Автор: Поздина Евгения Анатольевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 1"
Населённый пункт: г. Волгореченск Костромской области
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: Школьный сайт
Раздел: среднее образование
Согласовано
Утверждаю
Зам. директора по ВР_______________
Директор Лицея № 1
_______Ю.С.Кудрявцев
Программа дополнительного образования
«Школьный сайт»
Составитель:
Учитель информатики
Поздина Е.А.
МОУ «Лицей № 1»
Г. Волгореченск
Пояснительная записка
Количество учебных часов: 34 ч.
Возрастная группа: 7-10 классы
Задачи курса:
познакомить с видами веб-сайтов, их функциональными, структурными
и технологическим особенностями;
сформировать навыки элементарного проектирования, конструирования,
размещения и сопровождения веб-сайта;
познакомить с основами веб-дизайна;
создать
и
разместить
в
сети
Интернета
собственный
веб-сайт
по
выбранной тематике.
Для начала поищем ответы на следующие основополагающие вопросы:
1.
Зачем нужен сайт вашему лицею. Какие задачи он должен решать.
1.
Какое место отводите вашему сайту в образовательном процессе вашего лицея ,
вашего региона, стране, мире. Кто будущие пользователи вашего сайта.
2.
Каким основным функциональным требованиям должен удовлетворять ваш
сайт,
чтобы
удовлетворить
целям,
сформулированным
при
ответе
на
первый и второй вопросы. Должна ли быть в нем интерактивность.
2.
Кто в вашем лицее будет создавать сайт, а потом его сопровождать.
3.
Как решится вопрос с финансовым обеспечением создания сайта, его
сопровождением, оплаты аренды пространства на сервере.
Сперва о целях школьного сайта — зачем он вообще нужен? Это вопрос главный,
ибо без его решения проектировать меню, разрабатывать разделы, вводить сервисы — во
всем этом смысла нет. Цели, которые может преследовать создание школьного сайта, на мой
взгляд, следующие:
1.
«Сайт как координационная точка внутришкольного взаимодействия». Сайт
способен придать межпользовательским взаимосвязям несколько иной характер.
Например, школьный сайт для «анонимного» общения, создавая для учеников
возможность задавать вопросы в кризисных, критических ситуациях. Безусловно,
для этого в педагогической команде должен был быть специалист, готовый вести
подобные сложные диалоги, отвечать на вопросы. И все-таки эта возможность —
возможность диалога с детьми в сложных психологических ситуациях — у сайта
есть, и я не вижу сегодня иной возможности такое общение организовать в школе.
А потребность в нем у детей есть. Может быть использован сайт и для организации
дистанционого обучения (под «дистантным обучением» понимается заочная
образовательная связь между педагогом и учеником, в силу различных причин
(болезнь и др.) неспособного присутствовать лично в школе).
Грамотно организованный и регулярно обновляемый школьный сайт может стать
своеобразным пространством профессиональной рефлексии для лицея. Так, новостная
лента становится летописью жизни взрослого и детского коллектива, а если ввести в
практику оценку происходивших событий через сайт, то можно получать достаточно
интересный срез мнений. Сайт, как выход во внешнее пространство, заставляет педагогов,
представляя свое образовательное учреждение, давать ответы на вопросы, которые в
привычной, повседневной деятельности не всегда осмысляются:
•
в каком направлении осуществляется развитие лицея?
•
какова ценностная основа, педагогическая, методическая концепция (идея,
кредо) лицея?
•
в чем заключается характерное отличие нашего учебного заведения от
другого (и есть ли оно вообще)? и др.
Иными словами, организующееся пространство общения на сайте лицея может служить
показательным материалом для профессиональной рефлексии администратора и педагога,
предоставляет
интересный
диагностический
материал
для
осмысления
своей
деятельности.
Школьный
сайт
может
также
рассматриваться
в
качестве
коммуникативного инструмента не только администрации, педагогов и учеников, но и
«внешних» по отношению к образовательному учреждению субъектов — родителей,
работников образования и культуры. В этом качестве школьный сайт способствует
повышению
открытости
образовательного
учреждения,
создает
такие
контактные
возможности, которые в оффлайне зачастую затруднены.
2.
«Визитка лицея». Школьный сайт также может выполнять функцию визитной
карточки лицея — со своим уникальным стилем и характерной для данного лицея
формой
подачи
материала.
Актуальность
этой
ипостаси
школьного
сайта
сегодня
особенно высока. Нельзя забывать о многолетнем «биче» всех школ в последние два
десятилетия — из года в год ухудшающейся демографической ситуации — при которой
так называемая «борьба за ученика» перестает быть метафорой. Однако умный и
профессиональный педагогический коллектив понимает, что выигрывают не борьбу за
абстрактного ученика, а борьбу за своего ученика, ученика, который по особенностям
своей личности, по культурным традициям и образовательным запросам семьи будет
этой педагогической системой удовлетворен и максимально успешен в ней. Вот
поэтому так важно в этом плане точно и корректно сформулировать для сайта, в чем
своеобразие данной педагогической системы, чем она отличается от других (об этом
отчасти говорилось в первом пункте)
Еще одно назначение сайта-визитки связано с профилизацией старшей школы. В
ситуации перехода системы образования к профильному обучению, когда одно ОУ по
определению не будет в состоянии предоставить весь комплекс образовательных услуг,
полная, конкретная и выгодная подача информации о специфике реализуемых в школе
программ
сможет
привлечь
к
ней
внимание,
что
поможет
образовательному
учреждению не
потеряться
в
кругу
подобных.
Кроме
того,
в
ситуации
ограниченного
государственного
финансирования
образования сайт-визитка лицея может быть также инструментом установления
контактов
с
образовательными
и
деловыми
кругами,
поиска
форм
сотрудничества, грантов и субсидий. В этих условиях игнорировать возможности
сетевого самопозиционирования учебного
заведения
нерационально.
3. «Школьный сайт как элемент более глобальной образовательной Интернет-системы».
Школьный
сайт
может
выступать
элементом
образовательной
Интернет-системы
(естественно, при условии существования последней). Это, безусловно, не является
конкретной целью школьного сайта, скорее, в этом качестве сайт может работать одним
из информационных субъектов, комплекс которых в состоянии отражать динамически
меняющуюся образовательную картину в рамках района, города, региона.
Таким образом, кратко описанные три цели могут быть условно названы:
«сайт внутри
школы», «сайт вне школы», «сайт как элемент системы образования».
Хороший школьный сайт:
• содержит справочную информацию, интересующую родителей при поступлении в
лицей (в том числе, об учителях, учебных программах, традициях...);
• отражает происходящие в школе события (праздники, конференции, конкурсы...);
• отражает в развитии постоянно действующие направления в работе лицея (музей,
участие в проектах, и т.д.);
• является местом, где ученики могут представить свои творческие работы (в том
числе, юмористические);
•
предоставляет возможность учителям разместить
свои
материалы (вплоть до
отдельного раздела по предмету или кафедре);
• содержит элементы дистанционной поддержки обучения (например, виртуальный
консультационный пункт);
• поддерживает личные страницы учеников, учителей, целых классов;
• содержит специальный раздел для выпускников.
Предполагаемый результат
Предлагаемый
кружок
должен
научить
представлять
информацию
в
виде,
удобном
для
восприятия
и
использования
другими
людьми,
-
одна
из
задач
образовательной
компетентности
ученика
технологического
профиля.
Веб-сайт
–
наиболее
популярное
и
доступное
старшеклассникам
средство
представления
текстовой, графической и иной информации в сети Интернет.
Учебный план на год
1. Инструктаж по ТБ и правилам поведения при работе за компьютером и
в сети Интернет.
Сеть INTERNET.
1 час
2.
Понятие о браузерах.
Практическая работа № 1-2
Знакомство с лучшими школьными WEB-страницами на сайте
2 час
3.
Первое знакомство с HTML
Практическая работа № 3
Создание в блокноте простейших WEB-страничек и просмотр их в
браузере Internet Explorer
1 час
4.
Программирование вывода текста
Практические работы № 4-5
Создание WEB-страниц, которые содержит заголовок, шрифтовые
выделения, цитаты, разные смещения абзацев от левой границы,
разработка цветовой гаммы.
2 час
5.
Программирование списков
Практическая работа № 6-7
Создание WEB-страниц, содержащей маркированные и нумерованные
списки
2 час
6.
Вложенные списки.
Практическая работа № 8-9
Создание WEB-страницы
с
использованием
вложенных
списков
для
создания иерархической структуры.
2 час
7.
Гиперссылки.
Практическая работа № 10-11
Создание WEB-страницы, в которой имеется переход по метке из одного
места документа в другое.
Создание двух WEB-страниц, из каждой из которых можно перейти к
другой.
2 час
8.
Графика на WEB-страницах.
Практическая работа № 12
Создание WEB-страницы с использованием картинок.
Практическая работа № 13
Создание различных фоновых картинок.
2 час
9.
Принцип создания анимированных картинок.
Практическая работа № 14
Создание анимированных картинок.
1 час
10.
Использование
графического
редактора
при
работе
с WEB-
страницами
Практическая работа № 15
Перевести несколько картинок на прозрачную основу и сохранить их,
используя опцию "Сохранить для WEB".
1 час
11.
Таблицы.
Практические работы № 16-17
Создание таблиц с использованием атрибутов тегов TABLE, TR, TD (TH).
2 час
12.
Тег TD (TH)
Практическая работа № 18-19
Создание таблиц с использованием атрибутов тега TABLE
2 час
13.
Использование таблиц как элемента дизайна
Практическая работа № 20-21
Создание WEB-страницы с многоколонной версткой
2 час
14.
Использование таблиц для построения коллажей
Практическая работа № 22
Создание на WEB-странице таблицы, в которой одна картинка наложена
на другую.
1 час
15.
Иерархическая структура сайта. Основные правила создания WEB-
страниц
Практическая работа № 23
Разбор WEB-страниц, созданных учениками лицея
1 час
16.
Обзор визуальных HTML-редакторов
Практическая работа № 24
Создание WEB-страниц с использованием редактора HTMLPAD
2 час
17.
Фреймы.
Практическая работа № 25
Создание WEB-страниц с использованием фреймов
2 час
Зачетная работа
Создание домашней WEB-страницы или WEB-страницы на любую
выбранную учеником тему.
6 час
Итого
34 час