Автор: Зотова Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат г. Вязники"
Населённый пункт: Город Вязники, Владимирская область
Наименование материала: Статья
Тема: " Формирование культуры ЗОЖ школьников специальной(коррекционной) общеобразовательной школы - интерната"
Раздел: среднее образование
ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА
Введение
У кого есть здоровье -
есть и надежда,
а у кого есть надежда –
есть все.
(Арабская пословица).
Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни
приобрести, ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и
совершенствовать, улучшать и укреплять. Здоровье является непременным условием
счастья.
Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и
нравственная. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время
большое
значение.
Неутешительные
данные
статистики
свидетельствуют
о
том,
что
длительное
время
наблюдается
тенденция
ухудшения
здоровья
детей
всех
возрастов.
Распространение наркомании и алкоголизма в России за последнее десятилетие приняло
катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим
национальной
безопасности
страны.
Отмечается
нарушение
эмоционального
и
личностного
развития
учащихся,
растущая
агрессивность
и
жестокость
в
их
взаимоотношениях
с
другими
детьми
и
взрослыми.
Эти
негативные
явления
взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических, социальных, природных и
генетических причин, а также образом жизни.
В воспитательной работе в школе- интернате большое место занимает проблема
сохранения здоровья учащихся. Домашнее воспитание не озадачивает себя проблемами
воспитания
здорового
образа
жизни,
следовательно,
школа
должна
и
может
стать
важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Только в школе субъекты
перестраивающего общества могут черпать духовные и физические силы.
Наблюдение и психолого-педагогическая диагностика, проведенная с воспитанниками (9-
12 лет) по выявлению склонностей к вредным привычкам, показала, что:
имеют тягу к алкоголю - 10 %;
имеют опыт употребления табака 30%
нарушают дисциплину на уроках и в общественных местах 50 % детей;
неадекватное поведение, агрессия 30%.
В своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемой здоровья у детей, их
непринятием здорового образа жизни (в том числе развитие санитарно-гигиенических
навыков, питания, спортивные секции и т.д.). Это связано с рядом причин:
1)
почти
все
воспитанники
имеют
негативное
прошлое,
что
предполагает
отсутствия примера здорового образа жизни. Их родители ведут асоциальный
образ
жизни:
употребляют
алкоголь,
не
работают
и
не
заботятся
о
своем
здоровье.
Многие
дети
начинают
курить
с
3-4
лет,
с
младшего
школьного
возраста имеют опыт употребления алкоголя.
2)
нежелание и неумения заниматься в спортивных секциях;
3)
неумение планировать и контролировать свое свободное время.
ЦЕЛЬ:
сохранение здоровья ребёнка через здоровый образ жизни.
Задачи:
•
укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование
двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной
деятельности;
•
развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
•
воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях
учебной, проектной, игровой и соревновательной деятельности;
•
профилактика асоциальных проявлений
Ожидаемый результат:
•
Увеличение желающих освоить способы сохранения своего здоровья
•
Улучшения психологического климата в коллективе
•
Снижение количества учащихся с девиантным поведением и вредными
привычками
•
Рациональное использование свободного времени
По определению Всемирной организации здравоохранения,
«Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия».
Основываясь на данном определении, выделяют следующие компоненты здоровья:
- здоровье психическое - это способность человека адекватно реагировать на внешние и
внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой;
- здоровье социальное - мера социальной активности, деятельного отношения
человеческого индивидуума к миру;
- здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет место совершенство
саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и
максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
Известно, что состояние здоровья человека зависит от образа жизни (до 50%),
наследственности (20%), окружающей среды (20%), медицины (10%).
Ряд исследователей выделяет множество факторов, обусловливающих здоровье человека.
Их можно классифицировать в виде следующих групп
( по В. В. Колбанову)
1. Биологические факторы (в частности генетические).
2. Физическая среда (факторы внешней среды).
3. Социальная среда (среда, в которой растут дети, условия жизни, начиная с раннего
возраста, обучение здоровью).
4. Индивидуальный образ жизни (исключение негативных воздействий, например,
курения и употребления алкоголя, адекватное питание, личная гигиена, физическая
культура, режим труда и отдыха и др.)
5. Служба здоровья.
Кроме того, В. В. Колбанов (1999) выделяет ряд факторов, влияющих на здоровье.
1. Индивидуальный потенциал здоровья человека (иммунитет, статус питания,
положительное отношение к своему здоровью, адекватные знания, способность
противостоять стрессу, эмоциональная устойчивость, физическая форма, способность к
самозащите).
2. Поведение (привычки, подвижность, отношение к социуму, стресс, возбуждающие
средства).
3. Социокультурная система (семья, соседи, место учебы или работы, среда досуга, СМИ,
службы здоровья).
4. Социально-экономические и политические условия (материальные ресурсы, доход,
социальная безопасность, образование).
5. Физико-биологическая среда (природа, климат, жилище, рабочее место, связь,
транспорт, вода, отходы, пища, товары).
Состояние здоровья школьников с интеллектуальной недостаточностью, его
влияние на успешность обучения и развитие личности учащихся специальных
(коррекционных) школ – интернатов.
Имеющиеся в литературе сведения относительно состояния здоровья детей с
интеллектуальной недостаточностью указывают на существенные низкие показатели
физического развития.
В. И. Берзинь с соавторами (1990) при комплексной оценке состояния здоровья учащихся
специальных (коррекционных) школ 8-го вида отмечает высокий общий уровень
заболеваемости данного контингента (в среднем 46,8 случаев на 100 детей). Особенно
велика доля острых респираторных заболеваний (от 25,3 до 71,4 % в различных школах).
Ж. И. Шиф (1965), характеризуя особенности восприятия учащихся с интеллектуальной
недостаточностью, отмечает, что среди них особенно часто встречаются дети с
аномалиями органа зрения. По данным американского психолога Лове, у одной трети
исследованных им детей с нарушенным интеллектом наблюдалась близорукость.
А. А. Дмитриев и С. И. Веневцев (1999) отмечают, что у учащихся с интеллектуальной
недостаточностью наблюдается наличие разнообразных дефектов психического и
физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной
системы различной этиологии. Кроме того, у многих учащихся наблюдаются нарушения в
сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной и других системах организма.
Специальными исследованиями доказано, что такие дети чаще, чем их нормальные
сверстники, имеют физическую ослабленность, нарушения осанки, повышенную
склонность к инфекционным заболеваниям. При исследовании познавательной
деятельности детей с нарушением интеллекта отмечено нарушение процессов восприятия,
памяти, мышления, речи, мелкой моторики и др., что существенно затрудняет процесс их
обучения и воспитания (В. В. Воронкова, 1995).
Еще одна важная роль в возникновении «школьной» патологии у учащихся
принадлежит, по мнению Л. П. Уфимцевой (1999), такому фактору как гиперактивность
мозга. При завышенных требованиях ученик постоянно находится в напряженном
состоянии и переживании неудач, что, в свою очередь, значительно влияет на регуляцию
учебной деятельности, положительную мотивацию, сказывается на состоянии
психического здоровья и развитии личности ребенка.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что успешность обучения учащихся
специальных (коррекционных) школ 8-го вида и развитие их личности зависит от
состояния здоровья. Активизируя здоровье-охранительное и здоровье-развивающее
направления в коррекционной работе, можно тем самым способствовать повышению
эффективности учебно-воспитательного процесса.
Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни у детей.
Чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки. Уже не
приходится доказывать, что принципы ЗОЖ - необходимые условия здоровья. По словам
академика Е. Чазова, проблема теперь в том, чтобы эти принципы освоил каждый.
Человеку конца 20-начала 21 века приходится учиться …здоровью!
Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в
укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление
с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией
и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями (Б. Н.
Чумаков, 1997).
При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в
зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и
постоянно.
Здоровым быть никого насильно не заставишь. Л. Н. Толстой писал «Смешны требования
людей курящих, пьющих, объедающихся, не работающих превращающих ночь в день, о
том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни».
Н. М. Амосов (1979) считает, что главное препятствие распространению ЗОЖ - это
психика людей, которая сопротивляется ограничениям и нагрузкам, пока нет реальной
необходимости. Нужно упорядочить образ нашей бурно текущей жизни, иначе
регулирующие системы (нервная и эндокринная) не справятся с более возрастающими
нагрузками».
Доктор Р. Г. Оганов (1989) предлагает взять детей в союзники как потенциальных
пропагандистов ЗОЖ.
Во-первых, потому что движение - естественная биологическая потребность детского
организма.
Во-вторых, потому что не менее важной потребностью для них является общение,
которое в современном мире зачастую ограничивается телевизором. Но А. Бойко (1988)
пишет «Телевизор придумали взрослые. Но дети - мыслящие существа, дети, как и много
лет назад, требуют общения», о чем сказал мудрый французский писатель Сент-Экзюпери
«Единственная роскошь, которую мы можем себе позволить, - это роскошь человеческого
общения».
В-третьих, потому что стиль жизни ребенка формируется под влиянием окружающих его
взрослых. «Ребенок настолько реален, - писал П. Лесгафт, - что все у него слагается под
влиянием поступков, которые видит, повторяя то, что на деле он кругом себя замечает, он
из этого вырабатывает свои привычки, под влиянием этого слагается его тип».
Правильная организация выше указанных условий несет в себе огромную возможность
для формирования культуры ЗОЖ у детей.
Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей является
формирование у них культуры ЗОЖ.
На основании изучения трудов В. В. Колбанова, И. И. Соковни-Семеновой, Б. Н.
Чумакова, Н. М. Амосова можно выделить основные компоненты ЗОЖ:
1. Рациональное питание.
2. Оптимальная для организма двигательная активность.
3. Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов).
4. Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
5. Повышение психоэмоциональной устойчивости.
6. «Содержательная жизнь» (смысл жизни).
Возможность вести ЗОЖ во многом зависит от состояния здоровья человека на данный
момент времени. Важно помнить, что здоровье человека, не страдающего врожденными
или приобретенными заболеваниями, нужно в первую очередь охранять и укреплять, а
здоровье человека, имеющего недуги, нуждается в коррекции.
« Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса
и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность
понимается
сегодня
преимущественно
как
деятельность,
организуемая
во
внеурочное
время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в
самоуправлении
и
общественно
полезной
деятельности.
Правильно
организованная
система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно
максимально
развить
или
сформировать
познавательные
потребности
и
способности
каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.
Воспитание детей
происходит
в
любой
момент
их
деятельности.
Однако
наиболее
продуктивно
это
воспитание
осуществлять
в
свободное
от
обучения
время. Участвуя
во
внеурочной
деятельности, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников.
Формы физического воспитания во внеурочное время:
Физкультурные мероприятия в режиме дня:
- утренние и вечерние прогулки
- подвижные игры на воздухе
- утренняя гимнастика
- гигиенические занятия
- лечебная физкультура
- физкультминутки - это небольшие по интенсивности и времени комплексы физических
упражнений
- физкультурные паузы - это подвижные или спортивные игры
- физкультурно-массовая работа (кружки, секции, соревнования).
Оздоровительные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья детей:
1. Текущее медицинское обслуживание и соблюдение санитарно-гигиенических норм,
ЛФК.
2. Рациональный распорядок дня, обеспечивающий режим оздоровительных мероприятий.
3. Соотношение физических нагрузок труда и отдыха.
4. Закаливающие процедуры, занятия физкультурой, спортом и туризмом в экологически
благоприятной среде.
5. Формирование у детей и подростков понятий о здоровом образе жизни.
1.Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) – одна из наиболее распространенных
форм
применения
физической
культуры.
Зарядка
состоит
из
комплекса
физических
упражнений
умеренной
нагрузки,
охватывающих
основную
скелетную
мускулатуру.
Зарядка
тонизирует
организм,
повышая
основные
процессы
жизнедеятельности
(кровообращение,
дыхание,
обмен
веществ
и
др.),
она
мобилизует
внимание
занимающихся,
повышает
дисциплину
(прививает
гигиенический
навык
заниматься).
Зарядка обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к
его повседневному рабочему состоянию. Утренняя гимнастика не только "пробуждает"
организм, но и даёт определенный тренирующий эффект.
Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают
жизнерадостное
настроение,
положительные
эмоции.
Не
менее
важно
эмоционально
проводить
упражнения,
используя
различные
приемы,
музыкальное
сопровождение.
Однако физические упражнения и музыка не должны чрезмерно возбуждать детей, потому
что это может привести к усталости и снижению аппетита.
Утреннюю гимнастику можно проводить и на воздухе.
2. Проведение прогулок.
Прогулка
занимает
в
режиме
дня
школьного
возраста
значительное
время
и
имеет
огромное педагогическое значение.
Прогулка очень важна для детей. Они по возможности
ничем не должны быть заменены. Необходимо неукоснительное следование распорядку
дня.
Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
« Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитании в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья». Продолжительность прогулки должна
составлять в течение дня для обучающихся 7-10 лет не менее 3,5 ч, для обучающихся
11-14лет - не менее 3 ч, для обучающихся 15-17 лет - не менее 2,5 ч.
Время прогулки рекомендуется распределять в течение дня
следующим образом: до начала занятий - 20-30 минут; после учебных
занятий - 1 - 1,5 ч, после ужина - 1 ч.
• Структурными компонентами прогулки являются: разнообразные наблюдения;
• трудовые поручения;
• двигательная активность: подвижные, спортивные игры и игровые упражнения;
• самостоятельная деятельность детей;
• индивидуальная работа по разным направлениям развития воспитанников.
В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать
подвижные игры и физические упражнения. Подвижные игры можно дополнять или
заменять, спортивными упражнениями или спортивными играми, играми с элементами
соревнований. Планирование прогулок за пределы участка.
Планирование содержания деятельности детей на прогулке зависит от времени года,
погоды, предшествующих видов непосредственно образовательной деятельности,
интересов, возраста воспитанников и строится с учетом основных компонентов прогулки.
Во время прогулки важно, чтобы все дети были заняты. Педагогу необходимо следить за
тем, чтобы воспитанники не замерзли, не перегрелись. Примерно за полчаса до окончания
прогулки воспитатель организует спокойные игры. Всё это способствует тому, что каждый
ребёнок найдёт для себя занятие во время прогулки.
Пребывание
детей
на
свежем
воздухе
имеет
большое
значение
для
физического
развития
школьника.
Прогулка
является
первым
и
наиболее
доступным
средством
закаливания
детского
организма.
Она
способствует
повышению
его
выносливости
и
устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным
заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ,
кровообращение,
газообмен,
улучшают
аппетит.
Дети
учатся
преодолевать
различные
препятствия, становятся более ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются
двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный
тонус.
Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых
впечатлений и знаний об окружающем мире. В любое время года одежда и обувь должны
соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или
переохлаждению детей. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают
осуществлять задачи всестороннего развития детей. Ведущее место на прогулке отводится
играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается
умственное
напряжение
от
занятий,
воспитываются
моральные
качества.
Во
время
прогулок элементы спортивных игр: волейбол, бадминтон, настольный теннис, футбол.
Игры с высоким уровнем интенсивности движений не проводим в конце утренней
прогулки
перед
уходом
на
уроки,
так
как
дети
в
этом
случае
становятся
перевозбужденными.
Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями
природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки. В
группе целевые прогулки проводятся 1-2 раза в месяц на небольшое расстояние в
ближайший парк, стадион, библиотечный центр
« Интеллект», городской парк в городе, музеи.
Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами
уличного движения. На целевых прогулках дети получают много непосредственных
впечатлений
об
окружающем,
расширяется
их
кругозор,
углубляются
знания
и
представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе
оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время
прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.
3. Проведение физкультминуток на самоподготовке и воспитательных занятиях.
Проводить физминутки целесообразно сразу после выполнения письменного
домашнего задания, т.к. в этот период образуется естественный перерыв перед чтением.
Другого «окошечка» нет. Еще одно ограничение - мы не можем использовать прыжки, т.к.
дети не умеют после прыжка опускаться на носки. Вместо прыжков используются
упражнения на координацию.
Занятия условно можно разделить на 3 этапа.
Первый - разминочный. Это может быть пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и
др.
Второй этап должен быть самый энергозатратный, одно или несколько упражнений,
которые за короткий срок могут обеспечить хорошую физическую нагрузку. (Например,
пружинка).
Третий этап - разгрузочный. (Это может быть дыхательная гимнастика).
Выводы.
1.Физкультминутки необходимо проводить систематически.
2.Физкультминутки не следует проводить во время творческой работы, а лучше в период
естественного перерыва, например, после выполнения письменного задания, перед
чтением.
3.Особое внимание следует обратить на развитие движений пальцев, кисти. Развитию
кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению
речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Внедрение в учебно-воспитательный процесс физминуток обеспечивают:
- эмоциональный подъём учащихся;
- снижают уровень тревожности;
- «разгружают» мозг за счёт работы правого полушария, отвечающего за образное
мышление;
- облегчают процесс запоминания материала; формируют познавательный интерес к учёбе.
Продолжительность физминуток не менее 1,5 – 2 минут каждая.
В состав упражнений для физминуток входят:
o
упражнения по формированию осанки,
o
укреплению зрения,
o
укреплению мышц рук,
o
отдых позвоночника,
o
упражнения для ног,
o
релаксационные упражнения для мимики лица,
o
дыхательная гимнастика.
Физкультминутки можно отнести к следующим видам:
по степени воздействия на организм, это то, как воздействует каждая физминутка на ту
или иную систему организма и по форме проведения.
Оздоровительные:
танцевальные,
ритмические,
гимнастика
для
глаз,
пальчиковая
гимнастика.
Двигательно-речевые: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика.
Когнитивные:
дидактические
игры
с
движениями,
развивающие
игры,
двигательные
действия и задания.
Креативные: гимнастика для ума, пантомическая гимнастика, пальчиковая гимнастика,
сюжетно-ролевые игры, необычная движения.
Физкультурно – спортивные: общеразвивающие упражнения, подвижные игры.
Упражнения для снятия зрительного утомления
1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).
2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).
3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть
прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).
4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову
вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).
5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.
6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.
Физминутки для пальцев и рук.
Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку –
большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они
держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти
быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?
1.Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с
большого пальца.
2.Соедините
кисти
рук
и
разведите
пальцы
в
стороны,
изображая
цветочек.
Затем
сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”
3.Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно
начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.
Физминутки при сидячей ручной работе.
Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.
И.п. - сидя руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4
- и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить
4-6 раз. Темп медленный.
4.Подвижные игры для детей.
Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков
является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной
игре.
Специально организованную игровую деятельность, включающую подвижные игры,
эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам, игровые задания и игровые
композиции относят к игровому методу. Основными игровыми движениями
являются: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, метание, переноска груза.
Игровой метод широко используется в физическом воспитании детей всех возрастных
групп. Целенаправленно подобранные подвижные игры развивают у детей с отклонениями
в развитии мелкую моторику, равновесие, координацию и точность движений, улучшают
качество внимания, звукопроговаривание, помогают освоению элементарных
математических представлений о величине, расстоянии, скорости, весе, объеме, то есть
стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей
детей.
Естественно, что в группах с разными видами заболеваний, содержание игровой
деятельности неодинаково (по направленности, сложности, продолжительности).
Для того чтобы удачно подобрать подвижную игру, важно учитывать не только интересы
детей, но и возрастные особенности их физического и психического развития. Так, дети
младшего школьного возраста (7-9 лет) отличаются особой подвижностью,
неустойчивостью внимания, постоянной потребностью в движении. Однако их организм
еще не готов к длительному напряжению, силы таких детей быстро истощаются, но после
игры довольно быстро восстанавливаются. Детей этого возраста больше всего привлекают
игры имитационные, сюжетные, с пробежками, увертыванием от водящего, прыжками,
ловлей и бросанием разнообразных предметов («День и ночь», «Салки», «Вызов
номеров», «Мяч соседу»).
Младший школьный возраст - это и период совершенствования речевого аппарата.
Поэтому полезно включать в подвижные игры речитативов, песен, стихотворений,
скороговорок, считалок, загадок, потешек.
В возрасте 10-12 лет у детей наблюдается заметное развитие координационных
возможностей, силы, быстроты, Игровой метод широко используется в физическом
воспитании детей всех возрастных групп.
Игры детей 10-12 лет отличаются большей длительностью и интенсивностью нагрузки
(примером могут служить игры «Веревочка под ногами», «Перестрелка»).
В этом возрасте формируются и укрепляются волевые качества, ярче проявляются
самостоятельность, смелость, инициатива, решительность.
Дети демонстрируют дисциплинированность, активность и выдержку. Однако при
чрезмерной физической нагрузке, не соответствующей возрасту, нередки вспышки
резкости, нетерпеливости, грубости. Поэтому при организации игровых занятий нельзя
допускать излишнего возбуждения и напряжения.
В
подвижной
игре
обучающиеся
находятся
в
коллективе,
развивается
умение
взаимодействовать
со
сверстниками
в
процессе
игры.
Под
своим
внимательным
и
доброжелательным
руководством
стараюсь
сформировать
всестороннее
развитого
человека,
способного
преодолевать
робость
и
застенчивость,
проявлять
выдержку,
самообладание, умение сопереживать.
В результате, применяя методику проведения подвижных игр, необходимо:
- создать радостную, доброжелательную атмосферу в группе,
-
при
подборе
и
планировании
подвижных
игр
ориентироваться
на:
физическое,
умственное
развитие
детей,
двигательные
умения,
состояние
здоровья
каждого
обучающегося, временя года, место проведения, учитывать интересы детей;
- не забывать о физической нагрузке, чередовать игры большой и малой подвижности;
-
если
обучающийся
перенапряжен,
ощущается
его
сопротивление
и
нежелание
участвовать в игре, ни в коем случае нельзя настаивать, целесообразно остановить его и
вывезти
из
игры,
проявить
творческий
подход,
заинтересовать
и
снизить
его
беспокойство;
- стараться избегать соревновательных моментов в играх, обучающиеся должны получать
удовольствие
и
пользу
от
игры.
Нельзя
подгонять
их
и
ставить
временные
рамки
выполнения задания, чтобы не повысить уровень тревожности;
- нельзя сравнивать обучающего с другими, приводить их в пример, так как каждый
индивидуален;
- при нарушении правил игры тщательно проанализировать причины;
- заканчивать подвижную игру ходьбой, для того, чтобы постепенно снизить физическую
нагрузку и привести пульс обучающихся в норму;
- формировать у обучающихся потребность в двигательной активности и физическом
совершенствовании, уверенность в своих силах;
- научить применять игры самостоятельно.
5. Формирование ЗОЖ на воспитательных занятиях.
Проводятся воспитательные часы, на которых проводятся разнообразные виды работ.
Многие дети из нашей школы из неблагополучных семей, в которых родители сами
имеют недоразвитие интеллекта; пьющие родители, безработные. Ребята из таких семей
приходят в школу неухоженными: грязные, в небрежной одежде, страдающие
педикулёзом, чесоткой и т.д. Просить ребят привести свой внешний вид и свою одежду в
порядок дома бесполезно. Я провожу беседы, практикумы и игры по уходу за своим
телом, волосами, руками, ногтями, одеждой, обувью, жилищем: « Если кожа повреждена»,
«Откуда берутся грязнули?», «Всё делаем сами своими руками». В школе имеется душ, все
желающие имеют возможность помыться. В школьную прачечную дети могут сдать в
стирку свои вещи. Кроме этого в свободное время занимаемся с ребятами мелким
ремонтом одежды: пришивают пуговицы; чистят и гладят одежду; моют и чистят обувь.
Знакомятся обучающиеся на " Часах здоровья" с профилактикой различных заболеваний.
Интересно прошли праздники: «Твоё здоровье в твоих руках», « Страна здоровья», « Я
всё знаю о здоровье», « Друзья Мойдодыра», « Воспитатель, я – спортивная семья!», «
Мама, я – спортивная семья!».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование ЗОЖ детей с нарушением интеллекта приводит к значительным
положительным сдвигам в развитии ребёнка, что повлияет на всю его дальнейшую судьбу.
Обобщая научные и практические данные, я считаю, что в целях получения результатов
по формированию здорового образа жизни учащихся младших школьников и среднего
звена были проанализированы данные их успеваемости и заболеваемости за последние
четыре учебных года. Проведенный анализ показал, что в 2015-2017 учебных годах
повысилась успеваемость учащихся на20% по сравнению с 2013-2014учебным годом,
улучшилось эмоционально-психическое и физическое здоровье.
Анкета «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни?»
1. Если утром надо вставать пораньше, Вы:
а) заводите будильник; (100%)
б) доверяете внутреннему голосу;
в) полагаетесь на случай.
2.Проснувшись утром, Вы:
а) сразу встаёте; (60%)
б) встаёте не спеша, затем - гимнастика;(20%)
в) ещё немного нежитесь под одеялом.(20%)
3.Ваш завтрак:
а) кофе или чай с бутербродом; (20%)
б) чай, каша; (80%)
в) не завтракаете.
4.Какой вариант рабочего распорядка Вы бы предпочли?
а) Приход в школу в одно и тоже время.(70%)
б) В диапазоне плюс-минус 30 минут.(30%)
в) Гибкий график.
5.Вы бы предпочли за обед:
а) успеть поесть в столовой;
б) поесть не торопясь; (70%)
в) поесть не торопясь и немного отдохнуть.(30%)
6.Курение:
а) некурящий;(80%)
б) менее 5 сигарет в день или периодически курите; (20%)
в) курите регулярно;
г) курите много;
7.Как Вы разрешаете конфликтные ситуации?
а) Долгими дискуссиями.
б) Уходите от споров.(80%)
в) Ясно излагаете свою позицию и уходите от спора.(20%)
8.Надолго ли Вы задерживаетесь после учёбы?
а) Не больше чем на 20 минут.(80%)
б) До часа.(20%)
в) Больше часа.
9.Чему Вы обычно посвящаете свободное время?
а) Общественной работе.(20%)
б) Хобби. (60%)
в) Домашним делам.(20%)
10.Что означают для Вас встречи с друзьями?
а) Возможность отвлечься от забот.(80%)
б) Потеря времени.(20%)
в) Неизбежное зло.
11.Как Вы ложитесь спать?
а) Всегда в одно время.(20%)
б) По настроению.(30%)
в) По окончании всех дел.(50%)
12. Употребляете в пищу:
а) много масла, яиц, сливок;
б) много фруктов и овощей;(40%)
в) много сахара, пирожных, варенья.(60%)
13.Какое место занимает спорт в Вашей жизни дома?
а) Роль болельщика.(10%)
б) Делаете зарядку.(10%)
в) Достаточно рабочей и физической нагрузки.(80%)
14.За последние 14 дней Вы хотя бы раз:
а) танцевали;(40%)
б) занимались спортом;(60%)
в) прошли пешком порядка 4 км.
15.Как Вы проводите летние каникулы?
а) Пассивно отдыхаете.
б) Физически трудитесь.(20%)
в) Гуляете и занимаетесь спортом.(80%)
16.Ваше честолюбие проявляется в том, что Вы:
а ) любой ценой стремитесь достичь своего;
б) надеетесь, что Ваше усердие принесёт свои плоды;
в) намекаете окружающим на Вашу истинную цену.
Ключ
№ вопроса
Вариант ответа
а
б
в
1
30
20
0
2
10
30
0
3
20
30
0
4
0
10
20
5
0
10
20
6
30
10
0
7
0
10
30
8
30
20
0
9
10
10
30
10
30
0
0
11
30
30
0
12
20
30
0
13
0
30
0
14
30
30
30
15
0
20
30
16
0
30
20
Используя таблицу, подсчитайте сумму баллов.
Если Вы набрали:
менее 160-280 баллов – необходимо пересмотреть свои взгляды на здоровье; (1чел.)
290 – 390 баллов - близки по здоровью к идеалу, но есть ещё резервы; (3чел)
более 400 баллов - Вы очень хорошо организованы по режиму труда и отдыха.(5чел)
Тест диагностика «Что мы знаем о здоровье»
1. Как называется особая чувствительность к некоторым веществам?
а) инфекция(100%) -
б) эпидемия
в) аллергия
2. Как не передаются кишечные заболевания?
а) по воздуху(50%)
б) с пищей
в) с грязными руками (50%)
3. Что вредит здоровью?
а) игры на свежем воздухе
б) малоподвижный образ жизни(100%)
в) плавание, катание на лыжах
4.Что не вредит здоровью?
а) курение(10%)
б) закаливание(90%)
в) спиртное
5. Как передаются возбудители инфекционных заболеваний?
а) по воздуху(100%)
б) с пищей
в) с водой
6. Какое заболевание не относится к инфекционным?
а) грипп
б) дизентерия(40%)
в) ветрянка (60%)
7. Какое вещество разрушает организм и, в конце концов, убивает человека?
а) никотин(20%)
б) алкоголь
в) наркотики(80%)
8. Что не поможет организму стать сильнее?
а) занятие спортом(20%) -
б) закаливание
в) вкусная пища(80%)
9. Какое питание нельзя назвать здоровым?
а) регулярное(10%) -
б) без спешки
в) однообразное(90%)
Интерпретация (1 бал -1 правильный ответ)
8-9 баллов - ты хорошо осведомлён о здоровье (80%)
5-6 баллов – тебе надо задуматься о здоровье(10%)
Меньше 5 – твоё здоровье в опасности.(10%)
Таким образом, целенаправленная, системная работа по формированию здорового
образа жизни у учащихся начальной школы, которая была организована во внеурочное
время, дала положительные результаты: на уровень психического и физического развития
и
умственной подготовленности
детей. Школьники
научились
понимать
важность
вопросов, касающихся сохранения своего здоровья, начали проявлять интерес к занятиям
спортом, спортивным мероприятиям, кружковой работе.
Оздоровительные задачи
направлены
на
охрану
жизни
и
укрепление
здоровья
воспитанников. Они
направлены
на
формирование
правильной
осанки, укрепление
связочно-суставного аппарата, развитие гармоничного телосложения,
регулирование роста и
массы тела, развитие мышц лица, туловища, рук, ног, плечевого пояса, кистей, внутренних
органов - сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц. Оздоровление предполагает
также
совершенствование
деятельности
сердечнососудистой
и
дыхательной системы,
развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям.
Образовательные задачи предполагают: формирование двигательных умений и
навыков;развитие
двигательных,
качеств
(быстроты,
силы,
гибкости, выносливости,
глазомера,
ловкости);развитие
двигательных
способностей
(функции
равновесия,
координации движений);
В процессе физического воспитания дети приобретают определенную систему знаний о
физических
упражнениях,
их
структуре,
оздоровительном
воздействии
на
организм;
осознают свои двигательные действия; получают необходимые знания о выполнении
движений, спортивных упражнений, игр; познают свое тело и учатся управлять им. Занимаясь
физическими упражнениями, ребенок
закрепляет
знания
об
окружающем,
он
познает
свойства
предметов,
у него обогащается словарный запас, развивается пространственная
ориентировка, память, внимание, мышление, воображение.
Воспитательные задачи направлены на формирование творческой, разноплановой и
гармонично развитой личности.
В процессе воспитания у детей формируются: потребность в ежедневных физических
упражнениях; умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной
двигательной деятельности; творчество, инициативность; самоорганизация, стремление к
взаимопомощи. Кроме того, у детей воспитывается стремление к помощи взрослому в
проведении
и организации
разнообразных
форм
спортивных
игр.
Создаются
благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (организованности,
отзывчивости и т.п.); закладываются нравственные основы личности (справедливость,
ответственность
за
порученное дело,
умение
дружить
в
коллективе).
Осуществляется
воспитание
волевых
качеств
(смелость,
решительность,
уверенность
в
своих
силах,
выдержка, настойчивость, самообладание).
Коррекционно-развивающие
задачи
направлены
на
преодоление недостатков
двигательной сферы, физического и психического развития детей.
Улучшение анатомно-
физиологического статуса детей предполагает коррекцию неправильных установок опорно-
двигательного
аппарата
(отдельных конечностей,
стопы,
кисти,
позвоночника);
нормализацию
мышечного
тонуса; преодоление слабости отдельных мышц; улучшение
подвижности в суставах; сенсорное обогащение: улучшение мышечно-суставного чувства и
тактильных
ощущений;
формирование
вестибулярных
реакций;
преодоление
недостаточности в деятельности нервной, сердечнососудистой, дыхательной и других систем
организма ребенка. Кроме того, решаются и общекоррекционные задачи - преодоление
недостатков в развитии высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи.
У воспитанников формируется саморегуляция, повышается умственная работоспособность,
формируется умение действовать во внутреннем умственном плане.
Все вышеперечисленные задачи работы в школе-интернате решаются в единстве.
Они
способствуют
всестороннему воспитанию
воспитанников,
направленному
на
физическое, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие, психофизическую
готовность к производственным условиям и рабочим нагрузкам.
Созданы следующие условия:
- спортивный зал, оснащенный инвентарем;
- тренажерный зал, оборудованный современным оборудованием;
- спортивная площадка;
- беговая дорожка в парке;
- футбольное поле;
- игровая площадка для детей;
- теннисные столы.
Одним из важных условий является создание на занятиях, спортивных мероприятиях
атмосферы радости, удовольствия, соучастия детей.