Напоминание

"Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования".


Автор: Шевчук Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 171" Изюминка"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация развивающей предметно-пространственной среды

в соответствии с ФГОС ДО

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и

практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения,

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их

всестороннего и полноценного развития.

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых

предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития

личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои

индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в

правильном моделировании такой среды, которая способствует

максимальному развитию личности ребенка.

Зачем нужна предметно-развивающая среда ребёнку?

Влияние среды начинается уже с раннего возраста. С каждым годом ребенок

меняется, узнает много нового, обогащает свой опыт и накапливает

информацию об окружающем мире. В процессе развития ребенка

окружающая среда не только определяет условия его существования, но и во

многом составляет основу для формирования потребностей.

Детский сад — это место, где ребенок накапливает опыт широкого

эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в

наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с

учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее

эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонности,

интересы, уровень активности.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

1. содержательно-насыщенной,

2. трансформируемой,

3. полифункциональной,

4. вариативной,

5. доступной

6. безопасной.

1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям

детей и содержанию программы.

2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений

предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной

ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3. Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных

составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов,

мягких модулей, ширм и т.д.;

4. Вариативность среды предполагает:

- наличие в организации или группе различных пространств (для игры,

конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,

игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

5. Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными

возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где

осуществляется образовательная деятельность;

6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает

соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и

безопасности их использования.

Необходимо

обогатить

среду

элементами,

стимулирующими

познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы

каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

В предметно – пространственной развивающей среде прослеживаются

все пять образовательные области:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

Каждая образовательная область подразделяется на так называемые центры.

Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям

объединиться подгруппами по общим интересам.

Какова организация развивающей предметно-пространственной среды в

соответствии с ФГОС ДО ?

Художественно — эстетическое развитие.

Центр«Творческая мастерская» . В данном центре находится материал и

оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки

и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши,

салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т.

п.). Для развития детей должны быть подобраны различные картинки,

рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с

изображением последовательности работы для изготовления разных поделок

и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так

же предполагает овладение умением работать по образцу.

Речевое развитие.

Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание

книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного

возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной

программе. В нем находятся книги с художественными произведениями

детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике

недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум

текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография

писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его

литературные произведения.

Познавательное развитие.

Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Данный

центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых

удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по

уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления,

металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Помимо

комнатных растений, в данном центре должны присутствовать различные

дидактические игры экологической направленности, серии картин типа

«Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного

материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным

составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.

Оформлены макеты (пустыня, северный полюс, тропики, дикие и домашние

животные) . Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения они

представляют собой панно и коробку с материалами.

Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен

многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В

нем должен находится материал, для осуществления опытной деятельности:

лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки,

часы и т. д. для проведения опытов и экспериментов.

Центр «Сенсорики»

имеет важные развивающие функции. В данном центре

должны располагаться нормативно — знаковый материал: магнитная доска,

наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с

цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик,

так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие

мелкой моторики руки. Игровое оборудование создаёт насыщенную,

целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр решает

следующие задачи:

целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной

математической деятельности.

воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не

только интересными, но и требующими умственного напряжения,

интеллектуального усилия играми.

В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем,

чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

«Нравственно-патриотический» Центр - Здесь должна присутствовать

государственная символика родного города , а также пособия, отражающие

многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по

ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного

декоративно-прикладного искусства и т. д.. В уголок родного края должна

входить художественная литература по краеведению, оформлен альбом

«Мой город», «Моя семья», и др.

«Строительный» (конструктивный) Центр, хоть и сосредоточен на одном

месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен.

Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка

(конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор)

можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную

деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе должен

располагаться центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом

разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов.

Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за

его пределами. Это позволяет детям комфортно чувствовать себя в любом

уголке группы.

«Музыкально — театрализованный» Центр — это важный объект

развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность

помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре

дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего

характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети —

большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с

удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида

театрами (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь

размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов

для персонажей, декорации могут дети изготавливать самостоятельно.

Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но

и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно

музицировать.

Социально-коммуникативное развитие.

Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления

знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через

решение проблемных ситуаций через игровую,

театрализованную деятельность, ОБЖ.

В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены

таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать

их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые

замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая

стационарная мебель используется многофункционально для различных

сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными

обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и

переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного

построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты

располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы

играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические

наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от

макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро

«населен», по желанию играющих).

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и

пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками,

дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит

специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и

дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных

знаков. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям

в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и

формированию ценностей здорового образа жизни.

Физическое развитие.

Центр «Если хочешь быть здоров!» содержит в себе как традиционное

физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное),

изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование

направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости,

глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе

развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и

пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа

жизни. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку

реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение

двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и

умственное развитие, состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок

тишины и спокойствия «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и

хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации.

Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать

детей хорошими — это сделать их счастливыми…». А у нас все дети

хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы

хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными

способами деятельности, обладающих установкой положительного

отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли,

любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми!

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений,

возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют

эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации

предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная,

многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников

образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление

поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей

среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и

мотивирование стремления к взаимодействию.



В раздел образования