Автор: Осипенко Лариса Григорьевна
Должность: заместитель директора по увр, учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Верещакская СОШ"
Населённый пункт: село Верещаки, Новозыбковский район, Брянская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Физико-географическое положение Евразии. История исследования материка."
Раздел: среднее образование
Методическая разработка урока по
географии в 7 классе на тему
«Физико-географическое положение
Евразии. История исследования
материка».
Разработала: учитель географии первой
квалификационной категории
МБОУ «Верещакская СОШ»
Новозыбковского района Брянской области
Осипенко Лариса Григорьевна
Тема урока: «Физико-географическое положение Евразии. История исследования
материка».
Цели урока: изучение географического положения материка Евразия и истории его
исследования; развитие умений работы с картой;
Оборудование: физическая карта Евразии, атласы, контурные карты, портреты
исследователей Евразии, презентация к уроку, компьютер, индивидуальные карточки по
практической работе и по закреплению, простой и цветные карандаши.
Ход урока.
1.Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
Задание: узнай страну по описанию.
- Самый жаркий и 2-й по величине материк Земли. Здесь находится самая большая
пустыня мира. Обитают слоны, жирафы, носороги, зебры, антилопы, а также львы,
гепарды, леопарды и другие хищники. (Африка)
- Самый маленький и самый сухой материк. Осадков выпадает в 5 раз меньше, чем в
Африке. Отличается реликтами. 75% растений и 90% животных материка – эндемики.
(Австралия)
- По очертаниям напоминает треугольник или виноградную гроздь. Самый влажный
материк планеты. Имеет самые полноводные реки. (Южная Америка)
-Его называют: ледяной, безмолвный, пустынный и самый загадочный.Самый высокий и
самый холодный. Здесь наблюдаются самые сильные ветры на Земле. Типичные
представители – пингвины и ластоногие. (Антарктида)
-Это 3-й по величине континент. Много уникальных ПК. Всем известен самый
стремительный водопад – Ниагарский – и самая большая в мире Мамонтова пещера.
Родина моркови, лука, капусты, твердой пшеницы, винограда. (Северная Америка)
-Описания какого материка вы не услышали? Почему?
-Послушайте краткую справку об этом материке (Используется диск по географии, 7
класс)
Запись темы урока в тетрадях, определение цели урока.
3. Изучение нового материала.
Географическая справка о материке.
- Евразия – самый большой материк Земли в Северном полушарии.
- Омывается Северным Ледовитым, Тихим, Атлантическим, Индийским океанами и их
морями; площадь островов около 2,75 млн. кв.км. Берега Европы расчленены сильнее, чем
берега Азии.
- С какой темы мы всегда начинали знакомство с новым материком?
Запись темы урока, определение цели урока
Географическое положение материка
Как расположен материк относительно экватора?
Как расположен материк относительно начального меридиана и меридиана 180°?
Как расположен материк относительно тропиков?
Как расположен материк относительно полярных кругов?
Сделайте вывод о положении этого материка относительно перечисленных
географических объектов.
Крайние точки Евразии
Мыс Флигели (Россия), 81°51' с.ш. — крайняя северная островная точка.
Мыс Челюскин (Россия) — крайняя северная материковая точка.
Остров Ратманова (Россия) 169°0' з.д. — крайняя восточная островная точка.
Мыс Дежнёва (Россия) — крайняя восточная материковая точка.
Южный остров (Кокосовые острова) 12°4' ю.ш. — крайняя южная островная
точка.
Мыс Пиай (Малайзия) — крайняя южная материковая точка.
Скала Моншик (Азорские острова) 31º16' з.д. — крайняя западная островная
точка.
Мыс Рока (Португалия) — крайняя западная материковая точка
- Выполните задания на контурной карте: обозначьте крайние точки материка.
•
Мыс Фли́
гели – крайняя северная точка Евразии (а также Европы и России),
находится на острове Рудольфа, входящем в архипелаг Земля Франца-Иосифа.
•
Координаты 81°51′ с. ш. 59°14′ в. д.
•
Административно входит в состав Архангельской области.
•
Назван в честь австрийского картографа Августа фон Флигели (1811—1879).
Остров Ратманова
Западный остров — остров Ратманова (Большой Диомид, эскимосское название
Имаклик — «окружённый водой»), имеет площадь около 10 км² и принадлежит
России, являясь её самой восточной точкой. Остров входит в состав Чукотского
автономного округа. Назван в честь морского офицера Макара Ратманова.
Южный остров (Кокосовые острова)
Кокосовые (Килинг) острова — группа из 27 мелких коралловых островов,
расположенных в Индийском океане. Южный остров – это крайняя островная точка
материка.
Скала Моншик (Азорские острова)
Азо́
рские острова́
(порт. Açores) — архипелаг в Атлантическом океане, автономный
регион Португалии. Скала Моншик – это крайняя западная точка.
Практическая работа.
- Определите координаты крайних точек материка Евразия и рассчитайте
протяженность в градусах и километрах
1. Координаты крайних точек
Мыс Челюскин – 77° с. ш. и 104° в. д.
Мыс Пиай – 1° ю. ш. и 103° в. д.
Мыс Рока – 38° с. ш. и 9° з. д.
Мыс Дежнёва – 66° c. ш. и 169° з. д.
2. Протяжённость материка
С севера на юг по 100° в.д. –
64°×111,3 км = 7123,2 км
С запада на восток по 50° с.ш. –
143° × 71,7 км = 10253,1 км
Обозначение на контурной карте изучаемых объектов.
Используя физическую карту Евразии, на контурной карте Евразии обозначьте:
Красным цветом – экватор, жёлтым – Северный тропик, зелёным – Северный
полярный круг, синим – начальный и сто восьмидесятый меридианы;
Подпишите названия следующих географических объектов:
океаны: Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий и Индийский;
моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское, Жёлтое, Восточно-Китайское,
Южно-Китайское, Филиппинское, Аравийское, Средиземное, Чёрное, Северное,
Балтийское, Норвежское, Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское;
заливы: Бенгальский, Персидский, Бискайский;
проливы: Берингов, Корейский, Малаккский, Ормузский, Босфор, Баб-эль-
Мандебский, Гибралтарский, Ла-Манш;
канал: Суэцкий;
острова: Великобритания, Ирландия, Исландия, Кипр, Сахалин, Японские,
Тайвань, Филиппинские, Суматра, Ява, Калимантан, Сулавеси, Шри-Ланка;
полуострова: Скандинавский, Таймыр, Камчатка, Корея, Индокитай, Малакка,
Индостан, Аравийский, Малая Азия, Крымский, Апеннинский, Пиренейский.
История исследования материка: древнее время
(выступления учеников, оформление сведений на индивидуальных картах)
1 ученик:
Задолго до эпохи Великих географических открытий и основания Первого
географического института португальским принцем Генрихом жители Европы
активно познавали окружающие их земли, совершая географические открытия.
Одними из первых были финикийцы, которые во 2 в. до н. э. исследовали берега
Средиземного моря, затем древние греки завершили открытие Южной Европы.
А во времена господства римлян, завоевавших южное побережье Средиземного
моря, появилось название третьей части света – Африка.
Эпоха Великих географических открытий
2 ученик:
В эпоху Великих географических открытий произошло знаменитое путешествие
португальского мореплавателя Васко да Гамы в Индию, а также кругосветное
плавание Фернана Магеллана, который, переплыв Тихий океан, подошёл к
островам Индонезии.
Исследования материка: изучение природы
3 ученик:
Природа Центральной Азии долгое время оставалась загадкой для европейских
географов. Знаменитые экспедиции – Семёна Дежнёва в Сибирь и на Дальний
Восток, Владимира Атласова на Камчатку, Петра Чихачёва на Алтай, Петра
Семёнова в горы Тянь-Шаня, Николая Пржевальского в Центральную Азию –
заполнили пробелы на географических картах Азии.
4 ученик:
Никитин А., Дежнёв С., Хабаров
Дали сведения о величине, очертании береговой линии, природе, жизни и быте
многих народов Евразии
Семёнов Тянь-Шанский П. П.
Прошёл труднодоступные горные системы Тянь-Шаня, исследовал оз. Иссык-
Куль
Пржевальский Н. М.
Исследовал Дальний Восток, совершил 4 путешест-вия в Центральную Азию.
Исследовал наг. Гоби, низовья р. Тарим, истоки рр. Янцзы и Хуанхэ, берега оз.
Лобнор и горные системы Тибета
Потанин Р.М.
Исследовал Северный Китай и восток Тибета
Ферсман А.Е.
Исследовал территорию берегов Чёрного, Каспийского и Баренцева морей.
Совершил экспедицию на Кольский п-ов и в горы Хибины
Черский И.Д.
Проводил геологические исследования, изучал горы Саяны и побережье
Байкала, Сибири, Колымы, Индигирки и Яны.
5 ученик:
Имена многих первопроходцев увековечены на географической карте:
первые исследователи Курильских островов – Козыревский И., Евреинов И.;
первооткрыватель Аляски и первый исследователь Чукотки - Павлуцкий Д.;
первый исследователь Таймыра – Прончищев В.;
первый исследователь Сахалина – Августинович Т.;
один из основателей Русского географического общества – Вронченко М.;
исследователи Байкала – Черский И. и Дыбовский Б.;
исследователи Северного Ледовитого океана – Вилькицкие А. и Б.
Просмотр фотографий исследователей (Слайды №18-20)
4. Закрепление.
1) Найдите залив Индийского океана:
а) Ла-Манш
б) Бенгальский;
в) Бискайский;
г) Ботнический.
2)Какие координаты имеет мыс Пиай:
а) 1° с.ш. 103° в.д.;
б) 103° с.ш. 1°в.д.;
в) 9° с.ш. 116° в.д.;
г) 1° ю.ш. 103° в.д.
3) Какова протяжённость материка Евразия с запада на восток, если координаты самой
западной точки материка 9° з. д., а самой восточной - 170° з.д?
а) 161°;
б) 179°;
в) 199°;
г) 189°.
4) Впервые описания истоков двух великих рек – Хуанхе и Янцзы – составил русский
исследователь и путешественник:
а) П.П. Семенов-Тян-Шаньский;
б) Н.М. Пржевальский;
в) Е.П. Хабаров;
г) С.И. Челюскин.
5. Итог урока.
- Достигли мы поставленной цели? Что было самым трудным на уроке?
6. Задание на дом.
§ 59,обозначитьпроливы, канал, острова и полуострова Евразии .
Практическая работа.
- Определите координаты крайних точек материка Евразия и рассчитайте
протяженность в градусах и километрах
1. Координаты крайних точек
Мыс Челюскин –
Мыс Пиай –
Мыс Рока –
Мыс Дежнёва –
2. Протяжённость материка
С севера на юг по 100° в.д. –
…….°×111,3 км = км
С запада на восток по 50° с.ш. –
……..° × 71,7 км = км
_____________________________________________________________________
2. Используя физическую карту Евразии атласа, на контурной карте Евразии обозначьте:
Красным цветом – экватор, жёлтым – Северный тропик, зелёным – Северный полярный
круг, синим – начальный и сто восьмидесятый меридианы;
Подпишите названия следующих географических объектов:
океаны: Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий и Индийский;
моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское, Жёлтое, Восточно-Китайское,
Южно-Китайское, Филиппинское, Аравийское, Средиземное, Чёрное, Северное,
Балтийское, Норвежское, Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское;
заливы: Бенгальский, Персидский, Бискайский;
проливы: Берингов, Корейский, Малаккский, Ормузский, Босфор, Баб-эль-Мандебский,
Гибралтарский, Ла-Манш;
канал: Суэцкий;
острова: Великобритания, Ирландия, Исландия, Кипр, Сахалин, Японские, Тайвань,
Филиппинские, Суматра, Ява, Калимантан, Сулавеси, Шри-Ланка;
полуострова: Скандинавский, Таймыр, Камчатка, Корея, Индокитай, Малакка,
Индостан, Аравийский, Малая Азия, Крымский, Апеннинский, Пиренейский.
1 ученик: История исследования материка: древнее время
Задолго до эпохи Великих географических открытий и основания Первого
географического института португальским принцем Генрихом жители Европы
активно познавали окружающие их земли, совершая географические открытия.
Одними из первых были финикийцы, которые во 2 в. до н. э. исследовали берега
Средиземного моря, затем древние греки завершили открытие Южной Европы.
А во времена господства римлян, завоевавших южное побережье Средиземного
моря, появилось название третьей части света – Африка.
___________________________________________________
2 ученик: Эпоха Великих географических открытий
В эпоху Великих географических открытий произошло знаменитое путешествие
португальского мореплавателя Васко да Гамы в Индию, а также кругосветное
плавание Фернана Магеллана, который, переплыв Тихий океан, подошёл к
островам Индонезии.
____________________________________________________
3 ученик: Исследования материка: изучение природы
Природа Центральной Азии долгое время оставалась загадкой для европейских
географов. Знаменитые экспедиции – Семёна Дежнёва в Сибирь и на Дальний
Восток, Владимира Атласова на Камчатку, Петра Чихачёва на Алтай, Петра
Семёнова в горы Тянь-Шаня, Николая Пржевальского в Центральную Азию –
заполнили пробелы на географических картах Азии.
4 ученик: Никитин А., Дежнёв С., Хабаров
Дали сведения о величине, очертании береговой линии, природе, жизни и быте многих
народов Евразии
Семёнов Тянь-Шанский П. П.
Прошёл труднодоступные горные системы Тянь-Шаня, исследовал оз. Иссык-Куль
Пржевальский Н. М.
Исследовал Дальний Восток, совершил 4 путешест-вия в Центральную Азию.
Исследовал наг. Гоби, низовья р. Тарим, истоки рр. Янцзы и Хуанхэ, берега оз. Лобнор
и горные системы Тибета
Потанин Р.М.
Исследовал Северный Китай и восток Тибета
Ферсман А.Е.
Исследовал территорию берегов Чёрного, Каспийского и Баренцева морей. Совершил
экспедицию на Кольский п-ов и в горы Хибины
Черский И.Д.
Проводил геологические исследования, изучал горы Саяны и побережье Байкала,
Сибири, Колымы, Индигирки и Яны.
__________________________________________________________________
5 ученик: Вклад белорусов
Имена многих первопроходцев – выходцев из Беларуси – увековечены на географической
карте:
первые исследователи Курильских островов – Козыревский И., Евреинов И.;
первооткрыватель Аляски и первый исследователь Чукотки - Павлуцкий Д.;
первый исследователь Таймыра – Прончищев В.;
первый исследователь Сахалина – Августинович Т.;
один из основателей Русского географического общества – Вронченко М.;
исследователи Южной Америки – Домейко И. и Ельский К.;
исследователи Байкала – Черский И. и Дыбовский Б.;
исследователи Северного Ледовитого океана – Вилькицкие – А. и Б.
Сопроводительный лист
учени_______ 7 класса
МБОУ «Верещакская СОШ»
_____________________________________________________________
Зада
ния
Узнай
материк по
описанию
Обозначение
крайних
точек
материка
Практическая
работа
Обозначение на
контурной
карте
изучаемых
объктов
История
исследовани
я материка
Тестиро
вание
Пояснения к
выставлению
баллов
По 1 баллу за
правильно
отгаданный
материк
По 1 баллу за
правильное
определение
координат ( 4
балла
максимум) и
найденную
протяженность
(2 балла
максимум)
5 баллов – за
выступление
По 1 баллу
за
правильн
ый ответ в
каждом
задании
Ваше
оценивание
Сопроводительный лист
учени_______ 7 класса
МБОУ «Верещакская СОШ»
_____________________________________________________________
Зада
ния
Узнай
материк по
описанию
Обозначение
крайних
точек
материка
Практическая
работа
Обозначение на
контурной
карте
изучаемых
объектов
История
исследовани
я материка
Тестиро
вание
Пояснения к
выставлению
баллов
По 1 баллу за
правильно
отгаданный
материк
По 1 баллу за
правильное
определение
координат ( 4
балла
максимум) и
найденную
протяженность
(2 балла
максимум)
5 баллов – за
выступление
По 1 баллу
за
правильн
ый ответ в
каждом
задании
Ваше
оценивание
Ход географических открытий.
1.Древнее
время:_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2.Эпоха Великих географических открытий:
_______________________________________________________________________
3. Исследованиями материка
занимались_____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Ход географических открытий.
1.Древнее
время:_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2.Эпоха Великих географических открытий:
_______________________________________________________________________
3. Исследованиями материка
занимались_____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
____________________________________________________________