Автор: Иванова Нина Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №53 Центрального района
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Состояние фонетико -фонематического воспитания у незрячих детей со стертой дизартрией"
Раздел: дошкольное образование
Состояние фонетико –фонематического восприятия у незрячих
дошкольников со стертой дизартрией.
Стёртая
дизартрия
у
детей
является
одним
из
разнообразных
нарушений
процесса
саморазвития
устной
речи.
Она
относится
к
числу
широко
распространённых,
но
тем
не
менее
недостаточно
изученных
расстройств речи. Проблема расстройства речи у детей с глубокими
дефектами зрения в логопедическом плане, судя по немногочисленным
литературным данным, ни в один из периодов развития дефектологии
углубленно не изучалась и не разрабатывалась. Лишь с 20 – 30 годах 20
века
начинают
появляться
логопедические
работы, но
исследования
ведутся в плане изучения нарушений звукопроизношения. В 60 -70 годы в
логопедии
появляется
целый
ряд работ, в
которых
рассматриваются
вопросы
о
характере
системного
недоразвития
или
распада
речи.
Системный
анализ
речевых нарушений
у
детей, утвердившийся
в
логопедии, дал основание по-иному увидеть и те аспекты, которые могли
иметь значение для понимания речевых нарушений, их природы у детей
с
глубокими
дефектами
зрения
(О.Л.Жильцова,
С.Л.Коробко,
Н.С.Костючек,
Н.А.Крылова,
Т.П.Свиридюк).
В
литературе
имеются
разрозненные данные о том, что у таких детей речевые расстройства
могут
быть
следствием
самых
разнообразных
причин: нарушений
внутриутробного развития и ЦНС, воздействия и соматических факторов,
слабого развития моторики и координации. Сложная структура речевого
нарушения
при
стёртой
дизартрии
требует
комплексного
подхода
в
организации
и
проведении
коррекционных
мероприятий.
В
структуре
речевого дефекта у детей со стёртой дизартрией ведущими нарушениями
выступают нарушения формирования системы фонетических средств языка.
Расстройство формирования фонетического компонента детской речи и его
вторичные
последствия
при
стёртой
дизартрии
оказывают
отрицательное
влияние
на
формирование
и
совершенствование
лексиче ского,
морфологического, семантического компонентов языковой способности.
Своевременное
выявление
незрячих
детей
с
фонетико-
фонематическим
недоразвитием
при
стёртой
дизартрии,
проведение
специально
организованного
обучения
позволяет
не
только
исправить
первичный
дефект,
предупредить
вторичный,
но
и
подготовить
их
к
обучению в школе.
Для обследования были представлены две группы детей : первая - дети
незрячие, вторая – дети амблиопией и косоглазием.
Каждой группе детей предложили выполнить задания по девяти
параметрам : обследование артикуляционной моторики, исследование
слухового и зрительного внимания и восприятия, исследование состояния
общей моторики, исследование состояния мелкой моторики, способность
различать слова близкие по звуковому составу, способность
дифференцировать звуки по противопоставлениям, исследование навыка
дифференцировки фонем, исследование фонематического анализа, синтеза,
фонетических представлений, состояние слоговой структуры слова.
Данные обследования приведены в таблице
Средние показатели выполнения заданий контрольной (дети
слабовидящие) и экспериментальной (незрячие) группы
Наименование заданий
КГ
ЭГ
Слоговая структура слова
2,2
2
Артикуляторная
моторика
2
1.5
Исследование гнозиса
2,2
2,2
Общая моторика
2,2
0,9
Мелкая моторика
2,5
2,4
Различение слов близких по звуковому
составу
3,2
2,4
2
Дифференциация звуков по
противопоставлению
2,9
2,9
Дифференциация фонем
3,3
3,3
Фонематический синтез, анализ
представления
3,3
2,6
По результатам анализа у детей экспериментальной группы высокого
уровня нет.
В контрольной группе у одного ребенка высокий уровень фонетико –
фонематического развития. У этого ребенка при обследовании речевого
аппарата
не
обнаружено
нарушений . Она
выполняла полный
объем
движений, точно, активно, мимика
живая
выразительная, адекватная ,
мышечный тонус в норме. Она не заменяла одно движение другим, темп
выполнения
был
достаточный, достаточно
долго
удерживала
органы
артикуляции в заданном положении. Девочка выполнила все задания на
проверку
слухового
и
зрительного
восприятия
правильно.
При
обследовании
общей
и
мелкой
моторики
девочка
с
первого
раза
выполнила все задания и движения в полном объеме и в нормальном
темпе. При обследовании навыков различения слов близких по звуковому
составу использовало
наглядно – действенный
и
смешанный
способ
объяснения слова. Она точно выбирала изображение действия, картинку,
подбирала слова описания данного предмета или слова.
Девочка точно и правильно дифференцировали звуки, выделяла их.
Вика
хорошо
справилась
с
определением
места
звука
в
слове,
последовательность звуков в слове, правильно определила количество
звуков в слове. Девочка придумала много слов с определенным звуком,
составляла
правильно
слова
из
звуков. При
обследовании
слоговой
структуры слова она не допустила ошибок.
В экспериментальной группе пять человек получили средний балл.
В группе контрольной средний балл получили шесть человек. Этим
детям
было
не
всегда
быстро
перестроить
свой
артикуляционный
3
аппарат при обследовании артикуляционной моторики. У этих детей
возникало напряжение при выполнении задания, повышенный мышечный
тонус, выполнение замедленное. При проверке слухового и зрительного
восприятия у детей слабовидящих возникли не большие проблемы в
определении звучания инструмента, которые были использованы для
предъявления, не все дети правильно определили оттенки основных
цветов. У незрячих детей проблемы со слуховым вниманием были
связаны только в узнавании одного инструмента (трещотка ). Проверка
тактильного восприятия показала достаточно хорошие результаты.
Состояние общей и мелкой моторики. Большую проблему составила
для детей обоих групп обследование общей моторики. Им было трудно
сохранить равновесие, а для незрячих детей не все понятны были
команды. При
обследовании
различения
слов
близких
по звуковому
составу дети допускали негрубые ошибки, слабовидящие дети объясняли
наглядно – действенным способом, стараясь включить в свое объяснение
слова синонимы. Незрячие дети выполняли это задание, используя не
картинки, как слабовидящие дети, а натуральные предметы, игрушки и
использовали для объяснения слов слова синонимы, включая их в
контекст предложений и словосочетаний. Дети этого уровня хорошо
дифференцировали звуки и фонемы. Они допустили только не грубые
ошибки. У них возникли трудности в организации речевых движений при
выполнении упражнения «повтори за мной: аоуи, иоуа, иыоу, аоыу».
При обследовании фонетического и фонематического анализа у детей
возникли проблемы в составлении слова из звуков, которые стоят не
последовательно «звуки поменялись местами». У незрячих детей было
несколько ошибок при выполнении задания на рассортировку предметов,
в названии которых были оппозиционные звуки. При обследовании
слоговой структуры слова дети допускали одну – две ошибки, опускали
согласные в стечениях.
4
Ниже
среднего
уровня
у
незрячих
детей три
человека,
у
слабовидящих три человека. У этой группы детей были проблемы с
речевой моторикой: мимика не адекватная, активность заторможенная,
неточное выполнение движения, длительный поиск позы, повышенный
мышечный тонус. В исследование слухового и зрительного восприятия
больших проблем не встретили. У незрячих детей проблему вызвала
«пупырчатая»
поверхность, а
у слабовидящих
детей
не
правильный
подбор некоторых оттенков. При исследовании общей мелкой моторики
возникли
проблемы
с
сохранением
равновесия,
статическими
упражнениями, играми с пальцами. Дети выполняли не полный объем
движений, двигательное
беспокойство, наличие
синкинезий
в
обще
скелетной
и
мимической
мускулатуре, трудность
в
переключении
движений. При различении слов близких по звуковому составу более
половины
задания
выполнили
с
ошибками. Они
затруднялись
в
правильном способе объяснения слов, не могли соотнести картинку или
предмет слову. При дифференциации звуков и фонем дети не всегда
могли повторить правильно слоги, найти лишний слог, услышать звук,
выбрать звук из множества звуков. У детей возникли проблемы в
правильной
организации речевых
движений.
Детям
трудно
было
выделить звук из слова определить место звука в слове, составить слова
из звуков. Незрячие дети хорошо подбирали слова с определенным
звуком. С ошибками раскладывали предметы и картинки, в названиях
которых имеются оппозиционные звуки. При обследовании слоговой
структуры слова дети допустили более четырех ошибок. Они опускали
согласные в стечениях, добавляли звуки, делали перестановки звуков и
слогов в словах.
Низкий уровень отмечен в экспериментальной группе, это два
человека.
Очень
тяжело
проходило
обследование
речевой
и
5
артикуляционной моторики. У Даяны отсутствует носогубная складка, на
попытки педагога помочь при выполнении артикуляционной гимнастики,
девочка отворачивалась и не принимала помощь. Этот ребенок очень
тревожный и не всегда идет на контакт, хотя педагога знает хорошо,
(занимается с ним третий год). У неё много движений отсутствовало,
неточность выполнения, повышенный тонус, лицо амимичное. Девочка
самостоятельно могла опустить челюсть и удержать её, сомкнуть и
разомкнуть губы, облизать верхнюю и нижнюю губу пощелкать языком.
У
другого
ребенка
тоже
возникали
проблемы
в выполнении
артикуляции, но этот ребенок принимал помощь взрослого. У Стеши
проблема в объеме выполнения движений, двигательное беспокойство,
амимичность, она не понимала, что значит улыбнуться и не могла это
сделать. Приходилось педагогу растягивать уголки рта в стороны и
удерживать их. Она могла опустить нижнюю губу вниз , а верхнюю
поднять вверх, ей нравилось цокать, выполнять упражнения с языком.
У этих девочек лучше обстояло дело со слуховым и тактильным
восприятием и вниманием. Даяна очень музыкальная девочка, поэтому
для неё не было проблемы при обследовании слухового внимания, Стеша
тоже
допустила
небольшие
ошибки,
связанные
с
узнаванием
музыкальных инструментов. При тактильном исследовании затруднения
вызвала пупырчатая поверхность. При исследовании общей и мелкой
моторики
тоже
были
выявлены
проблемы
этих
девочек. При
обследовании
равновесия и
координации
Даяна
вообще
отказалась
выполнять
задания. Ей
была предложена
помощь, но
она
наотрез
отказалась выполнять, и заплакала, в этот день больше не проводились
обследования
этого ребенка. Стеше
было
тяжело, но
она
выполняла
движения, он не все. У неё выявилось нескоординированность движений
двигательное беспокойство. При выполнении заданий на исследование
мелкой моторики у Даяны было наличие синкинезий в общескелетной и
мимической мускулатуре и трудность в переключении движений. У
6
Стеши наблюдалась заторможенность и нескоординироанность движений
при выполнении.
При различении слов близких по звуковому составу Стеша
справилась лучше, чем Даяна. Она допускала не грубые ошибки и
пользовалась словесно – контекстным способом объяснения с помощью
близких по значению слов в словосочетаниях и предложениях. У Даяны
выполнение этого задания было больше половины верное. Она не
всегда правильно объясняла слово. При обследовании дифференциации
слогов и Стеша и Даяна было не доступно для повторения трех слогов,
поэтому
этим
девочкам
предложено
было
для повторения
задание,
состоящее из двух слогов. При дифференциации фонем, Стеша лучше
выполнила
задание. Она
допускала
не
грубые
ошибки. Даяне
было
трудно перестроить организацию речевых движений, она не успевала,
показывать предметы которые соответствовали звуку. При выполнении
заданий на фонематический анализ, синтез, представления обе девочки
выделяли звук на фоне слова и из слова. Они с большим удовольствием
придумывали слова на определенный звук, составляли слова из звуков,
которые стояли рядом. Определить место звука они затруднялись, не
точно определяли последовательность звуков в слове, не определяли
количество
звуков
в
слове. Испытали
трудности
в
раскладывании
предметов в названиях, которых имеются оппозиционные звуки. В
последнем
задании
девочки
допустили
четыре
ошибки: опустили
согласные в стечениях, добавили звук, переставили слоги.
Вывод. Дети контрольной группы справились по результатам заданий
лучше, чем дети экспериментальной группы. Дети контрольной группы на
заданиях, где использовалось зрение, быстро находили предложенные им
картинки, хотя тоже допускали ошибки. Ну а детям незрячим было
тяжелее, так как им приходилось искать предметы на ощупь, определять,
что перед ними, хотя перед заданиями им предлагалось рассмотреть все
предлагаемые предметы. Незрячим детям были тяжелы, при выполнении
7
задания, на общую моторику, на артикуляционный уклад. Зато незрячие
дети
хорошо
выполняли
задания
на
слуховое
восприятие,
а
слабовидящие дети в этом были слабее.
Проблема выявления и коррекция стертой дизартрии продолжает
оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются
многочисленные указания на то, что в логопедической практике у детей
наблюдаются
недостатки
произношения, которые
по
симптоматике
напоминают
дислалию, но
имеют
более
длительную
и
сложную
динамику устранения. У многих авторов, которые описывают нарушения
речи
незрячих детей, встречаются
признаки
стертой
дизартрии. Так
Хватцев
отмечает, что
отсутствие
зрения не
может,
не
отразится, и
притом отрицательно, на развитии звукопроизношения у ребенка…ибо
речь воспитываясь в основном путем слухового подражания, в известной
мере опираясь и на зрительные восприятия. Исследования, описанные в
литературе, имеют подтверждения моим исследованиям. Оно показало,
что:
1.мимико – артикуляторные движения значительно отстают от таких же ,
как и у зрячих детей.
2.нередки извращения артикуляции (ненужные движения губами, языком,
лицом).
3.иногда
некоторые
звуки образуются
иными
звукопроизводящими
органами, чем у видящих.
У слепорожденных и ослепших в раннем возрасте на почве
заболевания головного мозга наблюдаются такие расстройства речи.
Нарушения внутриутробного развития и ЦНС, воздействия соматических
факторов, ограничение непосредственных
контактов
с
окружающим
миром, неблагоприятного влияния окружающей среды, слабого развития
моторики и координации могут быть следствием речевых расстройств.
8
В настоящее время разработана система коррекционной работы по
совершенствованию
речи
слепых. Она
направлена
на
коррекцию
звукопроизношения.
В исследованиях я столкнулась с проблемами плохого состояния
мимической,
артикуляторной
стороны
речи,
это
повышенный
и
пониженный мышечный тонус движений, неточность выполнения, наличие
сглаженности носогубных складок, появление при движении синкинезий,
амимичность, не возможность длительного удержания органов в заданном
положении, не способность к переключению одного движения на другое,
у некоторых присутствовала саливация. При выполнении заданий на
сохранение равновесия и статичности тела, дети не в полной мере могли
выполнять эти задания, один ребенок отказался их выполнять. Также и
исследования
мелкой
моторики
показали
не
лучший
результат. При
проверке
слухового
восприятия
дети
показали, в
общем, не
плохой
результат .
По определению стертой формы дизартрии (стертая форма дизартрии –
это
нарушение
звукопроизношения,
вызванные
неполноценностью
некоторых
моторных
функций
речедвигательного
аппарата, а
также
слабостью
и
вялостью
артикуляторной
мускулатуры) и
по
данным
обследования я прихожу к выводу, незрячие дети и дети слабовидящие
имеют стертую форму дизартрии, которая при комплексном подходе всех
специалистов даст хороший результат.
Работа логопедическая с незрячими детьми отличается от работы со
зрячими детьми следующими особенностями:
1.
Вся
работа
базируется
преимущественно
на
слухе, затем
на
осязании и кинетическом чувстве. Из этого положения вытекает
необходимость привлечения возможно большего числа пособий,
через осязание которых, незрячий осваивает требуемое движение.
9
Поэтому для незрячих очень важно ощупывать заданное движение
на других, затем проделывать его самим, а в целях самоконтроля –
ощупывать на себе.
2.
В
занятиях
с
незрячими
необходимо
особенно
тщательно,
неторопливо и детально давать описание заданных движений.
Иногда незрячим не понятны требуемые от них движения, так как
они до этого сознательно не проделывали, они не видели этого
движения, им его труднее объяснить, так как они не воспринимают
показа при помощи зрения.
3.
Последовательность в занятиях, в общем, та же, как и занятиях со
зрячими, но темпы работы замедлены.
4.
Само обследование звукопроизношения отличается от такого у
зрячих (зрение заменяется осязанием).
Работа должна идти главным образом по линии предупреждения
недостатков речи, а при наличии таковых – по линии устранения их
путем воспитания правильного звукопроизношения.
Стёртая дизартрия у детей является одним из разнообразных нарушений
процесса
саморазвития
устной
речи.
Она
относится
к
числу
широко
распространённых, но тем не менее недостаточно изученных расстройств
речи, и особенно у детей с глубокими дефектами зрения. Судя по
немногочисленным
литературным
данным, этот аспект
дефектологии
углубленно
не
изучалась
и
не
разрабатывалась. Анализ
речевых
нарушений у детей, утвердившийся в логопедии, дал основание по-иному
увидеть эти аспекты, которые могли иметь значение для понимания
речевых нарушений, их природы у детей с глубокими дефектами зрения.
(О.Л.Жильцова, С.Л.Коробко, Н.С.Костючек, Н.А.Крылова, Т.П.Свиридюк)
Имеются
разрозненные
данные
о
том, что
у
таких детей
речевые
расстройства могут быть следствием самых разнообразных причин:
10
нарушений
внутриутробного
развития
и
ЦНС,
воздействия
и
соматических факторов, слабого развития моторики и координации.
Сложная
структура
речевого
нарушения
при
стёртой
дизартрии
требует комплексного подхода в организации и проведении коррекционных
мероприятий. В структуре речевого дефекта у детей со стёртой дизартрией
ведущими
нарушениями
выступают
нарушения
формирования
системы
фонетических
средств
языка.
Расстройство
формирования
фонетического
компонента
детской
речи
и
его
вторичные
последствия
при
стёртой
дизартрии
оказывают
отрицательное
влияние
на
формирование
и
совершенствование
лексического,
морфологического,
семантического
компонентов языковой способности.
Своевременное
выявление
незрячих
детей
с
фонетико-
фонематическим
недоразвитием
при
стёртой
дизартрии,
проведение
специально организованного коррекционного обучения позволяет не только
исправить первичный дефект, предупредить вторичный, но и подготовить их
к обучению в школе.
Данная
проблема
недостаточно
изучена
и
требует
дальнейшего
исследования.
11
12