Автор: Соколова Галина Олеговна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ "Марьинская школа №1566 памяти Героев Сталинградской битвы"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: Урок математики по теме: "Масштаб" ( 6 класс ФГОС)
Раздел: среднее образование
ГБОУ г. Москвы «Марьинская школа №1566 памяти Героев
Сталинградской битвы»
Конспект урока математики
по теме: «Масштаб»
для учащихся 6 класса (ФГОС)
Учитель математики:
Соколова Галина Олеговна
Москва 2018г.
Цели урока:
Обучающие: обеспечить усвоение математического определения масштаба и
определить возможности применимости понятия в различных областях
науки, техники; установить возможность применения масштаба для
увеличения или уменьшения действительных размеров объекта посредством
решения задач и рассмотрения моделей.
Воспитывающие: формировать умение вести диалог, отстаивать свое мнение
в рамках деловой беседы, соблюдать языковую эстетику.
Развивающие: развивать логическое мышление и пространственное
воображение, вырабатывать навыки самооценки.
Тип урока: урок- практикум.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Формировать умение формулировать для себя учебную задачу, цель работы;
оценивать возможные проблемы и находить их решение в рамках учебной
задачи; оценивать свою деятельность.
Предметные УУД: уметь находить масштаб; применять определение данного
понятия для возможного увеличения или уменьшения масштаба.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: уметь распределять роли для решения общей задачи,
оценивать результат.
Познавательные: формировать умение работать с источниками информации,
находить главное, искать способы решения и ставить вопросы с целью поиска
решения проблемы.
Коммуникативные: Формировать умение работать в коллективе, вести диалог
и отстаивать свою точку зрения. Формировать умение составлять текст
задачи по заданному сюжету.
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, географические
карты, картинки для сюжетов задач, макеты зданий, карточки с заданиями для
работы в группах.
Этапы урока.
1.Организация начала урока (3 минута).
2.Подготовка к основному этапу урока (5 минут).
3.Изучение нового материала, усвоение новых знаний и способов действий
(12 минут).
4.Первичная проверка понимания (9 минут).
5.Применение знаний в новой ситуации 8 минут).
6.Контроль и самопроверка знаний (4 минуты).
7.Подведение итогов урока. Рефлексия. (4 минуты).
Ход урока.
Организация начала урока.
Здравствуйте. Наверное, уже не раз в своей жизни, вы слышали слово
«Масштаб». А как вы понимаете это понятие? Что оно обозначает? В каких
областях науки и техники оно применяется?
Мини-диалог с учащимися. Дети отвечают на данные вопросы, учитель при
необходимости корректирует ответы.
Подготовка к основному этапу урока
У вас было домашнее задание, выписать различные определения слова
масштаб. Давайте их озвучим.
Масштабом называется дробь, у которой …
Дети зачитывают определение.
Изучение нового материала, усвоение новых знаний и способов действий.
Выбрать наиболее удачное математическое определение масштаба и записать
его в тетрадь.
Задание №1.
- Как определить масштаб карты?
Учитель демонстрирует карту. Говорит о том, что масштаб указан на
самой карте.
– Как найти кратчайший путь от Москвы до Орла по карте?
Чтобы найти расстояние, надо измерить расстояние на карте по линейке.
- Составьте пропорцию (Какая зависимость применяется при решении задачи
в этом случае?)
Задание №2. Чему равно расстояние на местности? М: 1:2000000. Расстояние
на карте 5см.
Расстояние
Масштаб
На карте
3см
1
На местности
хсм
10000000
Решение: Составим пропорцию
5
х
=
1
10000000
Х=
4 · 10000000
1
= 40000000 см= 400000 м = 400км
Ответ: Расстояние на местности 400км.
Задание №3. Чему равен отрезок на карте, если расстояние от Москвы до
Твери 168 км. Масштаб карты 1: 20000
Расстояние
Масштаб
На карте
Х см
1
На местности
168 км
4000000
Решение: 168 км= 168000м= 16800000см
Составим пропорцию
х
16800000
=
1
4000000
Х=
1· 16800000
4000000
= 4,2см
Ответ: Расстояние на карте от Москвы до Твери равно 4,2 см.
Задание №4. Расстояние на местности от Ульяновска до Москвы равно
780км. На карте это расстояние равно 3см. Найдите масштаб карты.
Расстояние
Масштаб
На карте
3 см
1
На местности
780 км
х
Решение: 780 км= 780000м= 78000000см
Составим пропорцию
3
78000000
=
1
х
Х=
1· 78000000
3
= 26000000
Ответ: Масштаб 1: 26000000
Вывод: Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего
отрезка на местности называется масштабом карты.
- Как по расстоянию на местности и масштабу найти расстояние на карте?
- Как по расстоянию на местности и на карте найти масштаб?
Первичное проверка понимания.
Как мы уже говорили, понятие масштаба применяется не только при
работе с картами, но и во многих других случаях.
Задача №5 Площадь прямоугольника на плане 6 кв. см. Чему равна
действительная площадь участка, если масштаб 1:100000.
Размеры
Масштаб
На плане
6 кв. см.
1
Реальные размеры
Х кв.см
100000
Решение:
Составим пропорцию
6
х
=
1
100000
Х=
6 · 100000
1
= 600000 кв. см = 60 кв. м
Ответ: действительная площадь участка равна 60 кв. м
Применение знаний в новой ситуации
Задание №6
Работа учащихся по чертежам деталей, картам, планам.
Определите правильность нахождения масштаба карты, используя ответ
задачи.
Контроль и самопроверка знаний.
Задание №7. Составьте свою задачу по теме, используя различные сюжеты и
покажите ее решение.
Домашнее задание.
1.
Предложите идею масштабирования для других областей знания.
Задания из учебника.
2.
Сделать замеры школьного здания ( шагами. Шаг- 1м). Начертить
план пришкольного участка используя масштаб 1:1000
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ответ на контрольный вопрос. Что такое масштаб? В каких случаях
используется масштаб?
Дополнительны вопрос:
При пошиве одежды имеется возможность не использовать понятие
«масштаб». Является ли использование масштаба оправданным оправдано,
как со стороны увеличения, так и со стороны уменьшения?
Оценить работу учащихся на уроке.
.