Автор: Рыжакова Евгения Андреевна
Должность: педагог - психолог, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№110
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Практическое пособие для воспитателей и родителей
Тема: "Коррекция поведенческих нарушений у детей: Игры - упражнения для развития тактильных ощущений."
Раздел: дошкольное образование
Автор: Рыжакова Евгения Андреевна,
Педагог-психолог, воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 110»,
г. Иркутск.
Коррекция поведенческих нарушений у детей:
Игры - упражнения для развития тактильных ощущений.
Одним из важных компонентов нормального психического развития ребенка
является его эмоциональное общение со взрослыми и сверстниками, которое
в полной мере реализуется в условиях игровой деятельности.
К расстройствам поведения ребенка можно отнести излишнюю двигательную
и эмоциональную активность, частые капризы и повышенную утомляемость.
Такой ребенок непоседлив и беспокоен, с трудом концентрирует внимание, у
него переменчивое настроение.
Существуют игры и упражнения для снижения двигательной
расторможенности и возбудимости, они развивают произвольное внимание,
учат детей контролировать свои реакции и сотрудничать с другими людьми.
Одни из них являются игры для развития тактильных ощущений.
Игры - упражнения развивают тактильное восприятие, снимают напряжение,
мышечные зажимы и снижают агрессию и оптимизирует детско-
родительские отношения.
«Качалки»
Ребенок закрывает глаза. Взрослый прикасается к рукам, ногам, щекам и
спине ребенка предметами разной фактуры (кусочком меха, мочалкой,
шишкой, ватой и т.д.). ребенку нужно угадать и назвать предметы.
«Ночь»
Взрослый говорит ребенку: «Представь, что наступила ночь, мы оказались в
полной темноте, и поэтому общаться друг другом можно только
прикосновениями». Затем взрослый и ребенок закрывают глаза и с помощью
прикосновений здороваются, «разговаривают» и т.д.
«Рисунок на спине»
Взрослый на спине ребенка пальцем рисует солнце, домик, дерево и т.д.
ребенку нужно угадать, что нарисовал взрослый.
Детям знающие буквы и цифры, можно предложить отгадать слова или
решить примеры с использование простейших математических действий.
«Парные предметы»
Взрослый показывает пары предметов, отличающиеся друг от друга
(например: толстый и тонкий фломастер, короткий и длинный карандаш,
узкую и широкую линейку и т.д.), а затем кладет их в прозрачный мешочек,
ребенку нужно на ощупь найти парные предметы и определить, чем они
отличаются друг от друга.
Релаксационные упражнения.
Релаксационные упражнения создают условия для нормального
функционирования организма, помогают ребенку сосредоточиться на
определенном состоянии, которое впоследствии может быть вызвано им
произвольно. В результате выполнения таких упражнений улучшается обмен
веществ, мозговое кровообращение, снижается напряжение и утомление.
«Ладошки»
Взрослый предлагает ребенку выполнять до возникновения усталости
задания:
Тереть ладошки друг друга; тереть кулачки друг о друга;
Вращать по часовой стрелки сцепленным в «замок» руками; изображать игру
на барабане; снимать пальцы обеих рук в кулачки; барабанить по столу
пальцами, имитирую звук дождя; сложить ладошки «рыбкой» и выполнять
ими волнообразные движения и т.д.
«Аквариум»
Взрослый на треть заполняет миску с очень теплой водой пуговицами,
бусинками, монетками, небольшими кубиками и т.д.
Ребенку предлагается опустить в нее руки и выполнить задания:
Взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их другую;
Собрать одной рукой бусинки, а другой монетки;
Распределить предметы по группам;
Приподнять как можно больше предметов на ладонях.
После выполнения каждого здания ребенок расслабляет кисти рук, держа их
в воде.
«Упираемся в стену»
Ребенок упирается руками в стену, ноги стоят как можно дальше от стены
(тело и руки по возможности прямые), происходит напряжение практически
всех мышц тела, поза удерживается до возникновения отчетливого
утомления, после чего следует пауза, затем расслабление.