Напоминание

"Склонение имен существительных"


Автор: Захарова Эльвира Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 12"
Населённый пункт: Город Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Склонение имен существительных"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка в 3 классе

Тема: Изменение имен существительных по падежам (склонение)

Предмет: русский язык

УМК «Школа России»

Автор разработки: Захарова Эльвира Анатольевна

Цель урока: формирование первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство

обучающихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных .

Задачи урока:

обучающие: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, способами определения падежей;

развивающие :формировать критическое мышление обучающихся, умение ставить вопросы, анализировать,

сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения, активизировать

мыслительную деятельность.

воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в группах, воспитывать любовь к русскому языку,

волевые качества у учащихся, правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи, воспитывать у детей

сознательное отношение к учебному труду.

Формируемые УУД:

- познавательные: получить первоначальные знания о склонении имен существительных (изменении по падежам)

- личностные: устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала

- коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных

речевых ситуаций.

-

регулятивные:

Умение

определять

и

формулировать

тему

урока

с

помощью

учителя;

проговаривать

последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в

соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его

оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Этап

урока

Цель

Содержание взаимодействия с

учащимися

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

Организационный Проверка

готовности

обучающихся, их

настроя на работу

Давайте улыбнёмся, друг другу,

я рада видеть вновь ваши лица,

ваши улыбки и думаю, что

сегодняшний день принесёт

нам всем радость общения

друг с другом!

1.

Чистописание.

Без хорошего труда, нет

плода.

Как вы понимаете смысл

пословицы?

В чём заключается ваш труд?

Орфограммы, списывание.

Девизом нашего урока будет

пословица, а в конце урока на

дереве знаний появятся плоды.

Приветствует

обучающихся,

проверяет их

готовность к

уроку

Учащиеся

объясняют

смысл

пословицы.

Списывание

пословицы.

Приветствуют

учителя, проверяют

свою готовность к

уроку

Регулятивные:

-нацеливание на успешную

деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к

процессу познания, проявлять желание

проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и

слышать.

Актуализация

знаний.

Закрепить

полученные знания,

вспомнить тему

прошлого урока.

Слайд 1

Повторим , что знаем об имени

существительном.

Что означает?

Как называются слова,

отвечающие на вопрос кто?

На вопрос что?

Какие слова пишутся с

большой буквы?

Как называются другие имена

существительные?

Что определяем у имени

существительного?

Как изменяются имена

существительные?

Всегда ли имя существительное

отвечает на вопросы кто?, что?

Что определяем, у сущ. Когда

оно изменяется по вопроса?

Найдите в пословице имена

Организует

диалог с

учащимися,

задает вопросы.

Выполняют задание,

добавляют,

формулируют

правила,

приводят примеры.

Коммуникативные-

умение слушать и говорить,

Личностные- самоопредление,

оценивание.

существительные.

Назовите начальную форму

слова.

Для чего изменили слова?

Мы понаблюдаем за

изменением существительных

в предложениях.

Самоопределение

к деятельности.

Выход на тему,

цель, учебные

задачи.

Подведение детей к

формулированию

темы и постановке

задач урока.

Слайд 2

Прочитайте стихотворение , какое

существительное пропущено?.

Что можно сказать про эти слова?

Как изменяется слово кот при

связи с другими словами?

Почему изменяются окончания?

Итак

,

имена

существительные

изменяют

свои

окончания

,

когда

оказываются

в

предложении

рядом

с

другими

словами

(

т

.

е

.

по

смыслу

) ,

и

когда

отвечают

на

разные

вопросы

.

Организует

диалог с

учащимися, в

ходе которого

конкретизирует

понятие

изменение имён

существительных

по вопросам.

Тема

вывешивается на

доске.

Читают

стихотворение

вставляют

пропущенные

слова ,доказывают ,

что это формы

слова, изменяется

окончание при связи

с другими словами.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе

соотнесения того, что уже известно и

усвоено учащимися и того, что еще не

известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов

учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое

мнение, выстраивать речевые

конструкции.

(

грамматическая

связь

).

Как

вы

думаете

какая

тема

урока

?

(

изменение

имён

существительных

по

вопросам

)

А

чему

научимся

?

Работа над темой.

Подведение детей

к

самостоятельному

выводу

Знакомство с

понятием (падеж)

Упр .64.

Учебник с 36,37

Прочитайте сведения.

Что такое склонение?

Что означает изменить имя

существительное по вопросам?

.

Падеж

на

латинском

языке

означает

«падать»,

греческие

учёные

заметили,

что

слова

п а д а ю т

в

т о й

и л

и н о й

форме,так

появились

падежи.

В русском языке 6 падежей , а

вот

в

греческом

32падежа,

в

дагестанском

64.

Нам

с

вами

повезло, ведь надо запомнить

всего 6 падежей.

Сказка о падежах

Он ещё не родился, а

Организует

подводящий

диалог, уточняет

правило

Записывают

словосочетания ,

делают вывод,

читают правило в

учебнике,

сравнивают и

добавляют свои

слова.

Знакомство с

падежами, что

означает слово

падеж.

По 1 ученику от

группы читают

сказку,

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня

усвоения знаний.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов

решения задач в зависимости от

конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к

процессу познания; проявлять

внимание, желание узнать больше.

- Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами.

- владение монологической и

уже думали, какое имя

ему дать, и решили

назвать —

именительный.

Родился — стал

родительный. Это имя

ему ещё больше

понравилось.

Но он был малышом,

ему всё давали, и он

стал дательным.

Но он был ещё и

большим озорником, за

всякие проделки его

винили, и он стал

винительным.

Потом подрос, стал

творить добрые дела и

называться стал

творительным.

Он всем предлагал свою

помощь, о нём

заговорили и назвали

теперь предложным.

вывешивают

падежи на доску.

диалогической формами речи.

Проверка

понимания способа

действия.

Коллективное выполнение

задания.

Дает образец

короткого

доказательства

Выполняют

коллективно.

выходят по одному

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение,

Просклонять работа, ученик.

к доске , одно слово

записывают с

вопросами.

доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и

последовательности действий.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества

с учителем и сверстниками;

физкультминук

а

Мультимедийная презентация

Организует

выполнение

гимнастики

Выполняют

гимнастику

Первичное

закрепление

нового материала

Развитие умения

распознавать и

определять падеж

Задание на карточке.

- Прочитай. Определите падеж

выделенного имени

существительного, вставь

пословцу в окошечко с падежом.

Объясни смысл пословиц.

Человек трудом красен.

Терпенье и труд всё перетрут.

Без труда не выловишь и рыбку

из пруда.

Проводит

инструктаж

учащихся.

Организует

обмен мнениями

Работа в группах.

Работают в группе

определяют место

пословицы в

карточке, объясняя

правильность

Читают задание с

карточек. Один

человек из группы

выходит к доске,

объясняет

выполнение

Регулятивные:

- умение действовать по плану и

планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и

результаты своей деятельности.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой

информации, применение методов

информационного поиска.

Личностные:

По труду о человеке судят.

Человек воспевает труд.

Есть много пословиц о труде.

задания.

Терпенье и труд

всё перетрут(и. п)

Без труда не

выловишь и рыбку

из пруда. (р.п.)

По труду о

человеке

судят(д.п.)

Человек воспевает

труд(в.п.)

Человек трудом

красен(т.п.)

Есть много

пословиц о труде.

(П.п.)

- готовность к сотрудничеству, оказанию

помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями

коммуникации.

Подведение

итогов

Соотнесение

поставленных задач

с достигнутым

результатом,

фиксация нового

знания, постановка

дальнейших целей

В начале урока был задан

вопроса:

Что значить просклонять имя

существительное?

Что определяем у имен

существительных, когда они

изменяются по вопросам?

Задает вопросы

о задачах урока.

Спрашивает,

какая задача

останется

на следующие

уроки

Проговаривают по

плану новые знания,

высказывают свои

впечатления от

урока, делают

предположения

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа

действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения

отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов

Сколько падежей в русском

языке?

решения в зависимости от конкретных

условий;

- установление причинно-следственных

связей, построение логической цепи

рассуждений, доказательства.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания,

исходя из социальных и личностных

ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог,

участвовать в коллективном обсуждении

проблем.

Этап разъяснения

домашнего

задания

Обеспечение

понимания

учащимися цели,

содержания и

способов

выполнения

домашнего задания

Объяснение.

Проводит разбор

домашнего

задания,

проводит

пояснения к

упражнению,

дает

конструктивные

задания

Записывают задание

на дом, задают

вопросы

Стр. 34 выучить

падежи,

просклонять книга,

друг.

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися

того, что уже усвоено.

Познавательные:

- самостоятельное формулирование

познавательной цели;

- построение логической цепи

рассуждений;

Коммуникативные:

- постановка вопросов;

- умение слушать и вступать в диалог;

Заключительный

этап и рефлексия.

КОД (контрольно-

оценночная

деятельность)

Обеспечение

позитивного

настроя на

получение знаний

Какой девиз нашего урока?

Результатом труда является плод.

На нашем дереве появятся плоды,

Выходя с урока наклейте яблоко:

Жёлтое- вам было интересно на

уроке, зелёное-я ещё не всё

понял и у меня есть вопросы.

Обеспечивает

положитель

ную реакцию

учащихся на

уроке русского

языка

Получают

позитивный настрой

от урока

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня

освоения и владения теми или иными

учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную

деятельность: свои достижения, степень

самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное

взаимодействие в сотрудничестве со

сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.



В раздел образования