Автор: Аглиуллина Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБО ДО "ЛДХШ им.М.Х.Хаертдинова
Населённый пункт: г.Лениногорск Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие объемно-пространственного мышления у учащихся.
Раздел: дополнительное образование
Татьяна Николаевна Аглиуллина
Развитие объемно-пространственного мышления у учащихся.
Знания
умения
и
навыки,
лежащие
в
основе
профессиональной
деятельности будущего архитектора, не имеют аналогов в школьной
программе обучения. Поэтому с учащимися, закончившими ЛДХШ, мы в
течение нескольких лет продолжаем изучать принципы конструктивного,
сквозного построения различных форм. Композиционная и графическая
подготовка
основана
на
пространственно-образной
системе
мышления.
Для
поступления
в
ВУЗы
и
СУЗы
необходимо
получить
знания
о
простейших плоскостных и объемно-пространственных формах, а также
понятия о более сложных пространственных объектах.
В системе (СПО) архитектурные техникумы и колледжи выполняют
две основные функции – подготовку техников архитекторов для проектных
организаций различных форм собственности и создание необходимой базы
для
последующего
поступления
и
обучения
лучших
выпускников
в
системе
высшего
профессионального
архитектурного
образования
(СВПАО).
Учащийся должен обладать необходимой специальной подготовкой
в
области
архитектурного
рисунка,
живописи
и
композиции.
Первые
задания начинаются с построения самых простых геометрических форм
(куб,
цилиндр,
конус,
параллелепипед,
шар).
Постепенно
задания
усложняются до пересечения геометрических фигур.
Под врезкой геометрических тел подразумевается их сочленение,
при котором тела пересекаются, и одно тело частично входит в другое.
Пересечение
тел
происходит
по
так
называемой
линии
врезки.
Получившуюся
фигуру
или
сочетание
геометрических
тел,
которое
в
дальнейшем существует как одно сложное геометрическое тело, принято
называть
связкой.
Условно
все
врезки
можно
разделить
на
простые
и
сложные.
К
простым
врезкам
относятся
те,
которые
основаны
на
пересечении
простых
геометрических
тел
(куба,
четырехгранника,
шестигранника, пирамиды, цилиндра, конуса и шара) вертикальными и
горизонтальными
плоскостями
(например,
гранями
куба
или
четырехгранной призмы).
Сложные врезки основаны на пересечении тел вращения (конуса,
цилиндра и шара), пирамиды и шестигранника наклонными плоскостями
(например, наклонными гранями пирамиды и шестигранника).Упражнения
на построение врезок, безусловно, полезны для будущего архитектора.
Они развивают объемно-пространственное воображение и учат видеть за
сложными архитектурными формами сочетания простых геометрических
тел.В дальнейшем полученные знания и практические навыки помогут
вам,
как
архитектору,
грамотно
изображать
и
существующие,и
воображаемые (проектируемые) архитектурные объекты.
На первых порах простраивается и разбирается каждый этап создания
врезки, не пренебрегая никакими дополнительными точками и линиями.
Такое погружение в мир начертательной геометрии просто необходимо на
начальных этапах рисунка, чтобы помочь понять, почувствовать линию
врезки.
В
дальнейшем,
по
мере
возрастания
мастерства,
по
ходу
становления профессионального объемно-пространственного мышления,
будет нужно все меньше дополнительных построений для рисунка. Тогда
процесс изображения связок станет более быстрым, а рисунок — более
легким и живым. Но это уже будет не бесшабашная легкость от незнания, а
свобода учащегося, легко владеющего профессиональными навыками и
оперирующего всем спектром специальных приемов.
В процессе обучения учащиеся осваивают основы наблюдательной,
т.е. наглядной перспективы, они приобретают навыки последовательной
работы над рисунком по принципу: от общего к частному и от частного к
обогащенному общему, а также осваивают технические приемы рисунка –
от самых простых до более сложных.
Цель проведения и изучения сквозного перспективного построения
помогает
развить
у
учащегося
способности
мыслить
объёмами
в
пространстве и видеть сложность мира через простые понятия;
передавать в двухмерном пространстве плоскости трёхмерный объём.
Во время построения конструктивного построения происходит
- активация мыслительной деятельности учащегося;
- овладение основами изобразительной грамоты и техникой выполнения
конструктивного построения.
Список литературы:
1. Аксенов, К.Н. Рисунок в помощь начинающему художнику оформителю.
– М.: Плакат, 1987. – 192 с.
2. Базик Г.А., Денисенко В.И. Рисунок: учебное пособие. Краснодар, 2010.
3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., 1981.
4. Дейнека, А.А. Учитесь рисовать. – М.: Издательство Академии художеств
СССР, 1961. – 224 с
4.Ли Н.Г.Рисунок Оновы учебного академического рисунка:Учебник-М.:Эскио,2007.
5. Тихонов С.В.,Демьянов, В.Г.,Подрезков, В.Б.Рисунок: учебное пособие для вузов /
М., 1983.