Автор: Смицкая Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад № 16
Населённый пункт: с. Новостройка Пожарского района Приморского края
Наименование материала: конспект НОД "Познание"
Тема: "Откуда пришла книжка?"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД (Познание)
«Откуда пришла книжка?»
Цель. Развитие познавательного интереса к книгам.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги.
Дать детям знания о том, как преобразовывалась книга под влиянием
творчества человека.
Воспитывать бережное отношение к книге.
Развивать слуховое, зрительное внимание, мыслительные операции.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развивать диалогическую речь, умение поддерживать беседу.
Упражнять дошкольников в логичности, связности, последовательности
высказывания.
Совершенствовать умение грамматически правильно строить фразы.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослым и
сверстниками.
Развивать у детей самостоятельность, целенаправленность и
саморегуляцию собственных действий.
Продолжать расширять представления детей о труде взрослых.
Воспитывать уважение к людям, создателям книг.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Приобщать детей к развитию художественного восприятия и
эстетического вкуса;
Образовательная область «Физическое развитие»
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей
посредством физминутки, учёта индивидуальных особенностей детей.
Предварительная работа:
-Рассматривание красочно оформленных книг.
-Рассматривание, из каких частей состоит книга. Беседа.
-Чтение загадок, пословиц о книгах.
- Беседа о правилах обращения с книгой.
-Экскурсия в библиотеку.
ХОД НОД:
Дети здороваются с гостями
Воспитатель: Ребята, смотрите, что случилось? Куда подевались наши
книжки с книжного уголка? Наверно мальчишки подшутили? (ответы детей)
Слышен стук, шум из-за двери
Домовёнок Кузя: Аууу! Ох, ну чтож, пришлось показаться вам! Привет
всем!!! Я – домовенок Кузя. И живу я в вашей группе давно уже! Всёёё
вижу! Всёё замечаю! Ой, детки! Плохо обращаетесь с книжками!
А однажды, когда вы все ушли домой, в группе стало тихо-тихо, я
услышал, о чём шептали книги. Хотите узнать?
«Меня брали сегодня грязными руками, а мне так стыдно, если я буду
грязная или в пятнах!» - шептала одна книга
«А мне сегодня перегнули мой переплёт. Я могу потерять самые
интересные страницы!» – плакала другая книга.
«Почему дети не пользуются закладкой, и загибают мои страницы,
ведь они порвутся!» - шептала другая
«Я люблю чистоту, но боюсь воды. А меня однажды оставили на улице
под дождиком»
«А на моих страничках нарисовали и ручкой и карандашом. Другим
детям будет трудно меня читать!»- плакала другая книжка.
Домовёнок Кузя: Да, бывает у вас беспорядок в книжном уголке! И
рвёте книги, и рисуете на них!!! Кошмар!!! Забрал я ваши книжки все! Не
отдам я их вам! Будем с Нафаней читать.
Ну всё, всё, сказал – пошёл я от вас!!! Нафаня!!!
Воспитатель: Подожди, подожди Кузя!!! Как же ребята без книжек? Я
понимаю
тебя,
но
как
то
это
надо
по-другому
решить.
Ты
знаешь,
я
придумала!
Давайте
все
вмести
отправимся
в
необычное
путешествие
и
посмотрим, откуда к нам пришла книга, сколько людей трудилось над ней. И
может быть, ребята изменят своё отношение к книгам.
Воспитатель (обращаясь к ребятам):
Ребята, ну что? Книги будем
возвращать? Тогда в путь дорогу. Кузя и ты с нами. Давайте отправимся в
далекое прошлое и всё сами увидим.
(дети строятся друг за другом)
А дорога здесь трудна, без асфальта ведь она.
Друг за другом вы держитесь,
Только, чур, не оступитесь.
Проходите, не зевайте,
Ноги выше поднимайте!
Ребята проходят в музыкальный зал
Воспитатель: Ребята, где мы оказались?
Смотрите, костер горит, давайте присядем вокруг костра, как когда то
сидели первобытные люди. Древние люди, не умели ни читать, ни писать, и
даже разговаривать они не умели, но они научились рассказывать о своих
приключениях жестами. Наверняка и вы знаете несколько жестов.
Например,
что
означает
этот
жест
(«Привет»,
«Чешет
затылок»
-
думаю, «Спать»? «Тишина». Вот видите, мы до сих пор используем язык
жестов.
Давайте попробуем составить рассказ как делали это древние люди.
Мы поспали,
Потянулись
Личико умыли,
Животики набили
Влево, вправо посмотрели
оказались мы в пещере.
Ой, пока мы с вами играли, костер потух. Посмотрите, что осталось на
месте огня? (Ответы детей: угольки)
Воспитатель:
Однажды
пещерный
человек
взял
такой
уголек
и
случайно провел по стене (Воспитатель чертит линию) Он сделал открытие,
что угольком можно…Что делать? (Ответы детей) Конечно рисовать.
Люди стали общаться между собой с помощью рисунков. Они рисовали
то, что хотели передать или запомнить на стенах пещер, в которых они жили.
Чаще всего они рассказывали об охоте на диких животных. Такое письмо
называлось наскальными рисунками.
Воспитатель: Предлагаю и нам попробовать порисовать угольками
Практическая часть: (с помощью угольков ребята рисуют)
Звучит музыка
Воспитатель:
Ну,
что
ж
ребята
нам
пора,
наше
путешествие
продолжается. Слышен звон колоколов, мы попали с вами в древнюю Русь.
Воспитатель:
К а к
в ы
д у м а е т е , книги в
т о
в р е м я
существовали? (Ответы детей) Да, книги были, но выглядели они иначе.
Изготовляли восковые книги. Выглядела восковая книга так: несколько
табличек
–
дощечек,
аккуратно
выструганных
в
середине,
скреплялись
шнурками через дырочки. Выемку каждой дощечки заполняли воском.
Воспитатель: Посмотрите, здесь есть восковая дощечка, давайте и мы
попробуем
на
ней
порисовать.
Я
предлагаю
нарисовать
на
ней
наше
настроение. Какое у вас настроение?
Практическая часть: Дети зубочистками прорисовывают лучики
солнцу
Воспитатель: Также наши предки писали на бересте. Изготавливали ее
из
коры
березы.
Буквы
на
бересте
процарапывались
острым
железным
стержнем или их писали угольком.
Воспитатель:
Ну
что
ребята
нам
пора,
наше
путешествие
продолжается. (слышен звук города: машины, люди)
Мы
с
вами
попали
в
наше
время.
Давайте
посмотрим,
как
изменилась к н и г а . Посмотрите
ребята,
а
все
ли книги
одинаковы?
Воспитатель показывает разные книги (с тонкой обложкой, с толстой,
книга-панорама, книга с музыкой и т.д.)
Воспитатель: Долгий
и
трудный
путь
прошла книга,
прежде
чем
попасть к нам в руки. Давайте вместе проследим этот путь.
Все
книжки
рождаются
в
лесу.
В
течение
десяток
лет
деревья
растут, набирают силу…
Воспитатель: Сейчас мы с вами немного отдохнём. Представьте, что
вы в лесу. В лесу свежий, приятный воздух. Вдохните его глубоко, глубоко и
медленно выдохните. (Дыхательное упражнение 3-4 раза)
Физкультминутка «Лес»
Мы с вами входим лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли, покачали,
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они плавно садятся, покажем -
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели.
Дружно в гнёзда полетели.
Воспитатель: Лесорубы деревья спилили, из леса вывезли.
Н а
с п е ц и а л и з и р о в а н н ы х
м а ш и н а х
о т в о з я т
д е р е в ь я
н а
деревоперерабатывающий комбинат.
Деревья привезли на бумажную фабрику, очистили от коры, распилили,
измельчили в опилки. Опилки сварили, чтобы получить массу, похожую на
жидкое тесто. Древесное тесто раскатывают в длинные широкие полосы.
Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики
отжимают воду, другие высушивают ленту, третьи полируют.
Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в
огромные бумажные рулоны. Затем бумагу разрезают специальной машиной
на листы нужного размера. Так переходя из машины в машину, дерево
превращается в бумагу. На бумажной фабрике сделали бумагу. Но этого не
достаточно, чтобы появилась книга.
Только что мы с вами проследили путь рождения бумаги. А кто же
помогает бумаге стать книгой? Книги появиться на свет помогают писатели и
художники-иллюстраторы. Их даже называют «книжкиными родитеями».
Писатели – люди, которые наполняют книгу содержанием. Различными
рассказами, сказками, стихотворениями… Каких детских писателей вы знаете?
(Ответы детей) А.С. Пушкин, К.И. Чуковский, А.Л. Барто, С.Я. Маршак и
мн.другие.
Итак,
начинается
волшебное
превращение
белой
бумаги
в
книгу.
Писатель пишет рукопись. Рукопись – это то, что написано рукой. Писатель
приносит
свою
рукопись
редактору.
Редактор
внимательно
читает
и
редактирует её (исправляет ошибки).
Редактор
передаёт
книгу
художнику-иллюстратору.
Художники-
иллюстраторы – люди, которые помогают книге стать красивой. Они рисуют
сюжетные
иллюстрации
к
текстам,
написанным
п и с ат е л я м и .
Иллюстрируют!!!
Каких
детских
художников-иллюстраторов
вы
знаете?
(Евгений
Иванович
Чарушин,
Владимир
Григорьевич
Сутеев,
Юрий
Алексеевич
Васнецов)
Писатель написал рассказ или сказку. Художник иллюстрировал книгу.
Но это только одна книга. А в нашей стране очень много детей, и все они
мечтают прочитать эту книгу.
Как же быть? (ответы детей)
Придумали
Есть такое удивительное место – типография. Здесь печатаются книги,
журналы, газеты. Сначала книгу готовят к печати. Редактор редактирует,
художник
иллюстрирует,
корректор
корректирует
текст,
дизайнер
продумывает
дизайн
книги.
Наборщик
и
печатник
создают
макет
книги
(образец). Когда макет книги готов, можно его тиражировать, печатать. В
России детские книги выпускаются большим тиражом.
Печатают в типографии на больших листах, сразу несколько страниц.
Напечатали, а читать неудобно, что же делать? Листы будущей книги на
специальной
машине
складывают,
собирают
в
одну
книгу.
Но
что-то
не
хватает? Нужна обложка и переплёт!
Очень
много
специальных
станков
находятся
в
типографии,
где
трудится большое количество людей
Чтобы листы в книге не перепутались, на листочках пишут номер
страницы
Сложенные листы сшивают, склеивают или скрепляют скрепками
Обложка
книги
бывает
мягкая
(из
бумаги),
твердая
–
переплёт.
В
старину переплёты делались из кожи. И украшались золотом, драгоценными
камнями.
Старинные книги, украшенные драгоценными камнями
На обложке вы найдёте (серию книг, название, автора и т.д.)
А в конце книги, (показать) обязательно указывается типография, в
которой напечатана эта книга и фамилии некоторых людей, кто помогал
напечатать эту книгу.
Воспитатель: К сожалению, нельзя в книгу написать фамилии всех
работников типографии, кто участвовал в создании этой книги. Как вы
думаете, почему? (ответы детей)
- Правильно, очень много людей трудиться над созданием одной
маленькой книги. Если печатать все фамилии, книга получится очень толстая
и тяжёлая, и дети не смогут её поднять.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Добавь словечко».
Повторим что узнали. Добавляйте слова в рифму и по смыслу
Есть у книжицы одёжка,
Называется - …. (обложка) .
Книги есть в саду и дома
Из бумаги и … (картона) .
Наши книги – не просты,
По порядку в них …. (листы),
Чтоб при чтении не сбиться,
Нумерованы…. (страницы) .
Страницы все наперечёт,
Их скрепляет…. (переплёт).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Давайте вспомним, что же мы видели в далеком прошлом?
- Как люди научились передавать свои знания и на чем? (какие книги
были)
- Как изменилась книга?
- Кто работал над созданием книги?
Домовёнок
Кузя
(задумавшись): Ой, мне тоже очень понравилось
наше путешествие. Да и ребята то совсем неплохие.
Воспитатель: Да, да. Домовёнок Кузя, почему то мне кажется что
ребята, посмотрев, откуда приходит к нам книга и сколько людей работает
над этим, должны я думаю изменить своё отношение к ним. Ребят, вы как?
(ответы детей). Давай, ты нам все-таки отдашь наши книги.
Домовёнок Кузя: Ну хорошо, уговорили. Я верну вам ваши книги. Но
буду наблюдать
за
вами.
Вы
уж
не
подведите!
Обращайтесь
с
книгами
аккуратно, чтоб они больше не плакали!
Ну
мне
пора,
Нафаня
ждёт.
А
все-таки мне
было
приятно
у
вас
побывать.
(Ребята прощаются с Домовёнком Кузей, и возвращаются в группу)