Автор: Воронина Нина Васильевна
Должность: директор лицея
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 6 имени М.А.Булатова"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: Из опыта работы апробационной площадки МБОУ "Лицей №6 имени М.А. Булатова"
Тема: "Реализация системно-деятельностного подхода – основа развития универсальных учебных действий обучающихся"
Раздел: среднее образование
Зам. директора по УВР Берсенёва Н.Н.
Зам.директора по НМР Кобякова Н.Н.
Из опыта работы стажировочных площадок
МБОУ «ЛИЦЕЙ №6 ИМ. М.А. БУЛАТОВА»
ПО ТЕМЕ «РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО
ПОДХОДА – ОСНОВА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
В целях планового перехода к реализации Президентской инициативы
"Наша
новая
школа",
направленной
на
введение
федеральных
государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) МБОУ «Лицей
№6
им.
М.А.
Булатова»
с
1
сентября
2013
года
был
определен
«апробационной
площадкой»
по
реализации
ФГОС
основного
общего
образования по теме «Системно-деятельностный подход – основа развития
универсальных учебных действий».
Обоснование инновационности и значимости опыта работы
апробационной площадки лицея для Курской области
Вопрос о том, как учить, был актуален во все времена. Педагогика
разработала несколько дидактических систем: традиционную, развивающую,
личностно-ориентированную.
Современный
учитель
поставлен
в
необходимость выбирать, какую систему предпочесть – традиционную или
инновационную. С одной стороны, вся наша культура пронизана традициями.
Традиции
позволяют
нам
согласовывать
свои
действия,
сосуществовать
слаженно.
С
другой
стороны,
информационное
общество,
в
котором
мы
живем,
требует
новых
подходов
к
обучению.
Работодателей
уже
не
удовлетворяет качество подготовки выпускников общеобразовательных школ.
Только 20%-30% выпускников русских школ становятся успешными людьми.
По мнению экспертов, большинство выпускников школ не управляет своим
речевым
поведением.
В
2006
году
только
23%
выпускников
обладали
орфографической грамотностью и 12% - пунктуационной грамотностью, а в
2017 году выпускники лицея показали высокие знания в области орфографии
и пунктуации – 75 % .
В
информационном
обществе
меняется
сама
природа
работы.
Она
становится более интенсивной в плане использования способностей мозга,
более
осмысленной
и
непредсказуемой.
Только
10%
рабочих
мест
будет
доступно
для
неквалифицированных
рабочих.
Поэтому
будущий
успех
в
профессиональной деятельности зависит от умения работать с информацией,
легко ориентироваться в информационных потоках.
В
информационном
обществе
возникают
новые
критерии
оценки
образования.
Выпускник
должен
обладать
общей,
информационной,
компьютерной,
экологической
грамотностью,
грамотностью
действий
в
чрезвычайных ситуациях, грамотностью решения бытовых проблем.
Необходимость изменения подходов к образованию, внедрения новых
образовательных технологий осознается обществом как актуальная задача,
обусловленная такими факторами, как
1) возрастание объема научных знаний, при том что скорость накопления
знаний отдельным индивидом остается довольно низкой. Экстенсивный путь
передачи
знаний
новым
поколениям
учеников
уже
давно
исчерпал
себя,
интенсификация процесса обучения – насущная задача, к решению которой
методисты, педагоги и психологи только приступили. ФГОС ставит задачу
учить
самостоятельному
добыванию
знаний,
овладению
универсальными
способами действия.
2)
в
образовательном
процесс
до
сих
пор
доминируют
цели
традиционной образовательной системы – формирования знаний, умений
навыков
без
должного
внимания
к
развитию
личности
ученика,
хотя
обществу
требуется
человек,
способный
самостоятельно
анализировать
ситуацию,
ставить
цели
собственного
развития,
разрабатывать
пути
их
достижения,
контролировать
процесс
реализации
поставленных
целей
и
оценивать полученный результат.
3)
огромные
информационные
потоки,
неспособность
учеников
ориентироваться в них делает их мышление клиповым и фрагментарным.
Ранняя компьютеризация приводит к тому, что у многих первоклассников
речевые центры получают недостаточное развитие, что затрудняет процесс
овладения письмом и чтением, а также процесс дальнейшего обучения в
основной и средней школе.
4) школа перестает быть единственным источником информации, она
вынуждена
конкурировать
с
телевидением
и
Интернетом,
однако
школа
может дать опыт эффективной коллективной деятельности.
5) перегруженность содержания учебного материала приводит к риску
увеличения
соматических
заболеваний,
повышения
уровня
тревожности,
нервно-психологическим
срывам.
Однако
снижение
учебной
нагрузки
не
может отражаться на качестве образования.
6) необходимость усиления практической направленности обучения.
Интенсификация
процесса
обучения
обусловила
внедрение
в
школы
Программы формирования универсальных учебных действий, лежащих в
основе
успешности
обучения
и
превалирующих
над
узкопредметными
знаниями и навыками. В широком смысле универсальные учебные действия
означают способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию
путем
сознательного
и
активного
присвоения
социального
опыта.
Универсальный
характер
учебных
действий
проявляется
в
том,
что
они
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного
развития.
Для
реализации
ФГОС
ООО,
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования,
Программы
развития
и
формирования
универсальных учебных действий в 2013 году в лицее № 6 была создана
апробационная площадка, созданы рабочие группы, координационный совет
по
реализации
ФГОС
ООО,
творческая
лаборатория,
лаборатория
образовательных маркетинговых услуг. Методическим советом разработаны
карты
совершенствования
педагогического
мастерства
преподавателей,
методические
документы
по
введению
ФГОС
ООО. Методическим
советом, творческой лабораторией проводились методические советы,
круглые
столы, семинары
для
учителей, демонстрационные площадки
готовившихся к работе в 5-8 классах, по темам:
- «Формирование УУД в 5-8 классах»,
- «Формирование УУД на уроках иностранного языка»,
- «Приемы и формы реализации системно-деятельностного подхода на
уроках русского языка»,
- «Реализация ФГОС как инновационная деятельность лицея»,
- «Системно-деятельностный подход в работе классного руководителя»,
- «Проектирование и анализ уроков с позиции системно-деятельностного
подхода».
-
«Каким
должен
быть
современный
урок
в
парадигме
системно-
деятельностного подхода»,
- «Проектно-исследовательская деятельность на уроках в 5 – 8 классах»,
- «Моделирование образовательных ситуаций при формировании УУД на
уроках»,
- «Разработка сценарных планов и технологических карт уроков»,
«Рабочая программа – инструмент реализации ФГОС»,
-
«Творческие
поиски,
методические
находки,
тенденции
в
инновационной практике учителей лицея»,
-
Методический
фестиваль-месячник
по
теме
«Педагогические
технологии в образовательном процессе лицея: богатство и разнообразие,
целесообразность и эффективность при реализации ФГОС».
Поведены мастер-классы по темам:
- «Формирование и развитие
универсальных учебных действий на
уроках английского языка»,
- «Системно-деятельностный подход на уроках русского языка»,
-
«Реализация
системно-деятельностного
подхода
в
проектно-
исследовательской работе в рамках научного общества учащихся 5-8 классов
«Светоч» (по программе «Малая академия наук «Интеллект»)»,
- «Результативность проектно-исследовательской деятельности на уроках
истории».
В работе мастер-классов применялись современные приёмы:
«бортовые
журналы»,
«кластеры»,
«инсерт»,
«толстые
и
тонкие
вопросы».
На
базе
региональных
инновационных
стажировочных
площадок***,
городских
и
областных
семинаров
проводились
открытые
уроки,
внеклассные мероприятия, практиковались выступления из опыта работы
учителей по применению системно-деятельностного подхода при развитии и
формировании УУД.
Актуальной была методическая выставка на семинарах, методических
фестивалях, стажировочных площадках «Из опыта работы учителей лицея и
администрации» с материалами по введению и реализации ФГОС
ООО,
куда входили инновационные материалы методического совета и творческой
лаборатории, образцы проектов, рабочих программ, технологические карты
уроков, кружков, курсов, занятий НОУ, модели уроков, набор типовых задач
для оценки сформированности УУД, материалы по психолого-педагогической
диагностике, карты педагогической компетентности по реализации ФГОС и
организации учебной деятельности, диагностические карты «Характерные
особенности
урока
в
рамках
системно-деятельностного
подхода»,
разные
образовательные программы по реализации ФГОС ООО.
Методическая
выставка
для
учителей
города
и
области
была
представлена
по
запросам
учителей-стажёров.
Маркетинговая
образовательная
лаборатория
провела
опрос
«Какие
вам
необходимы
методические и дидактические материалы для апробации ФГОС?»
Материалы
были
распространены
в
59
образовательных
учреждений
г.Курска и РФ и выставлены на сайте лицея.
Материалы внутришкольного контроля, образовательного мониторинга
также
были
представлены
на
методической
выставке,
например,
«Формирование и развитие УУД на уроках русского языка и литературы»,
«Системно-деятельностный подход на уроках» и многие другие.
Методические
объединения
изменили
формы
и
методы
проведения
заседаний
по
проблеме
апробационной
площадки,
стали
проводить
дискуссии,
тематическую
работу
в
группах,
тренинги,
«круглые
столы»,мастер-классы,
деловые
игры,
на
которых
систематизируют
материалы
для
уроков,
диагностические
материалы
по
анализу
формирования УУД (анкетирование, наблюдения), МО проводят семинары-
презентации по апробации современных технологий.
В результате активной продуктивной работы учителей в 5 – 8 классах
- повысилось качество знаний по предметам;
- накопился опыт работы по
формированию
и
развитию
УУД на
основе
системно-деятельностного
подхода
(реализация
программы
мониторинга сформированности УУД ООО.
- сформирован банк педагогических идей и находок, разработок уроков с
применением различных инновационных технологий на основе системно-
деятельностного подхода.
Формирование универсальных учебных действий осуществляется в ходе
решения следующих задач, стоящих перед педагогами лицея:
определение
основных
результатов
обучения
и
воспитания
в
зависимости
от
сформированности
личностных
качеств
и
универсальных учебных действий;
построение содержания учебных предметов;
разработка и внедрение в практику преподавания новых методик,
технологий
заданий,
позволяющих
эффективно
формировать
универсальные учебные действия;
разработка критериев для определения уровня сформированности
универсальных учебных действий.
Каждый предмет в зависимости от предметного содержания и способов
организации учебной деятельности раскрывает определенные возможности
для
формирования
УУД.
Литература
обеспечивает
формирование
основ
гражданской
идентичности,
этических
ценностей,
умения
устанавливать
логическую
причинно-следственную
связь
событий
и
действий
героев
произведения.
Математика,
физика,
информатика
позволяют
научить
систематизировать
и
структурировать
знание,
м од е л и р о в ат ь ,
дифференцировать существенные и несущественные условия, формировать
элементы системного мышления, Русский язык развивает навыки работы с
текстом и построения высказывания, а значит, в большей мере работает на
формирование
коммуникативный
учебных
действий.
Технология
обеспечивает
формирование
картины
мира
материальной
и
духовной
культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности
человека.
Однако
перед
педагогами
стоит
задача
выработки
общего
понятийного и методического аппарата, единых требований к преподаванию
различных дисциплин для создания единого образовательного пространства.
Каждое
учебное
заведение
уже
столкнулось
с
необходимостью
самостоятельно выбирать способ организации учебного процесса, а каждый
педагогический коллектив – с необходимость разрабатывать новую модель
урока, формирующего, развивающего или совершенствующего предметные
умения
(понятийный
аппарат,
объяснение
действий,
подбор
моделей,
создание
собственного
алгоритма),
умения
работать
с
информацией,
исследовательские и методологические умения.
Таким
образом,
перед
педагогическим
коллективом
лицея
стоит
насущная задача разработать собственную модель инновационного урока,
проектировать и внедрять в практику преподавания вариативные психолого-
педагогические технологии формирования УУД, обеспечивающие развитие
личности,
построение
картины
мира
на
разных
ступенях
образования,
а
т акже
успешную
социа лизацию
подраст ающих
поколений
в
информационном обществе. Необходимость решения этой задачи диктуется
тем,
что
в
современной
дидактике
недостаточно
разработ аны
компетентностно-ориентированные технологии, которые можно использовать
на каждом уроке. Опыт педагогов лицея будет полезен всем преподавателям,
внедряющим инновационную модель урока. С 2017 года в лицее реализуется
проект
программы
развития
лицейского
образовательного
технопарка
«Изобретатель,
исследователь».
Технопарк
–
позволит
интегрировать
предметы,
уроки,
развивать
проектно-исследовательские,
конструкторские
интересы
лицеистов,
научить
лицеистов
программировать
в
области
роботостроения,
легоконструирования,
а
также
развивать
навыки
комплексного математического, химического, физического моделирования.
Методологические аспекты с четким выделением цели и задач
Разрабатывая модели инновационных уроков, занятий по внеурочной
деятельности педагоги лицея решают следующие задачи:
1.
Диагностика
уровня
индивидуального
интеллектуального
и
психологического
развития
учащихся,
их
способности
к
самостоятельной работе.
2.
Определение
содержания
и
направленности
самостоятельной,
проектной и исследовательской деятельности учащихся.
3.
Развитие
субъектности
учащихся,
а
именно
их
способности
анализировать ситуацию и себя в ней, ставить цели собственной
деятельно сти
и
разрабатывать
пути
их
д о с т и ж е н и я ,
контролировать ход своих действий и оценивать результат.
4.
Обеспечение
работы
учащихся
с
учетом
их
интересов
и
потребностей.
5.
Обеспечение методического сопровождения учащихся в процессе
изучения различных дисциплин.
Эти задачи перекликаются с задачами, стоящими перед педагогическим
коллективом лицея:
формирование
целостного
представления
о
мире,
основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и
способах деятельности;
приобретение
опыта
разнообразной
деятельно сти
(индивидуальной
и
коллективной),
опыта
познания
и
самопознания;
подготовка к осуществлению осознанного выбора.
с о зд а н и е
м н о гоу р о в н е во го
и н ф о р м а ц и о н н о го
технологического
образовательного
пространства
для
различных категорий учащихся: одаренных, испытывающих
трудности в обучении в том числе детей инвалидов;
предоставление возможности для профессионального роста
педагогов, профессиональной элиты в области технического
развития.
Поэтому
апробационная
площадка
–
это
еще
одна
возможность
совершенствования
педагогического
мастерства,
внедрение
в
практику
преподавания
передовых
технологий,
совершенствование,
улучшение
качества образования и воспитания.
Этапы, содержание и методы деятельности
Инновационный
урок
–
это
динамичная,
вариативная
модель
организации обучения и учения, учащихся на определенный период времени.
В его основе могут быть элементы творческих, исследовательских работа,
практических
и
лабораторных,
подразумевающие
активное
применение
методологических знаний, вовлечение учащихся в процесс формулирования
темы урока, постановки целей и задач урока, разработки индивидуальной
траектории урока, развития навыков контроля и самоконтроля.
Деятельность учителя на инновационном уроке или внеурочном занятии
раскрывается
в
разнообразных,
необычных
заданиях,
неординарных
действиях,
конструктивных
предложениях,
занимательных
упражнениях,
конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом
материале,
подборе
научных
фактов,
организации
творческой
работы
учащихся.
В
лицее
наиболее
часто
используются
уроки
исследовательской
деятельности
и
уроки
проблемного
обучения.
Учителями
математики
разработаны
технологические
карты
уроков-исследований,
уроков
проблемного обучения. Цель урока-исследования – использование, развитие
и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире. В основе такого
урока – организация практического лабораторного исследования проблемы,
темы или поставленной задачи. Учащиеся на уроке сами подбирают вопросы
для
изучения,
ведут
поиск
решения
проблемы,
обмениваются
мнениями,
экспериментируют,
вырабатывая
идеальный
вариант
предложений
для
изучения.
Учителями литературы разработаны технологические карты уроков с
применением
технологий
проблемного
обучения.
Цель
проблемного
обучения – активизация познавательной сферы деятельности учащихся на
основе выявления причинно-следственных связей, противоречий, которые
могут
проявляться
в
каких-либо
действиях,
явлениях,
фактах.
Уроки
проблемного
обучения
стимулируют
поиск
возможных
решений
рассматриваемых проблем, обоснование предложенного учеником решения.
Учителями иностранного языка в практику преподавания внедряются
уроки с использованием технологий мастерских. Цель групповой технологии
– обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива. Каждый
участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную
работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить
себе место, роль и функцию в коллективе. Учителя иностранного языка
организуют процесс распределения учебных задания, разработан алгоритм их
обсуждения. Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе
методов
диалога,
собеседования,
обмена
мнениями,
совместной
деятельности
.
Работа
апробационной
площадки
проводится
по
нескольким
направлениям:
1.
Для
решения
поставленных
целей
и
задач
на
первом
этапе
педагогами лицея прежде всего был определен перечень приоритетных УУД,
формирующихся
в
процессе
освоения
образовательных
программ
дисциплин,
изучаемых
в
5-8
классах,
обусловленный
необходимостью
показать
учащимся
не
узкопредметный,
а
надпредметный
характер
формируемых
УУД,
имеющих
ценное
значение
для
решения
учебных
и
жизненных задач.
2.
Создание
банка
нетрадиционных,
творческих
заданий,
используемых в практике преподавания. Так, учителями русского языка и
литературы внедряются в практику преподавания следующие задания: (1)
работа
с
ключевыми
словами
Например:
В
данном
тексте
подчеркните
ключевые
слова:
Теплая ночь засеяла
черную
пашню неба
отборными звездами и
терпеливо бороновала их ее зубцами разных облаков.Только-только народившийся месяц
вживался
в
роль
ночного светила, и летучие
мыши весело трепыхали крылышками,
пересекая его отточенный серп.
(2) сочинение сказки на лингвистические темы,
сообщения на лингвистическую тему или об ученых-лингвистах, сочинение
стихотворения и хокку, (3) синквейн; (4) использование этимологических
справок и сведений на лингвистическую тему; (5) нетрадиционные формы
словарных диктантов; (6) работа с деформированным текстом; (7) создание
планов,
конспектов,
схем
и
таблиц,
позволяющих
«сворачивать»
и
«разворачивать
информацию».
Представленные
в
опыте
педагогов
лицея
задания позволяют ученикам ориентироваться в информационных потоках.
В
опыте
учителей
математики
лицея
представлены
следующие
нетрадиционные
задания:
релейная
контрольная,
которая
проводится
по
текстам ранее решенных задач, «лови ошибку»: объясняя материал, учитель
намеренно допускает ошибки.
В
опыте
преподавателей
иностранного
языка
представлены
такие
нетрадиционные задания, как расположить даты в хронологическом порядке,
театрализация
исторических
событий,
пресс-конференция,
когда
ученики
задают дополнительные вопросы по теме урока.
3.
Разработка
технологических
карт
и
проведение
нетрадиционных
уроков.