Автор: Плоских Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 8
Населённый пункт: город Сухой Лог, Свердловская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Использование инновационных технологий для развития связной речи дошкольников".
Раздел: дошкольное образование
«Использование инновационных технологий для развития
связной речи дошкольников».
«Учение, лишенное всякого интереса и взятое
только силой принуждения, убивает в ученике
охоту к овладению знаниями. Приохотить
ребенка к учению гораздо более достойная
задача, чем приневолить» К.Д.
Ушинский
В настоящее время существуют разные программы и технологии, где
предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для
развития связной речи.
Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из
нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому
типу на описание, повествование и рассуждение.
Технологии развития речи делятся на:
- Традиционные, которые чаще всего используются - образец рассказа педагога,
построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание.
- Инновационные - формирующие творческие способности, развивающие
нестандартное видение мира, новое мышление.
Инновационные технологии.
Предлагаю рассмотреть некоторые из них:
- познавательно-исследовательская деятельность;
- метод наглядного моделирования;
- метод проектов;
- ТРИЗ - технология;
- игровые педагогические технологии.
Познавательно - исследовательская деятельность – это основа существования
человека. Ребёнок познает мир в процессе своей деятельности, но именно в
исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую
удовлетворить присущую ему любознательность.
Познавательно – исследовательская деятельность способствует:
- обогащению активного словаря детей;
-создаёт
условия
для проявления
самостоятельности
в познавательно-речевом
развитии детей;
- привлечению родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной
деятельности, способствующей возникновению речевой активности.
Существуют следующие доступные и интересные дошкольникам типы исследований:
•
Опыты (экспериментирование).
•
Коллекционирование (классификационная работа).
•
Путешествие по карте.
•
Путешествие по "реке времени".
В ходе работы прослеживается постоянная интеграция исследовательско -
речевой
работы
с
другими
видами
детской деятельности:
наблюдениями
на
прогулке,
чтением
художественной
литературы,
игрой,
что
позволяет
создать
условия для закрепления новых знаний и развития связной речи детей.
Метод проектов.
О значимости метода проектов свидетельствует то, что он способствует:
- развитию связной, монологической форме речи детей: дети учатся составлять
рассказы (строить связные высказывания, применяя разные типы речи: описание,
повествование, рассуждение);
- у детей формируются элементарные знания о структуре текста (начало, середина,
конец); представление о связях между предложениями; также учатся раскрывать тему
и основную мысль высказывания.
Кроме того работа над проектами также способствует развитию детской инициативы и
самостоятельности детей, коммуникативных и творческих способностей,
приобретается навык публичного изложения своих мыслей; активному
сотрудничеству детей, родителей и педагогов. Метод проектов может компенсировать
проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития
дошкольников.
ТРИЗ – технология.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это
привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала
и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.
Особый этап работы в ТРИЗ - технологии занимает работа со сказками, решение
сказочных задач и
придумывание новых сказок с помощью специальных методик.
Результатами использования приёмов ТРИЗа в развитии связной речи у детей
дошкольного возраста являются:
– повышение концентрации внимания;
– повышение уровня понимания речи, обогащение словарного запаса,
формирование правильного лексико-грамматического строя речи;
– формирование навыков связной речи;
– положительная динамика в развитии памяти;
– активизация мыслительной деятельности.
Кроме того эта технология способствует снятию у детей комплексов, развитию их
эмоциональной стороны, т. е. ребенок не только понимает, но и сам может
изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их
словами.
Метод наглядного моделирования.
К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.
Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс
запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в
практической деятельности. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое
слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким
образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок
легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемотаблицы особенно эффективны
при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений.
Воробьёва Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно –
графическими схемами;
• Ткаченко Т. А. – предметно – схематическими моделями;
• Глухов В. П. – блоками – квадратами;
• Большова Т. В. – коллажем.
Разные авторы называют эту методику по-разному, но суть остается одна.
Использование мнемотехники как средства развития речи не только расширяет
возможности предоставления информации, но и активно вовлекает ребенка в
процесс занятия.
Игровые педагогические технологии.
Играя –
развиваем
– обучаем – воспитываем.
Самое щадящее, комфортное
обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а ещё и стимулирует
речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они
строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-
признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою
историю о животном, роль которого он играет.
В развивающих играх прослеживается один из основных принципов обучения – от
простого к сложному. Развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию
и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и
радостного творчества. Например, игры для обучения чтению, развитию логического
мышления, памяти; настольно – печатные игры, сюжетно – дидактические, игры –
инсценировки, театрально – игровая деятельность, пальчиковый театр.
Игры Воскобовича. Вячеслав Вадимович Воскобович, инженер- физик по
образованию. Автор более 50 развивающих игр и пособий для развития умственных и
творческих способностей ребенка.
Основные принципы технологии: Игра плюс сказка (игровое обучение детей
дошкольного возраста); Интеллект (развитие психических процессов); Творчество
(раннее творческое развитие дошкольников); Развивающая сенсомоторная среда.
Особенности развивающих игр Воскобовича: многофункциональность игр,
широкий возрастной диапазон участников игр, вариативность игровых заданий и
упражнений, творческий потенциал.
Также Воскобович является соавтором игровой технологии «Сказочные лабиринты
игры». Ведущей и основной задачей технологии "Сказочные лабиринты игры"
является интенсивное развитие психических процессов внимания, памяти,
воображения, мышления, речи.
Игры Воскобовича способствуют:
-формированию звуковой аналитико - синтетической активности, как предпосылке
обучения грамоте.
-знакомству с детской литературой, пониманию на слух текстов различных жанров
детской литературы;
-развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- развитию речевого творчества, реализации в придумывании новых сказок с героями,
предлагаемыми игрой;
- развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи;
- обогащению активного словаря;
-владению речью как средством общения и культуры.
Игры Никитина.
Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них,
ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять
работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление,
творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.
Эти игры так же обогащают активный словарь и развивают владение речью как
средством общения.
В современной педагогике есть еще немало технологий, которые можно
использовать для развития речи, но существуют определенные правила их
использования:
1) Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост и
понятен.
2) Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный
или демонстрационный) оказывал воздействие на максимально возможное
количество органов чувств.
3) Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в
сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета
объяснения.