Автор: Власова Светлана Викторовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ "Глядянская СОШ"
Населённый пункт: Курганская обл. Притобольный р-н с.Глядянское
Наименование материала: "Проблемы формирования социальных компетенций в младшем школьном возрасте"
Тема: "Проблемы формирования социальных компетенций на начальном образовании"
Раздел: начальное образование
«Проблемы формирования социальных компетенций в младшем
школьном возрасте»
Власова Светлана Викторовна, МКОУ «Глядянская СОШ», учитель
физической культуры
Одна из актуальных проблем современного общества - формирование
личности,
готовой
не
только
жить
в
меняющихся
социальных
и
экономических
условиях,
но
и
активно
влиять
на
существующую
действительность, изменяя ее к лучшему. Мир наших детей не похож на мир
предыдущих
поколений.
Будущее
во
многом
зависит
от
их
способности
понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а
также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение
всей своей жизни.
Термин
«социальный»
понимается
как
общественный,
связанный
с
жизнью и отношениями людей в обществе. Таким образом, лингвистически
понятие
«социальная
компетентность»
определяется
как
знания
и
способности в области общественных отношений.
Одна
из
ведущих
ключевых
компетентностей
–
социальная.
Это
способность
личности
понимать,
принимать
и
выполнять
различные
социальные нормы и правила, играть разные социальные роли.
Проблема
формирования
социальной
компетентности
является
очень актуальной в младшем школьном возрасте. Запрос на решение этой
задачи
появляется
и
в
Федеральных
государственных
образовательных
стандартах нового поколения, где значительное место уделено социальной
компетентности,
которая
определяется
как
готовность
и
способность
человека к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, синтез
адаптированности и социальной мобильности.
В ФГОС НОО прописаны требования к формированию социальной
компетентности, которая находит отражение в личностных результатах:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том
числе
в
информационной
деятельности,
на
основе
представлений
о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
И метапредметных результатах:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь
свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
1
взаимный
контроль
в
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
-
готовность
конструктивно
разрешать
конфликты
посредством
учета
интересов сторон и сотрудничества.
Таким
образом,
следует
отметить,
значительную
роль
в
развитии
ребенка играет школа. Важно, чтобы именно здесь сложился психологически
необходимый ребенку институт, где он мог бы разносторонне развиваться,
учился бы открыто выражать свои мысли и чувства.
С
поступлением
в
школу
ребенок
проходит
несколько
социальных
ситуаций развития. Если до школы центром социальной ситуации развития
ребенка были родители, то для школьника начальной школы (7-10 лет) таким
центром становится учитель. Роль взрослого почти не меняется, но учитель
становится
авторитетнее
родителей.
Учащиеся
усваивают
элементарные
правила делового общения. Навыки межличностного общения у младших
школьников, как правило, развиты недостаточно. Есть дети с пониженной
социальной
активностью,
склонные
к
одиночеству,
-
они
любят
читать,
собирать марки и т.д. Часть детей в своих отношениях со сверстниками
используют не слишком удачные социальные стратегии. Ученикам начальных
классов
свойственны
четыре
типа
подобного
поведения:
подлиза,
клоун,
псевдовзрослый и хулиган.
Учителя
и
ученики
должны
совместно
идти
к
усвоению
знаний.
Наиболее эффективно это позволяет сделать диалог.
Младшим школьникам очень нравится перевоплощаться. Поэтому в
преодолении проблемы социализации, обучении незаменимы такие методы,
как
сюжетно-ролевая
игра
и
драматизация,
которые
служат
основой
формирования диалоговых отношений на уроке.
Способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,
тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия,
эффективно сотрудничать в группах – все эти умения формируются через
организацию проектной деятельности. Это одна из альтернативных форм
ведения
образовательного
процесса,
которая
также
формирует
умение
работать в коллективе, воспитывает чувство ответственности за принимаемое
решение.
А
ответственность
является
основой
для
развития
социальной
компетентности.
Одной
из
основ
успешности
формирования
социальной
компетентности является дифференциация образовательного процесса, т. е.
учёт
индивидуальных
особенностей
учащихся.
Оценивая
ребёнка,
нужно
сравнивать
его
не
с
другими
детьми,
а
прежде
всего
с
ним
самим
«вчерашним».
Важнейшей проблемой социализации современного обучения является
сохранение
здоровья
учащихся.
Непременным
условием
каждого
урока
является
наличие
физкульминутки,
где
проводятся
упражнения
на
тренировку
разных
групп
мышц,
профилактика
нарушений
зрения,
дыхательные упражнения.
2
С
целью
укрепления
здоровья
проводятся
также
следующие
мероприятия: проведение подвижных игр на переменах, динамической паузы,
организация обязательного питания, тренажёрного зала, беседы о здоровом
образе жизни, участие в спортивных соревнованиях. Практически во всех
образовательных
учреждениях
спортивные
игры
включены
в
учебные
программы.
Они
широко
практикуются
во
внеурочной
работе.
Соревновательное
противоборство
в
игре
происходит
по
установленным
правилам
с
использованием
присущих
только
конкретной
игре
соревновательных
действий
—
приемов
игры
(техники).
Поэтому
при
проведении уроков физической культуры учащиеся наиболее включены в
занятия при организации и проведении спортивных игр, изучении их правил.
Практика
показывает,
что игра
—
это
сильнейшее
средство
социализации учащихся. Желание лучше проявить себя в игре мотивирует
учащихся овладевать новыми умениями и навыками, которые они переносят
и
в
другие
виды
деятельности.
В
неформальном
общении
младшие
школьники передают эти умения друг другу. В игре постоянно происходит
моделирование
ситуации,
когда
при
ограниченном
времени
и
постоянно
изменяющихся
условиях
возникает
необходимость
оценить
ситуацию,
выбрать необходимое действие. Вырабатывается психологическая стойкость:
умение
контролировать
свои
эмоции,
выслушивать
и
правильно
воспринимать критику товарищей, учителя в свой адрес.
В игре физические, эмоциональные, умственные качества учащихся
включаются
в
творческий
процесс,
при
котором
учащиеся
вступают
в
социальное
взаимодействие,
а
значит,
должны
обладать
социальной
компетенцией.
Внеурочная
деятельность
–
неотъемлемая
часть
работы
по
формированию
социальной
компетенции
личности
младшего
школьника.
Следует отметить такие
формы деятельности, как посещение кружков и
секций по интересам, проведение экскурсий, проведение классных часов,
организация
праздников,
посещение
факультативных
занятий,
участие
в
проектной
деятельности,
посещение
библиотек,
участие
в
предметных
олимпиадах,
участие
в
конкурсах
на
различных
уровнях,
организация
классного самоуправления, профориентационная работа, участие в акциях .
Всю,
полученную
в
школе,
информацию
ребёнок
обязательно
«пропускает
через
призму» взаимоотношений
в
семье.
Поэтому
обязательным
условием
положительного
результата
по
формированию
социальной
компетенции
является
систематическое
взаимодействие,
а
не
одностороннее
предъявление
претензий
и
замечаний.
При
проведении
родительских собраний,
индивидуальных беседах, родительских чтениях
необходимо
рассказывать
о
возрастных
особенностях
учащихся,
адаптационных
моментах
на
разных
этапах
обучения,
о
возможных
трудностях
и
путях
их
преодоления,
об
организационных,
режимных
3
моментах и т. д. Использовать различного рода диагностику (анкеты, тесты).
Родители, в свою очередь, должны помогать в подготовке и проведении
праздников,
походов,
организовывать
экскурсии,
профориентационные
беседы с детьми.
Развитие
социальных
компетенций
-
процесс,
который
«не
заканчивается однажды по причине их окончательной сформированности, он
не
прерывается
в
течение
всей
жизни
человека,
так
как
в
сферу
его
деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых
подходов к решению».
Поэтому в процессе обучения используются следующие методические
средства:
мотивация
учебной
деятельности,
создание
ситуации
успеха,
создание
обстановки,
вызывающей
положительные
эмоции,
организация
положительных
эмоций
в
общении
«учитель
-
ученик
-
учитель»,
организация самоанализа.
Таким
образом,
работа
по
проблеме
формирования
социализации
младшего школьника в перспективе обеспечит благоприятное прохождение
адаптационного периода при переходе учащихся начальных классов в среднее
звено, успешность и возможность самореализации в дальнейшем периоде
обучения.
Список используемой литературы:
1.
Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный
подход – М., ГУ ВШЭ, 2002г.
2.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов
образования//Высшее образование сегодня. №5, 2003 г.
3.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативная целевая основа
компетентностного подхода в образовании – М., Исследовательский
центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 г.
4.
Компетентностный подход в педагогическом образовании. Под ред.
В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой – СПб, 2004 г.
5.
Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного
подхода в образовании.-2005 г.
6.
Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания
обучения как фактор развития преемственности школьного и вузового
образования//Дополнительное образование-2005.-№7.
4
7.
Хуторской
А.В.
Определение
общепредметного
содержания
и
ключевых
компетенций
как
характеристики
нового
подхода
к
конструированию образовательных стандартов.-2002 г.
5