Напоминание

Поэзия родного края


Автор: Цыганенко Галина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Михайловская СОШ имени Костенко В.Г."
Населённый пункт: с. Михайловка, Амурской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Поэзия родного края
Раздел: среднее образование





Назад





Тема.
Поэзия родного края
Цели
: знакомство учащихся с поэзией родного края, совершенствование знаний учащихся о современной поэзии, техники выразительного чтения стихотворений, развитие речи учащихся, воспитание любви к малой родине, интереса к поэзии.
Методы:
слово учителя, выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы.
Оборудование:

Ход урока.

Орг. момент.

Слово учителя.
Приамурские синие дали: Перелески, холмы и луга… Сколько б в жизни красот не встречали, Сердцу краше родные края. Да, прекрасна наша Амурская земля, прекрасна своей плодородной землёй с роскошными полями, заповедными лесами, речушками, подземными богатствами и, конечно же, людьми, прославившими родные края своим трудом. Все это наша Родина. Великое слово “Родина” стучало в сердцах многих людей, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, в слове поэтов. С древних времен тема Родины стала главной темой отечественной литературы. Родине посвящали вдохновенные строки А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.Кольцов, Е.Баратынский, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев … Но ведь и наша земля, Амурская, славится своими именами! И поэтому предлагаем вашему вниманию небольшую литературную композицию, приглашаем вас послушать стихи поэтов нашего края. Постарайтесь запомнить их имена. “Пою тебя, мой край родной...” (объявление и запись темы)
1 ученик:
Просторы – не окинешь взором. То мелколесье, то стога, Отполированы озера И кем-то вправлены в луга. Косяк ли уток пронесется, Иль песня вспыхнет над рекой – Все это в сердце отзовется Необъяснимою тоской.
Это стихи
Николая Трифоновича Дегтярёва ,
родился он в поселке Серышево Амурской области. С раннего детства пристрастился к чтению. Интересовался не только прозой, но и поэзией. С детства любил наблюдать за изменениями, которые происходили в природе. Часами мог сидеть у озера , наблюдать, как от легкого ветерка на поверхности воды появляются барашки. От этого сладостного чувства строчки сами собой появлялись в его памяти.
У:
В любое время года хороша амурская природа. Особенно хороша она весной, когда природа только начинает просыпаться. Вот какой её увидел Николай Дегтярёв.
«Я сегодня увидел весну»
Я сегодня увидел весну В отраженье сосульки на крыше. Неужели опять не усну, Если звуки капели услышу? Капли падают в таящий снег, Ручейком, пробиваясь на волю. И под громкий безудержный смех Так и мчатся за кем - то в погоню. Мне от запаха талой воды Перекрыло дыхание на вздохе, Как от быстрой, на тройке, езды, Где в санях лишь одни скоморохи. И смеётся, и стонет душа, С ней ликует и плачет природа. До чего же она хороша На пороге цветущего года!
У: Олег Маслов.
Невозможно оставаться равнодушными ко всему, что окружает нас. И это восхищение красотой природы, поэтом выливается в стихи и песни.
2 ученик:
Его имя стало известно амурским читателям еще в 50-е годы. Олег Маслов- поэт, прозаик, театральный критик. Поэзия – выражение внутреннего мира поэта. По профессии
Олег Маслов
врач, кандидат медицинских наук. Профессия дает ему хлеб насущный, а стихи – пищу духовную. С теплотой и любовью он отзывается о родном крае, о людях , живущих на нашей земле. Одно из его стихотворений называется «
Амурские села.».
Послушайте его. Амурские села. Ехал я с гостем столичным По сторонке. По родной, И названьям сел привычным Удивлялся спутник мой: Где кишели рыбой воды, А вокруг – тайга и зверь, Там охотные народы Промышляют и теперь. - Где ж экзотика Востока, Где амурский колорит? И названий постарее Эвенкийских тож не
То Полтавка, то Тамбовка, То Ивановка дымит… счесть Есть и Зея , и Бурея, Тында есть, и Тыгда есть. Та ж российская подобность, Лишь пропорции не в лад. Сам район размером в область, А райцентр – увы не град. А по долам хлебопашным, По брегам великих рек Основали предки наши Села русские навек. И назвать их неужели Поновей не смог никто? - Все могли – не захотели. И спасибо им за то. И. храня Отчизне верность, В память дедовской земли Именами всех губерний Эти веси нарекли. Так случилось, что издревле Люди тут не лили кровь За ухоженные земли, А осваивали новь. Так без всякого засилья Отразилась, и вполне, География России На амурской стороне.
У:
Еще один наш земляк беззаветно влюбленный в свой край, свою землю. О нем можно говорить долго и много. Это коллега Олега Маслова. . С отличием окончивший Благовещенский Государственный медицинский институт и аспирантуру. Наш современник. Почетный гость нашей школы. О себе он говорит: «Когда в моей жизни есть литература, живопись, искусство, это делает меня счастливым».
Это

Николай

Романович Левченко.

Ученик
: В Приамурье его имя широко известно читателям и любителям поэзии. Врач, художник и поэт., Николай Романович не обделён и другими талантами. Все свои книги он иллюстрирует сам. Послушайте стих-е Николая Левченко
«Родные просторы»
Там, где закаты багровой рекою, Льются, меня унося за собою, Можно дотронуться неба рукою, Там моя жизнь, там мой край золотой. Там соловьи, распеваясь на ветках, Нота за нотой ласкают мой слух, Там, в паутинных окутанный сетках, Стадо ведёт чуть уставший пастух. Там, где небесный художник раскрасил, Яркими красками зелень полей, Сердце добавит оранжевых масел, Чтобы пейзаж становился теплей. Там ручеёк, освященный закатом, В танце веселом куда-то бежит, Там остаются печали за кадром, Там каждый листик с тобой говорит.
Там, где закаты багровой рекою, Льются, меня унося за собою, Можно дотронуться неба рукою, Там моя жизнь, там мой край золотой
У:

Поэзию Игоря Еремина
отличает высокое чувство причастности к делам и судьбам людей, глубина мыслей, искренность чувств. Поражает то, как точно автор описывает состояние природы, подбирая верные и точные сравнения, эпитеты и метафоры.
4 ученик:

Игорь Еремин
родился в 1934 году. В 1952 г. приехал на Дальний Восток. Окончил Благовещенский государственный педагогический институт. С 1957 года его стихи печатались в областных газетах. Выпустил сборники стихов “Березовые окна”, “Весны”, “Ладони”, “Земные корни”, “Сердцевина”. С любовью пишет он о своей малой родине. Пройду, пройду по родине, Где ветры травы мнут, Где к молодой смородине Влюблено пчелы льнут. Что надо мне, что хочется В том дорогом краю, Который дал мне отчество, Фамилию мою? А ничего особенно, Найти из всех примет Хотя бы мостик сгорбленный, Оставшийся с тех лет.
У
: Где бы человек не находился, куда бы судьба его не забросила, его всегда тянет на Родину, в родные с детства сердцу места. С любовью и нежностью отзывается о свое малой родине
Виктор Алюшин.
Его Стихипокоряют своей чистотой, свежестью красок, красотою и звучностью языка.
5 ученик:

Виктор Алюшин
родился в Амурской области, окончил литературный институт им. А.М.Горького. Журналист Павел Савинкин очень точно определил место Алюшина в русской поэзии: «Маленький поэт большой страны. Большой поэт малой родины». Дальний Восток. Где встретите еще такие виды? Уже колхоз заканчивает сев, А в чаще, всеми вьюгами изрыты, Лежат сугробы, даже не осев. Багульником зарозовела сопка, Плывет по небу птичий караван. И ручеек бежит из чащи робко, Отсюда и берет свое начало Бескрайняя Амурская тайга. А ближе к океану – там другое. Держа тумана космы на весу, Соленый ветер мчится н ад тайгою, Над родиной охотника Дерсу.
Как будто он от вешней сини пьян. А д а л ь ш е – с т е п ь . В о з е р а х с т о л ь к о б л е с к а ! И на меня здесь веет дорогим, Но вот пейзаж стремительно и резко, Как кинокадр, сменяется другим. Плоты и баржи Зея у кач а л а , Все выше и скалистей берега Стволы березок оплетая туго, Лианы вьют причудливую вязь. Природа Севера с природой Юга Когда-то здесь навек переплелась.
У:
Этому человеку важно, чтобы его произведения нашли отклик в душах людей, прибавили в их жизнь тепла и доброты. Сколько музыки и прелести в стихах
Игоря

Игнатенко,
пожалуй, нет темы, которой бы сердце поэта, не откликнулось лирическими строчками.
6 ученик
:
Игорь Игнатенко
родился в Амурской области, окончил Благовещенский государственный педагогический институт . Работал на БАМе. Вышло двенадцать его книг стихотворений и прозы. Я, словно клен, К земле родной прирос. О, как горчат живительные соки! Хмелею до невыплаканных слез, Глотая ветер на обрыве сопки. Речная пойма в синих лоскутах – Дробится солнце в старицах, протоках, Сухие гнезда на сухих кустах Качают ветры северо-востока. Гнездовья, потерявшие птенцов, Найдут ли вас усталые пичуги? Пусть желторотых выведут птенцов И щебетом разбудят жизнь в округе.
У:
От стихов этого поэта на душе надолго остается ощущение теплоты, умиротворения. В каждой строке признается он в любви родной земле. По своему воспринимает автор окружающий мир. Его волнует тема природы, её охрана. Об этом он пишет в стихах.
7 ученик:

Леонид

Завальнюк-

поэт,

прозаик,

родился

в

1931

году.

С

1951

г.

жил

в

Благовещенске.

Окончил

Литературный

институт.

Печатается

с

1952

года.

Амурское книжное издательство выпустило 5 книг его стихотворений, песен, две

повести. Поэт пишет о том, что каждому человеку знакомо, близко и дорого, что

с в я з а н о

с

п о н я т и е м

Р о д и н ы .

Послушайте его стих-е «Я люблю эту землю»
Я люблю эту землю - И в сиянье, и темную, И т е б я , н о в ы й в е к , Темноту д о б и ва ю щ и й .
И покрытую зеленью, И пургой заметенную И т е б я , ч е л о в е к , От любви прозревающий. По судьбе – и случайную, Даровую – и трудную. И пустынно-печальную, И веселую, людную. Н е б о с и н ю ю к р о в л ю У р о н и л о н а З е ю … С е р д ц е м , в с е й с в о е й кровью Я люблю эту землю. Я люблю эту землю – С голубыми составами, С городами далекими, Молодыми и старыми.
У:
эту молодую, красивую, умную, беззаветно талантливую поэтессу знают все михайловцы и не только.
Женя Бутова
. В свет вышли 3 сборника с ее стихами
.
Первая книжка «Неизвестная птица» есть в библиотеке Президента России Владимира Владимировича Путина. Вся красота родного края отлилась у Евгении в стихах, полных любви к своей земле.
Ученик:
. Окончив в 2005 году школу, Евгения поступила в Амурский государственный университет. Быть психологом – это её мечта. Но девушка продолжает радовать своих читателей новыми сочинениями. Поэтесса призывает нас проявлять милосердие ко всему живому, сеять на земле светлое, доброе, вечное. Её волнует тема природы, её охрана. Она дважды Лауреат премии Администрации Амурской области в сфере культуры и искусства.
У:
П. Комарова называют певцом Дальнего Востока. И это действительно так. Все свое вдохновенное творчество поэт посвятил дальневосточному краю, его неповторимой природе, его замечательным людям.
7 ученик:

П.Комаров родился в 1911 году
в Новгородской губернии. Семилетним мальчиком приехал он вместе с родителями-переселенцами на зейские берега, в таежную деревушку. Здесь учился в школе, потом в сельскохозяйственном техникуме. Рано начал сотрудничать в газетах и писать стихи. Первый сборник “У берегов Амура вышел в 1940 году. Затем почти каждый год появлялись новые книги. Жизнь П.Комарова оборвалась в 1949 году в самом расцвете творческих сил.
У :
П.Комаров слагает песни и сказки, наполненные глубочайшей любовью к родине, они необыкновенно музыкальны и поэтичны, прославляют родной край! Давайте обратимся к немногим из них.

8 ученик:

стихотворение “Когда бы я не был знаком”:читает….
Когда бы я не был знаком С твоими холмами зелеными, Что пахнут лесным чесноком, Сосновой смолой и пионами, Когда бы не знал я дорог К твоим соловьиным кустарникам, К лугам, где мышиный горох Обнялся с травой-золотарником, Когда бы в полях не бывал, Где зреют колхозные озими, Где с осени каждый увал Под пашню возделан колхозами, Когда бы ручьи позабыл, Где каждая струйка – хрустальная, - Наверно бы, так не любил Тебя, сторона моя дальняя…
“Сосна”
Скрипит высокая сосна, И, молнией расколота, Весной на землю льет она Смолы живое золото. И каждый вечер по весне Своей тропинкой узенькой Идет к расколотой сосне Медведь – любитель музыки. Чуть слышно дерево поет… Дивясь такому случаю, Медведь раскачивать начнет Плечом сосну певучую. Когда ты ходишь по лесам – И ты тропинкой узенькой Приди к сосне, послушай сам Лесную эту музыку.
У:

Стих-е П.Комарова,
которое сейчас прозвучит - это гимн родине, мелодия которого проста и естественна, как дыхание, прозрачна, как слезы восторга, благодарности, счастья. “только в песне да в сказке уместится Приамурье мое!”
Стих-е “Приамурье” читает
….

У:
Какая тема объединяет стихотворения, прозвучавшие в композиции? - Назовите авторов, которых вы записали. Этот ряд можно дополнить другими именами: Николай Фотьев, Виктор Яганов, Владимир Илюшин, Светлана Борзунова, и многие другие. С каким чувством поэты говорят о Родине?
Заключительное слово:
Искренне и задушевно говорят дальневосточные поэты о родном крае. Их произведения учат нас видеть, понимать и любить природу родной земли. Глубокими корнями связан человек со своей землей, с тем местом, где он родился, жил, учился. История и культура, быт и природа – все это становится частицей жизни, приобщает нас к высокому чувству любви к своей стране.
(Звучит песня “Родной край”)


В раздел образования