Напоминание

Как не надо себя вести с детьми разных типов темперамента


Автор: Кудашева Виктория Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Умка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Как не надо себя вести с детьми разных типов темперамента
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как не

надо

себя

вести

с

детьми

разных

типов

темпера

мента

Консультац

ия для

родителей

Ни один психологический термин в мире не употребляется нами в

повседневной жизни так часто, как термин «темперамент». Пожалуй, даже

столь

часто,

что

истинное

значение

его

как

бы

перестаёт

осознаваться.

«Хороших» и «плохих» темпераментов не бывает.

Это действительно очень

важная

характеристика

психологических

особенностей

человека.

Естественно, у детей темперамент только складывается, но все мы знаем, что

не бывает двух одинаковых младенцев – один спокойный, другой нет, один

ярко выражает свои чувства, другой чуть улыбается, плачет редко, один

невозмутим даже при сильных внешних раздражителях, другого беспокоит и

складка в простынях.

Поэтому, когда мы говорим о правильном подходе родителей к детям,

имеется в виду лишь необходимость сбалансирования действий тех или иных

черт темперамента, а вовсе не искоренять их.

Особенности

темперамента

это

особенности

работы

центральной

нервной системы организма.

Давайте познакомимся с признаками, характерными для детей разных

типов темперамента.

Ребенок-холерик

Капризы,

истерики,

агрессия

и

вспыльчивость

малыша

могут

быть

следствием его темперамента. Непростое это дело – воспитывать ребенка-

холерика! Хотя сложности бывают с детьми любого темперамента. Но какие

особенности следует учитывать родителям холерика?

Пример из литературы: Карлсон

Каче ства,

характеризующие

тип

нервной

системы:

с и л а ,

неуравновешенность, подвижность.

С одной стороны ребенок-холерик...

активный, энергичный, понятливый, решительный, целеустремленный,

настойчивый, общительный, речь выразительна и убедительна.

С другой стороны ребенок-холерик...

не

сдержан,

вспыльчив,

агрессивен,

злопамятен,

подвержен

частой

смене настроений, авторитарен.

Поведение ребенка-холерика

Холерик заметен уже в раннем детстве: он кричит по поводу и без,

бурно реагирует на наказания, запреты, с трудом засыпает. Ребенок-холерик

быстро устает от деятельности, ему быстро все надоедает, хочется новых

впечатлений,

видов

активности.

Часто

ссорится,

озорничает

и

задирает

других детей. Разговаривает быстро, отрывисто, эмоционально. Стремителен

и резок в движениях. Энергичен, нетерпим к мнению, которое отличается от

его собственного. Быстро схватывает новую информацию, также быстро ее

забывает. Чувствует себя уверенно даже в непривычной обстановке - хорошо

развиты адаптивные механизмы. Любит, когда у него есть зрители (ждет от

них одобрения и восхищения). Круг общения широк.

Как воспитывать ребенка-холерика?

Следует направлять энергию, которой малыш переполнен, в мирное

русло (придумайте вместе интересное увлечение).

Нельзя

допускать

перевозбуждения

нервной

системы

ребенка.

Для

этого необходимо чередовать подвижные игры со спокойными занятиями и

действиями.

Ребенку-холерику не хватает усидчивости. Поэтому учите его доводить

начатое до конца.

Не позволяйте себе кричать и грубо обходиться с малышом. Ребенок-

холерик ответит тем же! Завести его всегда легче, чем успокоить! На частые

эмоциональные взрывы и истерики

ребенка

реагируйте по возможности

спокойно и рассудительно. Объясняйте ребенку, что его поведение лишь

усугубляет ситуацию.

Покажите крохе, что считаете его мнение важным. Спрашивайте его

мнения, позволяйте делать выбор.

Займите малыша спортом. Легкая атлетика, плавание, теннис помогут

направить неуемную энергию ребенка в нужное русло, а избыток агрессии

исчезнет, поскольку расходуется на достижение спортивных результатов.

Ребенок-флегматик

Дети-флегматики,

пожалуй,

самые

«удобные»

(если

такой

термин

вообще

применим

к

человеку).

Однако

они

спокойны,

миролюбивы,

уравновешены. О чем еще могут мечтать родители? Иногда им хочется,

чтобы малыш выполнял задания хоть немного быстрее! Так и хочется его

подстегнуть! Ребенок-флегматик требует особого подхода.

Пример из мультфильмов: бегемотиха Глория («Мадагаскар»).

Качества,

характеризующие

тип

нервной

системы: сила,

уравновешенность, инертность.

С одной стороны ребенок-флегматик...

терпелив, устойчив к стрессам, способен к концентрации, миролюбив,

рассудителен, обязателен, целеустремлен.

С другой стороны ребенок-флегматик...

пассивен, малоподвижен, инертен, упрям, консервативен, не способен

принимать решения.

Ребенок-флегматик

Флегматики

очень

упрямы

-

об

этом

Вам

скажут

родители

таких

малышей,

ведь

они

отчаялись

переубеждать

их.

Зато

дети-флегматики

спокойны

и

невозмутимы.

Они

спокойно

обходятся

без

сверстников

и

взрослых

зрителей.

Любят

есть

одно

и

то

же

изо

дня

в

день,

трудно

привыкают к новым блюдам. Не любят спать на новом месте. С трудом

адаптируются к детскому саду. Мало разговаривают, тяжело идут на контакт с

незнакомыми,

друзей

у

них

мало,

но

зато

они

проверены

временем!

Запоминает

новую

информацию

медленно,

но

качественно.

Малыш-

флегматик

усидчив,

кропотлив,

вынослив,

способен

к

выполнению

монотонных

и

однообразных

занятий.

Медлительный

и

обстоятельный

флегматик с трудом принимают решения, однако если решение принято, они

его

не

меняют.

Дети-флегматики

миролюбивы,

избегают

конфликтных

ситуаций, уходят от соревновательности. Споры и дискуссии - не для них,

разговаривают флегматики тихо, неторопливо, используют простые слова, не

задействуют мимику и жесты. Не могут быстро поменять деятельность, на

предстоящие события настраиваются долго и готовятся к ним обстоятельно.

Откладывают дела на потом, поэтому все выполняют в последний момент.

Быстро и легко засыпает, спит спокойно, просыпается постепенно (какое-то

время ходит недовольный).

Как воспитывать ребенка-флегматика

Не торопите и не подгоняйте ребенка. С появлением в семье ребенка-

флегматика

темп

жизни

должен

несколько

измениться.

Такому

малышу

требуется чуть больше времени на выполнение любых дел.

Учите ребенка выполнять задания и делать дела вовремя, не откладывая

их

на

потом.

Напоминайте

ему

о

том,

что

еще

предстоит

сделать

до

завершения задания.

Не соревнуйтесь с ребенком, не просите его делать задания на скорость.

Не

сравнивайте

его

темпы

с

темпами

товарищей.

Не

ругайте

его

и

не

высмеивайте за медлительность и осторожность.

Часто хвалите ребенка, поощряйте активность.

Не давайте ребенку возможности засиживаться за одним и тем же

делом.

Давайте

ребенку

возможность

принимать

решения

самому,

держать

слово, проявлять инициативу.

Помогите крохе социализироваться: посещайте с ним места, в которых

он сможет найти друзей.

Выбирая

спортивные

занятия,

отдавать

предпочтение

следует

плаванию, легкой атлетике или шахматам.

Ребенок-сангвиник

Как и все остальные типы темперамента, сангвинический имеет свои

позитивные и негативные характеристики. Какие? И как все эти особенности

учитывать при общении и воспитании малыша?

Пример из литературы: Буратино (из сказки «Золотой ключик»).

Качества,

характеризующие

тип

нервной

системы: сила,

неуравновешенность, подвижность.

С одной стороны ребенок сангвиник...

активен,

подвижен,

доброжелателен,

хорошо

адаптируется

к

новым

условиям,

увлечен

делом,

общителен,

излучает

оптимизм

и

жизнерадостность, выразительно говорит, является лидером.

С другой стороны ребенок сангвиник...

неусидчив,

ненадежен,

рассеян,

ненастойчив,

не

целеустремлен,

непостоянен, совершает не обдуманные поступки.

Покладистый и рассудительный ребенок-сангвиник обожает заводить

новые знакомства, с радостью ждет поездки в новые места. Малыша увлекает

все то, что еще не изведано им. Поэтому он может пытаться делать сразу

несколько дел, что приводит не к самым высоким результатам. Часто бросает

занятие. Быстро и легко схватывает информацию. Малыши любят, когда ими

восхищаются. Считается, что сангвиникам свойственно самолюбование. Если

ребенок

чувствует,

что

он

нравится

новому

человеку,

то

он

проявит

доброжелательность в ответ. Сангвиник легко входит в любой коллектив,

быстро адаптируется в новой обстановке. Ему все дается легко, а если и

подстерегает

неудача,

то

и

ее

малыш

переживет

легко.

Речь

сангвиника

выразительна,

правильно

поставлена.

Малыш-сангвиник

реагирует

на

наказания

спокойно,

не

конфликтует,

не

запоминает

обиды.

Легко

и

без

уговоров засыпает, спит крепко всю ночь.

Как воспитывать ребенка-сангвиника

Помогите малышу научиться держать слово, доводить дело до конца.

Напоминайте о невыполненных обещаниях, а также о брошенных занятиях.

Общайтесь с ребенком на равных. Позволяйте крохе выбирать, каким

способом он будет достигать ту или иную поставленную перед ним цель.

Выбирайте хобби или дополнительные занятия с учетом интересов

малыша. Если занятие не будет увлекательным для ребенка, он придет в

уныние.

Ребенок-меланхолик

Грустный,

плаксивый

малыш,

которого

легко

обидеть

и

трудно

развеселить

может

оказаться

меланхоликом.

Как

с

ним

общаться

и

как

воспитывать?

Пример из литературы: Пьеро (из сказки «Золотой ключик»).

Качества,

характеризующие

тип

нервной

системы: слабость,

неуравновешенность, инертность.

С одной стороны ребенок-меланхолик...

чувствителен, способен к сочувствию, сердечен, доброжелательность,

мягкость в обращении с окружающими

С другой стороны ребенок-меланхолик...

крайне

раним,

застенчив,

не

уверен

в

себе,

своих

поступках

и

действиях, замкнут, инертен, излишне пассивен, страдает от заниженной

самооценки.

Ребенок-меланхолик и его особенности

Малыша-меланхолика

может

расстроить

и

вывести

из

себя

любая

мелочь. В раннем возрасте меланхолики плаксивы, трусливы, привязаны к

родителям.

По

мере

взросления

малыши

становятся

стеснительными,

ранимыми и обидчивыми. Дети меланхолики склонны к грусти, на их глазах

часто

можно

видеть

слезы,

они

постоянно

переживают

обиду,

несправедливость,

другие

потрясения.

Очень

трудно

входят

в

коллектив,

никогда

не

занимают

лидерские

позиции,

замкнуты

в

себе.

Наказание,

недоброе

слово

или

даже

взгляд

могут

расцениваться

ребенком-

меланхоликом как трагедия. Не любит перемен, теряется в новых условиях,

суетлив. Запоминает информацию с трудом, рассеян, постоянно отвлекается,

быстро устает. Утомляемость провоцирует плохое настроение. Если малыш с

нетерпением ждал вечера, когда к нему придут гости, но утомился в течение

дня,

во

время

визита

он

будет

капризным.

Нерешителен

в

действиях,

разговаривает тихо, неуверенно, но грамотно. Из таких чувствительных натур

вырастают художественно одаренные люди.

Как воспитывать ребенка-меланхолика

Кричать на такого малыша, ругать, критиковать нельзя! Такие ситуации

- это сильнейший стресс для ребенка.

Чаще

проявляйте

любовь,

внимание

и

тепло.

Такого

ребенка

невозможно перехвалить!

Не акцентируйте внимание ребенка на грустных событиях.

Не дразните ребенка, не критикуйте его характер (особенно на людях).

Хвалите за любые проявления самостоятельности, активности.

Не давайте ребенку сложных заданий.

При

выборе

дополнительных

занятий

ориентируйтесь

на

интересы

ребенка, подумайте о художественной школе, музыкальных занятиях.

Тест

«Как определить темперамент

ребенка»

Попробовать определить ведущий тип темперамента ребенка можно

уже с 3 – 4 лет. Однако данный тест подходит и для старших детей.

Возьмите ручку и листок бумаги. Записывайте те ответы, которые, на

Ваш взгляд, наиболее точно характеризуют Вашего малыша. Лучше, если

отвечать на тест будет не только мама, но и папа. Это позволит получить

более точную картину.

Итак, приступим!

1. Попробуйте описать Вашего ребенка. Какие черты характера у

него наиболее ярко выражены? Какой он?

а. Жизнелюбивый,

оптимистичный,

р а з го во рч и в ы й ,

общительный, склонен к лидерству.

б. Спокойный, рассудительный, сдержанный, миролюбивый.

в. Энергичный,

неугомонный,

вспыльчивый,

возбудимый,

целеустремленный.

г. Тревожный,

застенчивый,

обидчивый,

впечатлительный,

нерешительный

2.

Какие

из

перечисленных

ниже

эмоций

ребенок

проявляет

сильнее и чаще всего?

а. Удивляется, радуется, смеется.

б. Почти никогда не реагирует бурно, преобладают позитивные

эмоции.

в. Злится, гневается.

г. Грустит, опасается, испытывает растерянность.

3. Как ребенок обычно реагирует на наказания?

а. Он спокоен, не злится на родителей за наказание. Если

злится, то быстро отходит.

б. Как будто не замечает. Без ярких эмоций.

в. Всегда по-разному. Бывает спокойно, бывает бурно (крик,

протест).

г. Замыкается

в

себе,

долго

дуется,

бывает

реагирует

истерикой, слезами.

4. В неожиданных, нестандартных ситуациях малыш

а. Проявляет любопытство.

б. Как и всегда спокоен, даже равнодушен.

в. Сопротивляется,

пытается

вернуться

к

прежнему

положению вещей.

г. Избегает нового (иногда просто на просто убегает).

5. В какие игры ребенок предпочитает играть?

а. Нравятся любые, которые отвечают его интересам.

б. Любит играть один в спокойные игры.

в. Обожает шумные, подвижные игры.

г. Нравится

играть

во

всевозможные

игры,

но

только

с

близкими и знакомыми людьми.

6. Можете ли Вы сказать, что Ваш малыш общителен?

а. Да,

ему

нравится

находиться

в

обществе

и

детей,

и

взрослых. Знакомится с новыми людьми легко.

б. Нет, малыш больше любит одиночество, играет с хорошо

знакомыми детьми и взрослыми.

в. Да. Любит восхищенных зрителей.

г. Нет.

Предпочитает

быть

в

одиночестве,

общается

с

близкими.

7. Как малыш ведет себя со сверстниками? Можете ли Вы сказать,

что он лидер?

а. Он всегда заметен в любой компании - настоящий лидер.

б. Лидер среди малочисленной компании друзей.

в. Сам

считает

себя

лидером.

А

товарищи

по-разному

воспринимают его.

г. Мне кажется, он не пользуется авторитетом.

8. Как малыш усваивает новое?

а. Все новое дается ему быстро и легко.

б. Медленно, но малыш все усвоит.

в. Схватывает все на лету. Но и забывает быстро.

г. Это зависит от ситуации.

9. Как ребенок разговаривает?

а. Выразительно, связно. Помогает себе мимикой, жестами.

б. Разговаривает

медленно,

невыразительно,

эмоций

не

проявляет. Иногда бубнит что-то под нос.

в. Быстро,

эмоционально,

отрывисто,

иногда

переходит

на

крик, торопится, проглатывает звуки, слоги и даже слова.

г. Выразительно, но тихо и неуверенно.

10.

Как

ребенок

осваивает

возрастные

навыки

(те,

которые

"положены" по возрасту)?

а. Без труда. Все дается легко.

б. Навыки осваиваются трудно, но прочно.

в. Быстро и легко. Но делает только то, что интересно ему

самому.

г. Быстро, но непрочно. При стрессе может случиться откат

или остановка в развитии навыка.

11. Как двигается Ваш малыш?

а. Уверенно, точно, ритмично.

б. Аккуратно, неторопливо, манерно.

в. Порывисто, резко, эмоционально

г. Неуверенно, неточно, суетливо.

12. Как спит Ваш ребенок?

а. Быстро

и

без

сложностей

засыпает,

спит

крепко,

просыпается легко.

б. Легко засыпает, спит хорошо, утром долго не может придти

в себя.

в. Не

хочет

засыпать,

приходится

уговаривать,

спит

неспокойно, просыпается каждый раз в новом настроении.

г. Долго

настраивается

на

сон,

но

быстро

засыпает,

просыпается в добром расположении духа, но требуется время на то,

чтобы прийти в себя.

13. Как прошла адаптация к яслям или детскому саду?

а. Легко, быстро.

б. Не хотел менять устоявшийся ход событий, адаптация была

долгой.

в. Новая

обстановка

понравилась,

долго

адаптировался

к

требованиям воспитателей.

г. Нельзя с уверенностью сказать, что адаптация уже позади.

Никак не мог привыкнуть к садику.

Результаты теста:

Если в ответах чаще можно видеть вариант а) - преобладающий тип

темперамента ребенка сангвинический

.

Если в ответах чаще можно видеть вариант б) - преобладающий тип

темперамента ребенка флегматический

.

Если в ответах чаще можно видеть вариант в) - преобладающий тип

темперамента ребенка холерический

.

Если в ответах чаще можно видеть вариант г) - преобладающий тип

темперамента ребенка меланхолический

.



В раздел образования