Автор: Аскарова Мохарама Маратовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ваховский детский сад "Лесная сказка"
Населённый пункт: ХМАО-Югра Нижневартовский район п. Ваховск
Наименование материала: программа шахматного кружка
Тема: "Белая ладья"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СПЕКТР»
« УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр»
_______________Н.П. Сорокина
Приказ № 117 от 11.09.2017 г.
Протокол заседания педагогического
совета № 1 от 11.09.2017 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«БЕЛАЯ ЛАДЬЯ»
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст: 4-7 лет
Срок реализации: 1 год (9 месяцев)
( 216 часов)
Автор-разработчик:
воспитатель Аскарова М.М.
МБДОУ «Ваховский
детский сад «Лесная сказка»
2017 г.
1.
Комплекс основных характеристик.
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
1.1.
Пояснительная записка.
Направленность программы. Дополнительная общеразвивающая программа
«Солнышко рисует» относится к художественной направленности, является
одной из программ по реализации задач всестороннего, гармоничного
развития дошкольников.
Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых
актов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №
1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41;
4. Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О
примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
При составлении программы учтены методические рекомендации по
разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ, автор: Л.Н. Буйлова / Москва: 2015. (ГАОУВО
«Московский институт открытого образования», подготовлены в рамках
государственной работы Департамента образования г. Москвы).
Актуальность программы. В современном мире все больше детей
увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже
вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы помогает
расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует
развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли.
Отличительные особенности шахмат- нарушать правила нельзя,
поскольку любое подобное нарушение приводит к немедленному поражению.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы
заключается прежде всего в идее использования игры в шахматы, как
эффективного средства умственного, психического и физического развития
ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в
шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в
учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса,
благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности
ребенка, повышение продуктивности его мышления. Занятия шахматами
укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение,
помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность,
целеустремленность, объективность.
Адресат программы- дети 4-7 лет, посещающие детское дошкольное
учреждение, их родители, желающие научиться игре в шахматы.
Наполняемость группы – 15 детей дошкольного возраста
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 9 месяцев,
216 часов.
Формы обучения – подгрупповые занятия, занятия в парах, включающие в
себя: специально подобранные игры, упражнения, задания, чтение
художественной литературы, соревнования, игры, упражнения, просмотр
презентаций, самостоятельная деятельность детей.
Особенности организации образовательного процесса: Начальный курс по
обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам.
Этот курс может без труда освоить каждый воспитатель детского сада, даже
если он совсем не знаком с шахматной игрой. Особенность программы в том,
что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат.
Дошкольники знакомятся с историей возникновения шахматной игры,
шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические
задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки
игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится
изучению «доматового» периода игры. Во время непрерывной
образовательной деятельности используется материал, вызывающий особый
интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные
миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является
деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением
фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы,
выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Занятия проводятся в группе
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Занятия проходят 3 раз в неделю (вторник, среда, четверг).
Продолжительность одного занятия – 4-5 лет-25 мин.5-7 лет-30 минут.
1.2 Цель программы: создание условий для личностного и
интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
посредством ознакомления игры в шахматы.
Задачи обучения дошкольников игре в шахматы:
а) образовательные:
-Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.
- Познакомить с основными шахматными понятиями, терминами.
-Учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать
шахматные партии.
-Обеспечить успешное овладение детьми основополагающими принципами
ведения шахматной партии.
б) развивающие:
-формировать стремление ребенка к самостоятельному решению логических
задач.
- развивать мыслительные операции.
в) воспитывающие:
-воспитывать, усидчивость, целеустремленность.
-учить анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность,
выбирать правильное решение.
-прививать культуру общения, уважение к взрослым и детям.
1.3. Содержание программы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Тема
Кол-во
часов
I
Шахматная доска.
4
II
Шахматные фигуры.
2
III
Начальная расстановка фигур.
1
IV
Ходы и взятие фигур.
17
V
Шах. Мат. Пат. Рокировка
6
VI
Игра всеми фигурами из начального положения.
2
VII
Король против других фигур
1
VII
I
Шахматные комбинации
1
IХ
Повторение изученного
1
Х
Обобщение.
1
Итого:
36
Содержание программного материала
№
Тема
Содержание программного материала
1
Первое
знакомство с
шахматным
королевством.
Шахматная доска
Чтение-инсценировка дидактической сказки
«Удивительные приключения шахматной
доски».Знакомство с шахматной доской. Белые и
черные поля. Чередование белых и черных полей на
шахматной доске. Шахматная доска и шахматные
поля имеют квадратную форму. Чтение-
инсценировка дидактической сказки «Котята-
хвастунишки».
2
Линии на
шахматной доске.
Горизонтали и
вертикали
Расположение доски между партнерами.
Горизонтальная линия. Количество полей в
горизонтали. Количество горизонталей на доске.
Вертикальная линия. Количество полей в
вертикали. Количество вертикалей на доске.
Чередование черных и белых полей в горизонтали и
вертикали. Дидактические задания и игры
«Горизонталь», «Вертикаль».
3
Линии на
шахматной доске.
Диагонали
Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и
вертикали. Количество полей в диагонали. Большая
белая и большая черная диагонали. Короткие
диагонали. Чтение- инсценировка дидактической
сказки из книги И.Г.Сухина «Приключения в
шахматной стране» (с.132-135). Дидактические
задания и игры «Диагональ»
4
Центр шахматной
доски
Центр. Форма центра. Количество полей в центре.
Расположение черных и белых полей в центре
доски
5
Шахматные
фигуры
Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король. Дидактические задания и игры
«Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная
фигура», «Что общего», «Большая и
маленькая».Просмотр диафильма «Приключения в
Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат»
6
Сравнительная
сила фигур
Сравнительная сила шахматных фигур. Ценность
шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф =
9).Дидактические задания и игры «Кто сильнее?»,
«Обе армии равны»
7
Начальная
позиция
Расстановка фигур перед шахматной партией.
Правило: «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь
между горизонталями, вертикалями, диагоналями и
начальным положением фигур. Дидактические
задания и игры «Мешочек», «Да или нет»,
«Мяч».Просмотр диафильма «Книга шахматной
мудрости. Второй шаг в мир шахмат».
8
Ходы и взятие
фигур.
Ладья
Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи.
Взятие. Дидактические игры и задания «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».
9
Ладья
Дидактические игры «Захват контрольного поля»,
«Защита контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи
против двух), «Ограничение подвижности»
(разновидность игры на уничтожение, но с
«заминированными» полями).
10
Слон
Место слона в начальном положении. Ход слона.
Взятие. Белопольные и чернопольные слоны.
Разноцветные и одноцветные слоны. Качество.
Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания
«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле
воин», «Кратчайший путь»
11
Слон
Дидактические игры «Захват контрольного поля»,
«Защита контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (слон против слона, два слона против
двух), «Ограничение подвижности».
12
Ладья против
слона
Термин «стоять под боем».Дидактические задания:
«Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита», «Выиграй
фигуру».Дидактические игры «Захват контрольного
поля», «Защита контрольного поля»,«Игра на
уничтожение» (ладья против слона, две ладьи
против слона, ладья против двух слонов, две ладьи
против двух слонов, сложные положения),
«Ограничение подвижности»
13
Сравнительная
сила фигур
Сравнительная сила шахматных фигур. Ценность
шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф =
9).Дидактические задания и игры «Кто сильнее?»,
«Обе армии равны».
14
Ферзь
Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя.
Взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические
задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один
в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр
диафильма «Волшебные шахматные фигуры.
Третий шаг в мир шахмат». 15 Ферзь
15
Ферзь
Дидактические игры «Захват контрольного поля»,
«Защита контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение
подвижности».
16
Ферзь против
ладьи и слона
Дидактические задания «Перехитри часовых»,
«Сними часовых», «Атака неприятельской
фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй
фигуру».Дидактические игры «Захват контрольного
поля», «Защита контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против
слона, более сложные положения), «Ограничение
подвижности».
17
Конь
Место коня в начальном положении. Ход коня.
Взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические
задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один
в поле воин», «Кратчайший путь».
18
Конь
Дидактические игры «Захват контрольного поля»,
«Защита контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (конь против коня, два коня против
одного, один конь против двух, два коня против
двух), «Ограничение подвижности».
19
Конь против
ферзя, ладьи,
слона
Дидактические задания: «Перехитри часовых»,
«Сними часовых», «Атака неприятельской
фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита»,
«Выиграй фигуру».Дидактические игры «Захват
контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (конь против ладьи, конь
против слона, конь против ферзя, более сложные
положения), «Ограничение подвижности».
20
Пешка
Место пешек в начальном положении. Ладейные,
коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки.
Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе.
Превращение пешки. Дидактические задания
«Лабиринт», «Один в поле воин».
21
Пешка
Дидактические игры «Игра на уничтожение»
(пешка против пешки, две пешки против одной,
одна пешка против двух, две пешки против двух,
многопешечные положения), «Ограничение
подвижности».
22
Пешка против
ферзя, ладьи,
коня, слона
Дидактические задания «Перехитри часовых»,
«Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита», «Выиграй
фигуру».Дидактические игры «Игра на
уничтожение» (пешка против ладьи, пешка против
слона, пешка против коня, пешка против ферзя,
более сложные положения), «Ограничение
подвижности
23
Король
Место короля в начальном положении. Ход короля.
Взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить
нельзя. Дидактические задания «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на
уничтожение» (король против короля). Чтение-
инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба-Яга»
24
Король против
других фигур
Дидактические задания «Перехитри часовых»,
«Сними часовых», «Атака неприятельской
фигуры», «Двойной удар», «Взятие».Дидактические
игры «Захват контрольного поля», «Защита
контрольного поля», «Игра на уничтожение»
(король против ладьи, король против слона, король
против коня, король против ферзя, король против
пешки), «Ограничение подвижности».
25
Шах
Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой. Защита от шаха (3
способа).Дидактические задания «Шах или не
шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха»
26
Шах
Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.
Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай
двойной шах»; игра фигурами из начального
положения до первого шаха.
27
Мат
Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном,
пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем,
ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры).
Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в
один ход».
28
Мат
Мат в один ход: сложные примеры с большим
числом фигур. Дидактическое задание «Дай мат в
один ход».
29
Ничья. Пат
Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Примеры патовых ситуаций. Дидактическое
задание «Пат или не пат», «Пат или мат.
30
Рокировка
Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Дидактическое задание «Рокировка».
31
Шахматная
партия
Игра всеми фигурами из начального положения (без
пояснения о том, как лучше начинать шахматную
партию). Дидактическая игра «Два хода»
32
Шахматная
партия
Самые общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из
начального положения.
33
Король против
других фигур
Дидактические задания «Перехитри часовых»,
«Сними часовых», «Атака неприятельской
фигуры», «Двойной удар», «Взятие».Дидактические
игры «Захват контрольного поля», «Защита
контрольного поля», «Игра на уничтожение»
(король против ладьи, король против слона, король
против коня, король против ферзя, король против
пешки), «Ограничение подвижности».
34
Шахматные
Дебют.
Три
правила
дебюта.
Мат
ферзем.
комбинации
Линейный
мат.
Мат
двумя
слонами.
Правила
«Взятие на проходе». Правило квадрата. Правила
«Ключевые поля». Матовые комбинации. Типичные
комбинации в дебюте.
35
Повторение
изученного в
течение года.
Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр.
Ходы
фигур,
взятие.
Шах.
Мат.
Пат.
Начальное
положение. Игра пешками, слоном, ладьей, ферзем,
королем. Правило «Короля не бьют».
36
Обобщение
Д и д а к т и ч е с к и е
и г р ы
« Ш а х м а т н а я
коробочка»,«Игра всеми фигурами».
Шахматные турниры «Игровая практика», «Турнир
с родителями», «Белая ладья».
1.4.Планируемые результаты
Воспитанник:
- имеет представление о шахматной доске;
- правильно размещает доску между партнерами;
-ориентируется на шахматной доске;
-различает и называет шахматные фигуры;
-правильно расставляет шахматные фигуры на шахматной доске в начальное
положение перед партией;
-умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами;
-имеет представление об элементарных правилах игры в шахматы;
-умеет перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
-знает правила хода, взятие каждой фигуры;
-владеет основными шахматными терминами;
- умеет делать рокировку;
- умеет объявлять шах;
-умеет ставить мат;
- умеет решать задачи на мат в один ход
2.Организационно- педагогические условия.
2.1. Календарный учебный график.
Начало учебного года 01.09.2017г. 36 учебных недель.
1 полугодие – 17 учебных недель.
Зимние каникулы с 29.12 по 08.01.
2 полугодие – 19 учебных недель.
Весенние каникулы – с 26.03 по 31.03
Праздничные дни: 4 ноября, 23 февраля, 8 марта, 1мая, 9 мая.
Запланированный срок реален для достижения цели и ожидаемых
результатов.
2.2. Условия реализации программы.
Реализация программы кружка «Белая ладья» требует наличия кабинета
дополнительного образования.
Оборудование кабинета:
-дидактические игры для обучения игре в шахматы;
-наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов,
тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
-демонстрационная настенная магнитная доска с комплектами шахматных
фигур;
-настольные шахматы разных видов;
-шахматные столы;
-обучающие видеоуроки по шахматам;
-родительский уголок «Обучаем игре в «Шахматы».
-технические средства обучения: компьютер, проектор, акустическая система,
принтер.
2.3. Формы аттестации
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению
программы, для которого разработаны диагностические критерии проводится
в форме индивидуальной беседы, через решение практических задач.
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы «белая ладья» является заключительное
мероприятие «Шахматный турнир с родителями», на котором подводятся
итоги обучения, проходит награждение воспитанников
2.4.Методическое обеспечение программы.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов
от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до
творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую,
отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный
методы. Они применяются:
При знакомстве с шахматными фигурами.
При изучении шахматной доски.
При обучении правилам игры.
При реализации материального перевеса.
Основные формы и средства обучения:
Практическая игра.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические
игрушки.
Участие в турнирах и соревнованиях.
Работа объединения основана на следующих принципах:
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
-принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития
личности каждого участника и всего коллектива в целом;
-принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не
пассивное созерцание со стороны;
-принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала;
-принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих,
воспитывающих.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
-принцип наглядности;
-принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного
процесса;
-принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого
ребенка своим темпом;
-принцип целостного представления о мире - при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
-принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность
выбора;
-принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата
обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Программа
основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной
деятельности используются различные виды игровой деятельности:
сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
А.К. Костенюк, Н.П. Костенюк «как научить шахматам» Москва 2008г
2.
Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. — М.:
Просвещение, 1983;
3.
Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская
литература, 1980;
4.
Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.: Детская
литература, 1985;
5.
Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд,
2004;
6.
Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б.
Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2005;
7.
Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров,
Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
8.
Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. — СПб.: Питер,
2009;
9.
Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина –
Ростов н/Д Феникс, 2006;
10.
Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания:
Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
11.
Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.:
Педагогика, 1991;
12.
Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин.
— Ростов н/Д: Феникс, 2004;
13.
Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель;
АСТ, 2000;
14.
Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн
полны [текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г.
Сухин – Обнинск Духовное возрождение, 1998;
15.
Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]: пособие для учителя /
И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999;
16.
Хенкин, В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель:
АСТ, 2008;
17.
Шахматы, — школе [текст] / сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. — М.:
Педагогика, 1991.
18.
В. Касаткина «Шахматная тетрадь».