Автор: Камышенкова Людмила Евгеньевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №30"
Населённый пункт: Г. Тамбов
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка в 6 классе
Тема: "Имя числительное как часть речи"
Раздел: среднее образование
План-конспект урока русского языка в 6 классе.
учитель Камышенкова Людмила Евгеньевна.
Тема урока «Обобщение по теме «Имя числительное как часть речи»
Тип урока по основной дидактической цели: повторение, обобщение,
систематизация материала, изученного по теме.
Цели урока:
-развивать речь учащихся, логическое мышление, коммуникативные навыки;
-обобщить, систематизировать и расширить полученные ранее знания по теме
«Имя числительное как часть речи»;
Задачи:
-развивать умение давать самооценку своей деятельности;
-самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, сравнивать,
анализировать;
-повторить материал по теме
Планируемые результаты обучения (УУД)
предметные
метапредметные
личностные
Знать, что обозначает
числительное, на какие
вопросы отвечает,
каким членом
предложения является;
предотвращение
грамматических
ошибок, связанных с
употреблением в речи
имён числительных.
Познавательные УУД:
Уметь ставить и решать
проблемы;
Регулятивные: уметь
ставить цели, планировать
свою работу, проводить
самопроверку;
Коммуникативные: уметь
работать в группе,
осуществлять поиск и сбор
информации, владеть
разными формами речи
Осознавать значимость
самоуважения, уважения
личности человека, его
достоинств; воспитывать
нравственные качества
(чувство патриотизма)
I.
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Обобщение по теме «Имя
числительное как часть речи»
II. Целеполагание. Мотивация
- Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.
Сформулируйте цель урока.
(Выяснить, как отличать имя числительное от других частей речи с числовым
значением, как различить количественные и порядковые числительные, как
склонять имена числительные, для того чтобы правильно использовать их в
предложении и тексте, правильно произносить
)
- Недавно я узнала, что в этом году наш Тамбов признан самым чистым
городом в России. Я приглашаю вас на экскурсию по родному городу.
Экскурсоводами будете вы. Мы будем вместе любоваться его красотой,
достопримечательностями. А поможет нам в этом имя числительное. Мы во
время путешествия еще раз повторим и закрепим знания об этой части речи
и подумаем, насколько она важна в нашей жизни.
III. Разминка.
- Какие слова называются числительными?
Найди числительное (устно) (слайд 2)
1) пятёрка, пятиэтажный, пять;
2 третий, втрое, трёхметровый;
3) семилетний, семеро, семёрка
4) двойной, двойка, удвоить.
- Какими частями речи являются остальные слова?
IV. Актуализация знаний.
- Что вы знаете о разрядах числительных?
- Определите количественные и порядковые числительные.
-
Распределите
и
запишите
числительные
в 2
колонки:
количественные,
порядковые (слайд 3)
Пять
десятых,
двадцать
пятый,
пятеро,
тысяча,
шестнадцатый,
одна
вторая,
двадцать второй, семеро, пятнадцатый, седьмой, двое, первый, сорок первый,
восемнадцать.
- Как изменяются количественные и порядковые числительные?
-
В
чем
особенность
склонения
составных
количественных
и
составных
порядковых числительных?
- Вы экскурсоводы. Выпишите числительные, заменив цифры словами. 1-й
вариант из 1-4 предложений, 2-й вариант из 5-8 предложений. Прочитайте
предложения. Сделайте вывод (слайд 4)
1.Тамбов расположен на реке Цна, в 482 км к юго-востоку от Москвы.
2. Площадь города – более 92 кв. км.
3. Население города в 2017 году составило не менее 287 тысяч человек.
4. Тамбов был основан в 1636 году, когда стольнику Роману Боборыкину было
поручено построить крепость.
5. В 1670 году Тамбов пытался взять Степан Разин.
6. За всю свою историю Тамбов выдержал 86 неприятельских осад и ни разу не был
сдан врагу.
7. В середине 18 века Тамбов утратил значение военной крепости и развивался как
центр земледельческого района.
8. С 1796 года Тамбов – центр Тамбовской губернии.
V. Синтаксическая пятиминутка (слайд 5)
1.
Мы живем на улице Астраханской, которая является одной из первых улиц
старого Тамбова.
- Составить схему 1 предложения (индивидуальная работа на доске)
2.
Её протяжённость - 1655 метров.
-
Записать
2
предложение
(числительное
записать
словами,
объяснить
орфограммы), выполнить синтаксический разбор предложения (на доске и в
тетрадях)
VI. Синтаксическая роль числительных (слайд 6) Работа в группе.
- Как вы думаете, какими членами предложения могут быть числительные?
Обсудите с товарищем по парте и подчеркните нужной чертой числительные
в предложениях, напечатанных на листочках. ( Читают вслух, отвечают)
1. Наш город украшают шестнадцать парков и скверов (подлежащее)
2. Третью по высоте колокольню в России возвели в Тамбове (определение).
3. Красивейшая Асеевская усадьба построена в 1905 году (обстоятельство).
4. Здесь растёт удивительный дуб. Его возраст - 500 лет (сказуемое)
5.Тридцати
объектам
присвоен
статус
памятников
истории
и
культуры
государственного значения (дополнение).
Вывод.
- Выполнить морфологический разбор подчёркнутых числительных.
Физкультминутка
VII. Р.Р. Говорим правильно.
Порядковое числительное при указании даты, в названии событий (слайд 7)
•
К первому сентября (название месяца в Р. п.)
•
Перед Восьмым марта расцвели нарциссы
•
К празднику Восьмое марта ребята выпустили газету.
- Напишите поздравительную смс, телеграмму маме, бабушке, родным.
- Что нужно помнить о собирательных числительных, чтобы наша речь была
правильной и красивой?
VIII. Проверяем себя
Те ст. (Тесты
распечатаны
на
листах.
Ответы
учащиеся
записывают,
затем
проговаривают вслух. Слайды для проверки 8-11)
•
1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
•
ДВОЕ учеников
•
ОБЕИМИ страницами
•
ПОЛУТОРА метрами
•
к десятому АПРЕЛЮ
•
ДЕВЯТЬСОТ ТРИДЦАТЬ страниц
-------------------------------------------------------------------------------------------
•
2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
•
об ОБЕИХ книгах
•
стадо из СЕМИСОТ голов скота
•
с ЧЕТЫРЕХСТАМИ костюмами
•
в СОРОКА регионах
•
с праздником ДЕВЯТОЕ мая
___________________________________________________________________
•
3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
•
ТРОЕ волчат
•
свыше ВОСЕМЬСОТ метров
•
нет ПОЛУТОРАСТА книг
•
перед пятым ИЮНЯ
•
в ОБОИХ государствах
____________________________________________________________________
•
4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
•
ДВОЕ сирот
•
менее ДЕВЯНОСТО одного процента
•
в ДВУХСТАХ метрах
•
ОБОИМИ студентами
•
ТРЕМЯСТАМИ дисками
___________________________________________________________________
•
5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
•
для СЕМИСОТ детей
•
ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ рублями
•
ЧЕТВЕРО суток
•
к первому СЕНТЯБРЯ
•
ТРОЕ стульев
______________________________________________________________________
- Мы завершаем экскурсию у нашей школы.
Что нам рассказали числительные о любимом городе?
IX. Рефлексия
Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли её в ходе
урока? (выяснить, как отличать имя числительное от других частей речи с числовым
значением, как различить количественные и порядковые числительные, как
склонять имена числительные, для того чтобы правильно использовать их в
предложении и тексте, правильно произносить).
- Как вы думаете, насколько важны знания и навыки, которые вы сегодня
получили? Где они вам пригодятся?
-А что вы с их помощью сможете рассказать о нашей школе?
X. Интервью. Вы даете интервью. «Наша школа» (слайды 12 – 19)
-Наша школа открылась в 1958 году.
- В школьной библиотеке имеется более 42 570 книг.
- Наша школа обеспечена 156 компьютерами.
- В школьном театре «Подмостки» занимаются более 60 юных артистов.
- У 367 ребят есть возможность посещать музыкальную школу.
- В спортивных секциях тренируются свыше 580 мальчиков и девочек.
- Ежедневно в школьной столовой ученики съедают не менее 650 порций еды.
- А в буфете на переменах подкрепляются 780 вкусными пирожками и
пирожными.
XI. Домашнее задание: П50, №416 или №417 (по заданию).