Напоминание

"Откуда пришла книжка?"


Автор: Смицкая Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад № 16
Населённый пункт: с. Новостройка Пожарского района Приморского края
Наименование материала: конспект НОД "Познание"
Тема: "Откуда пришла книжка?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД (Познание)

«Откуда пришла книжка?»

Цель. Развитие познавательного интереса к книгам.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги.

Дать детям знания о том, как преобразовывалась книга под влиянием

творчества человека.

Воспитывать бережное отношение к книге.

Развивать слуховое, зрительное внимание, мыслительные операции.

Образовательная область «Речевое развитие»

Развивать диалогическую речь, умение поддерживать беседу.

Упражнять дошкольников в логичности, связности, последовательности

высказывания.

Совершенствовать умение грамматически правильно строить фразы.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослым и

сверстниками.

Развивать у детей самостоятельность, целенаправленность и

саморегуляцию собственных действий.

Продолжать расширять представления детей о труде взрослых.

Воспитывать уважение к людям, создателям книг.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Приобщать детей к развитию художественного восприятия и

эстетического вкуса;

Образовательная область «Физическое развитие»

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей

посредством физминутки, учёта индивидуальных особенностей детей.

Предварительная работа:

-Рассматривание красочно оформленных книг.

-Рассматривание, из каких частей состоит книга. Беседа.

-Чтение загадок, пословиц о книгах.

- Беседа о правилах обращения с книгой.

-Экскурсия в библиотеку.

ХОД НОД:

Дети здороваются с гостями

Воспитатель: Ребята, смотрите, что случилось? Куда подевались наши

книжки с книжного уголка? Наверно мальчишки подшутили? (ответы детей)

Слышен стук, шум из-за двери

Домовёнок Кузя: Аууу! Ох, ну чтож, пришлось показаться вам! Привет

всем!!! Я – домовенок Кузя. И живу я в вашей группе давно уже! Всёёё

вижу! Всёё замечаю! Ой, детки! Плохо обращаетесь с книжками!

А однажды, когда вы все ушли домой, в группе стало тихо-тихо, я

услышал, о чём шептали книги. Хотите узнать?

«Меня брали сегодня грязными руками, а мне так стыдно, если я буду

грязная или в пятнах!» - шептала одна книга

«А мне сегодня перегнули мой переплёт. Я могу потерять самые

интересные страницы!» – плакала другая книга.

«Почему дети не пользуются закладкой, и загибают мои страницы,

ведь они порвутся!» - шептала другая

«Я люблю чистоту, но боюсь воды. А меня однажды оставили на улице

под дождиком»

«А на моих страничках нарисовали и ручкой и карандашом. Другим

детям будет трудно меня читать!»- плакала другая книжка.

Домовёнок Кузя: Да, бывает у вас беспорядок в книжном уголке! И

рвёте книги, и рисуете на них!!! Кошмар!!! Забрал я ваши книжки все! Не

отдам я их вам! Будем с Нафаней читать.

Ну всё, всё, сказал – пошёл я от вас!!! Нафаня!!!

Воспитатель: Подожди, подожди Кузя!!! Как же ребята без книжек? Я

понимаю

тебя,

но

как

то

это

надо

по-другому

решить.

Ты

знаешь,

я

придумала!

Давайте

все

вмести

отправимся

в

необычное

путешествие

и

посмотрим, откуда к нам пришла книга, сколько людей трудилось над ней. И

может быть, ребята изменят своё отношение к книгам.

Воспитатель (обращаясь к ребятам):

Ребята, ну что? Книги будем

возвращать? Тогда в путь дорогу. Кузя и ты с нами. Давайте отправимся в

далекое прошлое и всё сами увидим.

(дети строятся друг за другом)

А дорога здесь трудна, без асфальта ведь она.

Друг за другом вы держитесь,

Только, чур, не оступитесь.

Проходите, не зевайте,

Ноги выше поднимайте!

Ребята проходят в музыкальный зал

Воспитатель: Ребята, где мы оказались?

Смотрите, костер горит, давайте присядем вокруг костра, как когда то

сидели первобытные люди. Древние люди, не умели ни читать, ни писать, и

даже разговаривать они не умели, но они научились рассказывать о своих

приключениях жестами. Наверняка и вы знаете несколько жестов.

Например,

что

означает

этот

жест

(«Привет»,

«Чешет

затылок»

-

думаю, «Спать»? «Тишина». Вот видите, мы до сих пор используем язык

жестов.

Давайте попробуем составить рассказ как делали это древние люди.

Мы поспали,

Потянулись

Личико умыли,

Животики набили

Влево, вправо посмотрели

оказались мы в пещере.

Ой, пока мы с вами играли, костер потух. Посмотрите, что осталось на

месте огня? (Ответы детей: угольки)

Воспитатель:

Однажды

пещерный

человек

взял

такой

уголек

и

случайно провел по стене (Воспитатель чертит линию) Он сделал открытие,

что угольком можно…Что делать? (Ответы детей) Конечно рисовать.

Люди стали общаться между собой с помощью рисунков. Они рисовали

то, что хотели передать или запомнить на стенах пещер, в которых они жили.

Чаще всего они рассказывали об охоте на диких животных. Такое письмо

называлось наскальными рисунками.

Воспитатель: Предлагаю и нам попробовать порисовать угольками

Практическая часть: (с помощью угольков ребята рисуют)

Звучит музыка

Воспитатель:

Ну,

что

ж

ребята

нам

пора,

наше

путешествие

продолжается. Слышен звон колоколов, мы попали с вами в древнюю Русь.

Воспитатель:

К а к

в ы

д у м а е т е , книги в

т о

в р е м я

существовали? (Ответы детей) Да, книги были, но выглядели они иначе.

Изготовляли восковые книги. Выглядела восковая книга так: несколько

табличек

дощечек,

аккуратно

выструганных

в

середине,

скреплялись

шнурками через дырочки. Выемку каждой дощечки заполняли воском.

Воспитатель: Посмотрите, здесь есть восковая дощечка, давайте и мы

попробуем

на

ней

порисовать.

Я

предлагаю

нарисовать

на

ней

наше

настроение. Какое у вас настроение?

Практическая часть: Дети зубочистками прорисовывают лучики

солнцу

Воспитатель: Также наши предки писали на бересте. Изготавливали ее

из

коры

березы.

Буквы

на

бересте

процарапывались

острым

железным

стержнем или их писали угольком.

Воспитатель:

Ну

что

ребята

нам

пора,

наше

путешествие

продолжается. (слышен звук города: машины, люди)

Мы

с

вами

попали

в

наше

время.

Давайте

посмотрим,

как

изменилась к н и г а . Посмотрите

ребята,

а

все

ли книги

одинаковы?

Воспитатель показывает разные книги (с тонкой обложкой, с толстой,

книга-панорама, книга с музыкой и т.д.)

Воспитатель: Долгий

и

трудный

путь

прошла книга,

прежде

чем

попасть к нам в руки. Давайте вместе проследим этот путь.

Все

книжки

рождаются

в

лесу.

В

течение

десяток

лет

деревья

растут, набирают силу…

Воспитатель: Сейчас мы с вами немного отдохнём. Представьте, что

вы в лесу. В лесу свежий, приятный воздух. Вдохните его глубоко, глубоко и

медленно выдохните. (Дыхательное упражнение 3-4 раза)

Физкультминутка «Лес»

Мы с вами входим лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли, покачали,

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они плавно садятся, покажем -

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели.

Дружно в гнёзда полетели.

Воспитатель: Лесорубы деревья спилили, из леса вывезли.

Н а

с п е ц и а л и з и р о в а н н ы х

м а ш и н а х

о т в о з я т

д е р е в ь я

н а

деревоперерабатывающий комбинат.

Деревья привезли на бумажную фабрику, очистили от коры, распилили,

измельчили в опилки. Опилки сварили, чтобы получить массу, похожую на

жидкое тесто. Древесное тесто раскатывают в длинные широкие полосы.

Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики

отжимают воду, другие высушивают ленту, третьи полируют.

Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в

огромные бумажные рулоны. Затем бумагу разрезают специальной машиной

на листы нужного размера. Так переходя из машины в машину, дерево

превращается в бумагу. На бумажной фабрике сделали бумагу. Но этого не

достаточно, чтобы появилась книга.

Только что мы с вами проследили путь рождения бумаги. А кто же

помогает бумаге стать книгой? Книги появиться на свет помогают писатели и

художники-иллюстраторы. Их даже называют «книжкиными родитеями».

Писатели – люди, которые наполняют книгу содержанием. Различными

рассказами, сказками, стихотворениями… Каких детских писателей вы знаете?

(Ответы детей) А.С. Пушкин, К.И. Чуковский, А.Л. Барто, С.Я. Маршак и

мн.другие.

Итак,

начинается

волшебное

превращение

белой

бумаги

в

книгу.

Писатель пишет рукопись. Рукопись – это то, что написано рукой. Писатель

приносит

свою

рукопись

редактору.

Редактор

внимательно

читает

и

редактирует её (исправляет ошибки).

Редактор

передаёт

книгу

художнику-иллюстратору.

Художники-

иллюстраторы – люди, которые помогают книге стать красивой. Они рисуют

сюжетные

иллюстрации

к

текстам,

написанным

п и с ат е л я м и .

Иллюстрируют!!!

Каких

детских

художников-иллюстраторов

вы

знаете?

(Евгений

Иванович

Чарушин,

Владимир

Григорьевич

Сутеев,

Юрий

Алексеевич

Васнецов)

Писатель написал рассказ или сказку. Художник иллюстрировал книгу.

Но это только одна книга. А в нашей стране очень много детей, и все они

мечтают прочитать эту книгу.

Как же быть? (ответы детей)

Придумали

Есть такое удивительное место – типография. Здесь печатаются книги,

журналы, газеты. Сначала книгу готовят к печати. Редактор редактирует,

художник

иллюстрирует,

корректор

корректирует

текст,

дизайнер

продумывает

дизайн

книги.

Наборщик

и

печатник

создают

макет

книги

(образец). Когда макет книги готов, можно его тиражировать, печатать. В

России детские книги выпускаются большим тиражом.

Печатают в типографии на больших листах, сразу несколько страниц.

Напечатали, а читать неудобно, что же делать? Листы будущей книги на

специальной

машине

складывают,

собирают

в

одну

книгу.

Но

что-то

не

хватает? Нужна обложка и переплёт!

Очень

много

специальных

станков

находятся

в

типографии,

где

трудится большое количество людей

Чтобы листы в книге не перепутались, на листочках пишут номер

страницы

Сложенные листы сшивают, склеивают или скрепляют скрепками

Обложка

книги

бывает

мягкая

(из

бумаги),

твердая

переплёт.

В

старину переплёты делались из кожи. И украшались золотом, драгоценными

камнями.

Старинные книги, украшенные драгоценными камнями

На обложке вы найдёте (серию книг, название, автора и т.д.)

А в конце книги, (показать) обязательно указывается типография, в

которой напечатана эта книга и фамилии некоторых людей, кто помогал

напечатать эту книгу.

Воспитатель: К сожалению, нельзя в книгу написать фамилии всех

работников типографии, кто участвовал в создании этой книги. Как вы

думаете, почему? (ответы детей)

- Правильно, очень много людей трудиться над созданием одной

маленькой книги. Если печатать все фамилии, книга получится очень толстая

и тяжёлая, и дети не смогут её поднять.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Добавь словечко».

Повторим что узнали. Добавляйте слова в рифму и по смыслу

Есть у книжицы одёжка,

Называется - …. (обложка) .

Книги есть в саду и дома

Из бумаги и … (картона) .

Наши книги – не просты,

По порядку в них …. (листы),

Чтоб при чтении не сбиться,

Нумерованы…. (страницы) .

Страницы все наперечёт,

Их скрепляет…. (переплёт).

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Давайте вспомним, что же мы видели в далеком прошлом?

- Как люди научились передавать свои знания и на чем? (какие книги

были)

- Как изменилась книга?

- Кто работал над созданием книги?

Домовёнок

Кузя

(задумавшись): Ой, мне тоже очень понравилось

наше путешествие. Да и ребята то совсем неплохие.

Воспитатель: Да, да. Домовёнок Кузя, почему то мне кажется что

ребята, посмотрев, откуда приходит к нам книга и сколько людей работает

над этим, должны я думаю изменить своё отношение к ним. Ребят, вы как?

(ответы детей). Давай, ты нам все-таки отдашь наши книги.

Домовёнок Кузя: Ну хорошо, уговорили. Я верну вам ваши книги. Но

буду наблюдать

за

вами.

Вы

уж

не

подведите!

Обращайтесь

с

книгами

аккуратно, чтоб они больше не плакали!

Ну

мне

пора,

Нафаня

ждёт.

А

все-таки мне

было

приятно

у

вас

побывать.

(Ребята прощаются с Домовёнком Кузей, и возвращаются в группу)



В раздел образования