Напоминание

Развитие объемно-пространственного мышления у учащихся.


Автор: Аглиуллина Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБО ДО "ЛДХШ им.М.Х.Хаертдинова
Населённый пункт: г.Лениногорск Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие объемно-пространственного мышления у учащихся.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Татьяна Николаевна Аглиуллина

Развитие объемно-пространственного мышления у учащихся.

Знания

умения

и

навыки,

лежащие

в

основе

профессиональной

деятельности будущего архитектора, не имеют аналогов в школьной

программе обучения. Поэтому с учащимися, закончившими ЛДХШ, мы в

течение нескольких лет продолжаем изучать принципы конструктивного,

сквозного построения различных форм. Композиционная и графическая

подготовка

основана

на

пространственно-образной

системе

мышления.

Для

поступления

в

ВУЗы

и

СУЗы

необходимо

получить

знания

о

простейших плоскостных и объемно-пространственных формах, а также

понятия о более сложных пространственных объектах.

В системе (СПО) архитектурные техникумы и колледжи выполняют

две основные функции – подготовку техников архитекторов для проектных

организаций различных форм собственности и создание необходимой базы

для

последующего

поступления

и

обучения

лучших

выпускников

в

системе

высшего

профессионального

архитектурного

образования

(СВПАО).

Учащийся должен обладать необходимой специальной подготовкой

в

области

архитектурного

рисунка,

живописи

и

композиции.

Первые

задания начинаются с построения самых простых геометрических форм

(куб,

цилиндр,

конус,

параллелепипед,

шар).

Постепенно

задания

усложняются до пересечения геометрических фигур.

Под врезкой геометрических тел подразумевается их сочленение,

при котором тела пересекаются, и одно тело частично входит в другое.

Пересечение

тел

происходит

по

так

называемой

линии

врезки.

Получившуюся

фигуру

или

сочетание

геометрических

тел,

которое

в

дальнейшем существует как одно сложное геометрическое тело, принято

называть

связкой.

Условно

все

врезки

можно

разделить

на

простые

и

сложные.

К

простым

врезкам

относятся

те,

которые

основаны

на

пересечении

простых

геометрических

тел

(куба,

четырехгранника,

шестигранника, пирамиды, цилиндра, конуса и шара) вертикальными и

горизонтальными

плоскостями

(например,

гранями

куба

или

четырехгранной призмы).

Сложные врезки основаны на пересечении тел вращения (конуса,

цилиндра и шара), пирамиды и шестигранника наклонными плоскостями

(например, наклонными гранями пирамиды и шестигранника).Упражнения

на построение врезок, безусловно, полезны для будущего архитектора.

Они развивают объемно-пространственное воображение и учат видеть за

сложными архитектурными формами сочетания простых геометрических

тел.В дальнейшем полученные знания и практические навыки помогут

вам,

как

архитектору,

грамотно

изображать

и

существующие,и

воображаемые (проектируемые) архитектурные объекты.

На первых порах простраивается и разбирается каждый этап создания

врезки, не пренебрегая никакими дополнительными точками и линиями.

Такое погружение в мир начертательной геометрии просто необходимо на

начальных этапах рисунка, чтобы помочь понять, почувствовать линию

врезки.

В

дальнейшем,

по

мере

возрастания

мастерства,

по

ходу

становления профессионального объемно-пространственного мышления,

будет нужно все меньше дополнительных построений для рисунка. Тогда

процесс изображения связок станет более быстрым, а рисунок — более

легким и живым. Но это уже будет не бесшабашная легкость от незнания, а

свобода учащегося, легко владеющего профессиональными навыками и

оперирующего всем спектром специальных приемов.

В процессе обучения учащиеся осваивают основы наблюдательной,

т.е. наглядной перспективы, они приобретают навыки последовательной

работы над рисунком по принципу: от общего к частному и от частного к

обогащенному общему, а также осваивают технические приемы рисунка –

от самых простых до более сложных.

Цель проведения и изучения сквозного перспективного построения

помогает

развить

у

учащегося

способности

мыслить

объёмами

в

пространстве и видеть сложность мира через простые понятия;

передавать в двухмерном пространстве плоскости трёхмерный объём.

Во время построения конструктивного построения происходит

- активация мыслительной деятельности учащегося;

- овладение основами изобразительной грамоты и техникой выполнения

конструктивного построения.

Список литературы:

1. Аксенов, К.Н. Рисунок в помощь начинающему художнику оформителю.

– М.: Плакат, 1987. – 192 с.

2. Базик Г.А., Денисенко В.И. Рисунок: учебное пособие. Краснодар, 2010.

3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., 1981.

4. Дейнека, А.А. Учитесь рисовать. – М.: Издательство Академии художеств

СССР, 1961. – 224 с

4.Ли Н.Г.Рисунок Оновы учебного академического рисунка:Учебник-М.:Эскио,2007.

5. Тихонов С.В.,Демьянов, В.Г.,Подрезков, В.Б.Рисунок: учебное пособие для вузов /

М., 1983.



В раздел образования