Напоминание

Словарная работа на уроках истории, как средство повышения качества знаний в условиях преподавания ФГОС.


Автор: Степанова Елена Витальевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ д.Перелучи
Населённый пункт: Новгородская область Боровичский район
Наименование материала: Методическая статья
Тема: Словарная работа на уроках истории, как средство повышения качества знаний в условиях преподавания ФГОС.
Раздел: полное образование





Назад




ГБУ ДПО «Новгородский центр подготовки кадров»

Выпускная работа

слушателя курсов повышения квалификации

«Словарная работа на уроках истории, как средство повышения

качества знаний в условиях реализации ФГОС».

Выполнила: Степанова Елена Витальевна

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ д.Перелучи

Руководитель:Микайлова О.Н

При изучении истории ученики узнают много новых слов и понятий. Как

сделать, чтобы они стали «своими», вошли в активный запас?

Большинству учащихся, очень трудно усвоить всю терминологию, особенно

тем, у кого низкий уровень познавательных способностей (внимание, память,

наблюдательность, мышление, сравнение, обобщение), а так же

учащимся с

диагнозом

ЗПР.

На

сегодняшний

день,

в

сельской

школе,

где

уровень

контингента резко сократился, а учащиеся с низким уровнем обучаемости,

необходимо использовать такие формы, которые способствовали бы лучшему

усвоению материала. Таким образом, производится своего рода инструментовка

учебного материала в данном случае словарного.

В последние годы поразительно быстро увеличивается общий объём научных

знаний. Ни одно учебное заведение не в состоянии дать человеку даже малую

долю тех знаний, которые ему необходимы для работы. Всю жизнь надо будет

расти, учиться, пополнять свои знания, чтобы не отстать от бурного темпа

жизни.

Психологи

видят

выход

в

том,

чтобы

всемерно

формировать

у

школьников

в

процессе

обучения

активное,

самостоятельное,

творческое

мышление,

способность

к

самостоятельной

познавательной

деятельности,

самостоятельному

приобретению

знаний.

Основная

задача

исследователей,

работающих

в

области

психологии

обучения,

-

выявление

оптимально

благоприятных

условий

формирования

и

развития

в

процессе

обучения

самостоятельного,

творческого

мышления

и

познавательной

активности,

условий повышения развивающей роли обучения. Подчёркивая ведущую роль

обучения для умственного развития, Л.С. Выготский считал,

что обучение

должно ориентироваться не на вчерашний, а на сегодняшний день развития

школьника.

Отношение

между

понятиями

«активное

мышление»,

«самостоятельное мышление» и «творческое мышление» можно обозначить в

виде

концентрических

кругов.

Это

разные

уровни,

из

которых

каждый

последующий

является

видовым

по

отношению

к

предыдущему,

родовому.

Творческое

мышление

будет

самостоятельным

и

активным,

но

не

всякое

самостоятельное мышление есть творческое мышление.

На уроке может быть несколько путей объяснения новых терминов. Одни легко

объясняются

по

своему

происхождению,

другие

осмысливаются

по

ходу

объяснения учебного материала. Если это иностранное слово, то его объяснение

сопровождается переводом. Однако при всем разнообразии приёмов и способов

объяснения исторических терминов ученики не могут их усвоить достаточно

глубоко, если не будет проведено закрепление словарных знаний.

Для этого организую специальную словарную работу не уроке и дома. При этом

задача

учителя

состоит

прежде

всего

в

формировании

умений

активно

и

правильно пользоваться историческими терминами, уметь употреблять их как в

прямом, так и в переносном смысле. Важно, чтобы ученики научились отбирать

для

выражения

своих

мыслей

наиболее

точные

слова,

используя

при

этом

эпитеты и метафоры.

Выделяя

в

каждой

теме

учебный

минимум

знания,

умения

и

навыки,

которыми должны обладать все учащиеся в обязательном порядке, отбираю

новые термины, которые ученики должны усвоить.

Для этого я делю двойной лист тетради на шесть частей. Обозначаю тему,

заготовки разделов и группы слов, с которыми предстоит работать.

1.

Специальные исторические термины, понятия.

2.

Географические названия.

3.

Исторические деятели. Герои мифов, сказаний.

4.

Даты исторических событий.

5.

Слова, вошедшие в нашу речь.

6.

Крылатые слова и выражения.

Весьма эффективным средством введения новых терминов в активный словарь

школьников являются словарные задания, которые предлагаются учеником во

время опроса, при закреплении изученного материала, на специальных уроках.

1.

найдите ошибки в словах и объясните их правильное написание.

2.

Подбери к историческому термину родственные (однокоренные) слова.

Объясни их значение.

3.

Вставьте пропущенные буквы. Объясни значение слов.

4.

Объясни, почему эти слова поставлены в один ряд.

5.

Историческая цепочка (работает весь класс).

6.

Кому принадлежит выражение и с каким событием оно связано?

7.

Четвёртое лишнее. Найдите это слово. Объясните почему.

8.

Исторический диктант.

Учащиеся пишут только ответы. Затем обмениваются тетрадями и проводят

взаимопроверку. За диктант можно выставить оценки.

Эффективность данной работы подтверждается:

- усилением мотивации к учёбе,

- проявлением творческой активности,

- повышением удовлетворённости учебным процессом,

- отсутствием пропусков уроков без уважительной причины,

- 100% успеваемостью.

В процессе своей работы я использую более 30 видов словарных заданий, что

позволяет варьировать их, ,,инструментируя” урок.

Опыт

работы

представлялся

на

школьном

и

городском

методических

объединениях. Подобные задания можно использовать на любом уроке.

Список литературы.

1.

Основы педагогической психологии. В.А. Крутецкий.

2.

Развитие высших психических функций Л.С.Выготский.

ОАОУ «Новгородский институт

развития образования»

Кафедра общей и педагогической акмеологии.

Выпускная работа

слушателя курсов повышения квалификации

«Современные технологии воспитания и обучения учащихся с

отклонениями в развитии».

Тема

«Словарная работа на уроках истории, как средство развития

исторического мышления на уроках с коррекционно-

развивающей задачей».

Выполнила: Степанова Елена Витальевна

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ д.Перелучи

Руководитель:СамойловаЕлена Николаевна,

кандидат педагогических наук.

Боровичи 2010г.

При изучении истории ученики узнают много новых слов и понятий. Как

сделать, чтобы они стали «своими», вошли в активный запас?

Большинству учащихся, очень трудно усвоить всю терминологию, особенно

тем, у кого низкий уровень познавательных способностей (внимание, память,

наблюдательность, мышление, сравнение, обобщение), а особенно учащимся с

диагнозом

ЗПР.

На

сегодняшний

день,

в

сельской

школе,

где

уровень

контингента резко сократился, а учащиеся с низким уровнем обучаемости,

необходимо использовать такие формы, которые способствовали бы лучшему

усвоению материала. Таким образом, производится своего рода инструментовка

учебного материала в данном случае словарного.

В последние годы поразительно быстро увеличивается общий объём научных

знаний. Ни одно учебное заведение не в состоянии дать человеку даже малую

долю тех знаний, которые ему необходимы для работы. Всю жизнь надо будет

расти, учиться, пополнять свои знания, чтобы не отстать от бурного темпа

жизни.

Психологи

видят

выход

в

том,

чтобы

всемерно

формировать

у

школьников

в

процессе

обучения

активное,

самостоятельное,

творческое

мышление,

способность

к

самостоятельной

познавательной

деятельности,

самостоятельному

приобретению

знаний.

Основная

задача

исследователей,

работающих

в

области

психологии

обучения,

-

выявление

оптимально

благоприятных

условий

формирования

и

развития

в

процессе

обучения

самостоятельного,

творческого

мышления

и

познавательной

активности,

условий повышения развивающей роли обучения. Подчёркивая ведущую роль

обучения для умственного развития, Л.С. Выготский считал,

что обучение

должно ориентироваться не на вчерашний, а на сегодняшний день развития

школьника.

Отношение

между

понятиями

«активное

мышление»,

«самостоятельное мышление» и «творческое мышление» можно обозначить в

виде

концентрических

кругов.

Это

разные

уровни,

из

которых

каждый

последующий

является

видовым

по

отношению

к

предыдущему,

родовому.

Творческое

мышление

будет

самостоятельным

и

активным,

но

не

всякое

самостоятельное мышление есть творческое мышление.

На уроке может быть несколько путей объяснения новых терминов. Одни легко

объясняются

по

своему

происхождению,

другие

осмысливаются

по

ходу

объяснения учебного материала. Если это иностранное слово, то его объяснение

сопровождается переводом. Однако при всем разнообразии приёмов и способов

объяснения исторических терминов ученики не могут их усвоить достаточно

глубоко, если не будет проведено закрепление словарных знаний.

Для этого организую специальную словарную работу не уроке и дома. При этом

задача

учителя

состоит

прежде

всего

в

формировании

умений

активно

и

правильно пользоваться историческими терминами, уметь употреблять их как в

прямом, так и в переносном смысле. Важно, чтобы ученики научились отбирать

для

выражения

своих

мыслей

наиболее

точные

слова,

используя

при

этом

эпитеты и метафоры.

Выделяя

в

каждой

теме

учебный

минимум

знания,

умения

и

навыки,

которыми должны обладать все учащиеся в обязательном порядке, отбираю

новые термины, которые ученики должны усвоить.

Для этого я делю двойной лист тетради на шесть частей. Обозначаю тему,

заготовки разделов и группы слов, с которыми предстоит работать.

7.

Специальные исторические термины, понятия.

8.

Географические названия.

9.

Исторические деятели. Герои мифов, сказаний.

10.Даты исторических событий.

11.Слова, вошедшие в нашу речь.

12.Крылатые слова и выражения.

Весьма эффективным средством введения новых терминов в активный словарь

школьников являются словарные задания, которые предлагаются учеником во

время опроса, при закреплении изученного материала, на специальных уроках.

9.

найдите ошибки в словах и объясните их правильное написание.

10.Подбери к историческому термину родственные (однокоренные) слова.

Объясни их значение.

11.Вставьте пропущенные буквы. Объясни значение слов.

12.Объясни, почему эти слова поставлены в один ряд.

13.Историческая цепочка (работает весь класс).

14.Кому принадлежит выражение и с каким событием оно связано?

15. Четвёртое лишнее. Найдите это слово. Объясните почему.

16.Исторический диктант.

Учащиеся пишут только ответы. Затем обмениваются тетрадями и проводят

взаимопроверку. За диктант можно выставить оценки.

Эффективность данной работы подтверждается:

- усилением мотивации к учёбе,

- проявлением творческой активности,

- повышением удовлетворённости учебным процессом,

- отсутствием пропусков уроков без уважительной причины,

- 100% успеваемостью.

В процессе своей работы я использую более 30 видов словарных заданий, что

позволяет варьировать их, ,,инструментируя” урок.

Опыт

работы

представлялся

на

школьном

и

городском

методических

объединениях. Подобные задания можно использовать на любом уроке.

Список литературы.

3.

Основы педагогической психологии. В.А. Крутецкий.

4.

Развитие высших психических функций Л.С.Выготский.

ОАОУ «Новгородский институт

развития образования»

Зачётная работа

слушателя курсов повышения квалификации

«Современные технологии воспитания и обучения, учащихся с

отклонениями в развитии».

Тема

«Особенности ведения урока в коррекционном классе».

Выполнила: Степанова Елена Витальевна

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ д.Перелучи

Руководитель:СамойловаЕлена Николаевна,

кандидат педагогических наук.

Боровичи 2010г.



В раздел образования