Напоминание

"Физико-географическое положение Евразии. История исследования материка."


Автор: Осипенко Лариса Григорьевна
Должность: заместитель директора по увр, учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Верещакская СОШ"
Населённый пункт: село Верещаки, Новозыбковский район, Брянская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Физико-географическое положение Евразии. История исследования материка."
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка урока по

географии в 7 классе на тему

«Физико-географическое положение

Евразии. История исследования

материка».

Разработала: учитель географии первой

квалификационной категории

МБОУ «Верещакская СОШ»

Новозыбковского района Брянской области

Осипенко Лариса Григорьевна

Тема урока: «Физико-географическое положение Евразии. История исследования

материка».

Цели урока: изучение географического положения материка Евразия и истории его

исследования; развитие умений работы с картой;

Оборудование: физическая карта Евразии, атласы, контурные карты, портреты

исследователей Евразии, презентация к уроку, компьютер, индивидуальные карточки по

практической работе и по закреплению, простой и цветные карандаши.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

Задание: узнай страну по описанию.

- Самый жаркий и 2-й по величине материк Земли. Здесь находится самая большая

пустыня мира. Обитают слоны, жирафы, носороги, зебры, антилопы, а также львы,

гепарды, леопарды и другие хищники. (Африка)

- Самый маленький и самый сухой материк. Осадков выпадает в 5 раз меньше, чем в

Африке. Отличается реликтами. 75% растений и 90% животных материка – эндемики.

(Австралия)

- По очертаниям напоминает треугольник или виноградную гроздь. Самый влажный

материк планеты. Имеет самые полноводные реки. (Южная Америка)

-Его называют: ледяной, безмолвный, пустынный и самый загадочный.Самый высокий и

самый холодный. Здесь наблюдаются самые сильные ветры на Земле. Типичные

представители – пингвины и ластоногие. (Антарктида)

-Это 3-й по величине континент. Много уникальных ПК. Всем известен самый

стремительный водопад – Ниагарский – и самая большая в мире Мамонтова пещера.

Родина моркови, лука, капусты, твердой пшеницы, винограда. (Северная Америка)

-Описания какого материка вы не услышали? Почему?

-Послушайте краткую справку об этом материке (Используется диск по географии, 7

класс)

Запись темы урока в тетрадях, определение цели урока.

3. Изучение нового материала.

Географическая справка о материке.

- Евразия – самый большой материк Земли в Северном полушарии.

- Омывается Северным Ледовитым, Тихим, Атлантическим, Индийским океанами и их

морями; площадь островов около 2,75 млн. кв.км. Берега Европы расчленены сильнее, чем

берега Азии.

- С какой темы мы всегда начинали знакомство с новым материком?

Запись темы урока, определение цели урока

Географическое положение материка

Как расположен материк относительно экватора?

Как расположен материк относительно начального меридиана и меридиана 180°?

Как расположен материк относительно тропиков?

Как расположен материк относительно полярных кругов?

Сделайте вывод о положении этого материка относительно перечисленных

географических объектов.

Крайние точки Евразии

Мыс Флигели (Россия), 81°51' с.ш. — крайняя северная островная точка.

Мыс Челюскин (Россия) — крайняя северная материковая точка.

Остров Ратманова (Россия) 169°0' з.д. — крайняя восточная островная точка.

Мыс Дежнёва (Россия) — крайняя восточная материковая точка.

Южный остров (Кокосовые острова) 12°4' ю.ш. — крайняя южная островная

точка.

Мыс Пиай (Малайзия) — крайняя южная материковая точка.

Скала Моншик (Азорские острова) 31º16' з.д. — крайняя западная островная

точка.

Мыс Рока (Португалия) — крайняя западная материковая точка

- Выполните задания на контурной карте: обозначьте крайние точки материка.

Мыс Фли́

гели – крайняя северная точка Евразии (а также Европы и России),

находится на острове Рудольфа, входящем в архипелаг Земля Франца-Иосифа.

Координаты 81°51′ с. ш. 59°14′ в. д.

Административно входит в состав Архангельской области.

Назван в честь австрийского картографа Августа фон Флигели (1811—1879).

Остров Ратманова

Западный остров — остров Ратманова (Большой Диомид, эскимосское название

Имаклик — «окружённый водой»), имеет площадь около 10 км² и принадлежит

России, являясь её самой восточной точкой. Остров входит в состав Чукотского

автономного округа. Назван в честь морского офицера Макара Ратманова.

Южный остров (Кокосовые острова)

Кокосовые (Килинг) острова — группа из 27 мелких коралловых островов,

расположенных в Индийском океане. Южный остров – это крайняя островная точка

материка.

Скала Моншик (Азорские острова)

Азо́

рские острова́

(порт. Açores) — архипелаг в Атлантическом океане, автономный

регион Португалии. Скала Моншик – это крайняя западная точка.

Практическая работа.

- Определите координаты крайних точек материка Евразия и рассчитайте

протяженность в градусах и километрах

1. Координаты крайних точек

Мыс Челюскин – 77° с. ш. и 104° в. д.

Мыс Пиай – 1° ю. ш. и 103° в. д.

Мыс Рока – 38° с. ш. и 9° з. д.

Мыс Дежнёва – 66° c. ш. и 169° з. д.

2. Протяжённость материка

С севера на юг по 100° в.д. –

64°×111,3 км = 7123,2 км

С запада на восток по 50° с.ш. –

143° × 71,7 км = 10253,1 км

Обозначение на контурной карте изучаемых объектов.

Используя физическую карту Евразии, на контурной карте Евразии обозначьте:

Красным цветом – экватор, жёлтым – Северный тропик, зелёным – Северный

полярный круг, синим – начальный и сто восьмидесятый меридианы;

Подпишите названия следующих географических объектов:

океаны: Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий и Индийский;

моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское, Жёлтое, Восточно-Китайское,

Южно-Китайское, Филиппинское, Аравийское, Средиземное, Чёрное, Северное,

Балтийское, Норвежское, Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское;

заливы: Бенгальский, Персидский, Бискайский;

проливы: Берингов, Корейский, Малаккский, Ормузский, Босфор, Баб-эль-

Мандебский, Гибралтарский, Ла-Манш;

канал: Суэцкий;

острова: Великобритания, Ирландия, Исландия, Кипр, Сахалин, Японские,

Тайвань, Филиппинские, Суматра, Ява, Калимантан, Сулавеси, Шри-Ланка;

полуострова: Скандинавский, Таймыр, Камчатка, Корея, Индокитай, Малакка,

Индостан, Аравийский, Малая Азия, Крымский, Апеннинский, Пиренейский.

История исследования материка: древнее время

(выступления учеников, оформление сведений на индивидуальных картах)

1 ученик:

Задолго до эпохи Великих географических открытий и основания Первого

географического института португальским принцем Генрихом жители Европы

активно познавали окружающие их земли, совершая географические открытия.

Одними из первых были финикийцы, которые во 2 в. до н. э. исследовали берега

Средиземного моря, затем древние греки завершили открытие Южной Европы.

А во времена господства римлян, завоевавших южное побережье Средиземного

моря, появилось название третьей части света – Африка.

Эпоха Великих географических открытий

2 ученик:

В эпоху Великих географических открытий произошло знаменитое путешествие

португальского мореплавателя Васко да Гамы в Индию, а также кругосветное

плавание Фернана Магеллана, который, переплыв Тихий океан, подошёл к

островам Индонезии.

Исследования материка: изучение природы

3 ученик:

Природа Центральной Азии долгое время оставалась загадкой для европейских

географов. Знаменитые экспедиции – Семёна Дежнёва в Сибирь и на Дальний

Восток, Владимира Атласова на Камчатку, Петра Чихачёва на Алтай, Петра

Семёнова в горы Тянь-Шаня, Николая Пржевальского в Центральную Азию –

заполнили пробелы на географических картах Азии.

4 ученик:

Никитин А., Дежнёв С., Хабаров

Дали сведения о величине, очертании береговой линии, природе, жизни и быте

многих народов Евразии

Семёнов Тянь-Шанский П. П.

Прошёл труднодоступные горные системы Тянь-Шаня, исследовал оз. Иссык-

Куль

Пржевальский Н. М.

Исследовал Дальний Восток, совершил 4 путешест-вия в Центральную Азию.

Исследовал наг. Гоби, низовья р. Тарим, истоки рр. Янцзы и Хуанхэ, берега оз.

Лобнор и горные системы Тибета

Потанин Р.М.

Исследовал Северный Китай и восток Тибета

Ферсман А.Е.

Исследовал территорию берегов Чёрного, Каспийского и Баренцева морей.

Совершил экспедицию на Кольский п-ов и в горы Хибины

Черский И.Д.

Проводил геологические исследования, изучал горы Саяны и побережье

Байкала, Сибири, Колымы, Индигирки и Яны.

5 ученик:

Имена многих первопроходцев увековечены на географической карте:

первые исследователи Курильских острововКозыревский И., Евреинов И.;

первооткрыватель Аляски и первый исследователь Чукотки - Павлуцкий Д.;

первый исследователь Таймыра – Прончищев В.;

первый исследователь Сахалина – Августинович Т.;

один из основателей Русского географического общества – Вронченко М.;

исследователи Байкала – Черский И. и Дыбовский Б.;

исследователи Северного Ледовитого океана – Вилькицкие А. и Б.

Просмотр фотографий исследователей (Слайды №18-20)

4. Закрепление.

1) Найдите залив Индийского океана:

а) Ла-Манш

б) Бенгальский;

в) Бискайский;

г) Ботнический.

2)Какие координаты имеет мыс Пиай:

а) 1° с.ш. 103° в.д.;

б) 103° с.ш. 1°в.д.;

в) 9° с.ш. 116° в.д.;

г) 1° ю.ш. 103° в.д.

3) Какова протяжённость материка Евразия с запада на восток, если координаты самой

западной точки материка 9° з. д., а самой восточной - 170° з.д?

а) 161°;

б) 179°;

в) 199°;

г) 189°.

4) Впервые описания истоков двух великих рек – Хуанхе и Янцзы – составил русский

исследователь и путешественник:

а) П.П. Семенов-Тян-Шаньский;

б) Н.М. Пржевальский;

в) Е.П. Хабаров;

г) С.И. Челюскин.

5. Итог урока.

- Достигли мы поставленной цели? Что было самым трудным на уроке?

6. Задание на дом.

§ 59,обозначитьпроливы, канал, острова и полуострова Евразии .

Практическая работа.

- Определите координаты крайних точек материка Евразия и рассчитайте

протяженность в градусах и километрах

1. Координаты крайних точек

Мыс Челюскин –

Мыс Пиай –

Мыс Рока –

Мыс Дежнёва –

2. Протяжённость материка

С севера на юг по 100° в.д. –

…….°×111,3 км = км

С запада на восток по 50° с.ш. –

……..° × 71,7 км = км

_____________________________________________________________________

2. Используя физическую карту Евразии атласа, на контурной карте Евразии обозначьте:

Красным цветом – экватор, жёлтым – Северный тропик, зелёным – Северный полярный

круг, синим – начальный и сто восьмидесятый меридианы;

Подпишите названия следующих географических объектов:

океаны: Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий и Индийский;

моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское, Жёлтое, Восточно-Китайское,

Южно-Китайское, Филиппинское, Аравийское, Средиземное, Чёрное, Северное,

Балтийское, Норвежское, Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское;

заливы: Бенгальский, Персидский, Бискайский;

проливы: Берингов, Корейский, Малаккский, Ормузский, Босфор, Баб-эль-Мандебский,

Гибралтарский, Ла-Манш;

канал: Суэцкий;

острова: Великобритания, Ирландия, Исландия, Кипр, Сахалин, Японские, Тайвань,

Филиппинские, Суматра, Ява, Калимантан, Сулавеси, Шри-Ланка;

полуострова: Скандинавский, Таймыр, Камчатка, Корея, Индокитай, Малакка,

Индостан, Аравийский, Малая Азия, Крымский, Апеннинский, Пиренейский.

1 ученик: История исследования материка: древнее время

Задолго до эпохи Великих географических открытий и основания Первого

географического института португальским принцем Генрихом жители Европы

активно познавали окружающие их земли, совершая географические открытия.

Одними из первых были финикийцы, которые во 2 в. до н. э. исследовали берега

Средиземного моря, затем древние греки завершили открытие Южной Европы.

А во времена господства римлян, завоевавших южное побережье Средиземного

моря, появилось название третьей части света – Африка.

___________________________________________________

2 ученик: Эпоха Великих географических открытий

В эпоху Великих географических открытий произошло знаменитое путешествие

португальского мореплавателя Васко да Гамы в Индию, а также кругосветное

плавание Фернана Магеллана, который, переплыв Тихий океан, подошёл к

островам Индонезии.

____________________________________________________

3 ученик: Исследования материка: изучение природы

Природа Центральной Азии долгое время оставалась загадкой для европейских

географов. Знаменитые экспедиции – Семёна Дежнёва в Сибирь и на Дальний

Восток, Владимира Атласова на Камчатку, Петра Чихачёва на Алтай, Петра

Семёнова в горы Тянь-Шаня, Николая Пржевальского в Центральную Азию –

заполнили пробелы на географических картах Азии.

4 ученик: Никитин А., Дежнёв С., Хабаров

Дали сведения о величине, очертании береговой линии, природе, жизни и быте многих

народов Евразии

Семёнов Тянь-Шанский П. П.

Прошёл труднодоступные горные системы Тянь-Шаня, исследовал оз. Иссык-Куль

Пржевальский Н. М.

Исследовал Дальний Восток, совершил 4 путешест-вия в Центральную Азию.

Исследовал наг. Гоби, низовья р. Тарим, истоки рр. Янцзы и Хуанхэ, берега оз. Лобнор

и горные системы Тибета

Потанин Р.М.

Исследовал Северный Китай и восток Тибета

Ферсман А.Е.

Исследовал территорию берегов Чёрного, Каспийского и Баренцева морей. Совершил

экспедицию на Кольский п-ов и в горы Хибины

Черский И.Д.

Проводил геологические исследования, изучал горы Саяны и побережье Байкала,

Сибири, Колымы, Индигирки и Яны.

__________________________________________________________________

5 ученик: Вклад белорусов

Имена многих первопроходцев – выходцев из Беларуси – увековечены на географической

карте:

первые исследователи Курильских острововКозыревский И., Евреинов И.;

первооткрыватель Аляски и первый исследователь Чукотки - Павлуцкий Д.;

первый исследователь Таймыра – Прончищев В.;

первый исследователь Сахалина – Августинович Т.;

один из основателей Русского географического общества – Вронченко М.;

исследователи Южной Америки – Домейко И. и Ельский К.;

исследователи Байкала – Черский И. и Дыбовский Б.;

исследователи Северного Ледовитого океана – Вилькицкие – А. и Б.

Сопроводительный лист

учени_______ 7 класса

МБОУ «Верещакская СОШ»

_____________________________________________________________

Зада

ния

Узнай

материк по

описанию

Обозначение

крайних

точек

материка

Практическая

работа

Обозначение на

контурной

карте

изучаемых

объктов

История

исследовани

я материка

Тестиро

вание

Пояснения к

выставлению

баллов

По 1 баллу за

правильно

отгаданный

материк

По 1 баллу за

правильное

определение

координат ( 4

балла

максимум) и

найденную

протяженность

(2 балла

максимум)

5 баллов – за

выступление

По 1 баллу

за

правильн

ый ответ в

каждом

задании

Ваше

оценивание

Сопроводительный лист

учени_______ 7 класса

МБОУ «Верещакская СОШ»

_____________________________________________________________

Зада

ния

Узнай

материк по

описанию

Обозначение

крайних

точек

материка

Практическая

работа

Обозначение на

контурной

карте

изучаемых

объектов

История

исследовани

я материка

Тестиро

вание

Пояснения к

выставлению

баллов

По 1 баллу за

правильно

отгаданный

материк

По 1 баллу за

правильное

определение

координат ( 4

балла

максимум) и

найденную

протяженность

(2 балла

максимум)

5 баллов – за

выступление

По 1 баллу

за

правильн

ый ответ в

каждом

задании

Ваше

оценивание

Ход географических открытий.

1.Древнее

время:_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2.Эпоха Великих географических открытий:

_______________________________________________________________________

3. Исследованиями материка

занимались_____________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

____________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Ход географических открытий.

1.Древнее

время:_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2.Эпоха Великих географических открытий:

_______________________________________________________________________

3. Исследованиями материка

занимались_____________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

____________________________________________________________



В раздел образования