Автор: Буханевич Маргарита Константиновна
Должность: преподаватель высшей категории
Учебное заведение: "Иркутский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВО ИрГУПС) "Сибирский колледж транспорта и строительства
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Методические рекомендации для преподавателям колледжа и других учреждений СПО
Тема: "Организация самостоятельной работы студентов в рамках реализации требований ФГОС в профессиональной образовательной организации"
Раздел: среднее профессиональное
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Иркутский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВО ИрГУПС)
«Сибирский колледж транспорта и строительства
Организация самостоятельной работы студентов в рамках
реализации требований ФГОС в профессиональной
образовательной организации
Иркутск 2017
Автор: Буханевич Маргарита Константиновна, преподаватель высшей
категории ФГБОУ ВО ИрГУПС СКТиС
Данные методические рекомендации помогут преподавателям колледжа и
других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность
обучающихся на основе деятельностного и компетентностного подходов к
обучению, что соответствует требованиям ФГОС нового поколения
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
4
1
Самостоятельная работа студентов в условиях реализации
ФГОС СПО
21
2
Назначение, виды и формы самостоятельной работы
10
3
Организация самостоятельной работы студентов в рамках
реализации требований ФГОС в профессиональной
образовательной организации
11
3.1
Планирование самостоятельной работы студентов
11
3.2
Конструирование (разработка) заданий
16
3.3
Целевые направления самостоятельной работы студентов
17
4
Организация самостоятельной работы и контроль за
качеством её выполнения
18
4.1
Организация самостоятельной работы
19
4.2
Контроль результатов самостоятельной работы студентов как
принцип обратной связи
22
4.3
Функции контроля качества самостоятельной работы
22
4.4
Самоконтроль самостоятельной работы
26
4.5
Критерии оценки самостоятельной работы студентов
28
5
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
29
Заключение
31
Список литературы
32
3
«…следует передать ученику не только … познания,
но и развить в нем желание и способность самостоятельно
без учителя, приобретать новые познания... Обладая такой
умственной силой, извлекающей полезную пищу, человек
будет учиться всю жизнь, что… составляет одну из
главнейших задач учения».
К.Д. Ушинский
Введение
Сегодня
подготовка
квалифицированных
кадров
и
специалистов
среднего звена нацелена на выпускников, способных к самообразованию,
саморазвитию,
что
становится
в
условиях
информационного
общества
главным фактором его эффективной профессионализации, делового успеха, а
также карьерного роста.
Требования ФГОС третьего поколения диктуют необходимость развития у
студентов
творческой
инициативы,
воспитания
у
них
потребности
в
самообразовании,
стремления
к
повышению
уровня
своей
теоретической
подготовки,
а
также
к
совершенствованию
умений
самообразовательной
деятельности.
В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа
студентов.
Самостоятельная
работа
студентов
является
составной
частью
программа подготовки специалистов среднего звена
(далее ППССЗ) СПО и
наряду с производственной практикой студентов остается наиболее сложной
формой организации учебного процесса.
Анализ содержания среднего профессионального образования, которое
определяется
на
основе
федеральных
государственных
образовательных
стандартов, свидетельствует о смещении акцента в обучении с преподавания
на
учение,
более
того,
все
большее
значение
приобретает
вопрос
относительно
организации
самостоятельной
работы
студентов,
которая
является
составным
элементом
программы
подготовки
специалистов
среднего звена в среднем профессиональном образовании и предусматривает
развитие
способности
студентов
к
самообразованию,
саморазвитию,
что
напрямую
связано
с
формированием
общих
(ключевых)
компетенций
выпускников профессиональных образовательных организаций.
Теперь важным является не использование ранее приобретенных знаний,
а генерация и применение новых идей. Это приводит к появлению новых
требований к подготовке кадров в среднем профессиональном образовании:
обладание
высокой
компетентностью,
умение
постоянно
пополнять
свое
образование, творчески мыслить, практически освоить инновации.
Поэтому познавательная самостоятельность студентов является одной из
4
решающих предпосылок улучшения качества подготовки специалистов в
современных условиях.
От
того,
как
специалист
будет
проявлять
инициативу,
решать
нестандартные
задачи,
планировать
и
прогнозировать
результаты
своей
самостоятельной
деятельности,
зависит
его
профессиональный
рост,
с о ц и а л ь н а я
в о с т р е б о в а н н о с т ь ,
и
в
к о н е ч н о м
и т о г е
е г о
конкурентоспособность.
Введение
в
современную
систему
образования
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
в
значительной
степени
изменило и сам процесс обучения. Так, одним из отличительных признаков
является
увеличение
роли
самостоятельной
работы
студентов
и
как
следствие,
необходимости
разработки
технологии
организации
самостоятельной работы студентов, в рамках реализации ФГОС.
Повышение
значимости
самостоятельной
работы
студентов
нашло
о т р а ж е н и е
в
р я д е
п о л о ж е н и й
федерального
государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее
ФГОС СПО).
Образовательное
учреждение
обязано
обеспечивать
эффективную
самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием
управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного
обучения
.
В таких ситуациях обучающийся должен реализовать целостный цикл
самоуправления деятельностью: от постановки (или принятия) е
ѐ
цели на
основе анализа ситуации до выбора способов осуществления деятельности и
оценки
е
ѐ
результатов.
Субъектная
позиция
обучающегося
в
обучении
является главным условием формирования опыта практической деятельности
и на его основе – овладения компетенциями.
Таким образом, самостоятельная учебно-познавательная деятельность
студентов
становится
не
просто
важной
формой
организации
образовательного процесса, а его основой.
При
организации
самостоятельной
работы
в
профессиональных
образовательных организациях необходимо определиться в нормативно
-правовом
обеспечении
данного
вида
работы,
как
студентов,
так
и
преподавателей,
регламентировать
процедуру
е
ѐ
планирования
в
рамках
рабочих
программ
учебных
дисциплин
и
профессиональных
модулей
программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ).
Не менее важным и трудоемким видом деятельности при планировании
и
проектировании
самостоятельной
работы
выступает
конструирование
учебно-познавательных и практических (прикладных) заданий.
5
Перечисленные выше аспекты актуализировали круг вопросов о том,
как проектировать содержание самостоятельной работы и конструировать
учебные задания, как определять нормативные требования к ее организации,
с помощью каких инструментов управлять самостоятельной деятельностью.
6
1.
Самостоятельная работа студентов в условиях реализации
ФГОС СПО
Нормативной базой для организации самостоятельной работы студентов
является:
1.
Конституция
РФ.
Статья
43
РФ
устанавливает
федеративные
государственные образовательные стандарты, поддерживает различные
формы образования и самообразования.
2.
Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ».Статья 43. Обязанности
и ответственность обучающихся
1. Обучающиеся обязаны:
1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять
индивидуа льный
учебный
план,
в
том
числе
п о с е щ ат ь
предусмотренные
учебным
планом
или
индивидуальным
учебным
планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к
занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в
рамках образовательной программы;
3.
Федеральный
Государственный
образовательный
стандарт
(ФГОС
СПО) по профессии/специальности.
4.
Приказ Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по образовательным программам СПО».
5.
Рекомендации по планированию и организации СРС образовательных
учреждений СПО. Приложение к письму Минобразования России от
29.12.2000
г.
№
1-52-138
«Рекомендации
по
планированию
и
организации
самостоятельной
работы
студентов
образовательных
учреждений СПО».
6.
Письмо Минобрнауки России от 19.12.2014 № 06-1225»О направлении
рекомендаций по организации получения среднего общего образования
в
пределах
освоения
образовательных
программ
среднего
профессионального образования на базе основного общего образования
с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов
и
получаемой
профессии
или
специальности
среднего
профессионального образования»
С
введением
ФГОС
значение
самостоятельной
работы
существенно
возрастает, поскольку необходимым условием формирования компетенций
выступает включение студентов в профессиональную деятельность, когда
студент должен реализовать целостный цикл самоуправления деятельностью:
от постановки (или принятия) е
ѐ
цели на основе анализа ситуации до выбора
способов осуществления деятельности и оценки ее результатов. Субъектная
7
позиция
студента
в
обучении
является
главным
условием
формирования
опыта
практической
деятельности
и
на
его
основе
–
овладения
компетенциями.
Необходимыми
условиями
для
организации
самостоятельной
работы
являются:
•
современная материально-техническая база;
•
соответствующее теоретическое, психолого-педагогическое и научно-
методическое сопровождение;
•
соблюдение интересов работодателей и образовательного учреждения,
а также потребностей обучающихся в самореализации;
•
готовность
обучающихся
к
самостоятельному
труду
(уровень
самостоятельности и степень подготовленности обучающихся);
•
система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной
работы;
•
консультационная помощь
Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного
процесса
в
части
образовательной
составляющей,
усовершенствования
учебно-методической
документации,
внедрения
новых
информационно-
образовательных
технологий,
обновления
технического
и
программного
обеспечения
самостоятельной работы, новых технологий самоконтроля и
текущего контроля знаний, умений и владений. В связи с этим качественно
изменяется часть работы преподавателей, которая находит отражение в их
индивидуальных
планах
в
части,
касающейся
учебной
и
учебно-
методической работы.
В
условиях
роста
значимости
внеаудиторной
работы
обучающихся
наполняется новым содержание деятельность преподавателя и обучающегося.
Роль
преподавателя заключается
в
организации
самостоятельной
р а б от ы с
целью
приобретения
студентом
ОК
и
ПК,
позволяющих
сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и
инновационной деятельности.
Роль студента заключается в том, чтобы в процессе
самостоятельной
работы под
руководством
преподавателя
стать
творческой
личностью,
способной
самостоятельно
приобретать
знания,
умения
и
владения,
формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.
Студент должен осознать, что делает это не для преподавателя, а для
себя, для своего будущего, для своей карьеры, для своей успешной жизни.
ФГОС
СПО
регламентирует
следующие
существенные
условия
организации самостоятельной работы:
образовательная организация обязана обеспечивать эффективную
8
самостоятельную работу студентов в сочетании с совершенствованием
управления
ею
преподавателями
и
мастерами
производственного
обучения;
предельное
значение
максимального
объема
учебной
нагрузки
студентов составляет 54 академических часа в неделю, включая все
виды
аудиторной
и
внеаудиторной
учебной
работы
по
освоению
программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих;
предельное значение максимального объема аудиторной учебной грузки
при очной форме получения образования – 36 академических часов в
неделю;
В соответствии с требованиями ФГОС образовательная организация
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в
сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей
и мастеров производственного обучения
ФГОС
нормирует
требования
сопровождения
внеаудиторной
самостоятельной
работы
методическим
обеспечением
и
обоснования
времени, затрачиваемого на е
ѐ
выполнение. В процессе реализации ППССЗ
надлежит
организовать
доступ
каждого
студента
к
базам
данных
и
библиотечным
фондам,
формируемым
по
полному
перечню
дисциплин
(модулей).
ФГОС
СПО
предусматривают
новое
качество
планирования
самостоятельной
работы
студентов
(с
ориентацией
на
образовательные
результаты).
Основные
позиции
организации
самостоятельной
работы
отражаются в рабочих программах профессиональных модулей и учебных
дисциплин ППССЗ.
Нормативной
базой
для
организации
самостоятельной
работы
студентов является: федеральный государственный образовательный стандарт
профессионального
образования,
ППССЗ
(рабочий
учебный
план,
календарный
график
учебного
процесса,
рабочие
программы
учебных
дисциплин
и
профессиональных
модулей);
положение
об
организации
самостоятельной
работы
студентов;
программа
самостоятельной
работы
студентов.
2.
Назначение, виды и формы самостоятельной работы
9
Самостоятельная работа студентов - это деятельность студентов по
усвоению
знаний
и
умений,
которая
протекает
без
непосредственного
участия преподавателя, хотя и направляется им. При самостоятельной
работе студент сам осознает характер выполняемой работы, сам определяет
и находит способы преодоления возникающих трудностей и организует свою
деятельность.
В зависимости от места и времени проведения, характера руководства
со
стороны
преподавателя
и
способа
контроля,
СРС
подразделяется
на
следующие виды:
1.
Самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий
(лекций, семинаров, практических работ).
2.
Самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме
плановых консультаций, творческих контактов, зачетов.
3.
Внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом
домашних заданий учебного и творческого характера.
Структурно самостоятельную работу студентов можно разделить на две
части:
организуемую преподавателем;
самостоятельную
работу,
которую
студент
организует
по
своему
усмотрению,
без
непосредственного
контроля
со
стороны
преподавателя
(подготовка
к
лекциям,
практическим
занятиям,
зачетам).
Самостоятельная работа обладает большим дидактическим потенциалом,
поскольку в ее ходе происходит не только усвоение учебного материала,
но и его расширение, формирование умения работать с различными видами
информации, развитие аналитических способностей, навыков контроля и
планирования учебного времени
В процессе подготовки специалиста среднего звена главным является не
усвоение
готовых
знаний,
а
развитие
у
выпускников
способностей
к
овладению
методами
познания,
дающими
возможность
самостоятельно
добывать информацию, творчески ее использовать на основе известных и
вновь
созданных
способов
и
средств
деятельности.
В
новых
условиях
предъявляются
все
более
высокие
требования
к
совершенствованию
традиционных
и
поиску
новых
методов
и
форм
о р га низа ции
самостоятельной.
10
Организация самостоятельной работы на учебном занятии требует от
преподавателя
не
меньшей
подготовки
к
занятию,
а,
пожалуй,
даже
и
большей по сравнению с тем, когда учебный материал он излагает сам. Если
при
этом
он
ставит
задачу
формирования
у
студентов
навыков
самостоятельной
работы,
то
ему,
как
правило,
нужно
продумать
и
определить:
цель, время и характер самостоятельной работы, а также формируемые
компетенции самостоятельного учебного труда.
способ повторения того минимума фактических знаний и умений, без
которых невозможно успешное выполнение данной самостоятельной
работы.
вид работы: выполнение заданий репродуктивного или продуктивного
характера, заданий на повторение и т.д.
методику
устранения
у
студентов
возможных
затруднений
в
ходе
выполнения заданий и разбора допущенных ошибок, а также способ
быстрой проверки полученных результатов.
Как правило, знания, которые студент усвоил самостоятельно,
значительно
прочнее
тех,
которые
он
получил
в
ходе
объяснения
преподавателя.
Результативность самостоятельной работы зависит, прежде всего от
постановки целей. Четко поставленная преподавателем и принятая студентом
цель стимулирует мотивацию в начале работы, а в дальнейшем является
важным
регулятором
самостоятельной
деятельности.
Вызвать
активное
отношение студентов к цели работы, сделать эту цель привлекательной - в
этом суть целеполагания. Достигается это через рациональную организацию
учебного процесса, задания, контроль.
3.Организация самостоятельной работы студентов в рамках реализации
требований ФГОС в профессиональной образовательной организации
3.1 Планирование самостоятельной работы студентов
11
Основной целью самостоятельной работы студентов является улучшение
профессиональной подготовки специалистов среднего звена, направленное на
формирование профессиональных знаний, умений и навыков, которые они
могли
бы
свободно
и
самостоятельно
применять
в
практической
деятельности.
При планировании самостоятельной работы следует определить, с какой
целью выполняется самостоятельная работа.
Такими целями должны быть:
закрепление,
углубление,
расширение
и
систематизация
знаний
и
практических умений, полученных во время аудиторных занятий;
самостоятельное овладение учебным материалом;
формирование
умений
использовать
правовую,
справочную
документацию и специальную литературу
;
развитие
познавательных
способностей
и
активности,
творческой
инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
развитие исследовательских умений.
формирование общих компетенций, прописанных во ФГОС СПО по
профессии
В ходе организации самостоятельной работы студентов преподавателем
решаются следующие задачи:
1)
систематизация и закрепления полученных теоретических знаний и
практических
умений
обучающихся;
ознакомление
обучающихся
с
целями,
содержанием,
средствами,
объемом,
сроками
выполнения,
формами контроля;
2)
углубление
и
расширение
теоретических
знаний;
оказание
консультативной помощи;
3)
развитие
познавательных
способностей
и
активности
обучающихся,
способности к саморазвитию, к самостоятельному мышлению и т.д.;
4)
контроль над качеством выполнения.
В
современной
литературе
выделяют
два
уровня
самостоятельной
работы: управляемая преподавателем самостоятельная работа студентов и
12
собственно
самостоятельная
работа.
Именно
первый
уровень
наиболее
значим, т.к. он предполагает наличие специальных методических указаний
преподавателя,
следуя
которым
студент
приобретает
и
совершенствует
знания, умения и навыки, накапливает опыт практической деятельности.
Образовательное
учреждение
должно
самостоятельно
планировать
объём
самостоятельной
внеаудиторной
работы
на
учебные
дисциплины,
профессиональные модули.
Объём
времени,
отведённый
на
внеаудиторную
(самостоятельную)
работу, находит отражение:
в рабочем учебном плане: в целом по теоретическому обучению, по
каждому
из
циклов,
по
каждой
дисциплине
(профессиональному
модулю);
в
рабочих
программах
учебных
дисциплин
(профессиональных
модулей) с распределением по разделам и темам;
в календарно-тематических планах;
в журналах теоретического обучения
При
разработке
рабочих
учебных
планов
образовательным
учреждением определяется:
1)
общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную
работу
в
целом
по
теоретическому
обучению
(как
разница
между
максимальным
объемом
времени,
отведенным
на
теоретическое
обучение в целом, и объемами времени, отведенными на обязательную
учебную
нагрузку,
факультативные
дисциплины,
консультации
по
теоретическому обучению);
2)
объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу
по
циклам
дисциплин
с
учетом
требований
к
уровню
подготовки
студентов, сложности и объема изучаемого материала по дисциплинам,
входящим в цикл;
3)
объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу
по учебной дисциплине в зависимости от уровня освоения студентами
учебного
материала,
с
учетом
требований
к
уровню
подготовки
студентов (иметь представление, знать, владеть умениями).
Рассмотрим
планирование
самостоятельной
работы
на
примере
дисциплины
ОП.08
«Правовые
основы
профессиональной
деятельности»
для специальности 21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов
и газонефтехранилищ».
13
Учебная
нагрузка
регламентируется
учебным
планом,
ППССЗ
по
специальности (см. таб. 1).
Таблица 1
.
Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой
подготовки
инде
кс
Элементы
учебного
процесса, в т.ч.
учебные
дисциплины,
профессиональ
ные
м од ул и ,
междисциплин
арные курсы
Врем
я в
недел
ях
Учебная нагрузка*
Коды
формируе
мых
компетенц
ий
Мак.
учебна
я
нагрузк
а
студент
ов, час.
Самостоятел
ьная
учебная
работа
Обязательная
учебная
нагрузка
Аудитор
ная
в
т.ч.
практ
.
занят
ий
1
2
3
4
5
6
7
8
ОП.
08
Правовое
обеспечение
профессиональ
ной
деятельности
10
70
20
50
8
ОК 1 - 9
ПК 1.1 -
1.4, 2.1 -
2.4, 3.1 -
3.4
*Учебный план по специальности «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов
и газонефтехранилищ»
Самостоятельная работа как форма организации обучения и вид учебных
занятий
планируется
и
проектируется
при
разработке
рабочих
программ
учебных дисциплин и профессиональных модулей. Следует отметить все
разработанные рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных
модулей являются обязательными элементами ППССЗ.
При разработке рабочей программы учебной дисциплины
(профессионального модуля), преподавателем устанавливается:
содержание и объём теоретической учебной информации;
виды заданий по каждой теме, которые выносятся на самостоятельную
работу;
14
формы и методы контроля результатов.
задачи самостоятельной работы
В
рабочей
программе
учебной
дисциплины
(в
том
числе
–
междисциплинарного курса) в разделе 2 «Структура и содержание учебной
дисциплины» указываются показатели трудоемкости самостоятельной работы
(см. табл. 2).
Таблица 2
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
70
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
50
в том числе:
практические занятия
8
Самостоятельная работа студента всего)
20
в том числе:
подготовка рефератов, докладов, сообщений и компьютерных
презентаций по темам, предложенным преподавателем
9
работа с рабочей тетрадью (ответы на вопросы, составление
схем, решение правовых ситуаций)
11
Итоговая аттестация– дифференцированный зачет (8 семестр)
Тематика
самостоятельной
работы
по
каждому
разделу
дисциплины
расписывается в п.2.2. рабочей программы дисциплины (Приложение 2) При
этом
указываются
не
только
объемы
времени,
выделяемого
на
самостоятельную работу по каждой теме, но и регламентированные уровни
освоения учебного материала.
Содержание
учебной
дисциплины
определяется
в
результате
декомпозиции промежуточных образовательных результатов (Приложение 1)
и подбора релевантных им дидактических единиц содержания.
15
Именно
на
этом
этапе
через
дидактические
единицы
содержания
образования
можно
конкретизировать
планируемые
образовательные
результаты,
неявно
сформулированные
в
обязательной
части
ППССЗ,
скорректировать некоторые некорректно описанные во ФГОС результаты.
Весь перечень дидактических единиц содержания образования по
каждой теме дисциплины осваивается студентами в рамках всего набора
видов учебных занятий: лекций, уроков, практикумов.
Какую
часть
дидактических
единиц
выделить
на
самостоятельную
работу, зависит от профиля подготовки, специфики ППССЗ, уровня обучения,
степени развития информационной образовательной среды образовательной
организации.
Единственным
ограничением
при
определении
доли
внеаудиторной
самостоятельной
работы
в
общей
трудоемкости
дисциплины
являются
предельно допустимые нормы нагрузки студентов.
Целесообразно при планировании самостоятельной работы указывать не
виды, а примерную тематику самостоятельной работы по дисциплине или ее
разделам. При этом формулировки должны отражать деятельностный подход.
После
составления
тематики
самостоятельной
работы
с
указанием
дидактических
единиц
содержания
дисциплины
и
уровня
их
освоения,
необходимо рассчитать е
ѐ
примерную трудоемкость.
При
планировании
действия
преподавателя
по
управлению
самостоятельной
работой,
целесообразно
также
оценить
потенциальную
потребность студентов в консультациях, а также учесть объем времени на
контрольные мероприятия по оценке результатов
.
Согласовать соотношение
внеаудиторной
и
аудиторной
работы
студентов
по
профессиональному
модулю, учебной дисциплине преподаватели могут на заседании предметно-
цикловых комиссий профессиональной образовательной организации. После
того как ППССЗ будет утверждена в установленном порядке, такой дизайн
ППССЗ
становится нормой для образовательной организации на учебный
год.
Эффективность и качество самостоятельной работы студентов напрямую
зависит
от
того,
какие
конкретные
виды
и
формы
преподаватель
будет
использовать при ее организации.
3.2 Конструирование (разработка) заданий
16
Одним
из
сложных
и
трудоемких
этапов
при
планировании
и
проектировании
самостоятельной
работы
обучающихся
является
конструирование (разработка) заданий
.
Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям
формирования
общих
и
профессиональных
компетенций,
отражать
содержание
дисциплины,
ПМ
(МДК),
предусматривать
все
уровни:
ознакомительный,
репродуктивный,
продуктивный,
в
том
числе должны
быть задания с применением компьютерных технологий. Для разработки
заданий
для
самостоятельной
работы
различных
уровней
сложности
необходимо иметь в виду различные подводы к ее классификации.
Задания
должны
предполагать
разнообразные
формы
и
методы
самостоятельной
работы
для
придания,
ей дифференцированного
и
вариативного
характера
и
более
полного
учета
индивидуальных
возможностей, потребностей и интересов обучающихся. Нужно увеличить
число заданий для самостоятельной работы, строящихся на интегративной
основе (внутрипредметного и межпредметного содержания), необходимой
для интеграции отдельных компонентов компетенций в опыт и формирование
широких
общих
и
предметных
компетенций.
Нужно
также
расширять
самостоятельную
работу,
проводимую
в форме
учебно-профессиональной
деятельности (учебная и производственная практика) обучающихся.
В
рамках
компетентностной
модели
образования задания
н а
самостоятельную
работу должны
носить
деятельностный
характер.
Обучающимся в качестве домашнего задания следует предлагать не просто
прочитать и пересказать учебный материал. Целесообразно, предложив новое
учебное содержание как исходный материал, дать задание переработать,
трансформировать его в определенного рода продукт с помощью тех или
иных средств и операций, при опоре на некоторые знания и когнитивные
умения.
Усвоение
знаний
при
этом
становится
необходимым
условием
(средством)
решения
конкретной
учебно-профессиональной
задачи
(проблемы).
3.3 Целевые направления самостоятельной работы студентов
1.Задания
для
формирования
практических
и
профессиональных
умений:
17
решение задач и упражнений по образцу;
выполнение чертежей, схем, расчетно-графических работ;
решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
подготовка к деловым играм;
проектирование
и
моделирование
разных
видов
и
компонентов
профессиональной деятельности;
выполнение
экспериментально-конструкторской
и
опытно-
экспериментальных работ;
подготовка и выполнение курсовых и дипломных работ (проектов).
2. Задания для овладения и углубления знаний:
чтение
текста
(учебника,
первоисточника,
дополнительной
литературы); составление плана текста;
графическое изображение структуры текста;
конспектирование текста; выписки из текста;
работа со словарями и справочниками;
изучение нормативных документов;
учебно-исследовательская работа;
использование
аудио-
и
видеозаписей,
компьютерной
техники
и
Интернета и др.
З. Задания для закрепления и систематизации знаний:
работа
с
конспектом
лекций,
учебным
материалом
(учебником,
первоисточником,
дополнительной
литературой,
аудио-
и
18
видеозаписями),
в
т.ч.
по
составлению
таблиц
для
систематизации
учебного материала;
составление плана и тезисов ответа; ответов на контрольные вопросы;
аналитическая
обработка
текста
(аннотирование,
рецензирование,
реферирование и др.);
подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
подготовка рефератов, докладов;
составление библиографии, тематических кроссвордов.
Задание для самостоятельной работы всегда содержит учебную задачу,
определяет
мыслительные
операции,
которые
необходимо
выполнить
в
проце сс е
работы.
Оно
может
быть
направлено
на
р а з в и т и е
наблюдательности,
выполнение
репродуктивной
или
поисковой
деятельности, на использование одного или нескольких источников знания. В
содержании
задания
предусматриваются
способы
деятельности,
которые
обуславливают разные ее уровни (творческие задания, проекты). Повысить
уровень самостоятельности студентов можно, если постепенно усложнять
задания.
Сложными
являются
задания,
в
которых
нужно
объяснить
причинно-следственные связи и зависимости между явлениями, событиями,
раскрыть сущность законов, закономерностей или теорий. Задача студентов
усложняется, если в задании предполагается интеграция знаний и умений.
Интеграция должна идти по линии постепенного наращивания трудностей по
конкретной теме, затем анализа внутрипредметных связей, сквозных идей и
проблем.
Усложнение
задания
достигается
и
в
том
случае,
когда
проектируется
решение
сразу
нескольких
учебных
задач.
Содержание
и
направленность
заданий
для
самостоятельной
работы
определяются
на
основе
дифференцированного
подхода
к
способностям
и
возможностям
студентов.
4 Организация самостоятельной работы и контроль за качеством её
выполнения
4.1 Организация самостоятельной работы студентов
19
Организация самостоятельной работы студентов включает в себя:
1)
обеспечение
студентов
необходимыми
учебно-методическими
материалами;
2)
обеспечение
доступа
студентов
к
информационным
ресурсам
сети
Интернет;
3)
обеспечение
студентов
контролирующими
материалами
(тестами,
заданиями и др.);
4)
предоставление
студентам
перечня
необходимой
основной
и
дополнительной литературы.
Основными задачами преподавателя при организации самостоятельной
работы обучающихся по учебной дисциплине (профессиональному модулю)
являются:
ознакомление
обучающихся
с
целями,
содержанием,
средствами,
объемом,
сроками
выполнения,
формами
контроля
самостоятельной
работы;
оказание
им
необходимой
индивидуальной
и
г ру п п о во й
консультативной помощи;
осуществление контроля за качеством выполнения самостоятельной
работы.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или
группами обучающихся, в зависимости от цели, объёма, конкретной тематики
самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.
При выборе видов заданий для самостоятельной работы необходимо
использовать дифференцированный подход к обучающимся.
Условно студентов каждой учебной группы можно разделить на четыре
подгруппы:
К
первой
подгруппе
относятся
студенты,
обладающие
глубокими
знаниями,
развитыми
способностями,
готовностью
к
самостоятельной
работе,
высоким
темпом
учебной
деятельности.
Их
характеризует
действенный интерес к изучению данной дисциплины, и, тем не менее,
при выполнении самостоятельных работ они испытывают трудности из-за
слабых навыков самопроверки, невнимательности при вычислениях.
Студенты
второй
подгруппы
отличаются
старательностью
и
добросовестностью.
Они
хорошо
знают
программный
материал,
легко
справляются с однотипными заданиями, проявляют интерес к дисциплине.
Но в отличие от студентов первой группы эти студенты не обнаруживают
творческого подхода при выполнении заданий. У них возникают затруднения
20
из-за недостаточно сформированных общеучебных навыков, а также из-за
неумения контролировать и проверять себя.
Третью
подгруппу
составляют
студенты,
которые
неглубоко
знают
теоретический
материал,
интерес
к
дисциплине
у
них
не
выражен.
Затруднений при выполнении самостоятельной работы у них гораздо больше.
Они
слабо
владеют
общеучебными
умениями
и
навыками,
не
умеют
применять знания, полученные при изучении других дисциплин.
Студенты четвертой подгруппы плохо знают теоретический материал, у
них отсутствуют навыки самостоятельной работы, поэтому с заданиями на
начальном этапе они не справляются, так как не всегда понимают их суть.
При организации самостоятельной работы с каждой из этих подгрупп
преподаватель должен не только учитывать индивидуальные особенности
студентов, но и стремиться развивать их способности, помогая преодолевать
характерные для них затруднения. Как правило, студенты самостоятельно
осуществляют поиск решения проблемы на основе уже известных данных:
пытаются найти способ доказательства, вариант решения, сделать вывод.
Включение в учебное занятие определенных поисковых ситуаций позволяет
преподавателям повысить познавательную активность студентов, приучить
их к самостоятельности мышления и творчеству.
Групповые
формы
организации
самостоятельной
работы
студентов
находят свое все более широкое практическое применение. Работа в малых
группах успешно используется для выполнения заданий по карточкам, для
взаимной
проверки
выполненных
работ,
для
ролевых
и
деловых
игр.
Групповые
формы
учат
студентов
выстаивать
отношения
в
группах,
сотрудничать,
путем
коллективного
поиска
быстро
находить
нужную
информацию.
При
выдаче
задания
для
самостоятельной
работы
обучающегося
преподаватель проводит инструктаж по его выполнению, который включает
цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объём
работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В
процессе
инструктажа
преподаватель
предупреждает
обучающихся
о
возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
Инструктаж проводится за счёт объёма времени, отведённого на изучение
дисциплины (профессионального модуля).
Для повышения результативности внеаудиторной (самостоятельной)
работы преподаватель разрабатывает учебно-методическое обеспечение,
которое включает в себя средства обучения и средства контроля.
Средства обучения условно можно разделить на три группы:
1)
учебно-методические средства, использующиеся для руководства
21
самостоятельной деятельностью обучающихся – методические рекомендации
(указания):
1)
по
курсу
дисциплины
(профессионального
модуля),
по
отдельным
темам или
2)
к выполнению отдельных видов работ;
3)
включающие
в
себя:
инструкции
по
работе
с
методические
рекомендациями, в т.ч.алгоритмы и образцы выполнения заданий;
4)
рекомендации
по
распределению
времени
в
процессе
работы
над
заданиями;
5)
задания для самостоятельной работы;
6)
критерии самооценки выполненной работы;
7)
список основной и дополнительной литературы;
2)
дидактические
средства,
которые
могут
быть
источником
самостоятельного приобретения знаний (первоисточники, документы,
тексты
художественных произведений, сборники задач и упражнений, комплекты
журналов и газет, научно-популярная литература, учебные фильмы,
видеозаписи, карты, таблицы, приборы, вещества, коллекции и т.п.);
3)
технические
средства,
при
помощи
которых
предъявляется
и
обрабатывается
учебная
информация
(компьютеры,
аудио-и
видеотехника).
Средства контроля зависят от применяемых преподавателем форм и
методов контроля самостоятельной работы обучающихся.
В качестве форм и методов могут быть использованы: тестирование,
защита творческих работ, представление проектов и др.
Кроме внешнего контроля, преподаватель должен уделять внимание
развитию у обучающихся навыков самоконтроля.
Использование технологии «Портфолио», ориентированной на личность
обучающегося, позволяет осуществлять всесторонний контроль выполнения
самостоятельной работы.
Контроль результатов самостоятельной работы обучающихся может
осуществляться в пределах времени, отведённого на обязательные учебные
занятия и проходить в письменной, устной или смешанной форме, с
представлением продукта творческой самостоятельной деятельности
обучающегося.
В качестве форм и методов контроля самостоятельной работы могут
выступать тестирование, защита творческих работ, представление проектов,
семинарские занятия, зачеты, контрольные работы, взаимопроверка работ,
защита творческих работ, выступления и доклады на пленарных, секционных
заседаниях
студенческой
научно-практической
конференции
внутри-
и
межколледжного
22
уровней, участие в олимпиадах и т.д.
4.2 Контроль результатов самостоятельной работы студентов как
принцип обратной связи
Контроль
своевременности
и
качества
выполнения
аудиторной
и
особенно внеаудиторной самостоятельной работы студентов обязателен, это
является
залогом
эффективности
всей
системы
самостоятельной
работы
студентов. Контроль самостоятельной работы студентов - это соотнесение
достигнутых студентами в ходе самостоятельной работы результатов с
запланированными целями обучения. Его основная цель состоит в выявлении
достижений, успехов студентов; в определении путей их совершенствования,
углубления
знаний,
умений
с
тем,
чтобы
создавались
условия
для
последующего
включения
студентов
в
активную
самостоятельную
творческую
деятельность.
В
первую
очередь,
эта
цель
связана
с
определением качества усвоения студентами учебного материала в рамках
требований
ФГОС.
Во-вторых,
конкретизация
основной
цели
контроля
касается
обучения
студентов
приемам
взаимоконтроля
и
самоконтроля,
формирования
потребности
в
самоконтроле.
В-третьих,
эта
цель
предполагает
воспитание
у
студентов
таких
качеств
личности
как
ответственность
за
выполнение
самостоятельной
работы,
проявление
инициативы
Правильно
поставленный
контроль
качества
самостоятельной
работы
студентов позволяет преподавателю объективно оценивать сформированные
студентами
компетенции,
вовремя
оказывать
необходимую
помощь
и
достигать поставленные цели обучения.
4.3 Функции контроля качества самостоятельной работы
Контролирующая функция заключается в выявлении уровня обученности
студентов,
их
интеллектуального
развития,
сформированности
навыков
самостоятельного
учебного
труда,
а
также
в
сравнении
планируемых
и
достигнутых
результатов
и
определения
эффективности
используемых
студентами методов, форм и средств самообразования.
Обучающая
функция
контроля
состоит
в
совершенствовании
и
систематизации
знаний,
умений
и
навыков
студентов
в
области
23
самостоятельной учебной деятельности. В процессе контрольной проверки
результатов студенты не только повторяют и закрепляют ранее изученное, но
и
применяют
знания
и
умения
в
новой
ситуации
с
использованием
разнообразных способов действий. Контроль помогает студентам выделить
главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и
умения
более
ясными
и
точными,
способствовать
обобщению
и
систематизации знаний.
Диагностическая функция контроля означает получение информации об
ошибках, недочетах и пробелах в знаниях, умениях студентов организовать
самостоятельную
работу,
об
их
причинах,
о
затруднениях
студентов.
Результаты
диагностических
проверок
помогают
выбрать
наиболее
интенсивную методику обучения самостоятельной работе, а также уточнить
направление дальнейшего совершенствования содержания, методов и средств
самообучения.
Прогностическая
функция
служит
получению
опережающей
информации об эффективности и перспективах совершенствования учебно-
воспитательного
процесса.
Преподаватели
получают
основания
для
прогнозирования
направлений
развития
определенного
отрезка
учебного
процесса
в
зависимости
от
того,
насколько
сформированы
в
ходе
самостоятельной работы конкретные знания, умения, навыки, необходимые
для усвоения следующей порции учебного материала.
Развивающая
функция
контроля
самостоятельной
работы
состоит
в
стимулировании
познавательной
активности
студентов,
в
развитии
их
творческих способностей. В процессе контроля развиваются речь, память,
внимание, воображение, воля и мышление студентов. Контроль оказывает
большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности как
способности, склонности, интересы, потребности.
Сущность ориентирующей функции контроля - в получении информации
о степени достижения цели учения отдельным студентом и группой в целом,
т.е.
о
том,
насколько
глубоко
изучен
учебный
материал.
Контроль
ориентирует студентов в их затруднениях и достижениях, помогает студенту
лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
Воспитывающая
функция
контроля
заключается
в
воспитании
у
студентов аккуратности, честности, твердой воли, настойчивости, привычки к
24
регулярному
самостоятельному
труду,
ответственного
отношения
к
выполнению самостоятельной работы,
В
зависимости
от
того,
кто
осуществляет
контроль
результатов
самостоятельной деятельности студентов, выделяют три типа контроля:
1.
внешний (осуществляется преподавателем);
2.
взаимный (осуществляется другим студентом);
3.
самоконтроль (осуществляется самим студентом).
По цели внешнего контроля качества самостоятельной работы студентов
различают:
коррективный контроль;
констатирующую проверку результатов самостоятельной работы.
Коррективный контроль - средство побуждения студентов к эффективной
самостоятельной
работе.
Коррекция
самостоятельной
работы
со
стороны
преподавателя
направлена,
прежде
всего,
на
получение
информации
о
состоянии и качестве процесса деятельности:
способах
выполнения
студентом
задания
(их
целесообразность,
правильность, быстрота);
о затруднениях, возникающих в процессе работы, и их причинах;
об
уровне
самостоятельности
деятельности
(п р и е мы ,
эффективность).
Если преподаватель внимательно наблюдает за работой студентов, он
может
использовать
приемы,
направленные
на
корректирование
их
деятельности, а именно:
1)
уточнять
суть
задания,
добиваясь
понимания
его
всеми
студентами;
2)
предупреждать
о
сложном
моменте
в
процессе
выполнения
задания для предотвращения ошибки, которую обычно допускает
большинство студентов;
25
3)
напоминать
студентам
о
необходимости
самим
контролировать
свои действия.
Таким
образом,
коррективный
контроль
представляет
собой
некий
инструктаж
преподавателя
к
заданиям.
Этот
инструктаж
может
быть
вводным,
текущим,
индивидуальным,
групповым,
фронтальным,
письменным, устным и т.д.
Констатирующая проверка и оценка результатов самостоятельной работы
дает
возможность
установить,
насколько
результаты
соответствуют
по ст авленной
цели,
насколько
правомерна
и
ц е л е с о о б р а з н а
последовательность этапов работы, при этой проверке выявляется общий
итог работы, ее оформление. Такая проверка является важнейшим стимулом
для самих педагогов, так как направлена на:
1)
выявление
результатов
деятельности
непосредственно
после
ее
завершения;
2)
всесторонний анализ и учет общих итогов работы, диагностику уровня
усвоения учебного материала, стимулирование активности, интереса и
самостоятельности студентов средствами контроля;
3)
создание положительного эмоционального фона контрольно-оценочной
деятельности;
4)
сравнение
результатов
контрольной
самостоятельной
работы
с
результатами
предыдущей
самостоятельной
деятельности
для
диагностики динамики уровня обученности студентов.
Очень часто при этом фиксируются лишь объем выполненной работы и
правильность
результатов.
Вне
поля
зрения
преподавателя
остаются
качественные
характеристики
деятельности.
Если
же
студенты
узнают
о
результатах самостоятельной работы спустя некоторое время, то это снижает
в
их
глазах
ценность
самой
самостоятельной
работы.
Поэтому
важно
добиваться,
чтобы
проверка
и
оценка
самостоятельной
работы
были
стимулом для последующей деятельности студентов, вселяли уверенность в
свои силы, уважение к преподавателю.
Наиболее существенными показателями конечного результата являются:
26
1.
достигнутый
уровень
знаний
(полнота,
обобщенно сть,
оперативность, действенность);
2.
достигнутый уровень умений и навыков;
3.
индивидуальные и типичные пробелы в знаниях и умениях;
4.
уровень
самостоятельности
и
креативности
(логика
ответов,
критичность, оригинальность, самоконтроль, творчество).
К
методам
взаимной
проверки
качества
самостоятельной
работы
студентов относятся:
1.
взаимная
проверка
письменных
ответов.
Ее
целесообразно
применять при проведении небольших самостоятельных работах,
рассчитанных на 5-7 минут. Студенты обмениваются работами,
проверяют их, а затем делают краткий отзыв или дают общую
оценку, допустимо внесение поправок;
2.
взаимопроверка
качества
самостоятельных
работ,
выполненных
после изучения целой темы. В процессе взаимопроверки студенты
могут
пользоваться
учебниками,
справочниками
и
другими
пособиями;
3.
взаимопроверка устных ответов.
Эту форму можно реализовывать в различных вариантах:
можно создавать пары, в которых один студент спрашивает, другой
отвечает на вопросы по изученному материалу, тексту (из числа
наиболее
подготовленных
студентов
выделяются
консультанты,
которые
контролируют
работу
однокурсника
при
проведении
зачетов, письменных и лабораторных работ);
систематическая взаимная проверка.
Суть ее в том, что каждый студент получает карточку с вопросом, ответ
на который он должен хорошо знать. На обороте карточки записаны фамилии
нескольких студентов и даты, когда он будет их опрашивать по этому вопросу.
За день до проверки студенты предупреждают друг друга о том, на какие
вопросы
им
придется
отвечать.
Такая
проверка
проводится
обычно
в
27
последние
три
минуты
каждого
занятия.
За
правильный
ответ
напротив
фамилии
(на
обороте
карточки)
студент
ставит
знак
«плюс»
№__,
за
неверный
ответ
или
отказ
отвечать
-
«минус»
№_.
Преподаватель
периодически
просматривает
карточки
взаимопроверки.
Если
в
ней
оказывается много «минусов», проводится опрос студента преподавателем во
внеурочное
время.
В
конце
изучения
темы
или
раздела
осуществляется
контрольный
опрос
всех
студентов,
когда
можно
оценить
степень
объективности
и
строгости
каждого,
кто
контролировал
своих
однокурсников.
4.4 Самоконтроль самостоятельной работы
Самоконтроль - это свойство человека, заключающееся в стремлении и
умении
регулировать
свою
деятельность
и
поведение,
это
способность
своевременно подмечать и устранять негативные стороны деятельности
(торопливость, медлительность, небрежность), замечать ошибки в работе
или не допускать их.
Выделяют различные виды самоконтроля.
По
времени
осуществления
выделяют
предварительный,
текущий
и
заключительный самоконтроль.
Предварительный
самоконтроль
проводится
до
начала
выполнения
задания на ориентировочном этапе. Он необходим студенту для того, чтобы
убедиться
в
правильности
ориентиров:
понять
цель,
учебную
задачу,
требования преподавателя.
Текущий самоконтроль осуществляется в процессе решения учебной
задачи на исполнительском этапе самостоятельной работы, протекает в более
благоприятных условиях
Заключительный самоконтроль осуществляется после выполнения
самостоятельной работы.
Любой вид деятельности на занятии преподаватель может использовать
для обучения студентов самоконтролю, самоанализу, самооценке. Рассмотрим
несколько примеров.
1. Обращаясь в диалоге к студентам с вопросом: «Какой другой вариант
мы могли бы с вами выбрать?», преподаватель побуждает их к активности,
28
самостоятельности
суждений,
отслеживанию
своих
учебных
действий
и
соотнесению их с поставленными задачами.
2. Прием «Докажите, что мое утверждение верно или неверно...». Этот
прием побуждает студентов к самостоятельным выводам и умозаключениям.
3.
Учебное
комментирование
процесса
написания
текста
(решения
задачи, примера). Во время фронтальной работы один из студентов, выполняя
практические действия, одновременно объясняет их, ссылаясь при этом на
конкретное правило, закон, теорему, т.е., применяя знания, он осуществляет
непрерывный
самоконтроль
и,
проговаривая
вслух
определенную
информацию, стимулирует остальных студентов.
4. Составление заданий, требующих не только действий «по правилу»,
по
алгоритму,
но
и
самостоятельности
суждений,
выводов,
гибкости
мышления, способности уйти от стереотипов (кейсы, проекты и др.)
5. Побуждение студентов к поиску вариантов решения учебной задачи и
включения их тем самым в поисковый и творческий режим деятельности
(«Предложи свои способы решения задачи ...», задачи на исследование или с
несколькими способами решения).
6. Структурирование текстов учебников и составление различного рода
конспектов. При этом отрабатываются умения анализировать доказательства,
контролировать процесс работы с текстом. Студентам предлагается сделать
самопроверку
своих
ответов,
сопоставляя
их
с
текстом
учебника,
справочника и т.д., с эталоном ответа или решения задачи.
7. Выполнение творческого задания, при котором деятельность студента
строго не регламентируется. При этом намечаются некоторые ориентиры в
осуществлении этого задания. Соответствует ли содержание работы теме?
Насколько логична последовательность изложения материала? Правильно ли
составлен план? Выполнение таких работ обязательно только для сильных
студентов. Эти задания не содержат алгоритма выполнения или подсказки.
Но самостоятельность не значит «что хочу, то и делаю». Студент имеет право
обратиться
к
преподавателю
за
помощью.
Преподаватель
контролирует
действия студентов, отмечает, где можно добиться тех же результатов более
коротким или простым путем.
8.
Побуждение
студентов
к
постановке
вопросов
однокурсникам,
преподавателю. Это важный и эффективный прием сотрудничества педагога
и студента, активизирующий всю группу. Следует поощрять разные вопросы
по пройденному материалу, по конкретной теме; вопросы, которые помогли
бы отвечающему студенту расширить свой ответ, выявить главное, сравнить
факты и т.д.
29
9.
Тестовые
задания
по
предмету,
которые
побуждают
студентов
к
самостоятельным
выводам,
умозаключениям,
спору
и
выдвижению
контраргументов.
10.
Делегирование
ролей
студентам,
которое
означает
следование
принципу
личностноролевого
участия
студентов
в
учебном
процессе
(ассистент, консультант, докладчик, оппонент).
Как правило, студенты самостоятельно осуществляют поиск решения
проблемы
на
основе
уже
известных
данных:
пытаются
найти
способ
доказательства,
вариант
решения,
сделать
вывод.
Включение
в
учебное
занятие
определенных
поисковых
ситуаций
позволяет
преподавателям
повысить
познавательную
активность
студентов,
приучить
их
к
самостоятельности мышления и творчеству.
Групповые
формы
организации
самостоятельной
работы
студентов
находят свое все более широкое практическое применение. Работа в малых
группах успешно используется для выполнения заданий по карточкам, для
взаимной
проверки
выполненных
работ,
для
ролевых
и
деловых
игр.
Групповые
формы
учат
студентов
выстаивать
отношения
в
группах,
сотрудничать,
путем
коллективного
поиска
быстро
находить
нужную
информацию.
4.5 Критерии оценки самостоятельной работы студентов
В приложении к письму Минобразования России от 29.12.2000 г. № 1-52-
138 «Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы
студентов
образовательных
учреждений
СПО»
выделены
следующие
критерии оценки результатов СРС:
1. уровень освоения студентом учебного материала.
2.
умение
использовать
теоретические
знания
при
выполнении
практических, ситуационных задач.
3. сформированность общеучебных умений.
4. обоснованность и четкость изложения ответа.
5. оформление материала в соответствии с требованиями.
6. уровень самостоятельности студента при выполнении самостоятельной
работы.
Критериальная
база
для
оценки
качества
самостоятельной
работы
студентов не может быть унифицированной. В зависимости от типа учебных
занятий
и
вида
самостоятельного
задания
критерии
оценки
его
эффективности будут различаться.
4
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
30
5
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
включает в себя:
Положение о самостоятельной работе обучающихся;
Задания
ВСР
по
учебной
дисциплине,
профессиональному
модулю;
Методические
рекомендации
для
самостоятельной
работы
обучающихся
(реферат, аннотация, эссе, конспект);
Методические указания и рекомендации по выполнению конкретных
видов самостоятельных работ в соответствии с их формой;
Программы, пособия, материалы, как в печатном, так и в электронном
виде в соответствии с ФГОС СПО;
Образцы
оформления
индивидуальных
заданий;
График
выполнения
самостоятельных
работ;
График
консультаций;
Список
основной
и
дополнительной литературы по дисциплине/ профессиональному модулю.
Чтобы помочь студентам в организации внеаудиторной самостоятельной
работы, научить их систематизировать, теоретические звания и практические
умения,
мной
разработаны
электронные
образовательные
ресурсы
по
дисциплине
«Правовое
обеспечение
профессиональной
деятельности»
по
укрупненным группам специальностей:
1.
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и
геология;
2.
23.00.00 Техника и технология наземного транспорта;
3.
08.00.00 Техника и технология строительства.
По специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)”
Он включает в себя:
1.
Р а б оч у ю
п р о гр а мму, которая
соответствует
особенностям
профессиональной деятельности, сфере ее реализации, уровню и
требованиям, предъявляемым к выпускнику. Программа составлена
логично,
последовательность
тем,
предлагаемых
к
изучению,
направлена на качественное усвоение учебного материала.
2.
Теоретический
материал
-
соответствует
тематическому
плану
рабочей
программы,
раскрывает
профессиональные
и
общие
31
компетенции,
указанные
в
требовании
ФГОС
СПО
подготовки
специалистов:
По каждой теме теоретического материала студенту предлагается список
контрольных вопросов для самостоятельной проверки знаний,
рекомендуемая литература содержит источники для более глубокого
изучения дисциплины.
3.
Мультимедиа
презентации.
Презентации
в
учебном
процессе
формируют
наглядный
материал,
что
повышает
уровень
его
усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия – зрительный,
механический, слуховой и эмоциональный. Данная форма позволяет
представить учебный материал как систему ярких опорных образов,
что
позволяет
облегчить
запоминание
и
усвоение
изучаемого
материала.
4.
Методические указания к самостоятельной внеаудиторной работе,
соответствуют требованиям ФГОС СПО подготовки специалистов
Выполнение
студентами
самостоятельных
работ
формируют
необходимые компетенции.
5.
Тесты
для
самоконтроля,
тестовые
задания
разнообразны,
что
позволяют оценивать уровень знаний студентов по дисциплине.
Электронный образовательный ресурс прост в работе, студент может
выполнить
самостоятельную
работу,
используя
методические
указания,
алгоритмы, презентации, теоретический материал.
32
Заключение
Таким
образом,
при
реализации
ФГОС
значительно
усилится
роль
самостоятельной работы студентов в учебном процессе, так как необходимо
максимально активизировать познавательные интересы и самостоятельность
обучаемых, развивать их способности к самообразованию, самообучению,
самовоспитанию,
саморазвитию,
самоопределению
для
проявления
и
реализации их возможностей в соответствии с подготовкой, способностями и
психофизиологическими особенностями.
Самостоятельная работа – важная, неотъемлемая составляющая
современного образовательного процесса, значимость которой в последнее
время постоянно возрастает. Перед педагогическими кадрами стоят задачи
формирования условий для приобретения обучающимися навыков
самостоятельной работы.
Педагогиче ская
деятельно сть
преподавателей
и
м а с т е р о в
производственного
обучения
должна
обеспечивать
оптимизацию
форм
и
методов
организации
самостоятельной
работы
обучающихся
на
основе
системы
контроля
за
качеством
её
выполнения
и
доступного
учебно-
методического материала.
Использование разработанных методических рекомендаций позволит
повысить эффективность самостоятельной работы обучающихся в
колледже, в том числе их готовность к самостоятельному получению знаний,
освоению общих и профессиональных компетенций.
33
Список литературы
1.
Алексеева, Л.П. Обеспечение самостоятельной работы студентов /
Алексеева Л.П., Норенкова Н.А // Специалист. - 2010 - №6.
2.
Алфёрова Е.А., Янченкова Е.В. Планирование и организация
самостоятельной работы студентов ГОУ СПО: метод.рекомендации. –
М:УМЦ ПО ДОМ, 2008.
3.
Аргунова Т.Г. Организация самостоятельной работы студентов средних
специальных учебных заведений. – М.: НПЦ «Профессионал-Ф», 2009
4.
Виштак О.В., Оржинская С.В. Система планирования самостоятельной
работы студентов // Профессиональное образование.
Столица. 2011. №
1. С. 41-42.
5.
Есипов Б.П. Самостоятельная .работа учащихся на уроках. М., 1961.
6.
Иванова Л.Н. Самостоятельная работа как способ формирования
компетентности будущего специалиста // Профессиональное
образование. Столица. 2006. № 5. С. 21-21.
7.
Капустина Л.И. Организация самостоятельной работы студентов в
условиях модернизации среднего профессионального образования //
Научные исследования в образовании. 2007. № 3. С. 88-91.
8.
Коменский Я.А. /Мир чувственных вещей в картинках// Я.А.
Коменский. Изд. 2-е. М., 1957.
9.
Коменский Я.А. Великая дидактика. М., 1983
10.Котельникова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов в
среднем профессиональном образовании: Учебное пособие. –Уфа: ИРО
РБ, 2014. –112 с.
11.
Медянкина
Е.Л.
Особенности
организации
самостоятельной
работы
студентов в условиях колледжа [Текст] / Е.Л. Медянкина // Среднее
профессиональное образование. – 2006. - № 10. –С. 6-7.
34
12.Огородников И.Т. О некоторых итогах экспериментального изучения
эффективности урока по основам наук в школе // Вопросы повышения
эффективности урока. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1959. С. 5-30
13.Пакулина С.А. Психолого-педагогическая диагностика организации,
управления и руководства самостоятельной работой студентов //
Научные исследования в образовании. 2008. № 11. С. 41-51.
14.
Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов пед.
колледжей /
Под ред. П.И. Пидкасистого. –М.: Российское пед. агентство,
1996 (2-е изд.). -309 с
15.
Тришина,
Е.С.
Организация
самостоятельной
работы
студентов
как
средство
повышения
профессиональной
компетентности
будущих
педагогов
[Текст]
/
Е.С.
Тришина
//
Среднее
профессиональное
образование. - 2010. - № 9.- С. 14-19.
16.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах/
под ред. А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф.
Шабаевой. -М.:Педагогика, 1974
17.Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990
НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1.
Конституция РФ
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об
образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
15.07.2016).Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 21.02.03
Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г.
№ 484)
3.
Приказ Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по образовательным программам СПО».
4.
Рекомендации по планированию и организации СРС образовательных
учреждений СПО. Приложение к письму Минобразования России от
35
29.12.2000
г.
№
1-52-138
«Рекомендации
по
планированию
и
организации
самостоятельной
работы
студентов
образовательных
учреждений СПО».
5.
Письмо Минобрнауки России от 19.12.2014 № 06-1225»О направлении
рекомендаций по организации получения среднего общего образования
в
пределах
освоения
образовательных
программ
среднего
профессионального образования на базе основного общего образования
с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов
и
получаемой
профессии
или
специальности
среднего
профессионального образования»
36