Напоминание

"Использование инновационных технологий для развития связной речи дошкольников".


Автор: Плоских Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 8
Населённый пункт: город Сухой Лог, Свердловская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Использование инновационных технологий для развития связной речи дошкольников".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование инновационных технологий для развития

связной речи дошкольников».

«Учение, лишенное всякого интереса и взятое

только силой принуждения, убивает в ученике

охоту к овладению знаниями. Приохотить

ребенка к учению гораздо более достойная

задача, чем приневолить» К.Д.

Ушинский

В настоящее время существуют разные программы и технологии, где

предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для

развития связной речи.

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из

нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому

типу на описание, повествование и рассуждение.

Технологии развития речи делятся на:

- Традиционные, которые чаще всего используются - образец рассказа педагога,

построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание.

- Инновационные - формирующие творческие способности, развивающие

нестандартное видение мира, новое мышление.

Инновационные технологии.

Предлагаю рассмотреть некоторые из них:

- познавательно-исследовательская деятельность;

- метод наглядного моделирования;

- метод проектов;

- ТРИЗ - технология;

- игровые педагогические технологии.

Познавательно - исследовательская деятельность – это основа существования

человека. Ребёнок познает мир в процессе своей деятельности, но именно в

исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую

удовлетворить присущую ему любознательность.

Познавательно – исследовательская деятельность способствует:

- обогащению активного словаря детей;

-создаёт

условия

для проявления

самостоятельности

в познавательно-речевом

развитии детей;

- привлечению родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной

деятельности, способствующей возникновению речевой активности.

Существуют следующие доступные и интересные дошкольникам типы исследований:

Опыты (экспериментирование).

Коллекционирование (классификационная работа).

Путешествие по карте.

Путешествие по "реке времени".

В ходе работы прослеживается постоянная интеграция исследовательско -

речевой

работы

с

другими

видами

детской деятельности:

наблюдениями

на

прогулке,

чтением

художественной

литературы,

игрой,

что

позволяет

создать

условия для закрепления новых знаний и развития связной речи детей.

Метод проектов.

О значимости метода проектов свидетельствует то, что он способствует:

- развитию связной, монологической форме речи детей: дети учатся составлять

рассказы (строить связные высказывания, применяя разные типы речи: описание,

повествование, рассуждение);

- у детей формируются элементарные знания о структуре текста (начало, середина,

конец); представление о связях между предложениями; также учатся раскрывать тему

и основную мысль высказывания.

Кроме того работа над проектами также способствует развитию детской инициативы и

самостоятельности детей, коммуникативных и творческих способностей,

приобретается навык публичного изложения своих мыслей; активному

сотрудничеству детей, родителей и педагогов. Метод проектов может компенсировать

проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития

дошкольников.

ТРИЗ – технология.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это

привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала

и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.

Особый этап работы в ТРИЗ - технологии занимает работа со сказками, решение

сказочных задач и

придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

Результатами использования приёмов ТРИЗа в развитии связной речи у детей

дошкольного возраста являются:

– повышение концентрации внимания;

– повышение уровня понимания речи, обогащение словарного запаса,

формирование правильного лексико-грамматического строя речи;

– формирование навыков связной речи;

– положительная динамика в развитии памяти;

– активизация мыслительной деятельности.

Кроме того эта технология способствует снятию у детей комплексов, развитию их

эмоциональной стороны, т. е. ребенок не только понимает, но и сам может

изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их

словами.

Метод наглядного моделирования.

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс

запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в

практической деятельности. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое

слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким

образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок

легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемотаблицы особенно эффективны

при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений.

Воробьёва Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно –

графическими схемами;

• Ткаченко Т. А. – предметно – схематическими моделями;

• Глухов В. П. – блоками – квадратами;

• Большова Т. В. – коллажем.

Разные авторы называют эту методику по-разному, но суть остается одна.

Использование мнемотехники как средства развития речи не только расширяет

возможности предоставления информации, но и активно вовлекает ребенка в

процесс занятия.

Игровые педагогические технологии.

Играя –

развиваем

– обучаем – воспитываем.

Самое щадящее, комфортное

обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а ещё и стимулирует

речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они

строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-

признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою

историю о животном, роль которого он играет.

В развивающих играх прослеживается один из основных принципов обучения – от

простого к сложному. Развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию

и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и

радостного творчества. Например, игры для обучения чтению, развитию логического

мышления, памяти; настольно – печатные игры, сюжетно – дидактические, игры –

инсценировки, театрально – игровая деятельность, пальчиковый театр.

Игры Воскобовича. Вячеслав Вадимович Воскобович, инженер- физик по

образованию. Автор более 50 развивающих игр и пособий для развития умственных и

творческих способностей ребенка.

Основные принципы технологии: Игра плюс сказка (игровое обучение детей

дошкольного возраста); Интеллект (развитие психических процессов); Творчество

(раннее творческое развитие дошкольников); Развивающая сенсомоторная среда.

Особенности развивающих игр Воскобовича: многофункциональность игр,

широкий возрастной диапазон участников игр, вариативность игровых заданий и

упражнений, творческий потенциал.

Также Воскобович является соавтором игровой технологии «Сказочные лабиринты

игры». Ведущей и основной задачей технологии "Сказочные лабиринты игры"

является интенсивное развитие психических процессов внимания, памяти,

воображения, мышления, речи.

Игры Воскобовича способствуют:

-формированию звуковой аналитико - синтетической активности, как предпосылке

обучения грамоте.

-знакомству с детской литературой, пониманию на слух текстов различных жанров

детской литературы;

-развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- развитию речевого творчества, реализации в придумывании новых сказок с героями,

предлагаемыми игрой;

- развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической

речи;

- обогащению активного словаря;

-владению речью как средством общения и культуры.

Игры Никитина.

Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них,

ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять

работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление,

творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.

Эти игры так же обогащают активный словарь и развивают владение речью как

средством общения.

В современной педагогике есть еще немало технологий, которые можно

использовать для развития речи, но существуют определенные правила их

использования:

1) Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост и

понятен.

2) Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный

или демонстрационный) оказывал воздействие на максимально возможное

количество органов чувств.

3) Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в

сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета

объяснения.



В раздел образования