Автор: Ларенкова Елена Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ № 193
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Кинезиология в коррекционно - развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
«Кинезиология в коррекционно - развивающей работе с детьми
старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
В федеральном государственном образовательном
стандарте
дошкольного
образования
одной
и з
приоритетных
задач,
является
«охрана
и
укрепление
физического и психического здоровья детей, в том числе и
эмоционального
благополучия». До ка з а н о ,
ч т о
воспитанники
с
ОВЗ
развиваются
по
общим
законам
психического
развития,
но
имеют
свои
специфические
особенности,
обусловленные
дефектом.Имсвойственны
эмоциональная
возбудимость,
двигательное
беспокойство,
неустойчивость
и
истощаемость
нервных
процессов,
легкая
возбудимость,
заторможенность,
отсутствие
длительных
волевых усилий. Поэтому дефектологу, логопеду, воспитателю коррекционной
группы
и
другим
педагогам,
работающим
с
такими
детьми,
приходится
исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое
состояние
ребёнка.
Решению
этой
задачи
помогает
использование
кинезиологических упражнений.
Кинезиология – наука о движении («кинезис» – движение, «логос» –
наука),
дословно – движение
навстречу
духовному
и
физическому
воспитанию.
Известно, что единство мозга складывается из деятельности двух его
полушарий,
тесно
связанных
между
собой
системой
нервных
волокон
(мозолистое
тело,
межполушарные
связи).
Развитие
межполушарного
взаимодействия является основой развития интеллекта.
В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у
ребёнка
развиваются
межполушарные
связи,
улучшается
память
и
концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у
многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к
обучению, а так же управлению своими эмоциями.
Все движения кинезиологически упражнений воздействуют на различные
системы управления организмом. Все их можно разделить на три блока:
Уп р а ж н е н и я ,
у в ел и ч и ва ю щ и е
т о н у с
ко р ы
г о л о в н о г о
мозга (дыхательные
упражнения,
массаж
биологически-активных
точек), упражнения повышают энергетику коры головного мозга.
Упражнения,
улучшающие
возможности
приёма
и
переработки
информации
(движения
конечностями
перекрёстно-латерального
характера),
упражнения
восстанавливают
нарушенные
межполушарные связи и функциональную асимметрию мозга.
У п р а ж н е н и я ,
у л у ч ш а ю щ и е
к о н т р о л ь
и
р е г у л я ц и ю
деятельности (движения и позы перекрёстного характера), которые
восстанавливают
связи
между
лобным
и
затылочным
отделами
мозга,
устанавливают
баланс
между
правым
и
левым
полем
человека, снимают эмоциональный стресс.
Выполнение кинезиологических упражнений требует осмысленности и
высокого уровня саморегуляции. Осуществление таких движений и доведение
их до автоматизма возможно только при условии создания в коре головного
мозга новых нейронных сетей, что в свою очередь расширяют резервные
возможности мозга.
Для
результативности
коррекционно-развивающей
работы
необходимо
с о бл юд ат ь
о с н о в н ы е
т р е б о в а н и я
в
и с п о л ь з о в а н и и специальных
кинезиологических упражнений.
Педагог обязан сначала сам освоить все
упражнения
до
уровня
осознания
субъективных
признаков
изменений,
происходящих
в
системе
организма.
После
этого
обучать
каждого
ребенка
выполнять движения и приемы, получив обратную информацию о специфике
воздействия.
Познакомившись с работами А.Л. Сиротюк,
я стала использовать
кинезиологические упражнения и коммуникативные игры на занятиях ивне
занятий.
В своей работе с детьми я использую следующие кинезиологические
упражнения:
растяжки,
дыхательные
упражнения,
глазодвигательные
упражнения, телесные упражнения, развитие тонких движений пальцев рук,
упражнения для релаксации.
Растяжки – они нормализуют тонус мышц.
Гипертонус
(неконтролируемое
чрезмерное
мышечное
напряжение),
гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.
Гипертонус
проявляется,
как
правило,
в
двигательном
беспокойстве,
нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание,
нарушены двигательные и психические реакции.
Гипотонус
сочетается
с
замедленной
переключаемостью
нервных
процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых
усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать
почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на
самых
наглядных
и
простых
примерах,
одновременно
обучая
возможным
приемам релаксации.
Дыхательные
упражнения.
Дыхание
–
самая
важная
физическая
потребность тела. Дыхание впроцессе речи, или так называемое речевое
дыхание,
по
сравнению
с
физиологическим
дыханием
в
спокойном
состоянии имеет существенные отличия, обусловленными требованиями,
предъявляемые
к
дыхательному
акту
во
время
речи.
Дыхательные
упражнения
улучшают
ритмику
организма
(активность
мозга,
ритм
сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность.
Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль
над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для
коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Глазодвигательные
упражнения.
Они
позволяют
расширить
поле
зрения,
улучшить
восприятие.
Одновременные
и
разнонаправленные
движения
глаз
и
языка
развивают
межполушарное
взаимодействие
и
повышают энергедизацию всего организма. Известно, что движение глаз
активизируют процесс обучения.
Телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное
взаимодействие,
снимают ся
синкине зии
( н е п р о и з в о л ь н ы е ,
непреднамеренные движения) имышечные зажимы. Интересно отметить,
что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления
мысли
необходимо
движение.
Именно
поэтому
многим
людям
легче
мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе,
покачивании ногой, постукиванием карандашом по столу. В результате
движений
во
время
мыслительной
деятельности
простраиваются
нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При регулярном
выполнении
реципрокных
(перекрестных)
движений
образуется
и
миелинизируется
большое
количество
нервных
путей,
связывающих
полушария
головного
мозга,
что
способствует
развитию
психических
функций.
Развитие тонких движений пальцев рук, стимулирует общее развитие
речи
(морфологическое
и
функциональное
формирование
речевых
областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук),
а
также
является
мощным
средством
повышения
работоспособности
головного мозга.
Массаж
и
самомассаж.
Особенно
эффективным
является
массаж
пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148
точек,
расположенных
на
ушной
раковине,
которые
соответствуют
разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на
мочке уха – голове.
Упражнения
для
релаксации,
способствуют
расслаблению,
снятию
напряжения.
Кинезиологические занятия обладают как быстрым, так и накапительным
эффектом,
их
проводят
в
эмоционально
комфортной,
доброжелательной
обстановке,
под спокойную музыку. Результативность занятий зависит от
систематической
и
кропотливой
работы.
В
своей
работе
я
подбираю
упражнения в соответствие с лексической темой недели.
Игра «Повар Вася»
Повар Вася очень ловко
(Дети поднимают над головой ладони, «колпак»)
Чистит ножиком морковку,
(Одна ладонь раскрыта пальцами вниз, вторая ладонь зажата в кулаке,
имитация чистки моркови)
Взад – вперед, да взад – вперед.
Сыр на крупной терке трет:
(Поменять руки, и направить пальцы вниз)
Суп мешает поварешкой
(Одна рука согнута в локте «кастрюля», а вторая рука «мешает»)
И толкушкой мнет картошку,
(Поменять руки, и с напряжением кулачок двигается вверх, вниз)
Режет ножиком укроп:
(Раскрытые ладони направлены напротив друг друга, двигать в
противоположные стороны)
Вжик – вжик – вжик, и в миску, оп!
Игра «Мы тесто месим…»
Мы тесто месили, мы тесто месили:
(Левая рука в кулаке нажимает с усилием в открытую ладонь правой руки)
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько не месим, сколько не мнем,
(Правая рука в кулаке нажимает с усилием в открытую ладонь левой руки)
Комочки опять и опять достаем.
Игра «Мы варили суп…»
Мы варили суп – суп
(Потираем ладошки друг об друга)
Из перловых круп – круп
(Переворачиваем ладошки, одна вверх, другая вниз)
Получилась каша
(Ладони вверх)
То – то горе наше.
(Хватаемся за голову, наклоняем голову в стороны)
Замесили тесто
(Стучим кулачками по столу или по коленкам)
А оно не с места!
(Ставим руки на пояс, делаем злое лицо).
Игра «На моей тарелочке»
На моей тарелочке –
(Вытянуть руки вперед, пальцы в «замок»)
Рыженькая белочка,
(Большие пальцы поочередно прячутся за «замочек»)
Чтоб была она видна –
(«Выпучили» глазки)
Все съедаю я до дна.
(Одна рука вытянута вперед, чуть согнута в локте, пальцы прижать между
собой, другая рука сжата в кулаке, вращательные движения «ложкой»).
Игра «Поварята отдыхают, весело играют»
Это упражнение можно выполнять сидя или стоя. Два положения руки
«Кулак» - «Ребро»,
последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак
ладонь, положение ладони ребром. Выполняется сначала правой рукой, затем
левой рукой, потом двумя руками вместе противоположные движения.
Дети маршируют перекрестными шагами под счет: 1-2-3-4, одновременно
вместо произнесения числа, например: один, дети делают хлопок перед собой,
далее
2-3-4,
и
так
несколько
раз.
Затем
хлопок
на
число
два,
продолжая
маршировать 1- хлопок -3- 4 и т. д.
Рисование различных предметов, цифр, букв на
своей ладони, на спине
своего друга пальчиком, это не только любимая игра наших воспитанников, но
и увлекательные упражнения, как и другие кинезиологические игры, которые
способствуют:
развитию
мелкой
и
крупной
моторики
рук,
активизации
различных
отделов
коры
больших
полушарий,
повышению
способности
к
произвольному
контролю,
активизации
нервной
системы
тела,
активизации
межполушарных
связей,
поддержанию
и
развитию
нейрофизиологических
связей между телом и мозгом, профилактике дислексии и дисграфии.
Использование
кинезиологических упражнений при проведении
коррекционно-логопедической
работы,
а
также
создание
наиболее
разнообразной, интересной для детей
с ОВЗ
способствует решению задач
гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки,
активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.
Литература:
1.
Брагина.
Н.
Н.,
Доброхотова
Т.
А.
«Функциональные
ассиметрии
человека», М., 1981 г.
2. Дудьев В. П. «Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением
речи», Ж. «Дефектология», 1999 г., № 4
3. Коноваленко С. В. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до
9лет», М.,1998 г.
4. Сиротюк А. Л. «Коррекция обучения и развитие школьников», М., 2002 г.
5. Шанина Г.Е. «Упражнения специального кинезиологического комплекса для
восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков», М.,
1999 г.