Напоминание

"Обучение детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС"


Автор: Петрова Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель педагогики и психологии
Учебное заведение: Торжокский педагогический колледж им Ф. В. Бадюлина
Населённый пункт: г. Торжок Тверская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Обучение детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




3

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4

ГАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНОЙ

ИГРЫ

КАК

СРЕДСТВА

ФОРМИРОВАНИЯ

ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО

ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1

Психолого-педагогические

основы

формирования

положительного

отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста……………..7

1.2

Использование

строительно-конструктивной

игры

как

средство

формирования

положительного

отношения

к

труду

у

детей

старшего

дошкольного возраста………………………………………………………13

1.3 Формирование положительного отношения к труду у детей старшего

дошкольного

возраста

посредством

использования

строительно-

конструктивной игры…………………………………………………………19

ГЛАВА

2.

ИЗУЧЕНИЕ

ВЛИЯНИЯ

СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ

ИГР НА ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Исследование уровня сформированности положительного отношения к

труду у детей старшего дошкольного возраста…………………………….23

2.2Работа

со

строительно-конструктивной

игрой

направленную

на

формирование

положительного

отношения

к

труду

у

детей

старшего

дошкольного возраста………………………………………………………29

2.3 Сравнительный анализ результатов ……………………………………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..37

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

4

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста.

В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные

взаимоотношения.

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания.

Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает

ему самоутвердиться.

Трудовое

воспитание

-

это

совместная

деятельность

воспитателя

и

воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений

и

способностей,

психологической

готовности

к

труду,

формирование

ответственного отношения к труду и его продуктам.

Труд

это

то,

что

развивает

маленького

человека,

поддерживает

его,

помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от

природы, но воспитывается с самого раннего возраста.

Актуальностью

исследования

будет

являться

взаимосвязь

трудового

воспитания и игры.

В дошкольном детстве игра - ведущий вид деятельности, заключающийся

в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Труд и игра

возникают из предметной деятельности детей, они тесно взаимосвязаны, хотя

имеют и различия.

В

процессе

труда

всегда

ставится

цель,

для

её

осуществления

изыскиваются

средства,

придумывается

последовательность

действий,

и

достигается результат. Процесс труда реален, в нем нет мнимой ситуации,

поскольку

ребенок

имеет

дело

с

реальными

предметами,

которые

он

преобразует

в

ходе

деятельности

или

с

помощью

которых

преобразуют

материал.

Игра не приносит видимого результата, но вызывает у детей радость и

удовлетворение. В игре, дети в специально созданных условиях воспроизводят

деятельность

взрослых,

для

этого

они

используют

различные

игрушки,

заменяющие настоящие предметы, которые взрослые используют в процессе

5

своей

трудовой

деятельности.

Игра

может

завершиться

на

любой

стадии

развития, а затем возобновится сначала. Труд всегда имеет конечный результат,

в нем его основной смысл.

Наиболее четкое определение разницы между игрой и трудом дал А.С.

Макаренко: «Чем же отличается игра от работы? Только тем, что работа есть

участие

человека

в

общественном

производстве,

в

создании

культурных

и

материальных ценностей. Игра не преследует таких целей, но она приучает

человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для

работы».

Взаимосвязь

игры

с

трудом

становится

особенно

заметна

в

старшем

дошкольном

возрасте,

именно

в

это

время

игра

начинает

превращаться

в

трудовою

деятельность.

Одним

из

видов

таких

игр

является

строительно-

конструктивная игра, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит.

Строительно-конструктивная

игра

-

это

такая

деятельность

основным

содержанием,

которой

является

созидание.

В

таких

играх

дети

усваивают

элементарные

трудовые

навыки

и

умения,

познают

физические

свойства

предметов, у них активно развивается практическое мышление. Для детей - это

труд, требующий настоящих усилий.

Объектом

исследования

выступает

формирование

положительного

отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет

исследования

-

процесс

формирования

положительного

отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста через строительно-

конструктивную игру.

Целью исследования: изучить влияния строительно-конструктивной игры

на

формирование

положительного

отношения

к

труду

у

детей

старшего

дошкольного возраста.

Задачи исследования:

6

1)

изучить

психолого-педагогическую

литературу

по

формированию

положительного

отношения

к

труду

у

детей

старшего

дошкольного

возраста;

2)

рассмотреть

использование

строительно-конструктивных

игр

как

средство

формирования

положительного

отношения

к

труду

у

детей

старшего дошкольного возраста;

3)

проанализировать

особенности

формирования

положительного

отношения

к

труду

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

при

использовании строительно-конструктивных игр;

4)

провести исследование.

Методы исследования:

- теоретические;

- анализ;

- синтез;

- сравнение;

- практические.

7

ГАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНОЙ

ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО

ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1

Психолого-педагогические основы формирования положительного

отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста

Трудовое воспитание - гармония трёх начал:

Надо, трудно, и прекрасно.

В.А. Сухомлинский

Труд

детей

дошкольного

возраста

является

важнейшим

средством

воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен

быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость

труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней

радость

-

необходимое

условие

для

проявления

творчества

личности,

ее

талантов

Труд дошкольника имеет свою специфику. Подготовить ребенка к труду -

это

значит

сформировать

у

него

психологическую

готовность

трудиться.

Психологическая

готовность

к

труду

означает

уровень

развития

личности,

который

является

достаточным

для

успешного

освоения

любым

видом

производительного труда.

«Воспитание

не

только

должно

развить

разум

человека

и

дать

ему

известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда,

без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой...», - говорил

К.Д. Ушинский. [28]

Трудовые отношения людей ребенок познает легче и раньше, чем их

общественные

отношения.

Общение

в

труде

-

одна

из

содержательных

воспитывающих форм общения. Подражание, свойственное ребенку, является

одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности.

Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не

8

погасить это желание, а развить и углубить его - основная задача родителей,

если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Профессор И.Ф. Свадковский в книге «Воспитание у детей трудолюбия»

пишет: «... простейшая трудовая операция производит серьезные изменения в

психологии и физических способностях ребенка. Эта операция как бы разделяет

человека

на

две

разные

жизни:

до

этой

операции

он

был

не

умеющим

человеком,

после

нее

стал

умеющим

человеком».

На

о сновании

многочисленных наблюдений он делает вывод, что центральным моментом,

определяющим появление любви к труду - трудолюбия как неотъемлемого

качества личности человека, является успех. Именно успех наполняет сердце

ребенка радостью, вызывает прилив энергии, желание снова взяться за дело.

Усвоение

ребенком

новых

знаний

и

умений,

формирование

его

способностей происходит не путем пассивного воздействия воспитателя, а в

активной форме в процессе различных видов детской деятельности - игры,

труда,

учения

и

т.д.

Важная

задача

воспитания

заключается

в

том,

чтобы

правильно

организовывать

эту

деятельность,

обогащать

ее

содержание,

придавать ей нужные для решения воспитательных задач направления.

Трудовая деятельность, во-первых, предполагает наличие определенных

практических

умений

(например,

умений

пользоваться

простейшими

орудиями),

а

также

знакомство

со

свойствами

некоторых

материалов.

Во-

вторых,

она

требует

развития

интеллектуальных

качеств,

например

способности, планировать свои действия и предусматривать их результаты. В-

третьих,

она

предполагает

определенный

уровень

развития

детской

воли

-

устойчивого

стремления

к

достижению

поставленной

цели,

к

получению

заранее

представляемого

продукта

и

умения

подчинить

свое

поведение

поставленным целям.

В

продуктивной

(изобразительной,

конструктивной)

деятельности

происходит

дальнейшее

развитие

произвольных

действии,

формирование

разнообразных

двигательных

навыков.

Самообслуживание,

изобразительная

деятельность,

изготовление

различных

поделок

из

бумаги,

бросового

и

9

природного

материала

предъявляют

довольно

высокие

требования

к

целесообразному использованию предметов домашнего обихода и простейших

инструментов.

Происходит

формирование

специфических

человеческих

навыков,

которые

П.Я.

Гальперин

назвал

«орудийными

операциями».

Формирование «орудийных операций», развитие умения подчинять движения

руки

логике

движения

«орудия»

имеет

чрезвычайно

важное

значение

для

подготовки ребенка к будущей трудовой деятельности. Особое значение для

становления трудовой деятельности имеет игра. В игре начинают складываться

и впервые проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности.

Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре, взрослые осуществляют

важную

воспитательную

и

ориентировочную

работу,

формируют

главную

предпосылку к общественно полезному труду - определенное положительное

отношение к трудовой деятельности людей. В игре ребенок отражает трудовую

жизнь

взрослых,

учится

строить

взаимоотношения,

осваивает

некоторые

трудовые операции.

Известный

отечественный

психолог

П.П.

Блонский

выделял

специфические черты труда детей. Он установил, что в этом возрасте трудно

провести границу между трудом и игрой, между ними нет большой разницы,

так как высшая форма труда - творческий труд подобно игре заключает в себе

элемент наслаждения процессом деятельности. Он предполагал, что, играя,

ребенок проходит лучшую школу подготовки к творческому труду.

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств:

собственной

трудовой

деятельности,

ознакомления

с

трудом

взрослых,

с

помощью художественных средств.

Собственная

трудовая

деятельность

является

ведущим

средством

трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и

навыкам, добиваются конкретного результата, удовлетворяют свою потребность

в реальном приобщении к миру взрослых.

Ознакомление

с

трудом

взрослых

позволяет

расширить

представления

дошкольника

о

содержании

деятельности

человека,

об

общественной

10

значимости труда, об отношении к труду. Первыми, кто занялся разработкой

теории трудового воспитания в детском саду, были классики отечественной

педагогики Н.К. Крупская и А.С. Макаренко.

Н.К. Крупская считала, что уже в дошкольном возрасте надо начинать

политехническое

образование

-

поддерживать

у

детей

интерес

к

технике,

знакомить со свойством материалов. Она предлагала систематически знакомить

детей с трудом взрослых, подчеркивая его социальную направленность. Особое

значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что

«совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного

труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

Вместе

с

тем

она

призывала

педагогов

учитывать

возможности

детей,

особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.

Идеи Н.К. Крупской развил в своих трудах и педагогическом опыте А.С.

Макаренко.

Определяя

методы

и

приёмы

трудового

воспитания,

он

подчеркивал,

что

решающим

должна

быть

обязательность

труда

для

всех.

«Нужно втягивать детей в труд путём поручений, показа способов выполнения,

контроля

за

работой.

Но

при

любых

обстоятельствах

важно,

что

бы

дети

работали с увлечением, радостно и добивались результата труда». [19, с.94]

Дальнейшую разработку идей Н.К. Крупской и А.С. Макаренко и внедрение их

в практику детских садов продолжили советские педагоги - З.Н. Борисова, Р.С.

Буре, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева и др.

«Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности

труда,

отраженные

в

образах,

начинают

регулировать

поступки

детей,

перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых,

предметам,

созданным

людьми.

Отсюда

знания

о

труде

взрослых

должны

занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…»[18]

В современной дошкольной педагогике существует несколько подходов к

проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых.

Одни авторы считают, что ребёнка надо знакомить с процессом труда

взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у

11

детей будет формироваться положительное отношение к труду. (В.И. Логинова,

М.В. Крулехт).

Другие авторы полагают, что нужно знакомить дошкольника с человеком -

тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что

профессия проявляется в ответ на потребности людей в ней - врач нужен, что

бы лечить, учитель, что бы учить. (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова).

Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство

положительного отношения к труду взрослых, возможен и первый и второй

подход. Рассматриваемое средство воспитатель может использовать как пример

для подражания, образец, на который ребёнок будет ориентироваться.

Можно

согласиться

с

тем,

что

объективная

оценка

результатов

труда

ребенка крайне затруднена. Но в то же время дошкольник в процессе труда

испытывает

истинное

трудовое

усилие,

начинает

осознавать

его

значение,

направленность

на

удовлетворение

своих

потребностей

самостоятельно,

не

пользуясь помощью взрослых. Его включение в труд всегда обеспечивается

существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий

эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Труд увлекает

ребенка,

позволяет

почувствовать

свои

возможности,

испытать

радость

от

достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими

эмоциональными

переживаниями,

способствуя

тем

самым

становлению

детского общества.

Трудовая деятельность, во-первых, предполагает наличие определенных

практических

умений

(например,

умений

пользоваться

простейшими

орудиями),

а

также

знакомство

со

свойствами

некоторых

материалов.

Во-

вторых,

она

требует

развития

интеллектуальных

качеств,

например

способности, планировать свои действия и предусматривать их результаты. В-

третьих,

она

предполагает

определенный

уровень

развития

детской

воли

-

устойчивого

стремления

к

достижению

поставленной

цели,

к

получению

заранее

представляемого

продукта

и

умения

подчинить

свое

поведение

поставленным целям.

12

Таким

образом,

правильно

поставленное

трудовое

воспитание

может

считаться тогда, когда дети за доступный им труд будут браться так же охотно,

как и за игру. [29]

1.2 Использование строительно-конструктивной игры как средство

формирования положительного отношения к труду у детей старшего

дошкольного возраста

13

Игра - это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты,

характерные

для

всякой

деятельности:

цели,

мотивы,

средства

реализации,

планомерные

действия

и

результат.

Игра

любого

вида

протекает

как

деятельность

осмысленная

и

целенаправленная.

Пока

ребенок

не

начинает

играть, он вроде бы ничего и не делает. И когда начинает играть, то еще долгое

время тоже как бы способен заниматься только этим видом деятельности. Игру

чаще

всего

определяют

как

деятельность,

выполняемую

не

для

получения

какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы.

К.Д. Ушинский видел в игре ребенка серьезное занятие, в котором он

осваивает

и

преобразует

действительность:

«Для

дитяти

игра

-

действительность,

и

действительность

гораздо

более

интересная,

чем

та,

которая

его

окружает.

Интереснее

она

для

ребенка

именно

потому,

что

понятнее;

а

понятнее

она

ему

потому,

что

отчасти

есть

его

собственное

создание... В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не

имеющее еще никакой самостоятельности...; в игре же дитя, уже зреющий

человек,

пробует

свои

силы

и

самостоятельно

распоряжается

своими

же

созданиями». [30]

В педагогическом процессе игра находится в тесном взаимодействии с

другими видами детской деятельности, и прежде всего с трудом и обучением на

занятиях.

По своему характеру, содержанию, причинам возникновения труд и игра

различны.

В

процессе

труда

всегда,

для

ее

осуществления

изыскиваются

средства, продумывается последовательность действий и, наконец, достигается

результат. Процесс труда реален. В игре, дети в специально созданных игровых

условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для

этих условий характерно использование различных игрушечных предметов,

заменяющих настоящие, используемые взрослыми в процессе труда.

Взаимосвязь игры и труда определяется тем, что между ними имеется

общее и различное. А.С. Макаренко указывал, что в игре, как и в труде, есть

14

рабочее

усилие

и

усилие

мысли:

«Игра

без

усилия,

игра

без

активной

деятельности - всегда плохая игра».

По своему характеру, содержанию, причинам возникновения труд и игра

различны.

В

процессе

труда

всегда,

для

ее

осуществления

изыскиваются

средства, продумывается последовательность действий и, наконец, достигается

результат. Процесс труда реален. В игре, дети в специально созданных игровых

условиях

воспроизводят

деятельность

взрослых

и

отношения

между

ними.

Следовательно, чтобы игры были разнообразными и содержательными, нужно

обеспечить разнообразие детских наблюдений, а затем ненавязчиво помочь

ребенку

научиться

в

игре

воспроизводить

полученные

впечатления,

представления, знания.

Многие

исследователи

выделяют

и

такой

вид

детских

игр,

как

строительно-конструкторские

(конструктивные),

действительно,

дети

любят

строить, создавать что-либо сложное из простых элементов. Особенностью игр

со

строительным

материалом

является

то,

что

в

их

основе

лежат

конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени,

чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к продуктивной

человеческой деятельности.

Строительно-конструктивные игры - разновидность творческой игры. В них

дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире,

самостоятельно делают некоторые вещи, возводят здания, сооружения но в

обобщенном,

схематизированном

виде.

Эти

игры

развивают

моторику,

способствуют

совершенствованию

мыслительного

аппарата,

воспитывают

самостоятельность,

пытливость,

творческую

направленность

личности,

воспитывают трудолюбие и целенаправленность.

Очень часто строительно-конструктивная игра переплетается с ролевой

игрой. Дети принимают на себя роли строителей, которые возводят постройку,

строительный материал им привозят шофёры на грузовиках, рабочие обедают в

столовой, идут домой.

15

Косвенное руководство игрой осуществляется путем побуждением детей

к

играм,

обогащения

знаний

об

окружающей

общественной

жизни,

предоставление

и

обновление

игрового

материала

для

строительства

и

конструирования,

поощрение

инициативы

и

самостоятельности

-

вот

те

педагогические

условия,

которые

обеспечивают

высокую

воспитательную

эффективность строительно-конструктивных игр.

Советские педагоги З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, раскрыли особенности и

значение строительных игр - "строительно-конструктивные игры требуют от

ребенка

умений

воссоздать

образ

предмета

в

его

пространственном

выражении".

Строительно-конструктивная игра, являясь деятельностью продуктивной,

позволяет

формировать

у

детей

умение

сравнивать,

сопоставлять

данную

постройку с реальными вещами и предметами и с тем образом, на основе

которого данная постройка возводилась, следовательно, на данном этапе игра

способствует

развитию

наблюдательности

у

детей.

Таким

образом,

в

строительно-конструктивной

игре

происходит

всестороннее,

многогранное

развитие умственной деятельности.

В

разных

группах

детского

сада

взаимосвязь

игры

и

труда

имеет

различный характер.

В

младшем

дошкольном

возрасте

многие

элементарные

трудовые

навыки,

особенно в области самообслуживания, культурного общения, обращения с

вещами, усваиваются в значительной мере в играх с куклами.

В среднем дошкольном возрасте еще не столь отчетливо проявляется

линия самостоятельной трудовой деятельности детей, хотя в отдельных случаях

содержание игры приводит детей к труду. Особенно часто это можно наблюдать

в играх бытового характера (готовясь к празднику, стирают, гладят кукольный

наряд).

Для

детей

старшего

возраста

труд

становится

самостоятельной

деятельностью. В процессе развития активной трудовой деятельности в игре

детей

старшей

группы

воспитатель

опирается

на

присущую

детям

этого

16

возраста активность и самостоятельность, на их стремление смастерить что-то

своими руками, на способность более длительно, чем в предыдущей группе,

удерживать линию игрового замысла. Связь игровой и трудовой деятельности

сохраняется у них при господствующем положении игры, которая пронизывает

весь трудовой процесс.

В строительных играх дети часто подражают строительной деятельности

взрослых.

Дети

играют

в

«строителей»,

появляется

необходимость

в

строительном

материале.

Игровой

процесс

сливается

с

трудовым,

а

строительная игра с сюжетно-ролевой. В старшем дошкольном возрасте такие

игры могут длиться несколько дней. Содержанием игры в этом случае является

сама строительная деятельность. Чувства, которые испытывают дети в таких

играх, стремление к результату, забота о качестве постройки, её прочности

сближают строительную игру с трудом.

В строительных играх детей старшего дошкольного возраста на ряду с

теми

строительными

материалами,

которые

дети

используют

условно,

(как

будто ворота), могут быть использованы и такие материалы, из которых дети

сами создают настоящие предметы. Одним из таких строительных материалов

является

дерево.

Осваивая

некоторые

навыки

работы

с

деревом,

дети

знакомятся со свойствами материала, узнают, как его можно обрабатывать,

рассматривают предметы, сделанные из дерева и выражают желание сделать

такие же. На занятиях детям предлагают готовые части для конструирования -

санки,

стол,

скамейку.

По

мере

того

как

дети

овладевают

строительными

навыками,

материал

может

быть

усложнен

и

детям

можно

предлагать

не

готовые

части

конструкции

а

разнообразные

обрезки

дерева

-

дощечки,

брусочки и т.д. Очень важно, что бы этот материал хорошо обрабатывался.

Изготовление

игрушки

из

дерева

дает

возможность

педагогу

развивать

трудовую направленность детей, а украшение готовой игрушки дает основание

задействовать некоторые виды ручного труда, обслуживающего игру.

17

В развитии строительно-конструктивной игры в старшем дошкольном

возрасте так же широко используется и природный материал: снег, вода, песок,

шишки, ветки и т.д.

В

первые

зимние

дни

следует

подгребать

снег

на

те

места,

где

предполагаются постройки. Участвуя в сооружении построек, дети разгребают

снег лопатами, утрамбовывают его, катают снежные шары и складывают их

друг с другом, строят фигуры из снега, крепости и т.д. Затем, дети украшают

постройки и фигуры самоделками из бумаги и картона (шапка снеговика). В

летних

условиях

необходимо

в

процессе

игры

использовать

песок

и

воду.

Влажный

песок

является

прекрасным

строительным

материалом.

Дети

с

удовольствием сооружают дворцы, арки, ворота, и мосты, а затем украшают их

сделанными заранее ветряками. В таких играх прослеживается взаимосвязь

ручного

труда

с

физическим.

Совместный

труд

увлекает

детей,

позволяет

почувствовать

свои

возможности,

испытать

радость

от

достигнутых

результатов, а совместная деятельность объединяет общими эмоциональными

переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные

практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность

за

нее,

справится

с

ней,

умение

оценить

свои

возможности,

стремление

выполнить

работу

как

можно

лучше

(прочнее,

устойчивее,

изящнее,

аккуратнее). В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими

приспособлениями,

осваивают

навыки

работы

некоторыми

инструментами,

учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети

на

опыте

усваивают

элементарные

представления

о

свойствах

различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из

него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных

предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать,

склеивать. Работа с природным материалом - листьями, желудями, соломой,

корой и т.д. - дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием

его качеств: цветом, формой, твердостью.

18

Таким

образом,

вязь

игры

и

труда

можно

наблюдать

как

часто

появляющееся

явление:

дети

изготовляют

игрушки-самоделки

на

занятиях

ручным трудом, а используют их, причем очень охотно, в играх. В результате

этого повышается интерес детей к изготовлению игрушек, а игровой процесс

часто сливается с трудовым. Возникая в ходе игры, труд по изготовлению

нужных игрушек временно обособляется от игры, и требует от детей известных

физических и умственных усилий, направленных на достижение результата.

Новая игрушка, сделанная своими руками, охотно используется детьми в игре,

вызывает у них чувство удовлетворения, обогащает содержание игры.

1.3 Формирование положительного отношения к труду у детей старшего

дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивной

игры

19

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и

бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого

продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого

ребенка.

Рассматривая

вопросы

трудового

воспитания

как

важнейшего

в

дошкольном воспитании, педагоги не могли не видеть плодотворного взаимного

влияния игры и труда.

Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой,

у этих видов деятельности общий источник - потребность принимать активное

участие

в

жизни

взрослых

и

стремление

к

самостоятельности.

На

всем

протяжении дошкольного детства связь игры и труда сохраняется. С одной

стороны, часто необходимость в определенных игровых предметах диктует

выполнение трудового действия, тогда дети изготавливают атрибуты и затем

включают их в игру. С другой стороны, продукты детского труда нередко

помогают

создать

воображаемую

ситуацию,

подсказывая

выбор

и

развитие

сюжета игры.

В игровой деятельности происходит подготовка детей к труду. Играя, дети

постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений. Особенно

близки к трудовой деятельности взрослых игры со строительным материалом.

Они

воспитывают

у

детей

такие

качества,

которые

непосредственно

подготавливают их к труду:

умение ставить цель;

умение планировать свою работу;

умение предвидеть результат деятельности;

умение доводить начатое дело до конца;

умение не переключаться на другой вид деятельности;

умение подбирать необходимый материал;

умение критически оценивать результат своей работы и работы;

творчески подходить к осуществлению поставленной цели.

Развитие умения строить, предвидя необходимый результат игры - одна из

важнейших педагогических задач. Её решение поможет воспитывать у детей

20

инициативу,

умение

практически,

своими

руками

добиваться

результата.

Развитие у детей этих качеств высоко ценила Н.К. Крупская. Она указывала, что

если ребёнок сам мастерит игрушку, строит какое-нибудь сооружение, ставит

перед собой цель, подбирает нужный материал, то это содействует развитию

творческой деятельности, что имеет огромное значение в системе воспитания.

В

теории

и

практике

дошкольного

воспитания

долгое

время

господствовала

неправильная

точка

зрения

о

руководстве

строительными

играми детей. Для того что бы игра развернулась, считалось достаточным

внести строительный материал в группу. Эти взгляды прочно укоренились в

практике дошкольного воспитания и привели к тому, что строительные игры

детей до конца дошкольного возраста оставались крайне примитивными.

З.В.

Лиштван,

В.Г.

Нечаева,

Е.И.

Корзакова

доказали,

что

развитие

конструктивных

способностей

детей

находится

в

прямой

зависимости

от

руководства

воспитателя

детской

деятельностью.

Если

воспитатель

систематически обучает детей сооружению различных построек, знакомит их с

конструктивными

особенностями

материалов,

то

практически

все

дети

овладевают определенным объемом умений и навыков. Строительные игры

становятся богаче по содержанию, постройки более разнообразными, лучше

технически

выполнены.

Если

же

воспитатель

ограничивается

только

наблюдением за развитием строительной игры, то конструктивные способности

у детей развиваются не одинаково и разница в умениях будет значительной. Так

же дети не смогут самостоятельно, без помощи воспитателя договорится о

характере постройки, о том, кто какую работу будет выполнять. Таким образом,

в играх со строительным материалом при отсутствии должного руководства со

стороны воспитателя взаимоотношения детей могут принимать совершенно

неправильное

направление.

Систематическое

обучение

конструированию

и

руководство воспитателя детской игрой приводят к существенному изменению

характера строительной деятельности детей.

Рассматривая взаимосвязь игры и труда в старшем дошкольном возрасте,

отечественные педагоги пришли к выводу, что развитие активной трудовой

21

деятельности в процессе строительных игр детей опирается на их активность и

самодеятельность

на

их

стремление

все

мастерить

своими

руками.

Связь

игрового и трудового процессов сохраняется при господствующем положении

игры, которая пронизывает собой и трудовой процесс. Дети спешат выполнить

работу, что бы возобновить игру. Расширение замысла игры происходит под

влиянием

тех

впечатлений,

которые

дети

получают

при

чтении

книг,

рассматривании

иллюстраций,

исходя

из

жизненного

опыта.

Многообразие

игровых

действий,

позволяющих

реализовать

замысел,

создает ся

разнообразием игрушек, приспособлений, которые придают игре новизну.

Характерным

примером

игры,

в

которой

игровой

замысел

порождает

необходимость трудового процесса по изготовлению нужных для игры игрушек,

является игра в «Пароход».

Построив из строительного набора пароход, дети приходят к выводу, что

не

хватает

некоторых

атрибутов:

трубы,

биноклей,

спасательных

лодок,

сигнальных

флажков

и

т.п.

Воспитатель,

осуществляя

руководство

игрой,

предлагает детям самим изготовить недостающие элементы. На занятиях по

ручному труду дети склеивают детали трубы, биноклей, флажков, делают из

бумаги спасательные лодки; на занятиях по ИЗО раскрашивают приготовленные

детали.

На

примере

игры

в

«Пароход»

четко

прослеживается

взаимосвязь

строительно-конструктивной игры с ручным трудом.

Возникая в ходе игры, труд по изготовлению новых игрушек обособляется

от

игры

и

требует

от

детей

известных

физических

и

умственных

усилий,

направленных

на

достижение

результата.

Трудовой

процесс

поглощает

внимание детей, отвлекая их от игрового процесса, но лишь только труд по

изготовлению новых игрушек закончен, открываются новые перспективы для

развития

игры.

Игрушка,

сделанная

своими

руками,

охотно

используется

детьми

в

игре,

обогащает

её

содержание,

вызывает

у

детей

чувство

удовлетворения.

Ценные качества могут быть воспитаны у детей по окончании игры, в

процессе уборки строительного материала:

22

развитие у детей бережного отношения к игрушкам;

трудолюбия;

умения проявлять усилие;

преодолевать трудности;

заканчивать начатое дело.

Эти

воспитательные

задачи

должны

обязательно

осуществляться

в

процессе руководства строительно-конструктивной игрой.

Таким

образом,

педагогическое

руководство

строительными

играми

открывает большие возможности в развитии детей. Систематическое обучение

конструированию

и

руководство

воспитателя

детской

игрой

приводят

к

существенному

изменению

характера

строительной

деятельности

детей.

Исследования советских педагогов показали, что установление взаимосвязи

строительной игры и труда оказывает новые воспитательные возможности,

создает условия для более полного и содержательного развития замысла игры,

повышая у детей интерес к строительным играм.

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР

НА ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Исследование уровня сформированности положительного отношения к

труду у детей старшего дошкольного возраста

23

Практическая часть нашей работы проводилась в период преддипломной

практики с 19 марта по 19 апреля в 2015 году. В Муниципальном бюджетном

дошкольном образовательном учреждении детского сада №151, г. Твери. Для

исследования были взяты дети старшей группы в количестве 10 человек, из них

5 мальчиков, 5 девочек. (Данный список находится в приложении №1)

Наше исследование проводилось в три этапа:

1 этап – проведение диагностику и наблюдения за детьми в строительно-

конструктивных играх;

2

этап

проведение

занятий

с

использованием

строительно-

конструктивных игр;

3 этап – сравнение результатов в начале исследования и на конец.

На

первом

этапе

исследовательской

работы

мы

провели

диагностику

уровня

сформированности

положительного

отношения

к

труду

у

детей

старшего дошкольного возраста. Диагностика была проведена в старшей группе

детского

сада,

целью

которого

являлось

изучение

влияния

строительно-

конструктивной игры на формирование положительного отношения к труду у

детей старшего дошкольного возраста.

Анализ результатов оценивался по трехбалльной шкале.

1 балл - низкий уровень

2 балла - средний уровень.

3 балла - высокий уровень

Результаты оценивания детей по методикам представлены в таблице.

Таблица 2.2 Выявление уровня сформированности положительного отношения

к труду у детей старшего дошкольного возраста детьми контрольной группы

Имя ребёнка

Баллы

Максим А.

1

Илья А.

2

Аня М.

3

Саша К.

2

Ульяна П.

3

Денис Х.

2

Илья Я.

1

24

Коля К.

2

Алиса Г.

1

Соня К.

3

Результаты, представленные в таблице 2.2, позволяют сделать выводы:

1. высокий уровень показали 3 ребенка;

2. средний уровень - 4 ребенка;

3. низкий уровень - 3 ребенка.

Результаты: ВУ – 30%, СУ- 40%, НУ- 30%

Рисунок 2.2

30,00%

40,00%

30,00%

Результаты

ВУ

СУ

НУ

Диагностика определения уровня конструирования по замыслу

Цель:

определить

умение

детей

заранее,

до

начала

строительства,

мысленно представить будущую постройку. Делать схематические наброски

будущей постройки и строить в соответствие с замыслом.

Материал: ящик со строительным материалом, дополнительные средства.

Методика:

вспоминаем

с

детьми

их

любимые

сказки,

сказочных

персонажей. Думаем, что же для них можно построить? Каким это здание будет

внешне? Чем украшено? Предлагаю сначала зарисовать будущую постройку,

затем отобрать нужные для нее детали. Стараюсь не помогать детям в их

25

работе,

только

в

крайних

случаях.

Фиксирую

работу

каждого.

Для

этого

провожу диагностическое задание детьми подгруппами.

Оценка:

НУ – замысел рождается в ходе практических действий с материалом.

СУ – тему определяет заранее, но не удерживает ее, изменяет по ходу

строительства. Образ задуманного неточен.

ВУ – называет заранее постройку, схематически ее зарисовывает и строит

в соответствии со своим чертежом.

Результаты: ВУ – 20%, СУ- 40%, НУ- 40%

Изучение умений представлять пространственные положения объектов

при конструировании

Подготовка

исследования:

18

брусков

из

строительного

материала.

Построенный в виде буквы «Г» домик-образец (одна часть длинная и узкая, а

другая – короткая и широкая). У домика цельная крыша. Флажок над входом.

Игрушки мелкие для обыгрывания постройки.

Проведение исследования: Показываю домик - образец. Возле входной

двери в домик ставлю зайчика. Другие игрушки – возле других сторон домика.

Погляди. Как крыша домика покрывает его всего. Длинная часть приходится

точно на его длинную часть, а короткая часть крыши – на короткую часть

домика. Построй такой же домик. Когда ребенок справился с первым заданием.

Предлагаю: Построй домик так, чтобы его входная дверь была возле уточки,

затем возле медвежонка. Если домик построен неправильно. То крыша не может

правильно

его

покрыть:

длинная

сторона

крыши

приходится

на

короткую

сторону домика и наоборот. Таким образом, крыша домика в данном случае

является контрольной меркой.

Оценка: подсчитываю число правильных решений в пространственном

расположении частей домика относительно друг друга, правильных решений и

26

ошибок

при

расположении

объекта

в

различных

пространственных

расположениях.

Таким

образом

можно

определить

сформированность

умения

представлять последовательность переходов от образца к самостоятельному

конструированию,

а

также

умение

представлять

объекты

в

различных

пространственных положениях.

Результат: ВУ - 10%, СУ- 60%, НУ- 30%.

Изучение творчества при конструировании

Подготовка к диагностике: подобрать разные детали строителя разные по

форме, величине и цвету.

Проведение

диагностики:

проводится

индивидуально.

Ребенку

дают

образец здания, рассмотри и построй другой домик.

Оценка:

1-ая группа детей – постройка схожа с образцом (точно такая же).

2-ая группа детей – постройка незначительно отличается от образца (по

одному или двум признакам – цвету, величине).

З-я группа детей – в постройке использованы все другие детали, разные

или по форме, или по цвету.

4-ая группа детей – постройка полностью отличается от образца.

Результаты: ВУ - 20%, СУ- 60%, НУ- 20%.

1-ая группа

нет

2-ая группа

2 ребенка

3-я группа

6 детей

4-ая группа

2 ребенка

Результаты диагностического обследования детей

Таблица 2.3 Уровень сформированности положительного отношения к труду у

детей старшего дошкольного возраста.

Имя

Методики

Общий

27

ребенка

балл

Конструирование

по замыслу

Конструирование

по образцу

Творческое

конструирование

Максим А.

1

1

2

4

Илья А.

2

2

2

6

Аня М.

3

3

2

8

Саша К.

2

1

2

5

Ульяна П.

2

2

2

6

Денис Х.

1

2

1

4

Илья Я.

1

2

2

5

Коля К.

2

2

3

7

Алиса Г.

1

1

1

3

Соня К.

1

2

3

6

Как

показывают

результаты

обследования,

уровень

сформированности

положительного отношения к труду , из таблицы 2.3 видно, что:

-

высокий

уровень

сформированности

положительного

отношения

к

труду

показали 2 ребенка (7-8 б);

- средний уровень сформированности положительного отношения к труду

показали 5 детей (5-6 б);

-

низкий

уровень

сформированности

положительного

отношения

к

труду

показал 3 ребёнок (3-4 б).

Рисунок 2.3

20,00%

50,00%

30,00%

Продажи

ВУ

СУ

НУ

28

2.2 Работа со строительно-конструктивной игрой направленной на

формирование положительного отношения к труду у детей старшего

дошкольного возраста

На

втором

этапе

работы

были

проведены

занятия

с

использованием

строительно-конструктивных игр, которые проводились в течение 1 месяца в

обычном порядке.

Для исследования

была определена строительно-конструктивная игра

«Микрорайон города». Цель игры заключалась в выявлении положительного

отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Игра проводилась в

свободное от занятий время во второй половине дня. При организации игры

учитывались следующая группа показателей:

1)

Содержание игры.

2)

Способы решения детьми игровых задач.

3)

Взаимодействие в игре.

4)

Первая группа показателей определяла содержание игры. Содержание

игры наблюдалось исходя из следующих показателей:

— возрастные особенности детей.

29

— как у детей возникает замысел игры (дети сами придумывают или им

подсказывает воспитатель).

— сколько игровых задач ставит ребёнок (построить здания, распределить

роли и начать игру, или на каждом этапе задач действия расширяются)

— насколько

разнообразны

поставленные

игровые

задачи

(проводилось

наблюдение, однообразны игровые задачи или разнообразны)

— степень самостоятельности детей в постановке игровых задач. (сами дети

ставят задачи или при помощи взрослого)

Таким образом, выделенные показатели дают представление о содержании

строительно-конструктивной игры.

Вторая

группа

показателей

содержит

способы

решения

детьми

игровых

задач.

Для

выяснения

способов

решения

игровых

задач

были

поставлены

следующие вопросы:

— насколько разнообразны (или однообразны) игровые действия детей.

— степень обобщенности игровых действий (развёрнутые или обобщенные).

— распределение ролей в игре. (сами дети договариваются или при помощи

взрослого).

В ы д е л е н н ы е

п о к а з ат е л и

п о з в о л я ют

о п р е д е л и т ь

у р о в е н ь

сформированности у детей игровых задач.

Третья группа показателей характеризует взаимодействие детей в игре:

— вся ли группа принимает участие во взаимодействии в игре или только -

часть детей берёт на себя инициативу.

— какова длительность взаимодействия детей в игре.

Итак,

рассмотренные

группы

показателей

дают

разностороннее

представление

о

степени

сформированности

у

детей

строительно-

конструктивной игры.

Для

проведения

диагностирования

строительно-конструктивной

игры

«Микрорайон города»

как средства положительного отношения к труду был

использован метод беседы с детьми о содержании игры.

Целью беседы, было выявление знаний о зданиях, о профессии строитель

или архитектор.

30

Предварительная

работа:

Рассматривание

моделей

зданий,

сравнение

зданий прошлого и настоящего времени, рассматривание картин, фотографий,

иллюстраций с изображениями зданий, чтение художественных произведений

Владимир Маяковский «Кем быть». Были так же рассмотрены виды зданий, а

затем дети определили, здания какого вида они будут строить. Так же были

обговорены основные детали зданий.

Таким образом, на основании беседы был проведен диагностический

анализ содержания строительно-конструктивной игры и выделено три уровня

развития игры: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень включенности в строительно-контструктивную игру. У

детей возникают разнообразные игровые замыслы. Они при их реализации

комбинируют знакомые и мало знакомые события. С особым интересом дети

отображают в играх взаимодействия и общения людей. Все игровые эпизоды

взаимосвязаны по смыслу. Игровые задачи дети всегда ставят самостоятельно.

Хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач, они легко

варьирует их в зависимости от возникшей ситуации.

Также хорошо сформированы и ролевые способы решения игровых задач.

При

выполнении

роли

используются

разнообразные

ролевые

действия,

передается

настроение,

характер

человека,

то

есть

любые

действия

эмоционально выразительны. Легко, чаще по собственной инициативе, дети

вступают в ролевую беседу с взрослыми и со сверстниками. Она интересная и

длительная.

Вступая во взаимодействие, дети ставят и принимают игровые задачи,

умеют тактично от некоторых отказываться. Наиболее характерно длительное

взаимодействие, хотя по ходу игры дети могут вступать и в кратковременное

взаимодействие.

Средний

уровень

включенности

в

строительно-конструктивную

игру.

Игра отличается от высокого уровня тем, что у детей менее сформирована

ролевая беседа. Чаще всего они вступают в кратковременное взаимодействие.

31

Низкий

уровень

включенности

в

строительно-конструктивную

игру.

Низкого уровня развития строительно-конструктивной игры не зафиксировано.

2.3 Сравнительный анализ результатов

Проведённая

диагностика

строительно-конструктивной

игры

в

Муниципальном

бюджетном

дошкольном

образовательном

учреждении

детского сада №151, г. Твери, показала, что на начальном этапе эксперимента

высокий уровень строительно-конструктивной игры показало незначительное

количество детей, большинство показало средний уровень.

Полнота

развития

строительно-конструктивной

игры,

ее

влияние

на

положительное отношение к труду, её воспитательная ценность повышается

при условии планирования развития игры педагогом.

Осуществляя руководство игрой, рекомендуется планировать:

— задачи руководства игрой;

— методические приёмы, с помощью которых будут решаться поставленные

задачи.

Что бы определить задачи руководства игрой, надо хорошо знать как

развита игра у каждого ребёнка, это помогает выявить диагностика.

Рекомендуется составлять календарные планы руководства игрой (на 1-2

дня), что бы воспитатель знал и учитывал игровые замыслы детей во время

планирования методических приёмов. Содержание приёмов воспитатель может

изменить, ели у детей появиться другой замысел игры.

32

Кроме

календарного

плана

может

быть

составлен

кратковременный

перспективный план. Он нужен для того, что бы во-первых, видеть перспективу

развития

игры

в

течении

определённого

времени,

во-вторых,

для

осуществления связи ознакомления с окружающим и дальнейшего развития

содержания игры.

С детьми старшей группы была проведена строительно-конструктивная

игра «Микрорайон города», суть которой заключается в формировании у детей

положительного отношения к трудовой деятельности, возникающей во время

игры, положительного отношения к труду взрослых.

Реализация этой игры помогла детям почувствовать взаимосвязь игровых

действий с конструктивными и трудовыми.

В ходе игры детям приходилось ставить игровые задачи, для реализации

этих задач детям приходилось изготовлять различные атрибуты, нужные для

полноценного развития игры. На этом этапе дети занимались ручным трудом.

Они изготавливали клумбы, фонтаны.

Таким

образом,

под

влиянием

педагогического

воздействия,

направленного

на

обогащение

строительно-конструктивного

опыта,

деятельность

детей

существенно

изменяется,

она

учит

уважать

мнение

товарищей по игре, учит обращать внимание на взаимосвязь игры с трудовой

деятельностью,

как

детей,

так

и

взрослых,

и

приобретает

характер

целенаправленной, богатой по содержанию трудовой деятельности.

Распределение

детей

по

уровням

включенности

в

строительно-

конструктивную

игру

и

сформированности

положительного

отношения

к

трудовой деятельности в конце исследовательской работы.

Таблица 2.1 Уровень включенности в строительно-конструктивную игру.

Количество

детей

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

33

10

2

7

1

В старшей группе включенность детей в строительно-конструктивную

игру

и

сформированность

у

них

положительного

отношения

к

труду

практически не изменилась. По прежнему высокий уровень показало меньшее

количество детей. Большинство составили средний уровень.

В конце нашего исследования дети стали отличатся умением понимать

простые связи и закономерности, способны к рассуждениям, умозаключениям,

выводам. Все дети благодаря их вовлеченности в строительно-конструктивную

игру

умеют

ставить

и

решать

игровые

задачи,

используют

разнообразные

ролевые действия, передают характер и настроение человека, легко вступают во

взаимодействие друг с другом. Вывод: данные нашего исследования показали,

что процесс развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного

возраста

требует

целенаправленного

педагогического

руководства.

Под

педагогическим руководством мы понимаем процесс, в котором используются

такие

методы

и

приёмы,

которые

содействовали

бы

лучшему

развитию

строительно-конструктивных

умений

детей.

Игра

-

как

ведущий

вид

деятельности

направлена

на

познание

ребёнком

окружающего

мира,

путем

активного участия в труде и повседневной жизнедеятельности детей.

34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека, но за это

время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую

жизнь. Дошкольный возраст это возраст игры, дети много и с удовольствием

играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму.

Игра – особая форма освоения ребёнком окружающей действительности

во

всём

многообразии

норм

и

отношений

между

людьми

путём

их

воспроизведения и моделирования. Именно в процессе игры ребёнок усваивает

ценность, направленность и содержание социальных контактов между людьми,

познает

окружающий

мир

достаточно

активно.

Стремясь

увиденное,

услышанное

претворить

в

жизнь,

потому

что

именно

игра

позволяет

осуществить то, что в реальной жизни недоступно.

Конструирование

и

строительные

игры

имеют

большое

значение

для

всестороннего развития личности и познавательной сферы дошкольника. На

НОД

со

строительным

материалом

осуществляется

развитие

сенсорных

способностей

детей.

Дети

приобретают

не

только

умения

конструировать

отдельные

предметы,

но

и

такие

качества

личности,

как

умение

целенаправленно

рассматривать

предметы

и

сооружения,

расчленять

их

на

части, сравнивать предметы и сооружения, видеть в них общее и различное,

делать

умозаключения

и

обобщения,

разбираться

в

конструкции,

находить

35

основные

конструктивные

части,

от

которых

зависит

расположение

других

частей, т. е. ребенок проделывает ряд мыслительных операций, в результате

чего у него формируются четкие представления о предмете.

Строительные игры способствуют развитию умственных способностей,

произвольности

психических

процессов

(восприятия,

памяти,

мышления,

воображения). При этом овладение навыками уже не становится самоцелью.

Ребенок приобретает их осознанно как средство для решения более сложных

умственных задач.

В играх со строительным материалом у детей формируется интерес к

технике, развивается наблюдательность, дети приобретают некоторые сведения

технического характера, знакомятся с простейшими свойствами геометрических

тел.

Игры

со

строительным

материалом

особенно

близки

к

трудовой

деятельности. Они воспитывают у детей умение ставить цель, планировать

работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты

своей работы и работы товарищей, творчески подходить к осуществлению

поставленной цели.

Строительные игры способствуют совершенствованию речи детей: они

делятся своими замыслами, объясняют свои действия, обсуждают замыслы,

мотивируют,

отстаивают

свои

предложения,

договариваются

о

совместной

стройке. Речь детей обогащается новыми понятиями, терминами, употребление

которых делает ее более точной, грамотной.

Игры

со

строительным

материалом

имеют

большое

значение

для

организации

детского

коллектива.

В

детском

саду

ребята

часто

играют

со

строительным

материалом

группами.

В

этом

случае

их

деятельность

направлена на достижение общей цели. При определенной направленности

строительных игр и обучении детей конструктивной деятельности имеются

большие

возможности

для

воспитания

первоначальных

навыков

дружной

работы в коллективе.

36

Строительные игры ценны и тем, что доставляют большое эмоциональное

наслаждение детям, так как сопровождаются чувством радости при решении

разнообразных конструктивных задач.

Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что впоследствии появится в

его собственном поведении - доброжелательное отношение к людям, взаимная

помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду, всё это

может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой [Текст]: метод. Пособие для воспит. садов. -

М.: Просвещение, 1987.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]: Избр. психол.

труды. - М.: Просвещение, 1985.

3. Бондаренко А.К., Матусик А.И. [Текст]: воспитание детей в игре. пособие для

воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1979.

4. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей [Текст] // Дошкольное

воспитание. // - 2003.

5. Выготский Л.С. Детская психология. [Текст]: Собр. Соч. - М., 1982. - т.4.

6. Давидчук А.И. Развитие у дошкольников конструктивного творчества [Текст]:

- М., Просвещение, 1976.

7. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду.

Под ред.В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. [Текст]: - М.: Просвещение, 1991.

37

8. Дыбина О. Игра - путь к познанию предметного мира [Текст]: // Дошкольное

воспитание. // - 2005. - №4.

9. Заморев С.И., Кудрявцева С.В. От игры - к развитию личности [Текст]: //

Дошкольное воспитание. // - 1995. - №3.

10.

Запорожец

А.В.

Проблема

дошкольной

игры

и

руководство

ею

в

воспитательных целях. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольника. [Текст]:

- М.: Просвещение, 1978.

11. Запорожец А.В. Педагогика [Текст]: Некоторые психологические проблемы

детской игры - М.: Просвещение, 1986.

12. Запорожец А. В.: Педагогика, [Текст]: Избранные психологические труды В

2 т. - М.: Просвещение, 1986.

13.

Комарова

Н.Ф.

Как

руководить

творческими

играми

детей

[Текст]:

Методические рекомендации. - Н. Новгород, 1992.

14. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду [Текст]:

пособие для воспитателя детского сада. - М., Просвещение, 1990.

15.

Леонтьев

А.Н.

Психологические

основы

дошкольной

игры

[Текст]:

Избранные психологические произведения. В 2 т. - М., Просвещение 1983. - Т.1.

16. Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду

[Текст]: пособие для воспитателя детского сада - М., Просвещение, 1971.

17. Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду

[Текст]: пособие для воспитателя детского сада - М., Просвещение, 1967.

18. Лиштван З.В. Конструирование. [Текст]: пособие для воспитателя детского

сада - М., Просвещение, 1981.

19. Логинова В.И. Формирование представления о труде взрослых [Текст]: //

Дошкольное воспитание // - 1978 - №10.

38

20. Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников. Вопросы

психологии ребенка дошкольного возраста [Текст]: / Под ред.А.Н. Леонтьева,

А.В. Запорожца. - М.; Л., 1948.

21. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей [Текст:] Педсочинения, - М.,

1984 - Т.4.

22. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. [Текст]: Кн. для

воспитателей детск. сада - М., Просвещение, 1991.

23.

Менджерицкая

Д.В.

Воспитателю

о

детской

игре

[Текст]:

Кн.

для

воспитателей детск. сада - М., Просвещение, 1982.

24.

Нечаева

В.Г.

Конструирование

в

детском

саду

[Текст]:

пособие

для

воспитателя детского сада - М., 1961.

25. Парамонова Л.А. Конструирование [Текст] // Истоки: Базисная программа

развития ребенка-дошкольника. - 2-е изд., испр. и доп. - М., Просвещение, 2001.

26. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском

саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада - М., Просвещение, 2002.

27. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]: / Под ред. М.А.

Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М., Педагогика, 1996.

28. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного

отношения к сверстникам [Текст]: // Дошкольное воспитание. - 2003. - №4.

29. Солнцева О. Играем в сюжетные игры [Текст]: // Дошкольное воспитание -

2005. - №4.

30. Усова А.П. Обучение в детском саду [Текст]: /Под ред. А.В. Запорожца.3 - е

изд., испр. - М., Просвещение, 1981.

31. Ушинский К.Д. Сочинения. [Текст]: - М., Лениздат, 1950. - т.8.

39

32. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст]: Педагогика, - М., Просвещение,

1978.



В раздел образования