Автор: Лебедева Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: город Энгельс Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Волшебная ниточка"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД в старшей группе «Волшебная ниточка»
Программное содержание:
создать
условия
ознакомления
с
русским
народным
творчеством,
вышивкой её символикой, историей её возникновения, назначением.
знакомить детей с приёмами работы иголкой и ниткой, учить бережно,
обращаться с ними,
правильно
хранить
иголку,
познакомить
с
новыми
пословицами
об
иголке и нитке, о труде.
воспитывать в детях любовь к русскому народу творчеству и обычаям,
уважительное отношение к труду товарищей.
воспитывать
в
детях
чувство
радости
от
выполненной
работы
и
желание довести начатое дело до конца.
Предварительная работа:
1. Чтение русских народных сказок «Рукодельница и ленивица»
2. Просмотр мультфильма «Фартучек для друга».
3. Рассматривание иллюстраций и книг по рукоделии.
4. Знакомство с бытом, обычаями и творчеством русского народа.
5. Занятие: «Знакомство со свойствами ткани».
6. Сюжетно-ролевая игра «Ателье»
7. Дидактическая игра «Кукольное ателье»
8. Русская народная игра «Плывёт, плывёт лебёдушка».
9. Знакомство с пословицами и поговорками о труде.
10. Составление коллекций цветных ниток
Оборудование:
Деревянные иголки, декоративные катушки с нитками, ножницы, игольницы,
Матрёшка, кукла «Мастерица», большой клубок ниток, поделки из ниток и
тесьмы,
поделки
из
различного
материала,
детские
вышивки,
вышитые
полотенца, салфетки, картины.
ХОД
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите в окно какое сейчас время года?
- Что на окнах рисует мороз?
- На что похожи эти узоры?
- На кружева похожи?
- Из чего плетут кружева?
Ответы детей.
- Что можно сделать ещё нитками? (шить, вязать, вышивать)
Воспитатель:
— А сказки вы любите?
— Ну, тогда слушайте.
Рассказ воспитателя:
— В некотором царстве, в некотором государстве есть удивительный город,
со златыми куполами, резными окнами, в этом городе росту цветы и деревья
необычной красоты, живут диковинные птицы и животные, а ещё в этом
городе живёт маленькая Мастерица.
— Подскажите — почему её так зовут?
Ответы детей.
Воспитатель:
— А хотите с ней познакомиться?
Ответы детей.
Воспитатель:
— Вот вам волшебный клубочек и стоит только прикоснуться к нему добрым
и умелым рукам и сказать:
Клубок повернись,
клубок покатись,
в городе Мастеров окажись!
— И мы с вами попадём в город Мастеров
(дети, произносят слова, появляется Мастерица).
Мастерица:
-Здравствуйте, дети! Меня зовут Мастерица. Я приглашаю вас в свой город,
но прежде хочу узнать — любите, ли вы трудится, так как в мой город
приходят только трудолюбивые люди.
Воспитатель:
.- В России есть обычай встречать гостей хлебом- солью. Подносящие хлеб
— соль одевались в самую лучшую одежду. В руках поднос с хлебом —
солью
на
красивом
вышитом
полотенце.
На
нём
чаще
всего
вышивали
оранжево-красного петуха. Как солнышко он сияет, стоит на длинных, тонких
ножках. На голове корона с деревьями.
Воспитатель:
-Мастерица, наши дети любят трудиться и знают много пословиц о труде, а
ещё они приготовили тебе подарки.
«Семь раз отмерь, один отрежь»,
«Дело наспех — делано на смех»,
«Дело мастера боится»,
Мастерица:
Молодцы, много пословиц знаете и спасибо за подарки. В нашем городе
живут удивительные люди — народные умельцы, они создают настоящие
чудеса, про таких говорят: «Кто умеет трудиться, тому есть, чем гордиться».
Хотите посмотреть, чем же гордятся наши мастера? Тогда я приглашаю вас на
выставку!
На шелка легли узоры всей земли,
небеса, поля и горы зацвели.
Яркой выдумкой и цветом и каймой,
ткань соперничает с летом и зимой.
Воспитатель:
–Посмотрите сколько чудесных и необыкновенных вещей на этой выставке.
Но одним из чудес города Мастеров является вышивка.
Воспитатель:
— Для чего люди вышивали? Ответы детей — для того чтобы уберечь себя от
злых духов и чтобы украсить одежду.
Мастерица:
— А теперь я вам покажу настоящее чудо. Посмотрите, вот этому полотенцу
120
лет.
Оно
вышито
из
льняной
ткани,
которую
соткали
в
ручную,
полюбуйтесь его узорами.
Воспитатель: Скажите, а что чаще всего изображали вышивальщицы в своих
вышивках?
Ответы детей — лошадей, солнце, птиц, сказочные деревья землю в виде
женщины
Мастерица:
— Чтобы узор был красивым и ярким надо правильно подбирать цвета.
Мастерица:
— Растворы красок на Руси готовили на хлебном квасе, добавляли ржавое
железо, которое укрепляло и усиливало краску.
Воспитатель:
— А вот здесь работы, которые принесли ребята из дома. Их сделали их
родственники.
— Вы, знаете, ребята, когда я была маленькой и впервые пришла в этот
чудесный город, Мастерица научила меня шить, вышивать, вязать, плести и
многому другому, теперь я хочу вас научить всему тому, что умею сама.
Мастерица:
— Но прежде я хочу загадать вам загадку — это ключ в нашу мастерскую:
Бежит свинка, золотая спинка,
Носочек стальной,
Хвосточек льняной,
Сколько полюшко проходит,
Конец себе находит.
Воспитатель:
— Теперь я пришлю вас в мастерскую «Волшебная иголочка» А Мастерица
посмотрит на вас.
Дидактическая игра «Шнуровочка»
— На столе лежат иголочки, но не простые, а волшебные, они научат ваши
руки пользоваться аккуратно иголкой, так как она хитрая и непослушная, так
норовит убежать и спрятаться.
— А что может случиться, если иголочка потеряется?
Ответы детей.
Воспитатель:
— Говорят: «иголочка маленькая, да больно колет».
— Иголка должна быть всегда с ниткой, её нельзя брать в рот.
— Почему?
Ответы детей.
Воспитатель:
— Чтобы иголка не потерялась, у неё есть домик-игольница, в котором она
живёт и никому и никогда не мешает и не приносит неприятности.
— Проходите и садитесь за столы.
Воспитатель:
— Посмотрите, ребята, как надо отмерять нитку — надо обернуть нитку
вокруг
согнутого
локтя,
проверьте
несколько
раз,
прежде
чем
отрезать,
говорят не зря: «Семь раз отмерь, один отрежь».
— Если нитка короткая, то она быстро кончится и на изделии будет много
узлов,
а
если
нитка
длинная,
то
она
будет
путаться,
мешать,
говорят:
«Длинная ниточка — ленивая девочка».
— Скажите, а как ваши мамы отрывают нитку?
Ответы детей.
Воспитатель:
—
Отмеренную
нитку
лучше
отрезать
ножницами,
а
не
отрывать
и
не
откусывать зубами. После ножниц остаётся ровный срез — такую нитку
легче вдеть в иголку. (Показать, как вдеть нитку в иголку). Затем нитку
складывают пополам и соединяют два конца. (Объяснить, как завязывают
узелок).
Конец
нитки
надо
не
туго
накрутить
на
указательный
палец,
полученную петлю немного скручивают между указательным и большим
пальцами, постепенно её снимают и натягивают нитку.
Дети упражняются в завязывании узелка.
Воспитатель:
«Не будь тороплив, а будь терпелив».
Мастерица:
А теперь, я вас приглашаю на хороводную игру «Волшебный клубок».
Клубок ниток нашла.
Клубок катится перекатиться
Нитка тянется, перетянется
Нитка дале, дале, дале
Клубок боле, боле, боле
Я за ниточку бралась
Тонка нитка, порвалась.
Воспитатель:
— Ребята, вы очень понравились Мастерице, и она вас благодарит за помощь
и прощается с вами.