Автор: Черникова Наталья Валериевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №4
Населённый пункт: с. Северное Александровский р-н Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация разноуровневого подхода в освоении общеобразовательной программы обучающимися"
Раздел: начальное образование
Реализация разноуровневого подхода в освоении общеобразовательной программы
обучающимися
Для того, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал
уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал
программный материал, продвигался в развитии я использую в своей работе результаты
диагностики,
проводимой
школьным
психологом
и
свои
собственные
мониторинги,
результаты наблюдений за учащимися и анализ их деятельности.
На основе результатов диагностики
распределяю детей по группам. Группы
формируются в соответствии с ростом, состоянием здоровья и другими показателями, что
обеспечивает повышенную работоспособность обучающихся.Я соблюдаю педагогический
такт при распределении по группам. Дифференцированные задания записываются или
крепятся к доске рядом с таким же символом группы. Каждый ученик легко определяет,
какое задание предназначено для него. Вместе с тем в зависимости от урока и вида
деятельности, сама решаю задание, какого уровня дать ученику, поскольку главным для
меня
является не только продвижение учащегося в развитии, но и психологический
комфорт ребенка на уроке, сохранение его самооценки.
Определяю, нужна ли на уроке дифференцированная работа или индивидуализация
заданий, учитывая тип урока, его цели и содержание. Чаще всего дифференцированный
подход я осуществляю на этапе закрепления ранее изученного материала, так как имеется
возможность
организовать
самостоятельную
работу
учащихся.
Использую
разные
способы организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым,
а
работа
дифференцируется:
по
степени
самостоятельности
учащихся,
по
степени
и
характеру помощи учащимся, по характеру учебных действий.
Форма предъявления дифференцированных заданий на уроках бывает различной:
индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух-трех и более вариантах, устные
указания. На уроках использую предметные «Карточки с заданиями и играми», тетради с
печатной
основой,
задания
из
альтернативных
учебников.
Для
осуществления
дифференциации
учебной
работы
систематически
провожу
сочетание
фронтальной,
групповой и индивидуальной форм работы.
При использовании дифференциации большое внимание уделяю оперативной
обратной
связи.
На
основе
диагностического
контроля
провожу
тщательный
учет
выполнения работы учащимися, определяю динамику их развития. В соответствии с этим
изменяются состав групп и характер дифференцированных заданий. Если учет покажет,
что ученик из второй группы справляется с репродуктивными заданиями, на следующем
уроке я ему предлагаю задание с элементами творчества. Распределение школьников по
группам для дифференцированной работы не является раз и навсегда заданным. По мере
усвоения материала задания для учеников, относящихся к одной группе, усложняются, тем
самым они от урока к уроку достигают все более высокого уровня овладения знаниями и
умениями, продвигаются вперед.
Не менее эффективной считаю дифференциацию при организации домашней работы.
Предпочтение
отдаю
следующим
способам:
1)
дифференциация
по
степени
помощи
учащимся: отдельным детям даются карточки-помощницы для выполнения домашнего
задания; 2) дифференциация по уровню трудности или уровню творчества: учащимся с
высокой обучаемостью вместо обычного задания предлагается творческое упражнение.
Таким образом, в результате реализации на практике разноуровневого подхода к
освоению общеобразовательной программы за анализируемый период всеми учащимися
усвоен программный материал.