Напоминание

"Волшебная ниточка"


Автор: Лебедева Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: город Энгельс Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Волшебная ниточка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД в старшей группе «Волшебная ниточка»

Программное содержание:

создать

условия

ознакомления

с

русским

народным

творчеством,

вышивкой её символикой, историей её возникновения, назначением.

знакомить детей с приёмами работы иголкой и ниткой, учить бережно,

обращаться с ними,

правильно

хранить

иголку,

познакомить

с

новыми

пословицами

об

иголке и нитке, о труде.

воспитывать в детях любовь к русскому народу творчеству и обычаям,

уважительное отношение к труду товарищей.

воспитывать

в

детях

чувство

радости

от

выполненной

работы

и

желание довести начатое дело до конца.

Предварительная работа:

1. Чтение русских народных сказок «Рукодельница и ленивица»

2. Просмотр мультфильма «Фартучек для друга».

3. Рассматривание иллюстраций и книг по рукоделии.

4. Знакомство с бытом, обычаями и творчеством русского народа.

5. Занятие: «Знакомство со свойствами ткани».

6. Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

7. Дидактическая игра «Кукольное ателье»

8. Русская народная игра «Плывёт, плывёт лебёдушка».

9. Знакомство с пословицами и поговорками о труде.

10. Составление коллекций цветных ниток

Оборудование:

Деревянные иголки, декоративные катушки с нитками, ножницы, игольницы,

Матрёшка, кукла «Мастерица», большой клубок ниток, поделки из ниток и

тесьмы,

поделки

из

различного

материала,

детские

вышивки,

вышитые

полотенца, салфетки, картины.

ХОД

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите в окно какое сейчас время года?

- Что на окнах рисует мороз?

- На что похожи эти узоры?

- На кружева похожи?

- Из чего плетут кружева?

Ответы детей.

- Что можно сделать ещё нитками? (шить, вязать, вышивать)

Воспитатель:

— А сказки вы любите?

— Ну, тогда слушайте.

Рассказ воспитателя:

— В некотором царстве, в некотором государстве есть удивительный город,

со златыми куполами, резными окнами, в этом городе росту цветы и деревья

необычной красоты, живут диковинные птицы и животные, а ещё в этом

городе живёт маленькая Мастерица.

— Подскажите — почему её так зовут?

Ответы детей.

Воспитатель:

— А хотите с ней познакомиться?

Ответы детей.

Воспитатель:

— Вот вам волшебный клубочек и стоит только прикоснуться к нему добрым

и умелым рукам и сказать:

Клубок повернись,

клубок покатись,

в городе Мастеров окажись!

— И мы с вами попадём в город Мастеров

(дети, произносят слова, появляется Мастерица).

Мастерица:

-Здравствуйте, дети! Меня зовут Мастерица. Я приглашаю вас в свой город,

но прежде хочу узнать — любите, ли вы трудится, так как в мой город

приходят только трудолюбивые люди.

Воспитатель:

.- В России есть обычай встречать гостей хлебом- солью. Подносящие хлеб

— соль одевались в самую лучшую одежду. В руках поднос с хлебом —

солью

на

красивом

вышитом

полотенце.

На

нём

чаще

всего

вышивали

оранжево-красного петуха. Как солнышко он сияет, стоит на длинных, тонких

ножках. На голове корона с деревьями.

Воспитатель:

-Мастерица, наши дети любят трудиться и знают много пословиц о труде, а

ещё они приготовили тебе подарки.

«Семь раз отмерь, один отрежь»,

«Дело наспех — делано на смех»,

«Дело мастера боится»,

Мастерица:

Молодцы, много пословиц знаете и спасибо за подарки. В нашем городе

живут удивительные люди — народные умельцы, они создают настоящие

чудеса, про таких говорят: «Кто умеет трудиться, тому есть, чем гордиться».

Хотите посмотреть, чем же гордятся наши мастера? Тогда я приглашаю вас на

выставку!

На шелка легли узоры всей земли,

небеса, поля и горы зацвели.

Яркой выдумкой и цветом и каймой,

ткань соперничает с летом и зимой.

Воспитатель:

Посмотрите сколько чудесных и необыкновенных вещей на этой выставке.

Но одним из чудес города Мастеров является вышивка.

Воспитатель:

Для чего люди вышивали? Ответы детей — для того чтобы уберечь себя от

злых духов и чтобы украсить одежду.

Мастерица:

— А теперь я вам покажу настоящее чудо. Посмотрите, вот этому полотенцу

120

лет.

Оно

вышито

из

льняной

ткани,

которую

соткали

в

ручную,

полюбуйтесь его узорами.

Воспитатель: Скажите, а что чаще всего изображали вышивальщицы в своих

вышивках?

Ответы детей — лошадей, солнце, птиц, сказочные деревья землю в виде

женщины

Мастерица:

— Чтобы узор был красивым и ярким надо правильно подбирать цвета.

Мастерица:

— Растворы красок на Руси готовили на хлебном квасе, добавляли ржавое

железо, которое укрепляло и усиливало краску.

Воспитатель:

— А вот здесь работы, которые принесли ребята из дома. Их сделали их

родственники.

— Вы, знаете, ребята, когда я была маленькой и впервые пришла в этот

чудесный город, Мастерица научила меня шить, вышивать, вязать, плести и

многому другому, теперь я хочу вас научить всему тому, что умею сама.

Мастерица:

— Но прежде я хочу загадать вам загадку — это ключ в нашу мастерскую:

Бежит свинка, золотая спинка,

Носочек стальной,

Хвосточек льняной,

Сколько полюшко проходит,

Конец себе находит.

Воспитатель:

Теперь я пришлю вас в мастерскую «Волшебная иголочка» А Мастерица

посмотрит на вас.

Дидактическая игра «Шнуровочка»

— На столе лежат иголочки, но не простые, а волшебные, они научат ваши

руки пользоваться аккуратно иголкой, так как она хитрая и непослушная, так

норовит убежать и спрятаться.

— А что может случиться, если иголочка потеряется?

Ответы детей.

Воспитатель:

— Говорят: «иголочка маленькая, да больно колет».

— Иголка должна быть всегда с ниткой, её нельзя брать в рот.

— Почему?

Ответы детей.

Воспитатель:

— Чтобы иголка не потерялась, у неё есть домик-игольница, в котором она

живёт и никому и никогда не мешает и не приносит неприятности.

— Проходите и садитесь за столы.

Воспитатель:

— Посмотрите, ребята, как надо отмерять нитку — надо обернуть нитку

вокруг

согнутого

локтя,

проверьте

несколько

раз,

прежде

чем

отрезать,

говорят не зря: «Семь раз отмерь, один отрежь».

— Если нитка короткая, то она быстро кончится и на изделии будет много

узлов,

а

если

нитка

длинная,

то

она

будет

путаться,

мешать,

говорят:

«Длинная ниточка — ленивая девочка».

— Скажите, а как ваши мамы отрывают нитку?

Ответы детей.

Воспитатель:

Отмеренную

нитку

лучше

отрезать

ножницами,

а

не

отрывать

и

не

откусывать зубами. После ножниц остаётся ровный срез — такую нитку

легче вдеть в иголку. (Показать, как вдеть нитку в иголку). Затем нитку

складывают пополам и соединяют два конца. (Объяснить, как завязывают

узелок).

Конец

нитки

надо

не

туго

накрутить

на

указательный

палец,

полученную петлю немного скручивают между указательным и большим

пальцами, постепенно её снимают и натягивают нитку.

Дети упражняются в завязывании узелка.

Воспитатель:

«Не будь тороплив, а будь терпелив».

Мастерица:

А теперь, я вас приглашаю на хороводную игру «Волшебный клубок».

Клубок ниток нашла.

Клубок катится перекатиться

Нитка тянется, перетянется

Нитка дале, дале, дале

Клубок боле, боле, боле

Я за ниточку бралась

Тонка нитка, порвалась.

Воспитатель:

— Ребята, вы очень понравились Мастерице, и она вас благодарит за помощь

и прощается с вами.



В раздел образования