Автор: Захарова Эльвира Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 12"
Населённый пункт: Город Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Склонение имен существительных"
Раздел: начальное образование
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Изменение имен существительных по падежам (склонение)
Предмет: русский язык
УМК «Школа России»
Автор разработки: Захарова Эльвира Анатольевна
Цель урока: формирование первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство
обучающихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных .
Задачи урока:
обучающие: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, способами определения падежей;
развивающие :формировать критическое мышление обучающихся, умение ставить вопросы, анализировать,
сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения, активизировать
мыслительную деятельность.
воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в группах, воспитывать любовь к русскому языку,
волевые качества у учащихся, правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи, воспитывать у детей
сознательное отношение к учебному труду.
Формируемые УУД:
- познавательные: получить первоначальные знания о склонении имен существительных (изменении по падежам)
- личностные: устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала
- коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных
речевых ситуаций.
-
регулятивные:
Умение
определять
и
формулировать
тему
урока
с
помощью
учителя;
проговаривать
последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Этап
урока
Цель
Содержание взаимодействия с
учащимися
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
Организационный Проверка
готовности
обучающихся, их
настроя на работу
Давайте улыбнёмся, друг другу,
я рада видеть вновь ваши лица,
ваши улыбки и думаю, что
сегодняшний день принесёт
нам всем радость общения
друг с другом!
1.
Чистописание.
Без хорошего труда, нет
плода.
Как вы понимаете смысл
пословицы?
В чём заключается ваш труд?
Орфограммы, списывание.
Девизом нашего урока будет
пословица, а в конце урока на
дереве знаний появятся плоды.
Приветствует
обучающихся,
проверяет их
готовность к
уроку
Учащиеся
объясняют
смысл
пословицы.
Списывание
пословицы.
Приветствуют
учителя, проверяют
свою готовность к
уроку
Регулятивные:
-нацеливание на успешную
деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к
процессу познания, проявлять желание
проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и
слышать.
Актуализация
знаний.
Закрепить
полученные знания,
вспомнить тему
прошлого урока.
Слайд 1
Повторим , что знаем об имени
существительном.
Что означает?
Как называются слова,
отвечающие на вопрос кто?
На вопрос что?
Какие слова пишутся с
большой буквы?
Как называются другие имена
существительные?
Что определяем у имени
существительного?
Как изменяются имена
существительные?
Всегда ли имя существительное
отвечает на вопросы кто?, что?
Что определяем, у сущ. Когда
оно изменяется по вопроса?
Найдите в пословице имена
Организует
диалог с
учащимися,
задает вопросы.
Выполняют задание,
добавляют,
формулируют
правила,
приводят примеры.
Коммуникативные-
умение слушать и говорить,
Личностные- самоопредление,
оценивание.
существительные.
Назовите начальную форму
слова.
Для чего изменили слова?
Мы понаблюдаем за
изменением существительных
в предложениях.
Самоопределение
к деятельности.
Выход на тему,
цель, учебные
задачи.
Подведение детей к
формулированию
темы и постановке
задач урока.
Слайд 2
Прочитайте стихотворение , какое
существительное пропущено?.
Что можно сказать про эти слова?
Как изменяется слово кот при
связи с другими словами?
Почему изменяются окончания?
Итак
,
имена
существительные
изменяют
свои
окончания
,
когда
оказываются
в
предложении
рядом
с
другими
словами
(
т
.
е
.
по
смыслу
) ,
и
когда
отвечают
на
разные
вопросы
.
Организует
диалог с
учащимися, в
ходе которого
конкретизирует
понятие
изменение имён
существительных
по вопросам.
Тема
вывешивается на
доске.
Читают
стихотворение
вставляют
пропущенные
слова ,доказывают ,
что это формы
слова, изменяется
окончание при связи
с другими словами.
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимися и того, что еще не
известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов
учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое
мнение, выстраивать речевые
конструкции.
(
грамматическая
связь
).
Как
вы
думаете
какая
тема
урока
?
(
изменение
имён
существительных
по
вопросам
)
А
чему
научимся
?
Работа над темой.
Подведение детей
к
самостоятельному
выводу
Знакомство с
понятием (падеж)
Упр .64.
Учебник с 36,37
Прочитайте сведения.
Что такое склонение?
Что означает изменить имя
существительное по вопросам?
.
Падеж
на
латинском
языке
означает
«падать»,
греческие
учёные
заметили,
что
слова
п а д а ю т
в
т о й
и л
и н о й
форме,так
появились
падежи.
В русском языке 6 падежей , а
вот
в
греческом
32падежа,
в
дагестанском
64.
Нам
с
вами
повезло, ведь надо запомнить
всего 6 падежей.
Сказка о падежах
Он ещё не родился, а
Организует
подводящий
диалог, уточняет
правило
Записывают
словосочетания ,
делают вывод,
читают правило в
учебнике,
сравнивают и
добавляют свои
слова.
Знакомство с
падежами, что
означает слово
падеж.
По 1 ученику от
группы читают
сказку,
Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня
усвоения знаний.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от
конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к
процессу познания; проявлять
внимание, желание узнать больше.
- Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами.
- владение монологической и
уже думали, какое имя
ему дать, и решили
назвать —
именительный.
Родился — стал
родительный. Это имя
ему ещё больше
понравилось.
Но он был малышом,
ему всё давали, и он
стал дательным.
Но он был ещё и
большим озорником, за
всякие проделки его
винили, и он стал
винительным.
Потом подрос, стал
творить добрые дела и
называться стал
творительным.
Он всем предлагал свою
помощь, о нём
заговорили и назвали
теперь предложным.
вывешивают
падежи на доску.
диалогической формами речи.
Проверка
понимания способа
действия.
Коллективное выполнение
задания.
Дает образец
короткого
доказательства
Выполняют
коллективно.
выходят по одному
Познавательные:
- выдвижение гипотез, их обсуждение,
Просклонять работа, ученик.
к доске , одно слово
записывают с
вопросами.
доказательства;
Регулятивные:
- составление плана и
последовательности действий.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками;
физкультминук
а
Мультимедийная презентация
Организует
выполнение
гимнастики
Выполняют
гимнастику
Первичное
закрепление
нового материала
Развитие умения
распознавать и
определять падеж
Задание на карточке.
- Прочитай. Определите падеж
выделенного имени
существительного, вставь
пословцу в окошечко с падежом.
Объясни смысл пословиц.
Человек трудом красен.
Терпенье и труд всё перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку
из пруда.
Проводит
инструктаж
учащихся.
Организует
обмен мнениями
Работа в группах.
Работают в группе
определяют место
пословицы в
карточке, объясняя
правильность
Читают задание с
карточек. Один
человек из группы
выходит к доске,
объясняет
выполнение
Регулятивные:
- умение действовать по плану и
планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и
результаты своей деятельности.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой
информации, применение методов
информационного поиска.
Личностные:
По труду о человеке судят.
Человек воспевает труд.
Есть много пословиц о труде.
задания.
Терпенье и труд
всё перетрут(и. п)
Без труда не
выловишь и рыбку
из пруда. (р.п.)
По труду о
человеке
судят(д.п.)
Человек воспевает
труд(в.п.)
Человек трудом
красен(т.п.)
Есть много
пословиц о труде.
(П.п.)
- готовность к сотрудничеству, оказанию
помощи, распределение ролей;
- оценивание усваиваемого содержания.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями
коммуникации.
Подведение
итогов
Соотнесение
поставленных задач
с достигнутым
результатом,
фиксация нового
знания, постановка
дальнейших целей
В начале урока был задан
вопроса:
Что значить просклонять имя
существительное?
Что определяем у имен
существительных, когда они
изменяются по вопросам?
Задает вопросы
о задачах урока.
Спрашивает,
какая задача
останется
на следующие
уроки
Проговаривают по
плану новые знания,
высказывают свои
впечатления от
урока, делают
предположения
Регулятивные:
- контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона;
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов
Сколько падежей в русском
языке?
решения в зависимости от конкретных
условий;
- установление причинно-следственных
связей, построение логической цепи
рассуждений, доказательства.
Личностные:
- оценивание усваиваемого содержания,
исходя из социальных и личностных
ценностей;
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении
проблем.
Этап разъяснения
домашнего
задания
Обеспечение
понимания
учащимися цели,
содержания и
способов
выполнения
домашнего задания
Объяснение.
Проводит разбор
домашнего
задания,
проводит
пояснения к
упражнению,
дает
конструктивные
задания
Записывают задание
на дом, задают
вопросы
Стр. 34 выучить
падежи,
просклонять книга,
друг.
Регулятивные:
- выделение и осознание учащимися
того, что уже усвоено.
Познавательные:
- самостоятельное формулирование
познавательной цели;
- построение логической цепи
рассуждений;
Коммуникативные:
- постановка вопросов;
- умение слушать и вступать в диалог;
Заключительный
этап и рефлексия.
КОД (контрольно-
оценночная
деятельность)
Обеспечение
позитивного
настроя на
получение знаний
Какой девиз нашего урока?
Результатом труда является плод.
На нашем дереве появятся плоды,
Выходя с урока наклейте яблоко:
Жёлтое- вам было интересно на
уроке, зелёное-я ещё не всё
понял и у меня есть вопросы.
Обеспечивает
положитель
ную реакцию
учащихся на
уроке русского
языка
Получают
позитивный настрой
от урока
Регулятивные:
- оценка – осознание качества и уровня
освоения и владения теми или иными
учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
Личностные:
- оценивать собственную учебную
деятельность: свои достижения, степень
самостоятельности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное
взаимодействие в сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.