунок,
рассказ,
стихи
и
т.п.).
Искусство
позволяет
компенсировать
преобладающее
число
логических
элементов
познания.
Свойственный
искусству
синтетически
подход
к
действительности,
эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны
природы [2, с.47]
Средством
психологической
подготовки
школьников
к
реальным
экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом
специфических целей предмета.
Реализация
задач
экологического
состояния
требует
пересмотра
форм
и
методов обучения. Большинство учителей, работающих в начальных классах,
отдаёт предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения,
рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой:
-
стимулирование
учащихся
к
постоянному
пополнению
знаний
об
окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры,
беседы, доклады учащихся, викторины;
-
развитие
творческого
мышления,
умения
предвидеть
возможные
последствия
природообразующей
деятельности
человека,
для
чего
привлекаются
методы,
обеспечивающие
формирование
интеллектуальных
умений:
анализ,
синтез,
сравнение,
установление
причинно-следственных
связей,
опыт,
лабораторная
работа,
беседа,
наблюдение
–
традиционные
методы;
-
формирование
исследовательских
навыков,
умений,
способностей
принимать
экологически
целесообразные
решения
и
самостоятельно
приобретать новые знания – проблемный подход к процессу обучения;
- вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем
окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих
видов, организация экологической тропы, защита природы – восстановление
леса, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты) [6, с.60].
Формирование экологических понятий у младших школьников должно
осуществляться
с
помощью
заданий,
которым
целесообразно
придавать
экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны
раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные
нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к
родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще
будут
вовлекаться
в
самостоятельный
поиск,
учиться
прогнозировать
последствия
поведения
и
деятельности
в
окружающей
среде,
овладевать
практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.
В
экологическом
воспитании
младших
школьников
важны
не
отдельные
мероприятия,
а
хорошо
продуманный
непрерывный
процесс
деятельности
по
изучению,
сохранению
и
улучшению
природной
среды.
Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно
придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки- праздники и
тематические уроки (Праздник леса, Лесной карнавал, Береги природу, и др.).
Содержание
натуралистических
праздников
может
быть
различным,
но
принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана
для
того
или
иного
праздника,
главное,
чтобы
он
был
направлен
на
всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной
позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго
запечатлелся
в
памяти
всех
его
участников.
“Охрана
природы
—
долг
каждого” — вот основная идея, которая красной нитью должна проходить
через композицию всякого натуралистического дела.
Ключ к успеху уроков-праздников — в преодолении формализма и
штампа в их проведении. Необходимо смелее импровизировать, вводить в
программы
тематических
уроков-праздников
театрализованные
кукольные
представления, шествия шутливо-карнавального типа, устраивать выставки,
аукционы,
ярмарки,
поддерживать
импровизированное
самодеятельное
творчество
учащихся.
К
этим
урокам
можно
подготовить
спецвыпуски
стенгазет, конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений-миниатюр о
полюбившемся уголке природы,
Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры.
Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой
сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Так,
турнир знатоков природы может включать несколько этапов:
Конкурс на лучшего знатока тайн природы (требуется выдвинуть свою
гипотезу
относительно
разгадки
одной
из
ее
тайн).
Конкурс
рисунков
“Природоохранительные
знаки”
(командам
предлагается
нарисовать
различные
природоохранительные
знаки,
которые
можно
установить
в
лагере, в лесной зоне заботы, на экологической тропе). Эстафета эрудитов
(она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос второй, вторая —
третьей и т. д.). Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга природы”
(участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд,
представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги).
Для конкурса можно предложить и такие темы: “Самый красивый уголок
нашего
края”,
“Удивительное
растение
(животное)”,
“Очевидное
—
невероятное” и т.п. Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают
магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2—
3 раза. Необходимо написать названия животных в том порядке, в каком
звучали их голоса). Реклама книг о природе (книга может быть предложена
заранее или в ходе турнира).
Игровая деятельность младших школьников включает в себя много
других
разнообразных
видов
деятельности
и
поэтому
является
универсальной.
Особенно
важно
то,
что
ребята
участвуют
в
играх
без
принуждения,
на
добровольных
началах.
Педагогически
грамотное
руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших
школьников,
вовлечь
в
природоохранительную
работу
большое
число
школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за
состояние родной природы [4, c.27]
Итак, мы можем сделать вывод, что при внедрении в учебно-воспитательный
процесс
предложенных
рекомендаций,
будет
совершенствоваться
экологическое воспитание младших школьников.
Глава
2. Опытно-экспериментальная работа по экологическому
воспитанию младшего школьника.
2.1. Констатирующий эксперимент.
Диагностика проводилась в 3 А и в 3 Б классах в начале учебного года и в
конце первого полугодия, где 3 А класс был контрольный класс, а 3 Б
зкспериментальный.
Диагностические задания подбирались с учетом тех условий, которые
были описаны в первой главе. Поэтому диагностические задания включали в
себя
задания
на
выявление
уровня
экологической
воспитанности
детей
младшего школьного возраста.
Чтобы узнать на каком уровне находятся знания детей по экологическому
воспитанию,
я
предложила
детям
составить
экологическую
цепочку,
используя
рисунок,
где
были
изображены
разнообразные
животные
и
растения.
Затем
дети
написали
мини-сочинение,
тема
которого
была
сформулирована в виде вопроса «Что вы знаете о роли человека в природе?
Он приносит ей пользу или вред?»
Сочинения
содержали
сведения
о
вреде,
который
человек
наносит
природе. О пользе, приносимой людьми, написали 76% - экспериментальный
класс, 72 % - контрольный. То есть, 24% - экспериментальный класс и 28% -
контрольный
-
учащихся
видит
только
плохое,
вред
от
людей.
В
определенной мере это крайне негативное суждение свидетельствует либо о
недостаточной информативности учащихся в вопросах охраны природы, либо
об особой восприимчивости субъекта к проблемам и бедам природы.
В результате проведения констатирующего эксперимента, можно увидеть
на каком уровне воспитанности находятся дети в начале эксперимента.
Уровень экологической воспитанности детей 3 «Б» экспериментального
класса (до эксперимента).
ВУ
–
высокий
уровень,
СУ
–
средний
уровень,
НУ
–
низкий
уровень
19,00%
44,00%
37,00%
ВУ
СУ
НУ
Уровень экологической воспитанности детей 3 «А» контрольного класса
Диаграмма 2.
Уровень экологической воспитанности детей в 3 «А» контрольном
классе (до эксперимента).
23,00%
47,00%
30,00%
ВУ
СУ
НУ
Диаграмма 3.
Динамика развития уровня экологической воспитанности
в
экспериментальном
и
контрольном
классах
в
начале
эксперимента.
Н
С
В
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
50%
37%
44%
19%
30%
47%
23%
Экспериментальный
Контрольный
Уровни
Количество детей
2.2. Формирующий эксперимент.
В процессе формирующего эксперимента необходимо было разработать
разнообразные задания, основные на эффективных условиях, которые были
выявлены
и
теоретически
обоснованы
в
первой
главе
и
направлены
на
повышение уровня экологического воспитания.
Для этого я использовала тематические беседы, экскурсии в природу,
викторины, утренники, проводила диспуты с родителями на нравственно –
экологические темы.
Заслуженной популярностью у ребят пользовались конкурсы и турниры.
Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой
сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Так,
турнир знатоков природы включал в себя несколько этапов:
Конкурс на лучшего знатока тайн природы (где требовалось выдвинуть
свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн). Конкурс рисунков
“Природоохранительные
знаки”
(командам
предлагалось
нарисовать
различные
природоохранительные
знаки,
которые
можно
установить
в
лагере, в лесной зоне заботы, на экологической тропе). Эстафета эрудитов
(она проводилась цепочкой: первая команда задает вопрос второй, вторая —
третьей и т. д.). Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга природы”
(участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд,
представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги).
Для конкурса предлагались и такие темы: “Самый красивый уголок нашего
края”, “Удивительное растение (животное)”, “Очевидное — невероятное” и
т.п. Конкурс знатоков голосов природы (команды слушали магнитофонную
запись
с
голосами
птиц,
других
животных.
Ее
включали
2—3
раза.
Необходимо написать названия животных в том порядке, в каком звучали их
голоса). Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или
в ходе турнира).
Игровая
деятельность
младших
школьников
включает
в
себя
много
других
разнообразных
видов
деятельности
и
поэтому
является
универсальной.
Особенно
важно
то,
что
ребята
участвуют
в
играх
без
принуждения, на добровольных началах.
Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет
расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную
работу большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство
ответственности за состояние родной природы.
2.3 Контрольный эксперимент. Диагностика опытно-экспериментальной
работы.
Диагностическая работа при контрольном эксперименте строилась так
же, как при констатирующем, т.е. учащимся были предложены задания на
выявления
уровня
экологической
воспитанности
младшего
школьного
возраста.
На выявление уровня экологической воспитанности мы использовали
следующие задания:
1.
«Найди ошибки» - задание на экологические знания.
«День мы провели в лесу. Мы играли, бегали, кричали, слушали громкую
музыку.
Девочки
нарвали
венков
и
сплели
венки.
Один
мальчик
увидел
мухомор и сшиб его ногой, а другой увидел ядовитый кустарник – волчье
лыко, и сломал его, чтобы никто не отравился.
На полянке мы разожгли костер, сучья наломали от рядом стоящих
деревьев. Пообедали и оставили после себя много мусора. Поймали ежа и
взяли его с собой. Девочки принесли домой огромные букеты цветов».
2.
На
эмоционально-ценностный
показатель
было
аналогичное
задание, нужно было ответить на вопрос «Природа это источник чего?»
В результате проведения контрольного эксперимента можно увидеть, что
уровень
экологического
воспитания
у
детей
экспериментального
класса
вырос. Учащиеся допускали меньше ошибок, в новой, необычной ситуации
способны применять знания, усвоенные ранее.
Диаграмма 4
Динамика развития уровня экологической воспитанности
учащихся экспериментального класса.
Н
С
В
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
50%
37%
44%
19%
19%
44%
37%
До эксперимента
После экспери-
мента
Уровни
Количество детей
Данная диаграмма свидетельствует, что ребят с высоким уровнем стало
больше, а с низким уменьшилось.
Аналогичную работу провели и
в контрольном классе. Результаты их
тестирования следующие.
Динамика
экологической
воспитанности
в
контрольном
и
экспериментальном классах после эксперимента.
Н
С
В
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
50%
19%
44%
37%
23%
44%
29%
Экспериментальный
Контрольный
Уровни
Количество детей
Контрольный «срез» позволил выявить различия и проследить динамику
экологической
воспитанности
детей
экспериментального
и
контрольного
классов.
Наглядно видно, что в экспериментальном классе увеличилось число
детей
с
высоким
уровнем
(37%),
а
с
низким
стало
меньше
(19%).
Это
произошло благодаря проделанной работе по экологическому воспитанию,
знания детей повысились, поэтому и уровень экологической воспитанности
увеличился.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе нашей работы «Теоретические основы экологического
воспитания в начальной школе» были рассмотрены теоретические аспекты
предмета исследования. Проведённое исследование показало, что понятие
«экологическое воспитание» было исследовано во многих научных трудах.
Проблемой экологического воспитания занимались Зверев И.Д., Суравегина
И.Т., Захлебный А.Н., Дерябо С.Д.. Панов В.И., Сидельковский А.П., Ясвин
В.А., Виноградова Н.Ф., Тарасова О. А., Плешаков А.А., Сарыбеков М.Н.,
Барышникова Г.Б., Минаева В.М., Китижева Д.М и другие.
Таким образом, проблема экологического воспитания вызывала интерес
многих ученых, которые, несмотря на разницу в своих позициях, сходятся во
мнении,
что
ребенок
должен
овладеть
не
только
теоретическими,
но
и
практическими знаниями, с чем мы полностью согласны и осветили в своей
работе.
В данной работе было выявлено, что экологическое воспитание - это
систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у
человека культуры, взаимодействия с природой. Этот термин понимается и
как
целенаправленный,
организованный
процесс
формирования
у
школьников системы научных знаний, взглядов, убеждений, обеспечивающих
формирование ответственного отношения к окружающей среде во всех видах
деятельности учащихся. Также нами были выделены цели, задачи, тенденции
развития экологического воспитания.
Также мы определили, что роль экологического воспитания учащихся в
педагогическом
процессе
начальной
школы
весьма
велика.
Ведь
экологическое воспитание в значительной мере связано с познавательной
деятельностью младших школьников, потому что именно в этом возрасте
проявляется стремление к познанию себя и мира, что окружает, потребность
в самостоятельности принятия решений.
Актуальность
проблемы
исследования
позволила
предложить
методические
рекомендации
по
совершенствованию
экологического
воспитания
младших
школьников.
К
таким
рекомендациям
относятся:
проведение
уроков-праздников,
экологических
дискуссий,
ролевых
игр,
тематических уроков, конкурсов, викторин, особое место следует уделить
экскурсиям,
также
целесообразно
внедрять разные
формы
учебного
взаимодействия
с
семьями
учащихся,
такие
как:
открытые
уроки
для
родителей, уроки-соревнования (когда соревнуются между собой команда
родителей и детей), родительские собрания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Афанасьева Е. Экология не знает границ. // Юный натуралист. 2010.
№4. С.30-32.
2.
Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального
экологического воспитания. //Начальная школа. 2009.№2.С.32-33.
3.
Белая М.С. Системный подход к экологическому воспитанию и
образованию учащихся. //Профессиональное образование. 2001. №11. С.27-
29.
4.
Богданец Т.П., Смирнова Л.Я. Формирование экологических
представлений у шестилетних первоклассников. //Начальная школа.-
2009.№5.С.25-27.
5.
Бобылев Л.Д, Бобылева О.Д. Экологическое воспитание младших
школьников. Кружковая работа. //Начальная школа.2013. №5. С.64-75.
6.
Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического
воспитания. //Биология в школе. 2011.№3.С.57-59.
7.
Болотина Л.Р., Латышина Д.И. Методика внеклассной воспитательной
работы в начальных классах. -М., 2013.- 128с.
8.
Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников:
приемы и перспективы. //Начальная школа. 2012.№4.С.36-40.
9.
Дагбаева Н.Ж. Мир вокруг тебя: Учителю-организатору экологического
воспитания школьников. –М., 2009.-126c.
10.
Дерябо С.Д, Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. -
Ростов-на-Дону, 2010.- 480с.
11.
Ермакова Д.С. Экологическое образование после уроков.
//Дополнительное образование.2011. №12. С.15-17.
12.
Жестова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся.
//Начальная школа. 2009.№10.С.78-81.
13.
Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и
принципов реализации. //Советская педагогика. 2009.№9.С.16-22.
14.
Захлебный А.Н, Суравегина И.Т. Экологическое образование
школьников во внеклассной работе. -М., 2009.-67с.
15.
Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования.
- М., 2010.-24с.
16.
Кириллова З.Л. Экологическое образование и воспитание школьников в
процессе изучения природы. //Начальная школа. 2009.№5.С.25-27.
17.
Логовеева Г.П. Экологическое воспитание первоклассников.
//Начальная школа. 2009.№5. С.30-31.
Приложение.
1.
Экологические ситуации……………………………………………….
2.
Береги свою планету…………………………………………………....
3.
Жалейкин и птенчик. Жалейкин и лягушонок. Жалейкин и дятел…
4.
Анкета для родителей…………………………………………………..
5.
Рассказ «Войди в природу другом»…………………………………....
6.
Беседа «Поможем природе»……………………………………………
Приложение № 1.
Экологические ситуации.
Ситуация 1. Ребята в огороде поймали крота. Как ты поступишь?
Пройдешь мимо.
Отнесешь его в лес.
Оставишь в огороде.
Поместишь в ящик, будешь кормить и наблюдать.
Расскажешь о его пользе.
Ситуация 2. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, настоящий это белый гриб
или ложный. Что нужно сделать?
Оставить его на месте.
Разобрать по карманному определению грибов.
Срезать и взять с собой.
Спросить у друзей или родителей.
Попытаться определить его на вкус.
Ситуация 3. Шли по лесу. Увидели тлеющие угольки костра. Что надо
с ними сделать?
Оставить все как есть.
Залить водой до полного исчезновения пара.
Затоптать ногами до полного исчезновения дыма.
Закидать землей.
Сообщить в пожарную часть.
Ситуация 4. Ты пошел в лес за ягодами.
Рву все подряд.
Рву по одной только спелые ягоды.
Собираю комбайном.
Рву горстью.
Срываю веточки с большим количеством ягод.
Ситуация 5. Ты увидел надломленные веточки дерева. Что ты сделаешь?
Отломлю.
Привяжу.
Пройду мимо.
Закреплю глиной.
Укреплю между двух палочек и обвяжу пластырем, бинтом, платком.
Ситуация 6. Собирая грибы в лесу, вы увидели мухоморы.
Ваши действия.
Просто пройдете мимо.
Уничтожите, так как они вредны для человека.
Полюбуетесь, так как они очень красивы.
Оставите, так как это лекарство для лосей.
Оставите, вспоминая слова учителя: «Все в природе взаимосвязано;
уничтожая одно, вы приносите вред многим».
Ситуация 7. Вася и Лёша были в походе. Они решили устроить
привал. Выбрали правильно место для костра, захотели развести
огонь.
Для костра нужны свежие ветки, потому что огонь лучше
разгорается.
Подберём старые ветки, валежник.
Бросим ветки ели и сосны, они хорошо горят.
Срубим дерево.
Принесём дрова с собой.
Ситуация 8. В мусорном бачке горит мусор. Что вы будете делать?
Вызовете службу пожарной помощи по телефону « 01».
Попытаетесь сами погасить бачок.
Позовёте взрослых.
Пройдёте мимо.
Закидаете песком или землёй.
Ситуация 9. После похода остался мусор. Ваши действия.
Закопать в яму.
Унести домой и выкинуть в мусоропровод.
Бумагу сожгу.
Оставлю всё как есть, там и так много мусора.
Отнесу в кучу, которая уже есть.
Ситуация 10. Птенец прыгает по дорожке. Твои действия.
Пройду мимо.
Поглажу, покормлю.
Понаблюдаю, недолго.
Посажу обратно в гнездо.
Ситуация 11. Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия.
Пройду мимо.
Поглажу, покормлю птенцов.
Понаблюдаю.
Не буду мешать, и трогать птенцов.
Ситуация 12. Вы увидели незнакомое растение с аппетитными
плодами. Кажется, что вы когда-то ели подобные ягоды.
Ваши действия:
Попробуете 1-2 ягоды, проверяя, знаком ли вам этот вкус.
Соберёте горсть ягод, чтобы показать в ближайшем посёлке
местным жителям для опознания.
Проявите осторожность - пройдёте мимо.
Сделаете рисунок растения с плодами, чтобы изучить по
литературе.
Наберёте немного ягод, чтобы показать знакомым или учителю.
Ситуация 13. В нашем старом скворечнике всю зиму жили воробьи.
Вы знаете, что с наступлением весны должны вернуться
скворцы. Ваши действия:
Оставите воробьёв в домике (всё как есть)
Выгоните воробьёв, так как домик для скворцов.
Будете ждать прилёта скворцов, чтобы пронаблюдать их отношения
с воробьями.
Сделаете новый скворечник и повесите неподалёку.
Спросите совета, как поступить у ребят.
Ситуация 14. Ранней весной ты пошёл в лес и увидел, что на
поляне распустились первые подснежники. Что ты
сделаешь?:
Нарву маленький букетик и подарю маме.
Полюбуюсь и не трону, ведь они нужны рано проснувшимся
насекомым и охраняются.
Сорву только 1 цветок.
Приглашу друзей, и сделаем пикник на поляне.
Ситуация 15. Ваш младший брат принёс из леса ёжика. Что вы
посоветуете брату?
Оставить себе и позаботиться о нём.
Поиграть с ним и отпустить.
Отнести в лес, так как в домашних условиях он может погибнуть,
ведь у него не будет дома полноценного питания. А в лесу у него
могут быть маленькие ежата.
Внимательно рассмотреть и вынести во двор.
Приложение № 2.
Прочтите стихотворение Якова Акима « Береги свою планету»:
Есть одна планета- сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
Приложение № 3.
Жалейкин и дятел.
Н. Сладков.
Пришёл Жалейкин в берёзовую рощу. Слышит: стучит кто-то как
топором. Подкрался и видит: сидит на берёзе дятел и долбит её изо всех
сил. Только щепки летят. Жалко стало берёзу. – Кыш, вредная птица! –
закричал Жалейкин. – Носищем своим все берёзы попортишь,- запустил в
дятла палкой. Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел-то сухую берёзу
долбил. Очищал её от жуков, личинок и гусениц.
Расплодились жуки – короеды, дубоеды, древоточцы. Стали берёзы в
роще болеть и сохнуть. А Жалейкин, знай, охраняет рощу от дятлов. То
палкой в дятла, то из рогатки. Была живая весёлая роща, а стала –
мёртвый сухостой да валежник.
Жалейкин и лягушонок.
Н. Сладков.
Под кочкой в сыром болоте заметил Жалейкин маленького,
слабенького лягушонка.
- Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Жалейкин. – Как же плохо
тебе, бедняжке, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не
унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно!
Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную
шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на
тёплое солнышко и весело рассмеялся от радости.
- Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле,
сухости и чистоте. Не то что в своём грязном болоте!
А лягушонок не радуется, а лягушонку не до веселья. Ему очень плохо,
он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.
Как увидел его Жалейкин, так и заревел! Всего лягушонка облил
слезами, и вовремя: ещё немножко – и лягушонок бы околел!
Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где и
сыро, и грязно, и холодно. Но где лягушонку так же хорошо, как
Жалейкину в своей тёплой и чистой комнате.
Почему погибали у Жалейкина животные? Почему чуть не погиб
лягушонок? Какие условия создал для него мальчик? А в каких условиях
живут лягушки в своём доме – в природе?
Жалейкин и птенчик.
Н. Сладков.
Шёл Жалейкин по лесу и слушал пение птиц. До чего же хорошо
поют! Вдруг видит – птенчик сидит на пеньке. Беспомощный, маленький,
одинокий…
- Наверное, он, бедняга, из гнезда выпал и родители его потеряли! –
подумал Жалейкин. И чуть не заплакал. –Я возьму бездомного сиротку
домой,- воскликнул он,- и горькую жизнь его сделаю сладкой! Для тебя,
пернатый друг, мне не жалко даже конфет! Ешь досыта ириски,
подушечки и леденцы. Пей на здоровье лимонад, какао и кофе. Помни
мою доброту и пой весёлые песни.
Но птенчик от таких « забот» петь не стал. Сначала он нахохлился, а
потом околел. Никогда уже не прозвенит его песенка в зелёном лесу. Не
знал Жалейкин, что птенчик не был сиротой – просто пришла пора из
гнезда вылетать. Не знал он, что не едят птенцы леденцы и ириски, не
пьют кофе и лимонад. Не знал, что жалеть тоже надо уметь.
А почему у Жалейкина погиб птенец? Ведь птенцу не надо было
создавать особых условий жизни, как лягушонку? Жалейкин нашёл его в
лесу, и гнездо птенца – либо на дереве, либо на земле под деревом. И всё
же птенец погиб. Почему? Знал ли Жалейкин, птенца какой птицы он
подобрал? Чем кормятся его родители? Семенами? Червями?
Приложение № 4.
Анкета для родителей
«Экологическое воспитание детей».
ФИО
1.
Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
2.
Интересуют
ли
Вас
лично
проблемы
нравственно-экологического
воспитания?
3.
Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц?
Чем можете оказать помощь СШ по экологии?
4.
Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? Нужно ли это
делать?
5.
Ваши
предложения,
пожелания
по
нравственно-экологическому
воспитанию в школе.
Приложение № 5.
« Войди в природу другом» (рассказ)
Сегодня,
ребята,
мы
с
вами
отправимся
в
лес.
Но
прежде,
чем
отправиться в лес, на луг, нужно быть другом природы. Вряд ли найдётся на
земле человек, который скажет о себе: «Я не люблю природу». Все природу
любят. Тогда почему те, оказавшись наедине с природой, многие считают,
что она ничья, относятся к ней потребительски: собирают охапками цветы,
вырывают грибы с грибницей.
Давайте, ребята, оглянемся вокруг. И попытаемся
разобраться, что
нуждается в нашей защите, что нужно беречь? Ведь в защите нуждается всё,
что нас окружает. И чаще всего от нас же самих, от нашего незнания и
неумения обращаться с природой. Научиться вести себя правильно в природе,
порой бывает не всегда просто. Давайте отправимся в лес и посмотрим на
него глазами друзей.
Прежде всего, ребята, попробуем ответить на вопрос: «Что же такое
лес?». Лес – это
огромные
непроходимые»,- скажут одни. «Это
грибы,
ягоды»,- добавят другие. «Это деревья, птицы и звери»,- дополнят третьи. И
все будут правы. Всё это есть в лесу. Но, самое
главное, лес – это
несметное богатство, без которого людям просто не обойтись.
Собирая в лесу ягоды и грибы, мы все так порой увлекаемся, что
совершенно забываем о том, что в лесу идёт своя жизнь, в которую мы
невольно вторгаемся. Чтобы не мешать лесным жителям, вовсе не значит,
что в лес надо ходить реже. Нужно просто научиться в нём себя вести.
Помнить, что мы пришли в гости. Лесная жизнь протекает по своим
законам, не мы их устанавливаем, и не нам их нарушать.
Готовясь в поход в лес, заранее выясните, можно ли развести костёр
в намеченном заранее месте. Ведь огонь – опасная стихия. Зажжённый
рукой неумелого или безответственного человека, он может натворить
немало бед. Костёр, как правило, разжигают на месте старого, чтобы
причинить наименьший вред лесу. Если таких мест поблизости нет,
снимите дёрн или расчистите площадку для костра до земли. Если
остались неиспользованные дрова, аккуратно сложите их в штабель под
деревом, на видном месте. Палки прислоняйте к стволу, так они дольше
не сгниют, а вы сбережёте лес и силу других путешественников. Около
костра всегда должен кто-то дежурить. Гашение костра – ответственная
операция, не
менее
серьёзная, чем
разведение. Кострище
тщательно
заливают
водой, даже
если
не
видно
красных
угольков. Если
для
устройства кострища вы снимали дёрн, то уложите его обратно. Пусть
горят костры нам на утеху и не во вред родной природе!
Правила поведения в природе запрещают включать на полную мощь
транзисторы, магнитофоны, поднимать
крик
и
шум. Если
вы
хотите
увидеть интересных птиц и зверей, вы должны вести себя тихо и
скрытно, иначе при вашем шумном приближении птицы и звери уйдут в
глубину леса. Научитесь, ребята, слушать прекрасную музыку природы,
волшебные
звуки
леса, птичьи
припевы, « разговоры» ветра, журчание
ручья.
Случается и так, что уходя из леса, прихватывают с собой ребята и
живой трофей – ежа, бельчонка, птенчика. А зачем? Уж очень хочется
поселить у себя дома. И кажется нам, что этому несчастному малышу
оказываем мы великую услугу – взяв его к себе домой. А представьте
себе, что нам нужно переселиться в совершенно незнакомую местность
и к совершенно чужим людям. Вероятно, не каждому захочется. А зачем
же лесному жителю жить в квартире! Будут неудобства сразу для всех.
Во-первых, многие
животные
сразу
гибнут, и
если
вы
люди
не
бессердечные, то очень расстроитесь. Ёжик дома жить будет, но по ночам
он так будет топать, что всех разбудит. А если посадить его в тесную
коробку
или
ящик, то
он
погибнет. Летом, в
июне, добычей
ребят
становятся птенцы. Увидят ребята птенца на лесной тропе, летать ещё
не умеющего, и вот уже рождаются догадки, почему он здесь оказался:
выпал из гнезда или бросили родители. Но всё дело в том, дорогие
друзья, что никто этих малышей и не думал бросать. Просто они сидят
недалеко от своего гнезда в траве и в кустах. Через день – другой
птенцы поднимутся на крыло, а пока родители кормят их и опекают.
Поэтому не нужно ловить птенчика, лучше скорее отойти от этого
места, чтобы не спугнуть родителей. Они рядом, волнуются, снуют взад –
вперёд, прикидываются больными и хромыми, лишь бы спасти малыша.
Проблема
сохранения
природы
зависит
от
каждого
из
нас.
Срубленная на Новый год ёлка; подрубленная, чтобы быстрее тёк сок,
берёза; вырванные с корнем грибы; непогашенный костёр; обломанный
орешник и черёмуха – к каким последствиям всё это может привести?
Может к самым трагическим?
Сегодня, дорогие ребята, каждый из нас в ответе за природу!
Приложение № 6.
« Поможем природе» (беседа).
Заранее детям давалось задание написать сочинение на тему: « Мы
помогаем
природе», нарисовать
рисунок
на
эту
же
тему, дети
из
природного материала делали поделки на уроках труда.
Ход беседы.
- Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите,
нашей помощи. Об этом сейчас думают учёные, инженеры, всё население
нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала
такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь
природе, она умрёт. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете,
охрана природы – дело только взрослых людей, или школьники тоже
могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают
школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе
разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение
животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и
домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в
местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным
деревьям.
А
теперь
расскажите
о
том, что
сделали
вы. Давайте
сейчас
посмотрим нашу выставку рисунков «Мы помогаем природе». Много
полезных для природы дел вы делаете. Некоторые рисунки можно даже
описать стихами (Дети читают стихи). Многие из вас на рисунках
изобразили посадку растений: цветов, деревьев, кустарников. Это очень
доброе и посильное дело. Вы знаете, существует даже поговорка о том,
что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил хотя бы одно
дерево. Не зря в народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят и
внуки, погубившего – проклянут и дети».
А кто нам подскажет, как надо правильно сажать деревья? (ответы
детей)
Ученик: Мы посадим липы и клёны,
Будет город нарядный, зелёный.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу -
Пусть звенит над ней гомон весёлый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветёт с каждым годом всё краше
Молодая планета наша.
Н. Кутов.
- Все люди любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но,
к сожалению, не все участвуют в посадках деревьев, например, как этот
мальчик.
Этот мальчик любит в зной
Отдыхать в тени лесной.
А скажи-ка ты ему:
Если лес тебе так мил,
Сам нигде ты почему
Деревца не посадил?
М. Миршакар.
- Дети, важно
не
только
посадить
растение, но
и
бережно
и
заботливо
ухаживать
за
ним, оберегать
от
поломки, от
вредителей,
регулярно поливать.
У красы – берёзки платье серебрится,
У красы – берёзки зелёные косицы.
Со двора к берёзке выскочили козы,
Стали грызть берёзку, а берёзка – в слёзы.
Защищать берёзку стали мы гурьбою,
Чтоб краса – берёзка выросла большою.
П. Воронько.
- Ранней весной можно увидеть такую картину.
Ученик: Пастух кору надрезал у берёзы,
Склоняясь, тянет сладкий сок.
За каплей капля падает в песок
Берёзы кровь, прозрачная, как слёзы.
Ф. Сологуб.
- Кору
деревьев
резать
нельзя! Больно
сжимается
сердце, когда
видишь покалеченное дерево,- ведь оно живое! Что же станет с деревом
дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будут иссыхать
ствол и ветви, помертвеют корни в почве.
- Очень большую помощь оказывают школьники берёзовым лесам во
время весеннего сбора сока. Они замазывают ранки глиной и разъясняют
сборщикам сока, какой вред они наносят деревьям.
Какой- то мальчишка поранил берёзку,
Изрезал ножом на берёзке бересту.
Берёзка, не плачь: за аптечкой схожу,
Глубокую ранку бинтом завяжу.
В. Суслов.
Запомните!
- Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной,
замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать.
- Как вы понимаете пословицу: « Много леса – береги, мало леса – не
губи, нет леса – посади»?
- Кто из вас посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете
ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?
Не мешайте мне трудиться,
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите, в лейку лейте -
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьёт!
Е. Благинина.
- Много у ребят забот о природе во все времена года. Беспокоятся
школьники о своих друзьях – растениях и животных. Вот как описывают
свои заботы наши ребята (Учитель читает выдержки из сочинений детей,
особо обращая внимание на проявление нравственных чувств жалости,
сострадания, долга, ответственности).
- Наши ребята уже давно помогают зимующим птицам: делают
кормушки, ведут подкормку птиц, как это описано в стихотворении О.
Высоцкой.
1-й ученик: Для гостей на окно
Сыплет Костя пшено,
Воду льёт на блюдце:
Пусть они напьются.
2-й ученик: Мёрзнут лапки у синичек:
Плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз…
Я им семечек принёс:
Посмотрите-ка сюда,
Это вкусная еда!..
На ладонь ко мне садятся,
Греют лапки. Не боятся.
- Найдутся дела у школьников и летом. Скоро наступит лето, как вы
будете помогать природе?
- Главная забота летом для взрослых и детей – борьба с сорняками.
Издавна не любят их в народе. Не случайно говорят:
Сорную траву – из поля вон!
Сорная трава на корню крепка.
- Какие вы знаете сорные растения?
Вырос в поле злой и колкий
Во все стороны иголки (репейник)
Колюч, да ёж,
Вцепится, коли мимо пройдёшь (репейник)
Только тронь и отдёрнешь ладонь,
Обжигает трава, как огонь! (крапива)
-Крапива – коварная трава.
Прячется в траве крапива,
Жжёт детишек терпеливо.
Злых и добрых – всех кусает,
Никого не пропускает!
- Существует много видов сорных растений, среди них
мятлик
луговой, пырей ползучий, овсюг, костёр, тимофеевка луговая, осот и так
далее. Они мешают росту культурных растений, поэтому их необходимо
удалять.
- Ребята, как вы думаете, всегда ли школьники правильно оказывают
помощь природе?
Оказывая
помощь
природе, школьники
могут
принять
активное
участие и в предупреждении дурных поступков по отношению к ней:
рейдах в природу, патрулировании улиц, скверов.