Напоминание

Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег"


Автор: Бирюкова Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Решетовская СШ"
Населённый пункт: Новосибирская область, село Решеты
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: «Сочинение по картине по картине А.А.Пластова «Первый

снег». (4 класс)

Разработала: учитель начальных классов Е.В. Бирюкова.

Формы и методы работы: урок развития речи; объяснительно-

иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Цели: содействовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на

зимние проявления природы, ассоциации с собственным опытом восприятия

их. Развивать связную диалогическую и монологическую речь учащихся,

обогащённую эмоционально окрашенной лексикой. Воспитывать любовь к

природе, бережное отношение к ней.

Формируемые УУД.

Предметные: учиться создавать текст – описание, использовать

выразительные средства речи, определять тип текста по его признакам.

Метапедметные: коммуникативные: использовать адекватные языковые

средства в речевых высказываниях с целью планирования, контроля и

самооценки; регулятивные: планировать свои действия в соответствии с

поставленной задачей, давать адекватную оценку правильности выполнения

действий; познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе создания текста – описания.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Ход урока

1.

Подготовка к восприятию.

(Фронтальная беседа).

- Какое сейчас время года? (Зима). Произнесите это слово, закрыв глаза.

- Какие ассоциации (образы) приходят на ум. Поделитесь, пожалуйста.

- Как мы понимаем, что зима наступит совсем скоро? (Первый снег)

- Расскажите, какие чувства вызывает это явление в природе? (Удивление,

восторг, радость)

К теме первого снега обращались многие художники, поэты и композиторы.

Поэты, писатели выражают свои чувства с помощью слов, композиторы с

помощью музыки, а художники с помощью кисти и красок.

2.Предъявление репродукции.

- Посмотрите внимательно на картину А.А.Пластова «Первый снег».

Рассмотрите все детали, попробуйте понять настроение, которое хотел

передать автор картины.

3. Формулирование темы и цели урока:

- Кто-нибудь догадался, какова будет тема сегодняшнего урока?

Ученики:

- Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег».

Сообщение темы урока.

- Нам предстоит написать сочинение по картины И. Пластова «Первый

снег».

Какие цели мы ставим перед собой на уроке развития речи ?

(правильно, грамотно строить предложения в устной и письменной речи,

составлять текст, используя правила грамматики и орфографии,

синтаксические правила).

4.Знакомство биографией художника

Давайте познакомимся с художником и посмотрим на репродукцию.

Учащиеся открывают в учебнике репродукцию картины

Аркадий Александрович Пластов родился 31 (19 по старому стилю)

января 1893 года в селе Прислониха Симбирского уезда (ныне

Ульяновская область) в крестьянской семье.

Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца.

Закончил духовное училище и семинарию. С юности мечтал стать

живописцем. В 1914 году сумел поступить в Московское училище

живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), но его приняли лишь на

скульптурное отделение. Параллельно учился живописи. В 1917-1925

годах Пластов жил в родном селе; как "грамотный", занимался

различными общественными делами. Только во второй половине 1920-х

годов он смог вернуться к профессиональной художественной работе. В

1931 году у Пластова сгорел дом, погибло почти все созданное к этому

времени. Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в

положении начинающего. Но еще сорок лет неустанного труда - и число

его произведений приблизилось к 10 000.

5.Анализ содержания картины

- Что же интересного увидел А.А. Пластов?

-Какова тема его работы? Какую мысль художник выразил средствами

живописи?

(На картине изображены улица, дома, занесённые первым снегом; на крыльце

— дети, которые радуются снежинкам. Художник передал мысль о том, что

первый снег — как и любое первое явление природы— прекрасен,

удивителен, особенно если человек замечает эти первые явления.)

- А вы такое явление природы видели?

-Какое впечатление производит картина?

- Почему, как вы думаете, понадобилось художнику изображать людей на

своей картине?

( чтобы передать чувства, эмоции, настроение людей при виде первого снега).

- Первый снег - это чудо природы, которым не устаешь любоваться и

восхищаться.

Чему так радуются дети, изображённые на картине?

(Они очень рады выпавшему снегу . Чувства настолько их переполняют , что

они , наскоро одевшись , выбежали на улицу.)

- Во что одеты дети? Опишите.

- Что изображено на дальнем плане?

- Какой вы видите берёзку рядом с домом?

- Понравилась ли вам картина? Какое настроение она создает?

- Какие краски подобрал художник для этой картины?

- Какие цвета преобладают? Какой прием использует художник, чтобы

подчеркнуть белизну снега?

- Какие стихотворения на зимнюю тему, можно соотнести с репродукцией

картины А. Пластова? (С. Есенин «Белая береза…», Ф. Тютчев «Чародейкою-

зимою…»)

Как вы думаете, какой была сельская улица еще вчера?

(Серой, унылой , мрачной.)

Какое событие произошло ночью? Опишите. (Выпал первый снег. Он покрыл

улицу пушистым одеялом. Снежные хлопья всё ещё тихо падают на крыши,

дома, дорогу, детей .)

6.Орфографическая работа. (В парах).

- Сейчас прошу вас выполнить орфографическую работу работу в паре .

Обсудите, какие орфограммы встретились. Распределите слова на группы

(существительные, прилагательные, глаголы). Спишите слова, вставляя

пропущенные орфограммы.

Б..лый, пуш..стый, в..рона, выб..жали, дев..чка, радос..ные, бр..тишка,

б..реза, ле..кий, ст..ит, м..лчит, с..дит, круж..тся.

Взаимопроверка.

Физкультминутка

7.Составление плана сочинения

- Какой тип речи вы будите использовать при написании сочинения?

(повествование или описание).

- Из каких частей будет состоять ваше сочинение? (из вводной части,

основной и заключения).

-О чём вы будите писать в вводной части?

-Как можно назвать её, запишите первый пункт плана.

-О чём вы будите писать в основной части? Запишите название этой части.

Чем вы закончите своё сочинение? Напишите последний пункт плана.

Может ли план состоять из большего количества пунктов?

Посмотрите, какой план составила я.

1. первое впечатление от картины А.А. Пластова.

2.Чудесный снег.

3. Описание детей, их настроение.

4. Моё отношение к картине.

Можете изменить свой план, что – то дополнить или убрать.

8. Устное составление рассказа по плану – работа в паре.

Повторим правила написания сочинения (на слайде):

1.

Придерживаясь плана, опиши картину

2.

Избегай повторов, используя синонимы.

3.

Каждую новую часть сочинения начинай с красной строки.

4.

Не забудь в конце выразить своё отношение к картине

5.

Пиши красиво и аккуратно.

- Напишите сочинение на черновике.

7.

Творческий этап. Написание и проверка сочинения

(Сочинения зачитываются по желанию учащихся).

8.

Итог урока. Рефлексия.

- Чему учились на уроке?

- Что понравилось?

- Получилось ли почувствовать настроение картины?



В раздел образования