Напоминание

"Имя числительное как часть речи"


Автор: Камышенкова Людмила Евгеньевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №30"
Населённый пункт: Г. Тамбов
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка в 6 классе
Тема: "Имя числительное как часть речи"
Раздел: среднее образование





Назад




План-конспект урока русского языка в 6 классе.

учитель Камышенкова Людмила Евгеньевна.

Тема урока «Обобщение по теме «Имя числительное как часть речи»

Тип урока по основной дидактической цели: повторение, обобщение,

систематизация материала, изученного по теме.

Цели урока:

-развивать речь учащихся, логическое мышление, коммуникативные навыки;

-обобщить, систематизировать и расширить полученные ранее знания по теме

«Имя числительное как часть речи»;

Задачи:

-развивать умение давать самооценку своей деятельности;

-самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, сравнивать,

анализировать;

-повторить материал по теме

Планируемые результаты обучения (УУД)

предметные

метапредметные

личностные

Знать, что обозначает

числительное, на какие

вопросы отвечает,

каким членом

предложения является;

предотвращение

грамматических

ошибок, связанных с

употреблением в речи

имён числительных.

Познавательные УУД:

Уметь ставить и решать

проблемы;

Регулятивные: уметь

ставить цели, планировать

свою работу, проводить

самопроверку;

Коммуникативные: уметь

работать в группе,

осуществлять поиск и сбор

информации, владеть

разными формами речи

Осознавать значимость

самоуважения, уважения

личности человека, его

достоинств; воспитывать

нравственные качества

(чувство патриотизма)

I.

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Обобщение по теме «Имя

числительное как часть речи»

II. Целеполагание. Мотивация

- Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.

Сформулируйте цель урока.

(Выяснить, как отличать имя числительное от других частей речи с числовым

значением, как различить количественные и порядковые числительные, как

склонять имена числительные, для того чтобы правильно использовать их в

предложении и тексте, правильно произносить

)

- Недавно я узнала, что в этом году наш Тамбов признан самым чистым

городом в России. Я приглашаю вас на экскурсию по родному городу.

Экскурсоводами будете вы. Мы будем вместе любоваться его красотой,

достопримечательностями. А поможет нам в этом имя числительное. Мы во

время путешествия еще раз повторим и закрепим знания об этой части речи

и подумаем, насколько она важна в нашей жизни.

III. Разминка.

- Какие слова называются числительными?

Найди числительное (устно) (слайд 2)

1) пятёрка, пятиэтажный, пять;

2 третий, втрое, трёхметровый;

3) семилетний, семеро, семёрка

4) двойной, двойка, удвоить.

- Какими частями речи являются остальные слова?

IV. Актуализация знаний.

- Что вы знаете о разрядах числительных?

- Определите количественные и порядковые числительные.

-

Распределите

и

запишите

числительные

в 2

колонки:

количественные,

порядковые (слайд 3)

Пять

десятых,

двадцать

пятый,

пятеро,

тысяча,

шестнадцатый,

одна

вторая,

двадцать второй, семеро, пятнадцатый, седьмой, двое, первый, сорок первый,

восемнадцать.

- Как изменяются количественные и порядковые числительные?

-

В

чем

особенность

склонения

составных

количественных

и

составных

порядковых числительных?

- Вы экскурсоводы. Выпишите числительные, заменив цифры словами. 1-й

вариант из 1-4 предложений, 2-й вариант из 5-8 предложений. Прочитайте

предложения. Сделайте вывод (слайд 4)

1.Тамбов расположен на реке Цна, в 482 км к юго-востоку от Москвы.

2. Площадь города – более 92 кв. км.

3. Население города в 2017 году составило не менее 287 тысяч человек.

4. Тамбов был основан в 1636 году, когда стольнику Роману Боборыкину было

поручено построить крепость.

5. В 1670 году Тамбов пытался взять Степан Разин.

6. За всю свою историю Тамбов выдержал 86 неприятельских осад и ни разу не был

сдан врагу.

7. В середине 18 века Тамбов утратил значение военной крепости и развивался как

центр земледельческого района.

8. С 1796 года Тамбов – центр Тамбовской губернии.

V. Синтаксическая пятиминутка (слайд 5)

1.

Мы живем на улице Астраханской, которая является одной из первых улиц

старого Тамбова.

- Составить схему 1 предложения (индивидуальная работа на доске)

2.

Её протяжённость - 1655 метров.

-

Записать

2

предложение

(числительное

записать

словами,

объяснить

орфограммы), выполнить синтаксический разбор предложения (на доске и в

тетрадях)

VI. Синтаксическая роль числительных (слайд 6) Работа в группе.

- Как вы думаете, какими членами предложения могут быть числительные?

Обсудите с товарищем по парте и подчеркните нужной чертой числительные

в предложениях, напечатанных на листочках. ( Читают вслух, отвечают)

1. Наш город украшают шестнадцать парков и скверов (подлежащее)

2. Третью по высоте колокольню в России возвели в Тамбове (определение).

3. Красивейшая Асеевская усадьба построена в 1905 году (обстоятельство).

4. Здесь растёт удивительный дуб. Его возраст - 500 лет (сказуемое)

5.Тридцати

объектам

присвоен

статус

памятников

истории

и

культуры

государственного значения (дополнение).

Вывод.

- Выполнить морфологический разбор подчёркнутых числительных.

Физкультминутка

VII. Р.Р. Говорим правильно.

Порядковое числительное при указании даты, в названии событий (слайд 7)

К первому сентября (название месяца в Р. п.)

Перед Восьмым марта расцвели нарциссы

К празднику Восьмое марта ребята выпустили газету.

- Напишите поздравительную смс, телеграмму маме, бабушке, родным.

- Что нужно помнить о собирательных числительных, чтобы наша речь была

правильной и красивой?

VIII. Проверяем себя

Те ст. (Тесты

распечатаны

на

листах.

Ответы

учащиеся

записывают,

затем

проговаривают вслух. Слайды для проверки 8-11)

1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДВОЕ учеников

ОБЕИМИ страницами

ПОЛУТОРА метрами

к десятому АПРЕЛЮ

ДЕВЯТЬСОТ ТРИДЦАТЬ страниц

-------------------------------------------------------------------------------------------

2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

об ОБЕИХ книгах

стадо из СЕМИСОТ голов скота

с ЧЕТЫРЕХСТАМИ костюмами

в СОРОКА регионах

с праздником ДЕВЯТОЕ мая

___________________________________________________________________

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ТРОЕ волчат

свыше ВОСЕМЬСОТ метров

нет ПОЛУТОРАСТА книг

перед пятым ИЮНЯ

в ОБОИХ государствах

____________________________________________________________________

4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДВОЕ сирот

менее ДЕВЯНОСТО одного процента

в ДВУХСТАХ метрах

ОБОИМИ студентами

ТРЕМЯСТАМИ дисками

___________________________________________________________________

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

для СЕМИСОТ детей

ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ рублями

ЧЕТВЕРО суток

к первому СЕНТЯБРЯ

ТРОЕ стульев

______________________________________________________________________

- Мы завершаем экскурсию у нашей школы.

Что нам рассказали числительные о любимом городе?

IX. Рефлексия

Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли её в ходе

урока? (выяснить, как отличать имя числительное от других частей речи с числовым

значением, как различить количественные и порядковые числительные, как

склонять имена числительные, для того чтобы правильно использовать их в

предложении и тексте, правильно произносить).

- Как вы думаете, насколько важны знания и навыки, которые вы сегодня

получили? Где они вам пригодятся?

-А что вы с их помощью сможете рассказать о нашей школе?

X. Интервью. Вы даете интервью. «Наша школа» (слайды 12 – 19)

-Наша школа открылась в 1958 году.

- В школьной библиотеке имеется более 42 570 книг.

- Наша школа обеспечена 156 компьютерами.

- В школьном театре «Подмостки» занимаются более 60 юных артистов.

- У 367 ребят есть возможность посещать музыкальную школу.

- В спортивных секциях тренируются свыше 580 мальчиков и девочек.

- Ежедневно в школьной столовой ученики съедают не менее 650 порций еды.

- А в буфете на переменах подкрепляются 780 вкусными пирожками и

пирожными.

XI. Домашнее задание: П50, №416 или №417 (по заданию).



В раздел образования